Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности





Адаптированностъ — уровень фактического приспособле­ния человека, уровень его социального статуса и самоощуще­ния — удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптиро­ван'либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и! капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными состовляющими его натуры. И натуре человека выделяют: 1) доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4) доминирующий эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования); 5) половую принадлежность; 6) интеллектуаль ные способности; 7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели — и все эти составляюшие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу. Первой со­ставляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции Гарбузова В. И., можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продол­жения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.

В зависимости от доминирования того или иного инстинк­та вытекает первичная фундаментальная типология индивиду­альности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I-«эгофильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род), III — «альтруистическому», IV — «исследователь­скому», V — «доминантному», V! — «либертрофильному» (от латин. Libertas — свобода), VII — «дигнитофильному» (от ла­тин. dignitas — достоинство). Приведём краткие личностные ха­рактеристики в рамках вышеприведенной типологии.

1. «Эгофильный тип». С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли; на базе этого типа фор­мируется личность с выраженной эгоцентричностыо, тревож­ной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обсто­ятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.

2. «Генофильный тип». Для него характерна своеобраз­ная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается поня­тием «Мы» (под *Мы» подразумевается семья) вплоть до отри­цания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному— интересам детей, семьи. Эволюционная целесооб­разность наличия данного типа заключается в том, что его но­сители — хранители семьи, генофонда рода, жизни.,;

3. «Альтруистический тип». Для людей этого типа ха­рактерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необхо­димое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному.

4. «Исследовательский тип». У людей этого типа с ран­него детства отмечается любознательность, стремление во всем Юбиратьея до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватьЛ вает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники! изобретатели, ученые — лица этого типа.

5. «Доминантный тип». С раннего детства наблюдается! стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить! цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная i в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой.

6. «Либертрофильный тип». Уже в колыбели дитя это-1 го типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту! против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. ]

Для людей этого типа характерны стремление к самостоя- ] тельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), тер- ] пимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, пред- ] расположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпи­мости рутины, бюрократизма.

7. «Дипштофильный тип». Уже в раннем детстве че- 3 ловек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсо- ] лютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безог- ] лядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих j прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт | самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу.

Реализация доминирующего инстинкта в жизненном пла- I не, образе жизни, профессии, отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Во­люнтаристское подавление, игнорирование тенденций, выте­кающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дис­гармоничности, к дезадаптации и болезни.

 

ВОПРОС 94

Совместимость людей

В совместимости людей можно выделить несколько уров­ней.

1. Высший и наиболее сложный уровень совместимости — ценностно-ориентационное единство, совместимость жиз­ненных ценностей, устремлений, идеалов, интересов, убеж­дений людей (чем более близки устремления, убеждения, ценности, тем легче людям понять друг друга, тем выше совместимость).

2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, пред­ставлений человека о своих ролях и функциях в данном союзе (дружеский союз, семейный союз, трудовой союз), (например, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отверга­емые другими ожидания и соответствующие им требова­ния, семья является заведомо малосовместимой и конф­ликтной). Под «ролью» понимается относительно устойчи­вый шаблон поведения, выработанный в данном обществе для реализации определенной социальной функции, т. е. под ролью в наиболее общем смысле понимается то пове­дение, которое ожидается от меня другими в ходе выпол­нения мной определенных функций на таком-то месте и при таких-то обстоятельствах. Несогласованность представ­лений людей о своих ролях, правах, обязанностях, несо­гласованность представлений о том, как следует проводить свой досуг, как распределить права и обязанности в домаш­нем труде, резкое несовпадение бытовых привычек и т. п. может серьезно нарушать взаимоотношения людей, делая их малосовместимыми.

3. Совместимость индивидуально-психологических характери­стик людей:

а) психофизическая совместимость темпераментов (более совместимы пары людей с темпераментом сангвиника и меланхолика, либо с темпераментом флегматика и холе­рика, но два холерика трудносовместимы);

б) совместимость врожденных качеств пснхосоциотипов (см, ранее);

в) совместимость приобретенных качеств характера;

г) сексуальная совместимость (в семейных отношениях иг­рает не последнюю роль).

