Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поведенческая концепция Б. Скиннера





Поведенческая концепция рассматривает личность как си­стему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скнннера. Скиннер выдвинул тео­рию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведени­ем людей, получили широкое распространение в США и ока­зывают влияние и в других странах, в частности в странах Ла­тинской Америки, как инструмент идеологии и политики.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скинкер формулирует положение о трех видах поведения: де­зусловно рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но толь­ко ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обита­ния. Реально процесс приспособления строится на основе ак­тивных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному ре­зультату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испус­каются») организмом, некоторые из которых оказываются пра­вильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они яв­ляются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вари­ант программированного обучения. Его принципиальная огра­ниченность состоит в сведении обучения к набору внешних ак­тов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащих­ся, и как следствие этого, обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Ски-нер исключает внутренний мир человека, его сознание из пове­дения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т. п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактив­ное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоя­тельств. Например, интерес соответствует вероятности, явля­ющейся результатом последствий поведения «проявления ин­тереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет прин­ципиального различия между человеком и животным, дости­гает у Скиннера своих пределов. Вся культуралитература, живопись, эстрада — оказываются в его трактовке «хитро­умно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответ­ственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного обще­ства Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии пове­дения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихеви­оризме, средством управления поведением не является обра­щение к сознанию людей. Таким средством выступает конт­роль за режимом подкреплений, позволяющий манипулиро­вать людьми.

Чтобы эффективнее управлять поведением человека, необ­ходимо учитывать, какое подкрепление является для человека наиболее важным, значимым, ценным в данный момент (за­кон субъективной ценности подкрепления) и, предоставляя это субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека, или угрожая лишить человека этой субъективной ценности в случае его неправильного поведения, возмож­но с высокой вероятностью управлять его поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловлива­ния: «поведение живых существ полностью определяется по­следствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными — живой организм проявит тенденцию повто­рять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъек­тивно оценивает вероятность наступления тех или иных послед­ствий, чем выше-субъективная вероятность наступления нега­тивных последствий, тем сильнее это влияет на поведение че­ловека (закон субъективной оценки вероятности последствий). Субъективная оценка вероятности наступления тех или иных последствий после реакций человека может не совпадать с объективной вероятностью этих последствий, но на поведение влияет именно субъективная вероятность, то, как человеку ка­жется, поэтому один из способов воздействия на поведение человека — «нагнетание обстановки», «запугивание», «преуве­личение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что вероятность негативных последствий после ка­кой-либо его реакции незначительна, то он готов «рискнуть» и совершить данную реакцию.

ВОПРОС 105

Теория социального научения

В последние десятилетия, развивая идеи классического би­хевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направ­ление: представители — Альберт Бандура, Джулиан Роттер. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, но сохраняют стро­гую научную и экспериментальную методологию, которая ха­рактеризует бихевиористский подход.

Теория социального научения показывает, что награда и на­казание недостаточны, чтобы научить новому поведению. На­учение через имитацию, подражание, идентификацию — важ­нейшая форма научения. Идентификация — процесс, в кото­ром личность заимствует мысли, чувства а действия от дру­гой личности, выступающей в качестве модели. Люди могут учиться наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей. Человек наблюдает, что делают другие, а затем повто­ряет эти действия — научение через наблюдение или пример '. (А. Бандура).

В схему «стимул-реакция» А. Бандура включает 4 промежуточных процесса для объяснения, как подражание приводит к формированию новой реакции:

• внимание ребенка к действию модели-образца для под­ражания. Требования к модели — ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное зна­чение;

* память, сохраняющая информацию о воздействиях мо­дели;

• наличие у ребенка необходимых сенсорных возможнос­тей и двигательных навыков, позволяющих воспроизве­сти то, что он воспринимает у модели подражания;

* мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.

Ребенок в раннем детстве ощущает, что его личное благо­получие зависит от его готовности вести себя так, как от него ожидают другие, ребенок начинает осваивать действия, кото­рые приносят удовлетворение для него и удовлетворяет его родителей (Сире), обучается действовать «как другие».

Люди формируют образ определенной поведенческой реак­ции через наблюдение поведения модели, и далее эта закоди­рованная информация служит ориентиром в их действиях. По­ведение модели сохраняется в памяти человека благодаря об­разному кодированию (мысленные визуальные образы) и вер­бальному кодированию (наблюдая модель, человек может по­вторять про себя, что она делает). Люди могут получить пользу

от наблюдения успехов и поражений других так же, как из сво­его непосредственного опыта. Наблюдаемые или косвенные последствия чужих действий (наказания или поощрения) часто могут играть важную роль в регуляции нашего поведения. Косвенное подкрепление осуществляется, когда наблюдатель видит действие модели с последующим результатом:

косвенное позитивное подкрепление (наблюдатели затем ведут себя так же, как наблюдаемые ранее модели, потому что модели достигли успеха, получили положительное подкрепле­ние);

косвенное наказание (наблюдатель видел, что модель была наказана после своих действий, в результате к наблюдатель склонен не повторять таких действий).

Люди способны сами оценивать свое поведение и поощ­рять, или критиковать, или наказывать себя (Бандура назвал этот процесс — самоподкреплением — т. е. люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют власть, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы пове­дения). Саморегуляция поведения включает процессы самонаб­людения, самооценки и самоподкрепления — самоответа (са­мопоощрение или самокритика, самонаказание).

Согласно теории социального научения Д. Роттера, соци­альное поведение можно описать с помощью следующих поня­тий: 1) поведенческий потенциал — каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; 2) на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации (если чело­век считает, что существует высокая вероятность того или ино­го подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваива­ет требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреп­лению); 3) на поведение человека влияет характер подкрепле­ния, его ценность для человека (разные люди ценят и предпо­читают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, ува­жение со стороны других, кто-то более ценит деньги или более чувствителен к наказанию и т. п.); 4) на поведение человека влияет тип его личности, его «локус» контроля: — экстернал либо интернал, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Эк-стерналы списывают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внеш­нему управлению экстерналы, их поведение легче программи­руется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существова­ния»: 1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, обществен­ных норм и т. п.; 3) защитные поведенческие реакции — ис­пользуются в ситуациях, требования которых превышают воз­можности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевыва­ние и т. п.); 4) техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.; 5) агрессивные поведенческие реакции — это мо­жет быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интри­ги, направленные против интересов другого человека и т. п.

 

ВОПРОС 106







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.