Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие «Наука». Наука как система знаний. Принципы организации научного знания.





Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющие цель – постижение истины.

 

Наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Кроме того, наука в науке можно выделить три основных аспекта (подсистемы):

1) наука как специфический тип знания;

2) наука как особый вид деятельности;

3) наука как особый социальный институт.

Наука как система знаний характеризуется взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), строгой доказательностью, принципиальной опытной проверяемостью, воспроизводимостью, обоснованностью вывод также общезначимостью. Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.

Особенности науки как системы знаний:

Научные знания отличаются от обыденного знания. Нахождение новых фактов и результатов. Научное знание объясняет эти факты и результаты с помощью теорий, законов и гипотез.

Наука – систематизированное знание, но не всякое систематизированное знание является научным (каталог, словарь).

Научное знание определяет логически организованная система.

Отличительной чертой науки, как системы знаний является относительная адекватность отражаемому объекту. В научном знании есть содержащаяся независимо от человека некая объективная истина.



Научные знания дают возможность предсказать факты и явления раннее не известные на основе созданных законов и теорий.

Наука имеет в качестве объекта своего исследования ненаблюдаемое явление, т.е. исследование сущности явлений, а не описание его.

Надежность и проверяемость научных знаний.

Научные знания выражаются и фиксируются в языке науке.

Научные знания должны служить практике. Практическая ценность научных знаний.

Особенности научного знания:

Всеобщность. Наука изучает общие законы и свойства предмета, выявляет закономерности развития и функционирования объекта в системе. Знание не ориентируется на уникальные черты и свойства предмета.

Необходимость. Фиксируются главные, системообразующие стороны явления, а не случайные аспекты.

Системность. Научное знание – это организованная структура, элементы которой тесно связаны между собой. Вне конкретной системы знание не может существовать.

 

Критерием научного статуса теории является ее проверяемость и принципиальная опровергаемость.

Известно несколько критериев разграничения научных и псевдонаучных идей. В 1920-е гг. философами-неопозитивистами была предложена верификационная концепция научного знания. В качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного неопозитивисты рассмотрели верификацию, т.е. опытную подтверждаемость. Научные высказывания осмысленны, поскольку могут быть проверены на соответствие опыту, неверифицируемые высказывания бессмысленны. Научные положения тем лучше обоснованы, чем больше подтверждающих эти положения фактов. С помощью процедуры верификации неопозитивисты предполагали очистить науку от всех неосмысленных высказываний, построить идеальную с точки зрения логики модель науки. Очевидно, что в неопозитивистской модели наука сводилась к эмпирическому знанию, высказываниям о фактах, подтверждаемым опытом.

Верификационная концепция научного знания сразу же после появления была подвергнута критике. Суть критических положений сводилась к утверждениям о том, что наука не может развиваться только на основе опыта, так как предполагает получение и таких результатов, которые несводимы к опыту и напрямую из него невыводимы. В науке существуют высказывания о фактах прошлого, формулировки общих законов, которые не могут быть проверены с помощью критерия верификации. Кроме того, сам принцип верифицируемости неверифицируем, т.е. его следует отнести к разряду бессмысленных, подлежащих исключению из системы научных высказываний.

К. Поппер в своей концепции критического рационализма предложил иной критерий отграничения научного знания от ненаучного – фальсификацию. Теоретическая позиция критического рационализма складывалась в полемике с неопозитивизмом. Так, К. Поппер утверждал, что научное отношение – это прежде всего критическое отношение. Испытание гипотезы на научность должно заключаться не в поиске подтверждающих фактов, а в попытках опровержения. Фальсифицируемость, таким образом, приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих положений теории выводятся следствия, которые могут быть соотнесены с опытом. Затем эти следствия подвергаются проверке. Опровержение одного из следствий теории фальсифицирует всю систему. «Неверифицируемость, а Фальсифицируемость системы должна считаться критерием демаркации... От научной системы я требую, чтобы она имела такую логическую форму, которая делает возможным ее выделение в негативном смысле: для эмпирической научной системы должна существовать возможность быть опровергнутой опытом», - утверждал К. Поппер. По его мнению, науку следует понимать как систему гипотез, догадок и предвосхищений, которые используются до тех пор, пока выдерживают эмпирическую проверку.

Таким образом, К. Поппер предлагает анализировать науку на теоретическом уровне, как целостную систему, а не заниматься подтверждением отдельных высказываний. Любая теория, по его мнению, если она претендует на статус научной, должна в принципе опровергаться опытом. Если теория построена так, что она в принципе неопровержима, то ее нельзя считать научной.