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных качества характера:

1) способность критически относиться к себе;

2) терпимость к другим;

3) доверие к другим.

Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он практически не совместим с другими людьми.

Для обеспечения совместимости людей в малых группах в условиях длительной изоляции (полярная экспедиция, экипаж космического корабля или подводной лодки) требуются допол­нительные факторы:

1) максимально возможная загруженность людей целена­правленной деятельностью;

2) определенность стоящей задачи и срока совместного существования;

3) возможность уединения каждого из участников;

4) желателен психологический отбор людей по уровню их совместимости.

Многочисленные исследования совместимости люден по­зволили сформулировать закон совместимости: врожденные качества в совместимых парах должны быть контрастны, тог­да как приобретенные качества — подобны, схожи. Супружес­кие союзы людей, не слишком различающихся своим проис­хождением, условиями жизнедеятельности, воспитания, явля­ются более прочными, ведь вероятность совпадения в них ус­тановок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. при­обретенных качеств) заведомо выше.

В зависимости от уровня активности-пассивности и направ­ленности на внешние обстоятельства либо на личные пережи­вания американские психологи Р. Акофф и Ф. Эмери выделя­ют разные типы личности и прогнозируют степень психологи­ческой совместимости этих людей (см. рис. 10).

 

 

Рис. 10, Типы личности в зависимости от активности-пассив­ности и направленности

Можно рассмотреть, как будут вести себя эти пары (напри­мер супружеские) людей при конфликтах между собой и окру­жающими.

1.ОП-ЛА. В случае возникновения конфликта и ОП и ЛА обычно считают, что он произошел по вине ЛА (ЛА — ак­тивно реализует только свои желания, часто эгоистичен). Но парадокс — оба пытаются изменить поведение не ЛА, а ОП, который поддается этому влиянию без особого сопро­тивления, в результате конфликт легко гасится (за счет ус­тупчивости ОП). Когда же у пары возникают трения с ок­ружающими, то более остро воспринимает ситуацию ОП, однако в силу своей пассивности сам он меры не принима­ет, а лишь сообщает о ситуации ЛА, после чего ЛА реаль­но воздействует на ситуацию в пользу пары. В итоге меж­ду членами этой пары ОП и ЛА нет соперничества, они психологически и деятельностно сотрудничают между со­бой.

2. ЛП-ОА. В случае конфликта и ОА и ЛП считают, что вино­ват ЛП. Но, в силу своего характера, ЛП мало чувствите­лен к попыткам ОА воздействовать на него с целью изме­нения его поведения. Поведение ЛП может измениться только в силу его собственной внутренней оценки необхо­димости таких перемен. ОА вследствие этого испытывает удовлетворение, и конфликт гаснет.

В случае конфликта с окружающими ЛП склонен уходить от него за спину ОА, позволяя ОА самостоятельно разрешать создавшиеся проблемы и соглашаясь с его решением. Вслед­ствие всего этого пара устойчива и имеет явного лидера ОА.

3. ОА-ЛА — в конфликте оба считают, что виноват ЛА. Однако каждый пытается изменить своего партнера. Ощутить и откликнуться на эти усилия партнера может только ОА j (он чувствителен к внешним воздействиям), но, в силу своего активного характера, он не желает поддаваться влиянию окружения и на действия ЛА не отзывается в нужном направлении. В результате конфликт разгорается, причем • ОА играет в нем более активную роль. В отношениях с окружающими оба стремятся воздей­ствовать на внешний мир (соседей, коллег, родственников, детей) и конфликтуют между собой из-за права руководства в этом воздействии. Пара производит впечатление неуживчивой с окружающими и властолюбиво-конфликтной по отношению друг к другу.

4. ОП-ЛП. Во всех проблемах, и так считают оба, виновен ЛП, но каждый стремится изменить только себя. ОП счи­тает, что он постоянно приносит себя в жертву ради мира в паре, но ЛП этих жертв не видит и не показывает, что це­нит самопожертвование ОП. Это уязвляет ОП и не способ­ствует стабильности пары. Изменить окружение так, что­бы снизить остроту внешних и внутренних проблем, эта пара чаще всего не в состоянии. Их воспринимают как до­вольно пассивную, малодеятельную, недовольную друг дру­гом чету.

