Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







З.Прием составления метафор и загадок





Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 5-6 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми по картине «Спасаем мяч»

Выбран объект - «лужа».

1. Обозначается место: «лужа на траве». Лужа по форме сравнивается
с кляксой. Не называя выделенный объект, соединяем сравнение по форме и
местонахождение: «клякса на траве». Усиливаем сравнение тем, что клякса не
чернильная, а дождевая. Вставляем в текст: «Утренний дождь оставил
огромную прозрачную кляксу на траве».

2. Лужа сравнивается с зеркалом. Место - лужайка. Вставляем в
текст: «Елочки заглядывали в маленькие зеркала лужайки, оставленные
грибным дождем».

Выбран объект - «мяч».

Сравнивается по форме с колобком. Местонахождение - лужа. Усиливается характеристикой — «непослушный». Вставляется в текст: «В луже оказался непослушный колобок».

Выбран объект - «бантик».

Сравнение с бабочкой. Отличие - прозрачность. Местонахождение -волосы на голове у девочки. Фраза: «В волосах удобно устроились прозрачные крылья бабочки». Или «Голову девочки украшала бабочка, согретая теплом маминых рук».

При рассматривании картины И. Шишкина «Зима» мы использовали прием активизации мышления детей «Составление метафор и загадок по объектам картины». Например, дети выделили объект «Деревья», Дети предложили следующие сравнения.

Олеся О. « Дерево будто человек, который одел белую шапку».

Бато сравнил снег с белым, ажурным покрывалом.

Получилась метафора «Белое ажурное покрывало накрыло деревья, которые стояли в белых мохнатых шапках».

Загадывание загадок по картине. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки детей дошкольного возраста. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Например, при рассматривании картины «Ежи» мы использовали следующий алгоритм работы:

Воспитатель: «Что делает ежик?»

Бато: «Пыхтит, собирает, семенит». Воспитатель: Пыхтит как кто или что?

Таня Э.: «Пыхтит как новенький паровозик» (сравнение на «завышение»). Дарима Ф. «Пыхтит как старый чайник» (сравнение на «занижение»). Мижит: «Собирает как хорошая хозяйка» (сравнение на «завышение»). Игорь П.: «Собирает как жадина» (сравнение на «занижение»). Дарима С: «Семенит, как ребенок, который учится ходить» (сравнение на «завышение»).

Загадки, самостоятельно составленные детьми по картине «Ежи»

«Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

«Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Составления загадки про гриб Воспитатель: «На что похож гриб?» Дарима С. - На мужичка. Воспитатель: «А чем отличается от мужичка?» Батожаргал: «У гриба нет бороды.» Воспитатель: «Еще на что похож?» Игорь П. «На дом, но без окон». Воспитатель: А еще?

Бато: « На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка».

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Загадки, самостоятельно составленные детьми по картине «Спасаем мяч»

Дариа Ф. «Мяч».

Круглый, как колобок Непослушный как ребенок.

Бато Резиновый, но не колесо. Прыгает, но не заяц, Летает, но не птица, Стучит, как ножки малыша.

Игорь П. «Бантик». Порхающий, как бабочка, Голубой как небо, Легкий, но не пушинка. Мижит Р.»Лужа». Прозрачная как стекло, Отражающая как зеркало, Бесформенная, но не клякса. Оля С. «Цветок ромашки». Одна сердцевинка как солнце, Много лепестков как ресниц Батожаргал: Одно золотое солнышко, со многими белыми лучами.

Таким образом, на примере картин «Спасаем мяч», «Ежи», «Зима» И. Шишкина, мы рассмотрели, которые будут активизировать мыслительную деятельность детей при обучении составлению рассказа по картине. Данные приемы не только будут активизировать мыслительную деятельность, но и развивать связную речь детей, развивать навыки описательных рассказов.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление...), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама -дети...) и др.

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, нами предлагались следующие творческие задания:

- пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта
(воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему
он это сделал.

- Например рассматривание картины «Кошка с котятами». Воспитатель
вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и «объясняют» ему, что
блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на
коврике».

- «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по
взаимному расположению. Например, «Котята дружат между собой, потому
что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть».

- «Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат».
Например, «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из
нее и не хотят там быть».

Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.

Игра «Найди самое удачное название картины». Конкретному ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну - две самых подходящих и объяснить, почему на его взгляд это так. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам текста.

Например, для картины «Как подружки котёнка спасли» мы предлагали следующие пословицы и поговорки: «Добро век не забудется», «Жизнь дана на

добрые дела», «Мир не без добрых людей», «Трудно найти, легко потерять», «Умел ошибаться, умей исправляться», «Семь раз примерь, один раз отрежь», «Поспешишь, людей насмешишь» и т д.. Дети сами придумывали название картины и объясняли почему.

