Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ключ к шкалам опросника Айзенка





Экстраверсия — вопросы: 1, 3,8,10, 13,17, 22, 25, 27, 39,44, 46,49, 53, 56 — ответы «Да»; вопросы: 5,15, 20, 29,32,34, 37,41,51 — ответы «Нет».

Нейротизм — вопросы: 2,4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57 - ответы «Да».

Ложь — вопросы: 6,24,36 — ответы «Да»: вопросы: 12,18,30,42,48, 54 — ответы «Нет».

Обработка и интерпретация результатов. После заполнения испы­туемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчи­тывает баллы по показателям: Э — экстраверсия, Н — нейротизм, Л — ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол опыта.

С помощью «круга Айзенка» (рис. 11) на основе полученных пока­зателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

Следующий этап обработки результатов может быть связан с рас­четом среднегрупповых показателей Э, Н, Л и с дифференциацией ис­пытуемых, к примеру по половому признаку, по видам спорта, уров­ню квалификации, показателям мотивации и др.

При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12 — среднее значение, >15 — экстраверт, >19 — яр­кий экстраверт; <9 — интроверт, <5 — глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 — средние значения нейротизма; <7 — эмоцио­нально стабильный, >15 — умеренный нейротик, >19 — выраженный нейротик (очень нестабильный).

Ложь: <4 — норма, >4 — неискренность в ответах, свидетельствует также о некоторой демонстративности поведения испытуемого в опы­те и ориентированности его на социальное одобрение.


116 Раздел 2. Психология личности спортсме на и тренера

Завершение задания. На основании полученных данных по отдельным испытуемым и по группе в целом пишутся заключения о выявленных свойствах темперамента спортсменов. В индивидуальных заключени­ях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого ис­пытуемого, тип его темперамента, по возможности даются рекоменда­ции, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств лич­ности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посове­товать сузить круг друзей, увеличив глубину общения и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать свою излишнюю общи­тельность и психологическую открытость влияниям со стороны. По итогам опыта полезно обсудить следующие вопросы: 1) Каково основ­ное содержание экстраверсии и интроверсии? 2) Что понимается под нейротизмом? 3) На основе «круга Айзенка» опишите, чем отличает­ся холерик-экстраверт от сангвиника-экстраверта? 4) Каковы особен­ности интровертов-флегматиков по сравнению с интровертами-мелан­холиками?

Задание 2. Измерение ситуативной тревожности спортсмена1

Вводные замечания. Личностная тревожность спортсмена характери­зует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Выделяют два вида тревожности: 1) реактивная тревожность — ха­рактеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень вы­сокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, ино­гда нарушение тонкой координации; 2) личностная тревожность как проявление нейротизма (см. выше). Очень высокая личностная тре­вожность прямо коррелирует с наличием у личности невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психо­соматическими заболеваниями. Для спортсменов тревожность не яв­ляется изначально негативной чертой личности или фактором неуда­чи в соревнованиях. Определенный уровень тревожности — естест­венная и обязательная особенность подготовки личности к какой-то ответственной деятельности — экзамену, соревнованию, принципиаль­ному решению в жизни, рискованному поступку и пр.

Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. - Л. ЛНИИТЕК, 1976. - С. 56-61.


Тема 3. Проявление свойст в темперамента в спортивной деятельности 117

Тревожность в той или иной мере свойственная всем людям, уча­ствующим в спорте и ориентированным на успех или избегание не­удачи в соперничестве в соревнованиях. При этом, как это ни странно, существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной трево­ги» для каждого спортсмена, мобилизующий его на достижение наи­лучшего в данных условиях результата спортивной деятельности. Уро­вень переживаемого человеком состояния тревожности можно заме­рить методом самооценки, но при этом нужно иметь в виду, что у боль­шинства людей имеется врожденный фоновый уровень тревожности — личностная тревожность (ЛТ), а у других людей, наряду с этим, мо­жет возникать особо острое состояние тревожности, обусловленное переживанием чувства ответственности как реакции сознания спорт­сменов на ожидаемые результаты их действий в конкретных условиях предстоящей соревновательной деятельности. Такую тревожность на­зывают реактивной (РТ) или ситуативной, поскольку она исчезает вместе с соревновательной ситуацией, ее вызвавшей. Спортивные со­ревнования, как правило, возбуждают в спортсменах состояние реак­тивной тревожности (РТ), которая, однако, может наслаиваться на личностную тревожность (ЛТ), усугубляя тем самым предстартовое состояние спортсмена. Тренеру, как и самому спортсмену, полезно уметь разделить в своем сознании эти два вида тревожности с тем, чтобы легче справиться с ними и выступить в соревнованиях на уров­не своих реальных возможностей.

Методика исследования. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раз­дельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и лич­ностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Обработка и анализ данных.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

где Е, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6, 7,9,12,13,14,17,18; £2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пунк­ты 1, 2,5, 8, 10, И, 15, 16,19, 20);

где 2, — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27,30,33, 36, 39.

Интерпретация полученных данных. При интерпретации результат тес­тирования можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 баллов и более — высокая тревожность.


           
   
 
   
 
 


118 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности тре­буют особого внимания тренера, спортивного врача и психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появ­лению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях. Психологами отмечено, что высокое состояние тревоги у человека в ситуациях предстоящего экзамена вызывает у экзаменуемого мысли о его низкой компетентности и неготовности к экзамену. В этом слу­чае тренеру в работе со спортсменом полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятель­ности, т. е. перенести акцент на осмысление самого процесса его пред­стоящей соревновательной деятельности и формирование у спорт­смена чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов тактических действий на соревнованиях даже в том случае, если со­перники сумеют противопоставить спортсмену что-то другое. Это по­будит спортсмена думать не о результате соревнованиях, а о своих действиях в соревновании, что оптимизирует уровень его реактивной тревожности (РТ).

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания, к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности спорт­смена. Но иногда, что следует учитывать в работе со спортсменами, очень низкая тревожность в показателях данного теста является ре­зультатом активного сознательного вытеснения личностью испытуе­мого высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете» в ситуации тестирования. Этот артефакт диагностической процедуры легко установить, задав испытуемому вопрос: «Если бы вы решали, хотели бы вы перенести данные соревнования на более поздний срок или нет?». В случае ответа: «Нет, не хотел бы!» можно с достаточной обоснованностью считать, что данные по тесту реактивной тревожно­сти (РТ) вполне репрезентативны.

Представленную ниже шкалу тревожности можно успешно исполь­зовать в целях обучения спортсменов сознательной саморегуляции своих психофункциональных состояний, для тренеров — в целях ру­ководства командой с учетом индивидуального подхода к спортсме­нам, для спортивных психологов и врачей — в целях психокоррекци-онной деятельности, а также в исследовательских целях для оценки динамики состояния тревожности спортсменов (например, до заня­тий аутотренингом и после курса аутотренинга). В последнем случае можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит всего 10-15 с.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.