|
Методика разучивания белорусского танца
В белорусском танце чаще всего встречаются четыре позиции ног —первая, вторая, третья и шестая,— для которых, в отличие от позиций ног классического танца, характерно полувыворотное положение. Также можно, встретить еще две позиции ног: вторую параллельную и четвертую параллельную. Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги.
Позиции и положения рук
Танцевальные позиции в белорусском танце встречаются в несколько измененном виде. Исходная позиция Обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу. Вторая позиция Руки подняты в стороны, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх. В парном танце одна рука часто находится в третьей позиции ладонью вверх, другая свободно опущена или на талии. Кроме позиций рук в белорусском танце существует множество разнообразных положений.
Положения рук в сольном танце Обе руки, согнутые в локтях,— на талии ладонями или тыльной стороной кисти, локти направлены в стороны и чуть вперед Руки скрещены на груди, локти отведены, правая рука сверху Обе руки юношей, согнутые в локтях, лежат сзади на талии тыльной стороной кисти Одна рука согнута в локте и поднята вверх, локоть чуть отведен от корпуса в сторону и направлен вниз, кисть чуть выше плеча. Другая рука тыльной стороной кисти лежит сбоку на талии.
Основные движения и ходы: - Простой шаг с ударом стопой Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — третья позиция ног (правая нога впереди). Шаг вперед правой ногой, опускаясь с полупальцев на всю ступню,
и Шаг вперед левой ногой, опускаясь с полупальцев на всю ступню, два Шаг вперед правой ногой, ставя ее с полупальцев на всю ступню, и Левую ногу приставить к правой ноге по третьей и ударить всей ступней об пол. - Переменный шаг
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — третья позиция ног (правая нога впереди). раз Шаг вперед правой ногой,
и Шаг вперед левой ногой, два Шаг вперед правой ногой,
и Пауза. Движение повторяется, начиная с левой ноги. - Приставной шаг
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на одну четверть такта. Исходное положение — шестая позиция ног.
раз Шаг правой ногой в сторону вправо,
и Левую ногу приставить к правой в шестую позицию. Движение можно исполнять и с левой ноги, делая шаг влево. - Шаг с ударом стопой
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на одну четверть такта. Исходное положение — шестая позиция ног. раз и Шаг правой ногой в сторону вправо. Левую ногу приставить к правой ноге в шестую позицию, с ударом всей стопой об пол. Движение можно исполнять с левой ноги. Исполнить то же, что и на «затакт».
- Галоп
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. раз Скользящий шаг в сторону вправо на низкие полупальцы правой ноги и Подвести левую ногу к правой вплотную (как бвыбивая правую ногу), ставя ее на низкие полупальцы. два Повторить движения, исполнявшиеся на счет «раз-и». Движение можно исполнять с левой ноги с продвижением влево. -Скользящий шаг
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. Скользящий шаг вперед правой ногой, слегка сгибая, а затем выпрямляя ее в колене.
- Дробный шаг
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение— шестая позиция ног. раз Топнуть всей стопой правой ноги, ставя ее немного в сторожу вправо и перенося на нее тяжесть корпуса. Ударить всей стопой левой ноги рядом с правой по шестой позиции, не перенося на нее тяжесть корпуса. Топнуть всей стопой левой ноги, ставя ее немного в сторону влево и перенося на нее тяжесть корпуса. и Ударить всей стопой правой ноги рядом с левой по шестой позиции, не перенося на нее тяжесть корпуса.
- Мелкий бег
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. раз Легкий прыжок вперед на правую ногу, ставя ее на низкие полупальцы
и Легкий прыжок вперед на левую ногу, ставя ее на низкие полупальцы,
два Повторить движение, исполнявшееся на счет «раз»,
и Вынести левую ногу с вытянутым носком вперед, немного приподняв ее от пола.
Движение исполняется в быстром темпе. - Бег с отбрасыванием ноги
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. раз Прыгнуть вперед на низкие полупальцы правой ноги, а левую ногу резко отвести назад под прямым углом. два Перепрыгнуть вперед на низкие полупальцы левой ноги, а правую ногу резко отвести назад под прямым углом. - Шаг польки
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — третья розиция (правая нога впереди). затакт Подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу отделить от пола, раз Шаг вперед на полупальцы правой ноги, левуюногу отделить от пола,
и Переступить на полупальцы левой ноги, поставив
ее рядом с правой ногой, которую чуть отделить от пола. два Шаг вперед на полупальцы правой ноги,
и Подскочить на полупальцах правой ноги, левую ногу отделить от пола.
