|
Отношение американской общественности к России и к русскому народу.После 1881 г. в России произошел отказ от политики реформ и началось наступление реакции, а в США стали более реалистично и критически оценивать «заокеанского друга», нарастала экономическая конкуренция и экспансионистские амбиции Соединенных Штатов на Дальнем Востоке. Америка переживала сложный период переоценки ценностей. Массовая «новая иммиграция» создала угрозу для национальной идентичности, падение интереса к вопросам веры и деморализующий материализм вызывали серьезное беспокойство религиозных и общественных деятелей, видевших в этом разрушение фундаментальных основ американского образа жизни. Дискриминация индейцев и афроамериканцев дискредитировала право США на выполнение миссии по распространению демократических идеалов во всем мире. В этих условия формировалась новая мессианская идея, касавшаяся освобождения, реформирования и развития России, обусловленная экономическими интересами, политическими целями, религиозными устремлениями и призванная укрепить веру американцев в особое предназначение. Внутриполитическая ситуация в Российской империи стала предметом дискуссии в американском обществе во второй половине 1880-х годов. В это время в Соединенных Штатах Америки складывается немногочисленная, но энергичная оппозиция царскому режиму, поддержанная представителями российской политической эмиграции и инициировавшая первое в истории взаимоотношений двух стран масштабное движение американцев за создание свободной России. Свидетельством растущего интереса и симпатий к делу русской свободы по другую сторону Атлантики стали многочисленные публикации в американской прессе, массовые митинги в защиту и поддержку тех, кто боролся за обновление России, деятельность обществ, возникших в 1889-1891 гг. в Филадельфии, Денвере и Бостоне при участии российских политических эмигрантов. Самое влиятельное и известное из них – Общество американских друзей русской свободы – было создано в Бостоне в апреле 1891 г. и в том же году наладило американское издание журнала «Free Russia». Движение за демократизацию России консолидировалось и достигло своей высшей точки в связи с борьбой сначала против ратификации русско-американского договора о взаимной выдаче преступников, подписанного в марте 1887 г., а затем за его денонсацию[83]. В последнем случае удалось организовать чисто американскую, общенациональную компанию, призванную помочь политическим эмигрантам из России сохранить право на убежище в США. Состав участников движения за свободную Россию, в первых рядах которого оказались бывшие аболиционисты и их дети, а также анализ выступлений Друзей русской свободы позволяют обратить внимание на очень важный, расовый, аспект восприятия Российской империи, так как ими проводились аналогии между движением за свержение самодержавия и борьбой против рабства, параллели между движением за свободную Россию и усилиями, направленными на просвещение темнокожих американцев, и на приобщение к благам цивилизации индейцев и жителей Гавайских островов. В предыдущий период по обе стороны Атлантики сравнивали Авраама Линкольна, отменившего рабство в США, с царем-освободителем Александром II, отменившим в России крепостное право, и соответственно, американских рабов с русскими крепостными крестьянами. Таким образом, русские оказывались в одном ряду с темнокожими, индийцами, филиппинцами, т.е. теми, кто нуждался в просвещении, и становились потенциальными объектами глобальной миссии Америки. В конце XIX в. в американском обществе еще была свежа память о помощи России, оказанной Соединенным Штатам в период Гражданской войны. Самым ярким подтверждением стойкости существовавших в общественном сознании представлений о «российско-американской дружбе» стало филантропическое движение, организованное американцами в период голода в России 1891-1892 гг. и развернувшееся на фоне деятельности Друзей русской свободы[84]. Однако во время дебатов в Конгрессе идеологические аргументы, были использованы для того, чтобы блокировать решение вопроса о выделении средств для транспортировки собранного в США продовольствия. И эта полемика, перенесенная со страниц печати и публицистических работ в стены федерального законодательного органа, свидетельствует об изменениях, происходящих в американском обществе в восприятии России. В свою очередь, филантропическое движение помощи русским голодающим закрепляло образ страны отсталой, характерными чертами которой стал периодически повторяющийся голод, неграмотность, пьянство и пассивность