Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типология неправильного воспитания





Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность — встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют долж­ного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие прика­зания, многочисленные запреты. В результате становится не­решительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. По­степенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительс­кого засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре вни­мания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцен­тризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная ак­центуация характера, приносящая человеку множество пережи­ваний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоцио­нальной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чув­ствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя по­сторонним может казаться, что родители достаточно вниматель­ны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая си­туация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувстви­тельности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ре­бенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх —- самый обильный ис­точник пороков (жестокость, озлобленность, приспособлен­чество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответствен­ности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обяза­тельно должен оправдать многочисленные честолюбивые на­дежды родителей или же на него возлагаются недетские непо­сильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Родителям следует знать и о типичных детских реакциях нарушения поведения.

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, ког­да «домашний» ребенок начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких и т. п.

Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок проти­водействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если ку­миром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок все­ми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом занятости отодви­гается на задний план. Или физически слабый мальчик, стре­мясь не уступить более крепким сверстникам, с поразитель­ным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храб­рость, ныряет с высокого моста в реку.

 

ВОПРОС 62

Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее ин­тенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом воз­расте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в из­менении их внешнего поведения, в то время как детская со­циализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способные толь­ко усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строит­ся на полном повиновении взрослым и выполнении опре­деленных правил. А взрослые вынуждены приспосабливать­ся к требованиям различных ролей на работе, дома, на об­щественных мероприятиях и. т. д. Они вынуждены уста­навливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родите­лями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь че­ловеку овладеть определенными навыками; социализация де­тей формирует главным образом мотивацию их поведения. Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая зна­чительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализа­ции детей, она представляет собой процесс преодоления психо­логических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесен­ные в детстве, оказывают решающее влияние на формирова­ние личности, он считает, что возможно их частичное преодо­ление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрос­лых связана с постепенным преодолением детской увереннос­ти во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обя­заны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских ми­фов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным.

Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усво­енных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чте­ния до профессиональной переподготовки рабочих. Психотера­пия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфлик­тами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

 

ВОПРОС 63

Социальная роль

Каждый человек, живущий в обществе, включен во мно­жество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное положе­ние, обладает неким статусом, к нему предъявляются опреде­ленные ожидания. Таким образом, один и тот же человек дол­жен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или пози­ции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в обще­ство себе подобных. Социализацией называется процесс и ре­зультат усвоения и активного воспроизведения индивидом со­циального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стан­дарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществ­лять самоконтроль. Однако, поскольку в реальной жизни чело­век включен во многие виды деятельности и отношения, вы­нужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целост­ность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, кото­рый позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедея­тельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существова­ния, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не иденти­фицируясь с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерар­хическую систему, в которой можно выделить три уровня. Пер­вый — это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окруже­нием, ни на ее эффективность (например, гражданское состоя­ние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атри­буты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эф­фективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — атрибуты роли, которые являются решающими для формиро­вания идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской со­циальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических тече­ниях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые при­сущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (я уверена, что им нравится моя новая прическа);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт соци­альный, формирующийся на основе взаимоотношений с други­ми людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не спо­собны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности вклю­чает три различные стадии. Первая — имитация. На этой ста­дии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. За­тем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, авто­гонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

 

ВОПРОС 64







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.