|
ГЛАВА 2. Формы проявления стресса и критерии его оценкиСтр 1 из 26Следующая ⇒ 2.1. Формы проявления стресса............................................ 35 2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе...... 35 2.1.2. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе.............................................................. 39 2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе.............................................................. 41 2.1.4. Эмоциональные проявления стресса........................ 43 2.2. Оценка уровня стресса.................................................... 44 2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса.......... 44 2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса........ 53 2.2.3. Прогноз уровня стресса............................................ 59 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 64 Литература................................................................................ 65 ГЛАВА 3. Динамика стрессовых состояний 3.1. Общие закономерности развития стресса.................... 68 3.1.1. Классическая динамика развития стресса............ 68 3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса...................................................................... 73 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере 4 Оглавление Оглавление 5
3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса......................... 78 3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт.............................................................. 78 3.2.2. Родительские сценарии............................................. 80 3.2.3. Личностные особенности....................................... 81 3.2.4. Факторы социальной среды.................................... 86 3.2.5. Когнитивные факторы............................................... 87 3.3. Негативные последствия длительного стресса................. 89 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс.............. 89 3.3.2. Посттравматический синдром............................... 93 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 96 Литература................................................................................ 98 ГЛАВА 4. Причины возникновения психологического стресса 4.1. Субъективные причины возникновения психологического 4.1.1. Несоответствие генетических программ современным 4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских 4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической защиты.................. 103 4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности..................................... 105 4.1.5. Невозможность реализации актуальной потребности......................................................... 109 4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией..................................................... 111 4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных 4.1.8. Неумение обращаться со временем (стресс и время)....................................................... 114 4.2. Объективные причины возникновения психологического 4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты 4.2.2. Взаимодействие с другими людьми....................... 119 4.2.3. Политические и экономические факторы............... 120 4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства.............................. 121 4.3. Каузальная классификация стрессоров........................... 122
4.3.1. Степень подконтрольности стрессора................... 122 4.3.2. Локализация стрессора........................................... 124 4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа.... 126 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............ 128 Литература.............................................................................. 130 ГЛАВА 5. Особенность профессиональных стрессов 5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов... 132 5.1.1. Профессиональный стресс................................... 132 5.1.2. Феномен профессионального выгорания............ 138 5.2. Примеры профессиональных стрессов......................... 139 5.2.1. Учебный стресс....................................................... 139 5.2.2. Спортивный стресс............................................... 143 5.2.3. Стресс медицинских работников............................ 146 5.2.4. Стресс руководителя............................................... 147 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.............. 149 Литература.............................................................................. 151 ГААВА 6. Методы оптимизации уровня стрессов 6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса................... 154 6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса.............................................................. 161 6.2.1. Аутогенная тренировка......................................... 161 6.2.2. Метод биологической обратной связи................ 167 6.2.3. Дыхательные техники............................................ 170 6.2.4. Мышечная релаксация.......................................... 171 6.2.5. Рациональная психотерапия.................................... 174 6.2.6. Диссоциирование от стресса................................... 176 6.2.7. Использование позитивных образов 6.2.8. Нейролингвистическое программирование........... 178 6.2.9. Физические упражнения.......................................... 182
6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами........... 183 6.2.11. Медитация........................................................... 185 6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления............................................................... 186 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования 6.4.1. Коммуникативные навыки..................................... 188 6.4.2. Уверенное поведение.............................................. 189 6 Оглавление 6.4.3. Эффективное целеполагание как метод профилактики стрессов.............................................. 193 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.................. 195 Литература................................................................................ 196 Заключение............................................................................. 199 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Тесты.............................................................. 200 Приложение 2. Ответы к тестовым заданиям........................... 231 Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену......................................................... 232 Приложение 4. Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»....................... 240 Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции».................................................. 244 Предметный указатель............................................................... 254 Введение Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования. Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса. Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»1. При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога 1 Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326. 8 Введение Введение 9
желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, — в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы. В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь — психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену. Список сокращений АД - артериальное давление. АДС - артериальное давление систолическое. АДД - артериальное давление диастолическое. АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза. АТ - аутогенная тренировка. ВИК - вегетативный индекс Кердо. ВНД - высшая нервная деятельность. ВНС - вегетативная нервная система. ВСР - вариабельность сердечного ритма. ИН - индекс напряжения регуляторных систем. И ПС - интегральный показатель страхов. НЛП - нейролингвистическое программирование. НС - нервная система. ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство. СМР - сенсомоторная реакция. ЧСС - частота сердечных сокращений. ЦНС - центральная нервная система. Глава 1 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|