аграрного населения. Деградация и обнищание крестьянства и сопряженное с этим ощущение того, что славянские народ принадлежат к низшей расе, все это стало серьезным препятствием для распространения представлений о России как о стране, способной к демократии. По мнению американских наблюдателей, сопровождавших грузы с продовольствием за океан, голод был вызван не столько природными условиями, столько истощением почв и общим упадком крестьянского хозяйства, отсталой системой землепользования, лишавшей человека инициативы и заинтересованности в результате своего труда, негативными последствиями крестьянской реформы 1861 г. Филантропическая компания в период голода 1891-1892 гг., проходившая под лозунгом милосердия, гуманности, помощи ближнему, вообще стала одной из первых масштабных гуманитарных акций США за границей. В итоге это движение способствовало формированию в общественном сознании образа России – получательницы гуманитарной помощи Америки, объектом ее цивилизаторской миссии. Подъему мессианских настроений американцев также способствовала новая теология, смещавшая внимание от традиционной сосредоточенности на уникальной природе США к проблеме вселенского крестового похода с целью американизации всего мира. Важнейшей составляющей оппозиции царскому режиму, возникшей в Соединенных Штатах в конце XIX в., стали выступления американцев против дискриминации еврейского меньшинства Российской империи. Если гражданско-правовой аспект «еврейского вопроса» позволял американцам демонстрировать приверженность демократическим идеалам и выступать защитниками религиозной свободы в других странах, то иммиграционный и паспортный непосредственно затрагивали их собственные интересы. В последнем случае речь шла о нарушении прав американских граждан вследствие политики религиозной нетерпимости и национальной исключительности в России. В итоге в США была предпринята попытка интернационализации вопроса о правовом статусе русских евреев. Проблема антиеврейского насилия в России стала значимым аргументом в критике «варварского характера самодержавия», а движение Друзей русской свободы получило поддержку со стороны представителей еврейской общины США. Состав эмиграции из России в США наглядно подтверждал тезис о том, что Российская империя – тюрьма для этнических и религиозных меньшинств, так как в переселенческом потоке преобладали евреи, поляки, финны, латыши, русские немцы, а «настоящие» русские составляли всего 4,2%. С конца XIX в. выходцы из Российской империи стали носителями негативных представлений о покинутой ими стране и вносили существенный вклад в демонизацию ее образа в общественном сознании. Если говорить в целом о движении за демократизацию России, то в середине 1890-х годов оно переживало спад. Журнал «Free Russia» рассылался в сотни газет, которые часто перепечатывали его статьи, однако издание постепенно испытывало финансовые трудности и в июле 1894 г. было вынуждено закрыться. Друзьям русской свободы не удалось добиться аннулирования договора об экстрадиции. Он отвечал охранительной иммиграционной политике вашингтонского кабинета, к тому же рассчитывавшего на поддержку императорского правительства во время переговоров с Англией по Берингову морю и встречное движение в вопросе о натурализации. Дипломаты с обеих сторон прилагали усилия к тому, чтобы исключить идеологический фактор из сферы российско-американских отношений. Вплоть до конца XIX в. они продолжали развиваться в режиме сотрудничества. Деятельности участников движения за реформирование Российской империи, преодолевавших свои сомнения по поводу обычаев беспрекословного повиновения русских и отсталости многомиллионного крестьянства России, противостояли русофилы. Усилия американских русофилов были направлены на то, чтобы подчеркнуть своеобразие православной русской цивилизации, многовековую историю страны, богатство национальной культуры, взглянуть на Россию «изнутри», понять и принять ее. Среди русофилов было много известных американских писателей, дипломатов и бизнесменов. На страницах американских журналов появляется целая серия статей посвященных идеям русофилов. Однако в связи с начавшимся сближением США и Великобритании в прессе в конце 1890-х годов была развернута пробританская компания, акцентирующая внимание американцев на проблеме цивилизационного единства англосаксонских наций, нацеленная на критику русской агрессии в Азии и разрушение фоновых антианглийских настроений, существовавших в американском обществе.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|