 

Принципы научного познания

Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принци­пом соответствия и принципом дополнительности. Прин­цип детерминизма имеет, можно сказать, многовековую историю, хотя он претерпел на рубеже XIX - XX веков существенные изменения и дополнения в своем толкова­нии. Принципы соответствия и дополнительности были сформулированы в период рубежа XIX и XX веков в связи с развитием новых направлений в физике - теории отно­сительности, квантовой механики и т.д. и в свою очередь, в числе других факторов, обусловили перерастание классической науки XVIII — XIX веков в современную науку. Принцип детерминизма. Принцип детерминизма, бу­дучи общенаучным, организует построение знания в кон­кретных науках. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности как совокупности обстоятельств, ко­торые предшествуют во времени какому-либо данному со­бытию и вызывают его.

То есть имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных усло­виях с необходимостью порождает, производит другое яв­ление, процесс (следствие).

Принципиальным недостатком прежнего, классического (так называемого лапласовского) детерминизма явилось то об­стоятельство, что он ограничивался одной лишь непосредствен­но действующей причинностью, трактуемой чисто механисти­чески: объективная природа случайности отрицалась, вероятно­стные связи выводились за пределы детерминизма и противопоставлялись материальной детерминации явлений.

Современное понимание принципа детерминизма пред­полагает наличие разнообразных объективно существую­щих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выра­жаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих мо­мента порождения одного другим. Сюда входят простран­ственные и временные корреляции, функциональные за­висимости и т.д. В том числе в современной науке, в отли­чие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке статистических законов или со­отношений нечетких множеств, или соотношений интер­вальных величин и т.д.[1]

Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобщей дейст­вующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. В том числе и такие события, называемые случайными, в совокупности которых выяв­ляются статистические законы.

 

В последнее время теория вероятностей, математиче­ская статистика и т.д. все больше внедряются в исследова­ния в общественных, гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.

Принцип соответствия. В своем первоначальном виде принцип соответствия был сформулирован как «эмпири­ческое правило», выражающее закономерную связь в фор­ме предельного перехода между теорией атома, основан­ной на квантовых постулатах, и классической механикой; а также между специальной теорией относительности и классической механикой. Так, например, условно выделя­ются четыре механики: классическая механика И. Ньюто­на (соответствующая большим массам, т.е. массам, неиз­меримо большим массы элементарных частиц и малым ско­ростям, т.е. скоростям, неизмеримо меньшим скорости света), релятивистская механика - теория относительно­сти А. Эйнштейна (большие массы, большие скорости), квантовая механика (малые массы, малые скорости) и ре­лятивистская квантовая механика (малые массы, большие скорости). Они полностью согласуются между собой «на стыках». В процессе дальнейшего развития научного знания истинность принципа соответствия была доказа­на практически для всех важнейших открытий в физике, а вслед за этим и в других науках, после чего стала воз­можной его обобщенная формулировка: теории, справед­ливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более об­щих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохра­няют свое значение для прежней области явлений как пре­дельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории.

Принцип соответствия означает, в частности, и преемст­венность научных теорий. На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание со­искателей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках (в том числе в педагогике) стали по­являться работы, особенно выполненные людьми, пришед­шими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей на­учного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т.п., мало связанные или никак не свя­занные с прежними теориями. Так, например, во многих пе­дагогических исследованиях последнего времени, посвящен­ных различным образовательным, информационным техно­логиям в обучении, педагогическим техникам и т.д. новые построения вообще никак не соотносятся с традиционными для педагогики понятиями: педагогический процесс, дидак­тика, методика, методы, средства обучения и т.п. Новые тео­ретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга.

Принцип дополнительности. Принцип дополнительно­сти возник в результате новых открытий в физике также на рубеже XIX и XX веков, когда выяснилось, что иссле­дователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посред­ством применяемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: вос­произведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. В физике, в частности, это означало, что по­лучение экспериментальных данных об одних физических величинах неизменно связано с изменением данных о дру­гих величинах, дополнительных к первым. Тем самым с помощью дополнительности устанавливалась эквивалент­ность между классами понятий, описывающими противо­речивые ситуации в различных сферах познания.

Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение систе­мы знаний в окончательном и завершенном виде; на одно­значное исследование событий; исключение из контекста на­уки влияния деятельности исследователя и используемых им средств; на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного; то с появлением принципа до­полнительности ситуация изменилась. Важно следующее:

— включение субъективной деятельности исследова­теля в контекст науки привело к изменению понимания

предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы

принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;

— взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в

том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том чис­ле различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область.

Так, например, в настоящее время многие социально-экономические системы исследуются посредством постро­ения математических моделей с использованием различ­ных разделов математики: дифференциальных уравнений, теории вероятностей, нечеткой логики, интервального анализа и др. Причем интерпретация результатов моделилования одних и тех же явлении, процессов с использова­нием разных математических средств дают хотя и близкие, но все же разные выводы.









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.