|
Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессеОсновные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при изучении психологического стресса: >• определение степени напряжения отдельных мышечных групп при помощи миограммы1; + определение степени избыточного напряжения мышц и плавности движений по показателю тремора (непроизвольного дрожания); + определение скорости простой или сложной сенсомоторной реакции. Из перечисленных выше поведенческих нарушений при стрессе достаточно точный количественный учет возможен в отношении степени напряжения мышц, которое определяют по выраженности тремора2. Интенсивность избыточного напряжения и непроизвольного дрожания мышц тремора определяют при помощи прибора «тремомет-ра», представляэщего собой ряд отверстий, в которые испытуемый вводит специальный щуп, соединенный со счетчиком числа касаний (рис. 13). Чем выше контроль над мышцами со стороны двигательной коры, тем меньше число касаний, и наоборот — при повышении уровня стресса отмечается дрожание рук и увеличение числа непроизволь- 1 Миограмма — запись электрических разрядов мышечных волокон. 2 Тремор — непроизвольные сокращения (подрагивания) мышц при их избыточном на 50 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки ных касаний края отверстия. Нарушение поведенческих функций у студентов во время сессии показало, что уровень тремора может являться одним из надежных показателей выраженности психологического стресса [5]. Рис. 13. Прибор аля измерения состояния мышечной системы человека при стрессе (тремометр) По данным этих исследований, в норме средний показатель тремора составлял 4,7 ± 0,7 касания, а перед экзаменом этот показатель достигал 8,7 ±1,0 касания (р < 0,001). Частотное распределение (в %) количества касаний в норме и на фоне экзаменационного стресса приведено на дис. 14. По результатам предварительных исследований, выраженность тремора студентов подразделялась на пять категорий: + «отсутствие тремора» (0 касаний), означающий полный контроль за состоянием скелетной мускулатуры; + «умеренный тремор» (1-5 касаний), означающий достаточно эффективный контроль за состоянием мышц; + «выраженный тремор» (6-10 касаний), указывающий на то, что человек с трудом осуществляет координацию движений; + «сильный тремор» (11-20 касаний), когда человек не может в должной степени контролировать статическое положение мышц кисти; + «очень сильный тремор» (более 21 касания), свидетельствующий о практически полной невозможности удерживать руку в заданном положении. 2.2. Оиенка уровня стресса 51 Из диаграммы видно, что если в спокойном состоянии 11% студентов полностью контролировали свой тонус и ни разу не касались краев отверстия тремометра, то в состоянии стресса только 3% студентов сохраняли полный контроль над своей скелетной мускулатурой. Заслуживает внимания тот факт, что во время экзаменационного стресса у 35% студентов отмечался сильный и очень сильный тремор в виде дрожания руки, в результате которого они более 10 раз за 15 с касались отверстия тремометра. 1 — Отсутствие тремора 2 — Умеренный тремор 3 — Выраженный тремор 4 — Сильный тремор 5 — Очень сильный тремор Рис. 14. Распределение тремора у студентов в норме (а) и перед экзаменом (б) Изучение корреляций между показателями мышечного тонуса и другими исследуемыми психологическими и физиологическими параметрами выявило между ними ряд связей. Так, уровень тремора в состоянии стресса положительно коррелировал с уровнем ситуативной тревожности перед экзаменом и с показателем вегетативного индекса Кердо в норме: чем выше был исходный уровень активности симпатической системы у студентов в покое и чем больше выражена у них была ситуативная тревожность перед экзаменом, тем достоверно больше дрожали у них руки в состоянии стресса. Другим методом исследования психомоторных реакций человека является оценка его сенсомоторной реакции — времени от подачи стимула (например, загорания сигнальной лампочки определенного цвета) до реакции испытуемого (нажатия на кнопку соответствующего цвета). Сравнение скорости сенсомоторной реакции у студентов в покое и в состоянии экзаменационного стресса показало, что у одной Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки 2.2. Оиенка уровня стресса 53
части испытуемых стресс приводил к замедлению скорости реакции, а у другой части студентов реакция, наоборот, улучшалась (рис. 15). Количество студентов, % от общего числа %-У <300 350 400 450 500 550 600 650 700 750 СМР(мс) Рис. 15. Частотная диаграмма распределения показателей скорости сенсомоторной реакиии (СМР) в норме и в состоянии экзаменационного стресса Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности у обследованных студентов показало, что в первой группе студентов (у которых показатели сенсомоторной реакции ухудшались) процессы возбуждения преобладали над процессами торможения (средний коэффициент уравновешенности нервных процессов составлял 1,4), в то время как у второй группы студентов этот показатель составлял 1,1. Таким образом, при стрессе у людей с уравновешенным типом высшей нервной деятельности скорость сенсомоторной реакции возрастает, а у лиц с преобладанием процессов возбуждения над торможением в условиях стресса показатели сенсомоторной реакции ухудшаются. Данные исследования имеют важное теоретическое значение, так как показывают, что переход стресса в дистресс или эустресс зависит не только от характеристик самого стрессора, но и от особенностей типа ВНД людей, переживающих стресс. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|