5= ОП-ОА. Каждый в паре хорошо понимает, что возникший между ними конфликт влияет на поведение партнера. Од­нако ОП старается изменить себя, а ОА •— только ОП. В силу восприимчивости ОП к влиянию извне, он откликает­ся на требования ОА и мир восстанавливается. Однако гар­моничным отношениям с другими мешает в этой паре то, что проблемы, возникающие у них с окружающими, они видят по-разному. При этом, даже сознавая конфликтное состояние с внешним миром, они невольно переносят этот конфликт на межличностные отношения. Для сохранения стабильности им необходимо (и они стараются это делать) поменьше высказывать друг другу свои взгляды на окру­жение и отношения друг с другом, ибо почти любое выска­зывание приводит к ссоре. В глазах окружающих это пара, в которой один из ее участников находится под «башма­ком»,

6. ЛП-ЛА. Оба в паре довольно равнодушны к действиям партнера и мало на них откликаются. При этом ЛА пытается использовать ЛП в своих целях, ко поскольку ЛП нечув­ствителен к влиянию ЛА, то попытки последнего провали­ваются. Со временем стремление ЛА изменить ситуацию угасает и партнеры удаляются друг от друга. В отношениях с окружающими пара неактивна, т. к. занята своими внут­ренними проблемами. Со стороны это мирные, довольно равнодушные друг к другу люди. При неблагоприятных об­стоятельствах это равнодушие способно обеспечить паре определенную устойчивость.

7. ЛА-ЛА. В случае конфликта каждый рассматривает про­блему с точки зрения того, как она может повлиять на соб­ственную личность, игнорируя реакцию партнера. Оба стре­мятся воздействовать на партнера ради достижения соб­ственных целей, но оба не чувствительны к таким воздей­ствиям и не откликаются на них. Вследствие этого пара много и без видимого успеха конфликтует. Оба не осозна­ют ни своего влияния на окружающих, ни того, как влияют на пару внешние обстоятельства. Тем не менее изменять и влиять на окружающих оба пытаются, но выступают не вместе, а порознь, пытаясь обратить дело каждый в свою пользу. Со стороны они выглядят довольно агрессивной, конфликтной (склочной) внутри себя парой, которая не очень понимает, каков окружающий мир к что в нем делается.

8. ОП-ОП. По мнению каждого из участников пары, причина конфликта состоит в действиях партнера. В то же время каждый из них стремится, по возможности, уйти от столк­новений, что стабилизирует пару как целое. Внешние об­стоятельства они видят одинаково, но каждый либо пасси­вен, либо пытается решить проблемы независимо друг от друга. Изменить окружение совместными усилиями они не стараются. Внешне это мирная, пассивная, частично доб­рожелательная и уступчивая по отношению друг к другу и окружающим чета, хотя и малообщительная.

9. ЛП-ЛП. Каждый член пары довольно-таки не чувствителен к усилиям другого участника, не откликается на его дей­ствия, так что пара не конфликтует, но и не взаимодей­ствует. Один оставляет в покое другого и радуется, что его тоже не задевают. Возникший конфликт угасает очень бы­стро, т. к. никто не подбрасывает «дров в огонь». Пара не контактирует, а потому не конфликтует с другими людь­ми. При изменении внешних обстоятельств каждый из чле­нов пары самостоятельно старается приспособиться к пере­менам. Для окружающих они не слишком интересные люди, мирно сосуществующие друг с другом и с соседями. 10. ОА-ОА. «Во всем виноват другой» — вот основная точка зрения этой пары, поэтому каждый считает своим долгом попытаться изменить поведение другого, но тот на его уси­лия не отзывается. Партнерам кажется, что другой его не понимает, и каждый пытается доказать свою правоту. Кон­фликт из-за этого долго не угасает. Для достижения мира участники пары могут попытаться изменить окружение, но и в этом случае будут соперничать друг с другом. Затеяв конфликт с окружающими, они непременно спорят и меж­ду собой. Окружающие воспринимают эту пару как склоч­ную и враждебную друг другу. Устойчивость пары мини­мальна.

 

ВОПРОС 95







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.