|
Дифферениировка стресса и других состоянийДифференциация стресса и других эмоциональных состояний достаточно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома [16]. Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от процесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальными и вегетативными изменениями, а утомление определяется высшими этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших полушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпатическим регулированием, что запускает активность парасимпатического отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утомлении выражается в снижении речевой активности, стремление к покою и легкости возникновения сонного торможения [16]. По мнению Суворовой В. В., только крайне редко сильное утомление может запускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в перевозбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться: + или в снижении интенсивности труда работника при сохранении величины начального напряжения его физиологических функций (снижение производительности труда); + или в увеличении степени напряженности физиологических функций при неизменных показателях количества и качества труда (возрастание «цены результата труда»); + или (что бывает наиболее часто) в некотором снижении трудовых показателей с одновременным увеличением напряжения физиологических функций. В последней ситуации утомление к концу работы может быть достаточно глубоким, и для восстановления нормального функционального состояния организма потребуется продолжительный отдых. В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к накоплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — переутомление. Последнее обычно определяется как хроническое утомление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомления расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь [11]. Особую роль в развитии нервного перенапряжения и хронического утомления играют наследственно-конституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов. Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку. Например, Ксандрия Вильяме считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требования и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования»1. По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представляют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильяме отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет: «Если требования, предъявляемые к вашему времени и к вашим силам, ведут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрес- 1 Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 213. 30 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний 31
сивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физических сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса. Перегрузка обычно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую задачу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее решению. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть "высокой нагрузкой", а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей вероятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже отрицательно сказаться на здоровье»1. Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности [9]. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом: «В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс — подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов — преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности» [9; с. 81-82]. При анализе данной концепции обращает на себя внимание сходство предложенных этапов эмоциональной напряженности с этапами классического стресса, только проходящего не на гормонально-биохимическом, а на нервно-психическом уровне. 1 Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 214. Вопросы и задания аля проверки усвоения знаний 1. Что такое стресс? 2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации 3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во вре 4. Каково значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций? 5. Перечислите основные отличия психологического стресса от стрес 6. Что такое эустресс? 7. В каких случаях начальный стресс может принимать форму дист 8. Какова роль мотивации человека в развитии стресса? ^ Выберите правильный вариант ответа 1. С какой стадии начинается стресс? а) со стадии адаптации; б) со стадии тревоги; в) со стадии резистентности; г) со стадии истощения. 2. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных а) шитовидная железа; б) поджелудочная железа; в) мозговое вещество надпочечников; г) корковое вещество надпочечников. 3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в ди а) положительный эмоциональный фон; б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса; в) опыт решения подобных проблем в прошлом; г) негативный прогноз на будущее. 4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса а) чрезмерная сила стресса; б) большая продолжительность стрессорного воздействия; в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; г) недостаток нужной информации. Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория Литература 33
5. Что обшего у биологического и психологического стресса? а) участие гормонов надпочечников; б) преимущественное влияние на социальный статус человека; в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью; г) «размытые» временные рамки. 6. Укажите пример «психологического» стресса. а) воспалительная реакиия после ожога; б) болезнь, вызванная вирусной инфекиией; в) повышение артериального давления после семейной ссоры; г) травма, связанная с падением. Литература Основная 1. Катаев-Смык Л. А, Психология стресса. М., 1983, с. 5-56. 2. Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1992, с. 104-109. 3. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 21-32. Дополнительная 4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психо 5. Вейн А. М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмо 6. Горизонтов П. Д., Белоусова О. Н., Федотова М. И. Стресс и система крови. 7. Данилова Н. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. 8. Калу ев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, 9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус 10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56-79.
Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3-256. 12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // 13. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого
14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Ос 16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208. 17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Меди 18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3-268. 19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3— 20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспери 21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование 22. Не ОиаШо V. I. Згтезз оуег!оас1-апс1 са1:есЬо1атте гезропзе-о'етапо1 пеи1га- 23. РоШтап 5, 5сИае/ег С., Ьагагиз К. 5. Со^тглуе ргосеззез аз тео11а1:огз о^ 24. Ьаппопе V. Зггезз ипа КгапкЬен: // Каит ипа 2е11. 1990. V. 9. № 4. Р. 60-62. 25. Ьагагиз К. 5., Ьаитег К. Зггезз — ге1аг,еа ггапзас1;юпз Ъегдуееп регзоп апо1 26. ^енуаП-Вго-цип 5., 1^ау1е К. Етоглопа! Ьеа11п ргоЫетз аге Ше тоз11трог1ап1: 2-2435 2.1. Формы проявления стресса 35 Глава 2 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|