Движение исполняется очень легко, на полупальцах, пружиня на каждом шаге. - Дробная полька
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. затакт Подскочить на левой ноге вперед, правую ногу согнуть в колене и немного приподнять. раз Дважды ударить всей столой правой ноги об пол, перенося на втором ударе на нее тяжесть корпуса, левую ногу немного приподнять. и Небольшой шаг вперед левой ногой, с ударом всей стопой, правую ногу чуть приподнять. два Ударить всей стопой правой ноги, ставя ее в шестую позицию и не перенося на нее тяжесть корпуса. и Подскочить на правой ноге с продвижением вперед, левую ногу согнуть в колене и немного приподнять.
- Полька-трасуха
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног; руки свободно опущены вдоль корпуса. затакт Слегка подскочить на левой ноге, правую ногу чуть отделить от пола. Колени не сгибать Плечи чуть приподнять. 1-й такт Правую ногу с двойным ударом всей ступней опустить на пол рядом с левой. Левую ногу отделить от пола, колени ног не сгибать. Плечи опустить, корпус развернуть на 45° вправо, голову повернуть влево,
и Поставить левую ногу на пол рядом с правой, правую чуть отделить от пола, колени не сгибать. Плечи немного приподнять. Корпус и голова — в прежнем положении, два Поставить правую ногу на пол рядом с левой, колени слегка согнуть, плечи опустить. Одновременно корпус и голову вернуть в исходное положение. и Слегка подскочить на правой ноге, левую ногу чуть отделить от пола, колени выпрямить. Плечи чуть приподнять. 2-й такт Повторить движения, исполнявшиеся на 1-й такт, но с левой ноги, корпус развернуть на 45° влево, голову повернуть вправо. Основным движением «польки-трасухи» является сочетание потряхивания верхней части корпуса (плеч) с технически сложным исполнением пружинистого движения ног. Движение можно исполнять как в сольном, так и в парном танце, с продвижением и на месте. Руками можно исполнять различные движения или опустить их вдоль корпуса. - Двойной притоп
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. раз Топнуть всей стопой правой ноги, перенося на нее тяжесть корпуса. два Топнуть всей стопой левой ноги, приставив ее рядом с правой в шестую позицию.
- Тройной притоп
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. раз Топнуть всей стопой правой ноги, левую ногу немного отделить от пола,
и Топнуть всей стопой левой ноги, поставив ее рядом с правой, которую немного приподнять,
два Топнуть всей стопой правой ноги, поставив ее рядом с левой в шестую позицию,
и Пауза. Движение можно исполнять, начиная с левой ноги. - Припадани
Музьжальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — третья позиция ног (правая нога впереди). раз Сделать шаг в сторону вправо с полупальцев на всю ступню правой ноги, мягко приседая на ней, левую ногу согнуть в колене и подвести ее к щиколотке правой ноги. Колено левой ноги направить влево. и Переступить на полупальцы левой ноги, выпрямив ее в колене и поставив сзади правой ноги, которую немного приподнять в сторону вправо, вытянув ее в колене и подъеме. два-и Повторить движения, исполнявшиеся на счет «раз-и». Движение можно исполнять с левой ноги, продвигаясь влево. - Па де баск
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — третья позиция ног (правая нога впереди). затакт Слегка присесть на левой ноге, одновременно правую отделить от пола, отвести вперед и вправо, описав в воздухе полукруг. раз Перескочить на правую ногу, ставя ее на всю стопу. и Переступить на левую ногу, поставив ее впереди равой на полшага вперед. два Переступить на правую ногу, ставя ее в прелшее положение. и Слегка присесть на правой ноге, одновременно левую, чуть отделив от пола, отвести вперед и влево, описывая в воздухе полукруг. Далее движение продолжается с другой ноги. - Па де баск вперед
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — третья позиция ног (правая нога впереди). затакт Слегка присесть на левой ноге, одновременно пра-
вую ногу невысоко приподнять над полом,
раз Небольшой прыжок вперед на правую ногу,
и Переступить вперед на левую ногу, два Переступить вперед на правую ногу,
и Присесть на правой ноге, одновременно чуть приподнять левую ногу над полом и затем продолжать движение с другой ноги. - Мячик
Музыкальный размер 2/4, Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — полное приседание на полупальцах обеих ног, колени разведены в стороны, пятки вместе, раз Слегка подпрыгнуть, не вставая из приседания и продвигаясь в сторону вправо, два Повторить движение, исполнявшееся на счет «раз». - Присяды
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. 1-й такт раз Скользящий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в колене. два Приставить скользящим движением левую ногу к правой в шестую позицию. 2-й такт раз Скользящий шаг вперед левой ногой, сгибая ее в колене. два Приставить скользящим движением правую ногу к девой в шестую позицию. - Шаг с подскоком
Музыкальный размер 2/4 Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног.
