Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воля как характеристика сознания





Все действия человека могут быть поделены на две катего­рии: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольныедействия совершаются в результате воз­никновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осоз­наваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они име­ют импульсивный характер, лишены четкого плана. Приме­ром непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольныедействия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, назва­ны так, поскольку они производив! от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутрен­них и внешних препятствий. Воля как характеристика созна­ния и деятельности возникла вместе с возникновением обще­ства, трудовой деятельности. Воля является важным компо­нентом психики человека, неразрывно связанной с познаватель­ными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без ко­лебаний идет к намеченной пели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.



Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2} осозна­ние ряда возможностей достижения цели; 3) появление моти­вов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борь­ба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в ка­честве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) пре­одоление внешних препятствий, объективных трудностей са­мого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое ре­шение и поставленная цель не будут достигнуты, реализова­ны.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осу­ществлении действия, при преодолении препятствий. Преодо­ление препятствий требует волевого усилия — особого состоя­ния нервно-психического напряжения, мобилизующего физи­ческие, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как реши­мость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Сво­бода воли означает способность принимать решения со знани­ем дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противо­речивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатыва­ет в себе волевые качества: целеустремленность, решитель­ность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и воле­вые качества могут у человека не сформироваться, если усло­вия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ре­бенок избалован, все его желания беспрекословно осуществля­лись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок подав­лен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен прини­мать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство ра­дости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способ­ность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявля­ют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно при­нимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществле­ния принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осу­ществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно состав­ленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии— болезненному безволию.

 

ВОПРОС 50

Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных во­левых действий, в которых содержатся все признаки и каче­ства воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колеба­ний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие эта­пы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в каче­стве решения; 6) осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда, сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если, цель задана извне и ее достижение обязательно для исполни­теля, то ее остается только познать, сформировав у себя опре­деленный образ будущего результата действия. Борьба моти­вов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осозна­нии целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью ко­торой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существую­щие идеально (в голове человека) потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противо­стоящих, несовпадающих побуждений, между которыми пред­стоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой моти­вов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего на­пряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабе­вает.

Этап «осознания ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установле­ние причинно-следственных отношений между способами вы­полнения волевого действия в имеющихся условиях и возмож­ными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достиже­ния цели соотносятся с имеющейся у человека системой цен­ностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей про­ходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следую­щий этап — принятие одной из возможностей в качестве реше­ния. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разре­шается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, спо­собы, последовательность их использования, т. е. осуществля­ется уточненное планирование. После этого начинается реали­зация намеченного на этапе осуществления принятого реше­ния.

Этап осуществления принятого решения, однако, не осво­бождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуще­ствление намеченной цели опять же сопряжено с преодолени­ем препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; вто­рое связано с тем, что человек оценивает свои действия и из­влекает соответствующие уроки на будущее относительно спо­собов достижения цели, затраченных усилий.

 

Вопрос 51







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.