|
Опросник по выявлению профиля мышления1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал. 2. Я люблю составлять программы для компьютера. 3. Я люблю читать художественную литературу. 4. Я люблю живопись (скульптуру). 5. Я не предпочел бы работу, в которой все четко определено. 6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать с предметами. 7. Я люблю шахматы, шашки. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Я хотел бы заниматься коллекционированием.
10. Люблю и понимаю абстрактную живопись. 11. Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером. 12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия. 13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано. 14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия. 15. Мне не нравится регламентированная работа. 16. Мне нравится что-либо делать своими руками. 17. В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями. 18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей. 19. Мне трудно передать содержание рассказа без жестикуляции и его образного представления. 20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы. 21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию. 22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название. 23. Меня привлекает работа комментатора радио, тележурналиста. 24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 25. Люблю фантазировать. 26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать. 27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах. 28. Мне нравятся уроки литературы. 29. Знакомый запах может вызвать у меня всю картину событий, происшедших много лет назад. 80 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера 30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче. 31. Истинно только то, что можно потрогать руками. 32. Я предпочитаю точные науки (математику, физику, химию). 33. Когда надо, я за словом в карман не лезу. 34. Люблю рисовать. 35. Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация роли или образа. 36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора. 37. Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию. 38. Мне нравится читать стихи вслух. 39. Я согласен с Ф. М. Достоевским, что красота спасет мир. 40. Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным. 41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием. 42. Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста. 43. Люблю поэзию. 44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж. 45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат. 46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи. 47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи. 48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова в нужный момент. 49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре. 50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то. 51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить. 52. Я смог бы овладеть языками компьютерного программирования. 53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему. 54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
55. Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 56. Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую. 57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 81 58. Люблю писать письма. 59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов. 60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений. 61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства. 62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка. 63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья. 64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного. 65. Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе. 66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения. 67. Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы. 68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью. 69. Мне кажется, что работа сценариста интересна. 70. Мне нравится работа дизайнера. 71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
72. Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда. 73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми. 74. Меня привлекает работа художника-оформителя. 75. Не люблю ходить одним и тем же путем. Обработка и анализ данных. В протоколе опыта подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (пять вертикальных столбцов): А — предметное мышление, Б — символическое мышление, В — логическое мышление, Г — образное мышление, Д — креативность. Суммарные оценкипо шкалам базового типа мышления (шкалы А, Б, В, Г) и креативности (Д) разбиваются на три интервала: низкийуро-венъ (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов). Завершение задания. Обсуждение вопросов: 1) Что такое тип мышления? 2) Что такое профиль мышления? 3) Какие базовые типы мышления существуют? 4) Какие типы мышления определяют профиль мышления людей, занимающихся различными видами спортивной деятельности (например, художественной гимнастикой или тяжелой атлетикой и др.)? 82 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера Задание 3. Изучение пластичности—ригидности мышления1 Вводные замечания. Принятый в психологии термин «ригидность» (от лат. rigidus — жесткий, твердый) означает затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении мыслимой программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Пластичность же в отличие от ригидности предполагает легкость такой перестройки. Согласно современным нейрофизиологическим данным, ригидность обнаруживает значимые корреляции с таким первичным свойством нервной системы, как подвижность — способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которая диагностируется по скорости возникновения и прекращения нервного возбуждения в ответ на раздражитель. Ригидность же коррелирует с инертностью нервных процессов. Различают три типа ригидности: когнитивную (познавательную), аффективную и мотивационную. Когнитивная ригидность связана с трудностями в перестройке привычных восприятий, представлений и мыслей в измененной ситуации и, как следствие, выражается в задержках (просрочке) своевременного и адекватного ситуации принятия решений. Данное задание изучает когнитивную ригидность мышления. Уровень ригидности, проявляемый спортсменом в различных ситуациях, — это индивидуальный показатель его внутренних трудностей умственной адаптации к изменившимся условиям спортивной деятельности, требующих смены тактической установки ведения соревновательной борьбы, что в значительной мере обусловлено особенностями его личности — спортивным опытом, мотивацией, состоянием, самооценкой и внешними факторами соревнования. Методика работы. Одним из простейших способов измерения уровня когнитивной ригидности является методика А. С. Ланчинса. На выполнение каждого упражнения дается 90 с. Руководит опытом экспериментатор (преподаватель), он же включает и выключает секундомер. Первичную обработку данных проводит испытуемый под руководством экспериментатора. Огинец Л. В. Пластичность—ригидность мышления // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. — СПб.: Питер, 2001. — С. 164-166. Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 83 Предварительная инструкция. «Возьмите чистый лист бумаги, ручку, секундомер. Вам будет предложено четыре упражнения — написать фразу: "В поле уже таял снег" четырьмя разными способами после того, как секундомер будет включен. Постарайтесь работать как можно быстрее». Упражнение 1. Инструкция. После команды «начали!» напишите своим привычным и разборчивым почерком фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп!». Упражнение 2. Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу:«В поле уже таял снег» печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «стоп!». Упражнение 3. Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп!» следующим образом: первая в каждом слове и все нечетные буквы в каждом слове должны быть письменными и заглавными, а вторая буква и все четные должны быть маленькими и печатными. Упражнение 4. Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» своим привычным и разборчивым почерком столько раз, сколько успеете до команды «стоп!», но при этом повторяйте каждую кву в каждом слове два раза подряд. 5работка и анализ данных.
уммируйте количество букв в трех упражнениях кроме первого и высчитайте среднее значение этих трех упражнений: 3. Определите коэффициент когнитивной ригидности: Интерпретация полученных данных. Если величина Крт лежит в пределах 0,5-1,0, то это означает, что испытуемый обладает достаточно пластичным и гибким мышлением, способен легко и быстро переходить от одного вида деятельности к другому. 84 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера Если величина Кщг меньше 0,5, то это свидетельствует о высоком уровне когнитивной ригидности мышления испытуемого. Завершение задания. Обсудить с испытуемыми возможности повышения пластичности мышления путем специальных упражнений психотренинга тактического мышления и спортивных упражнений игрового характера. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|