раз Шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги,
и Легко подскочить на полупальцах правой ноги. А левую ногу, согнув в колене, приподнять немно-
го вперед с вытянутым подъемом,
два Шаг вперед на низкие полупальцы левой ноги,
и Легко подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу, согнув в колене, приподнять немного вперед с вытянутым подъемом.
Движение может исполняться на месте и с продвижением. - Подскоки в повороте
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — третья позиция ног (правая нога впереди)» раз Шаг в сторону вправо правой ногой, левую ногу отделить от пола,
и Легкий подскок на низких полупальцах правой ноги, поворачиваясь вправо на 180°, левую ногу, согнув в колене, приподнять вперед с вытянутым подъемом два Шаг в сторону влево левой ногой, правую ногу отделить от пола. и Легкий подскок на полупальцах левой ноги, поворачиваясь еще на 180° вправо, правую ногу, согнув в колене, приподнять с вытянутым подъемом вперед. - Вращение полькой
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног; руки на талии. затакт Подскочить на полупальцах левой ноги, начиная поворот вправо, правую ногу отделить от пола. 1-й такт раз Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола.- и Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы левой нога, а правую ногу отделить от пола. два Заканчивая первый поворот, переступить на полупальцы правой ноги, приставив ее к левой ноге и не перенося на нее тяжесть корпуса. и Подскочить на полупальцах правой ноги, начиная новый поворот, левую ногу отделить от пола. 2-й такт раз Переступить, продолжая поворот вправо, на полу-
пальцы левой ноги, правую ногу отделить от пола, и Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола. два Заканчивая поворот, приставить левую ногу к правой ноге. и Пауза. Все переступания делаются легко, пружинисто.
- Лявониха ход
Движение 24. «Основной ход танца «Лявониха». Музыкальный размер 2/4. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. затакт Проскользнуть носком правой ноги по полу вперед и слегка оттолкнуться от пола. 2-й такт раз Шаг правой ногой с маленьким прыжком вперед, и Переступить вперед на левую ногу, два Переступить вперед на правую ногу. Повторить движение, исполнявшееся на «затакт», но с левой ноги, и продолжать движение. - Юрочка ход
Музыкальный такт 2/4. Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног; руки на талии. 1-й такт раз Легкий пружинный шаг вперед на правую ногу, и Легкий пружинный шаг на левую ногу, два Легкий пружинный -шаг вперед на правую ногу, и Пауза. 2-й такт раз-и Перепрыгнуть на левую ногу, правую ногу отделить от пола. Руки перевести в первую позицию. два-и Оставаясь на левой ноге, правую ногу поставить вперед на каблук. Руки раскрыть во вторую позицию. Корпус чуть откинуть назад.
- Крыжачок ход
Музыкальный размер 2/4. Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног. затакт Подскочить на полупальцах левой ноги с передвижением вперед, а правую ногу поднять вперед, согнув ее в колене под прямым углом. 1-й такт раз Резко переступить на полупальцы правой ноги, а левую ногу слегка приподнять от пола. и Пружинный шаг вперед на полупальцы левой ноги. два Пружинный шаг вперед на полупальцы правой ноги. и Подскочить на полупальцах правой ноги с продвижением вперед, левую ногу поднять вперед, согнув ее в колене под прямым углом. 2-й такт раз Резко переступить на полупальцы левой ноги, правую слегка приподнять от пола. и Пружинный шаг вперед на полупальцы правой ноги. два Пружинный шаг вперед на полупальцы левой ноги, и Исполнить то же, что и на «затакт».
Заключение
Белорусский народный танец вышел на широкую арену, став неизменным спутником народных торжеств, участником праздников песни, массовых театрализованных представлений. Искристое искусство наших народных ансамблей танца известно далеко за пределами республики. В репертуаре белорусских профессиональных ансамблей танца и танцевальных коллективов художественной самодеятельности большое место занимают танцы народов СССР. В свою очередь наши белорусские танцы вошли в концертный репертуар коллективов многих союзных республик. Это — свидетельство крепнущей дружбы народов СССР, взаимного обогащения их культур. Талантливый белорусский народ через столетия пронес и сохранил свою национальную культуру, лучшие народные обычаи, песни и танцы. Неиссякаемый источник народного хореографического творчества раскрывает перед нами все краски танцевальных рисунков и движений, кружевные узоры построений, выразительность мелодий,— всю танцевальную палитру, так необходимую нам сегодня для создания новых современных танцев.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|