Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учет темперамента в деятельности





Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че­ловека и ее динамическим особенностям определенные требо­вания, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психичес­ких состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От тем­перамента зависит влияние различных факторов, определяю­щих уровень нервно-психического напряжения (например, оцен­ка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, кото­рые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профес­сии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельнос­ти заключается в индивидуализации предъявляемых к челове­ку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положитель­ного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь при­способления темперамента к требованиям деятельности — фор­мирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систе­му приемов и способов действия, которая характерна для дан­ного человека и целесообразна для достижения успешного ре­зультата.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нерв ной деятельности человека, и поэтому в результате воспита­ния, самовоспитания это внешнее проявление может искажать­ся, изменяться, происходит «маскировка» истинного темпера­мента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темпера­мента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в об­щении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не­принужденно, новая необычная ситуация его только возбужда­ет, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с тру­дом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенно­стями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламен­тированность деятельности, напротив, приводит его к быстро­му утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в усло­виях строгой регламентации и монотонного труда обнаружива­ют большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть осо­бенности реакции лиц с разным типом темперамента и адек­ватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и соци­ально ничтожная личность.

 

 

ВОПРОС 73

Конституционные типологии

Конституционную типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конститу­ции телосложения (врожденные особенности телосложения человека предопределяются динамикой внутриутробного раз­вития младенца из трех зародышевых слоев: внутренний, сред­ний, внешний). 1 тип телосложения — астеник (преимуще­ственно шло развитие внешнего зародышевого слоя) — чело­век хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узки­ми плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытяну­тым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом; 2 — пикник (преимущественно внутренний зародыше­вый слой) — человек малого или среднего роста, с выражен­ной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее; 3 — атлетик — средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального креп­кого телосложения, широкого плечевого пояса; 4 — дипластик — человек с неправильным телосложением. С выделен­ными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: «тонко чувству­ющие люди», идеалисты-мечтатели, холодные властные нату­ры и эгоисты, сухари и безвольные. У шизотимиков происхо­дит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства («обидит другого и при этом обидится сам»).

Их можно подразделить на следующие группы: 1.) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди хо­лодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откро­венен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклоти-миков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы круп­ного масштаба, 3) примиряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотнмнки, они бы­вают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, аг­рессивный либо маловпечатлительный, со сдержанными жес­тами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими заболеваниями, причем предполагает, что между нормальным человеком и психическим заболеванием нет резкой грани: биотипы инди­видуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения).

 

вопрос 74

Характер

В отечественной психологической литературе используют­ся определения характера:

• «Характер — общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведе­ния, сформированная в результате особого, индивидуаль­но приобретенного опыта в конкретном социальном ок­ружении» (А. Г. Шмелев).

• Характер — содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, миро­воззрения в его поведении (Н. Д. Левитов).

• Характер — индивидуальное сочетание приобретенных в течении жизни, наиболее устойчивых, существенных осо­бенностей личности, проявляющихся в поведении чело­века, в определенном отношении к себе, другим людям, порученному делу, различным трудностям.

• Характер — это сплав врожденных свойств высшей нерв ной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

• «Характер — это индивидуально ярко выраженные и от­носительно устойчивые психологические черты челове­ка, влияющие на его поведение и поступки» (К. К. Пла­тонов, Н. Д. Левитов).

• «Характер — психологический склад личности, выражен­ный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле» (Н. Д. Левитов).

В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера:

• характер — это этический и моральный аспект личности;

• характер — мотивационный аспект личности. Характер — это каркас личности, в который входят только

наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства лич­ности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятель­ности. Все черты характера —это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуаль­ное сочетание наиболее устойчивых, существенных особеннос­тей личности, проявляющихся в поведении человека, в опреде­ленном отношении: 1) к себе (степень требовательности, кри­тичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доб­рота, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициатив­ность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответ­ственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность пре­одолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисципли­нированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер чело­века — это сплав врожденных свойств высшей нервной дея­тельности с приобретенными в течение жизни индивидуаль­ными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, на­оборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — мелан­холику. Быть хорошим организатором, общительным челове­ком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оп­равдывать дефекты своего характера врожденными свойства­ми, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдер­жанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, свя­заны друг с другом и образуют целостную организацию, кото­рую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые система­тически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в опреде­ленных условиях. К первой группе черт относятся черты, вы­ражающие направленность личности (устойчивые потребнос­ти, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляю­щие собой индивидуально-своеобразные способы осуществле­ния этих отношений. Ко второй группе относятся интеллекту­альные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобаль­ные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять 5 глобальных черт характера (А. Г. Шме­лев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность — неуверенность;

2) согласие, дружелюбие — враждебность;

3) сознательность — импульсивность;

4) эмоциональная стабильность — тревожность;

5) интеллектуальная гибкость — ригидность.

Такие черты как экстраверсия — интроверсия сопоставля­ются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные и себе люди, а не уверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые вли­яют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессо­вестность, смелость — осторожность, впечатлительность — тол­стокожесть, доверчивость — подозрительность, мечтатель­ность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная без­мятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от группы), самоконтроль — импуль­сивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миро­любивость — агрессивность, деятельная активность — пассив­ность, гибкость —- ригидность, демонстративность — скром­ность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.

 

ВОПРОС 75

Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены. (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Ак­центуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Пси­хопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимо­отношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера про­являются не постоянно, с годами могут существенно сгладить­ся, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцен­туации, каждый из которых предопределяет избирательную ус­тойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприят­ных условиях, когда не попадают под удар именно слабые зве­нья личности, такой человек может стать и незаурядным; на­пример, акцентуация характера по так называемому экзальти­рованному типу может способствовать расцвету таланта артис­та, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсут­ствие можно с помощью специальных психологических тес­тов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1)гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремит­ся к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замеча­ния, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, от­сутствует самокритичность; 2) дистимичный — постоянно по­ниженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживца­ми близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной; 3) циклоидный — общи­тельность циклически меняется (высокая в период повышен­ного настроения, и низкая в период подавленности); 4) эмотивнын (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ра­нимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излиш­не чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стрем­ление быть в центре внимания и добиваться своих целей лю­бой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый — повышенная раз­дражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конф­ликтуют; 7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная н бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной; 8) педантич­ный — выраженная занудливость в виде «переживания» под­робностей, на службе способны замучить посетителей формаль­ными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккурат­ностью; 9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабиль­ный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выраже­ны, повышенная отвлекаемость на внешние события, слово­охотливость, влюбчивость; 11)ннтровертированный (шизоид­ный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в сто­роне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстраверти-рованный (конформный) — высокая общительность, слово­охотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, пред­почитает подчиняться.

 

вопрос 76







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.