Например, рассказ Даримы Ф. «Я эту картину назвала бы «Мир не без добрых людей», потому что обязательно будет кто-нибудь добрый, кто тебя спасет, когда ты окажешься в беде». Бато. «Я предлагаю назвать картину «Жизнь дана на добрые дела», потому что девочки сделали доброе дело, они спасли котенка. А если у девочек случится беда -их тоже кто-нибудь спасет».

Например, на занятии «Сравнительное рассматривание пейзажных
картин «Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» Е.Волкова» мы

использовали прием «Вхождения в картину». Детям предлагалось произнести слова: «Раз, два, покружились - и в картине очутились» Воспитатель предлагает детям войти в картину, пройти в картину. Затем воспитатель говорит: «Мы вдохнули чудесный запах родной природы. И мы оказались вдруг на берегу синей реки, под тонкими стройными березками в желто - оранжевом горении листьев. Грустная поэзия осенней красоты у художника согрета любовью, призывает к раздумью, сосредоточенности. Присядем да прислушаемся. Густая синь реки, золото сентябрьской листвы. Стройные березки словно остановились в раздумье на берегу реки». Затем воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они видят, слышат и чувствуют.

Игорь П. «Я вижу белые березки, которые переливаются золотым светом».

Дарима Ф. «Я чувствую запах грибов, листьев, свежий запах воды».

Оля С. «Я слышу, как поют птицы, журчит вода в речке, вижу, как сверкает вода на солнце»

Таблица

 

 

 

  Название игры, цель Методические рекомендации  
  Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.  
  «Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.  
  «Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.  
  «Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.  
  «Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.  
  «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».  
  К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».  
  К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».  
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные -несъедобные для человека и живых объектов, Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
«Чтобыло, чтобудет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце -хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.
           

Таким образом, мы включали в занятия приемы, способствующие развитию развития связной речи и на других занятиях по обучению рассказыванию по картине.

Исходя из положения отечественных психологов о том, что игра — ведущий деятельности детей дошкольного возраста, в игре ребенок растет, развивается, познает мир, для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, по-нашему мнению, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания. Данные игры могут включаться как на занятиях, так и в нерегламентированной детской деятельности [17].

Данная работа будет эффективной, если к ней мы привлечем родителей.

Для родителей на родительском собрании мы приготовили задания, направленные на развитие у родителей представлений об активизации развития связной речи детей при составлении рассказов по картине.

Родителям предлагалось представить, что они оказались в картине Саврасова «Грачи прилетели». Они должны были описать то, что они видят, слышат, чувствуют.

Затем родителям предлагалось составить загадки по объектам картины.

Интересной формой работы с родителями, на наш взгляд, является оформление альбома «Родительская эстафета», в которой каждый родитель придумывает различные задания по активизации развития связной речи при рассказывании по картине или придумывают и записывают свои рассказы.

Например, родители Ольги С. вместе с дочерью придумали такой рассказ фантастического характера по картине «Кошка с котятами». «Клубок, который научился летать»

«Жил был клубочек ниток. Он был круглым и красным. Лежал в плетеной корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А красный клубочек все летал и летал, ему так понравилось летать. А вечером, когда котята уснули, красный клубочек отдал Волшебнику крылышки и вернулся спать в свою корзинку. А котятам во сне снилось, что они вместе с красным клубочком летают».

Так же для родителей проводились консультации, проводились открытые занятия.

Мы увидели, что родители тоже заинтересовались этим вопросом и стали применять данные методы и игры с детьми дома.

Результаты нашей работы были представлены коллегам- воспитателям,
нами был организован семинар «Методы и приемы, активизирующие
мышление детей». На теоретическом семинаре нами было сделано сообщение
об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста, раскрыли методические основы применения приемов,

активизирующих мыслительную деятельность при обучении рассказыванию по картине.

На семинаре - практикуме мы использовали задания для педагогов, которые на практике помогут овладеть педагогам этими приемами.

Была представлена методическая копилка игр, способствующих активизации мышления детей при обучении рассказыванию по картине.

Были показаны открытые занятия по теме «Люблю березку русскую».

Рассматривание и сравнение картин «Березовая роща» И. И. Левитана и А. И. Куинджи, «Сравнение пейзажных картин И.И.Шишкина «Зима» и И.Э.Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», в которые были включены все нетрадиционные приемы, активизирующие мыслительную деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, нами была проведена формирующая работа с детьми по активизации развития связной речи при обучении рассказыванию по картине. Для этой цели нами были использованы следующие приемы: «Определение состава картины», «Установление взаимосвязей между объектами на картине» «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» «Составление загадок и метафор по картине» «Смысловая характеристика картины» «Смысловая характеристика картины»

Данная работа была организована не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этой цели мы использовали игры и игровые упражнения.

Для родителей был организован родительский всеобуч, на котором мы познакомили родителей с основными приемами активизации развития связной речи у детей при обучении рассказыванию по картине.

С педагогами детского сада был организован семинар, проведены для них открытые занятия.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.