|
Физическое развитие в дошкольные годы
Рис. 3-14. График роста и веса новорожденных мальчиков (кривые для девочек практически идентичны в данном возрасте). Отметим крайне быстрый рост сразу после рождения с постепенным замедлением после 6 месяцев. (Based on data from the National Center for Health Statistics; Цит. по: Lowrey GH: Growth and development of children, ed 8, Chicago, 1986, Mosby.)
Обстоятельства, на которые следует обратить особое внимание: 1. Преждевременные роды (малая масса при рождении). Новорожденные, весящие менее 2,5 кг в момент рождения подвержены большому риску возникновения проблем в послеродовом периоде. Поскольку низкая масса тела при рождении является следствием преждевременных родов, следует прогнозировать массу новорожденного, а не оценивать гестационный возраст. До недавнего времени дети, весившие при рождении менее 1,5 кг, часто не выживали. Даже при наличии самого современного специализированного оборудования шансы выживания недоношенных детей с экстремально низкой массой тела (менее 1 кг) не очень высоки, хотя некоторых все же удается спасти. Рис. 3-15. Кривые роста для двух групп риска младенцев: близнецы с отставанием для возраста рождения (SGA) и близнецы, весящие менее 1750 г при рождении (преждевременные роды). В данном графике 100 — это ожидаемые рост и масса для нормального новорожденного. Обратите внимание на восстановление массы недоношенных детей со временем. (Цит. по: Lowery GH: Growth and development of children, ed 8, Chicago, 1986, Mosby.)
Если недоношенный ребенок пережил период рождения, есть все основания полагать, что далее его развитие будет следовать нормальной модели и ребенок постепенно преодолеет начальное недоразвитие (рис. 3-15). Недоношенные дети могут оставаться маленькими первые два года жизни. В большинстве случаев после 3-го года жизни недоношенных и нормальных детей различить практически невозможно10. 2. Хронические заболевания. Рост скелета представляет собой процесс, который может происходить лишь при условии удовлетворения всех потребностей индивидуума. Определенное количество энергии необходимо для поддержания жизни. Дополнительное количество требуется для деятельности, и еще часть - для роста. У нормального ребенка порядка 90% энергии уходит на поддержание жизни и деятельности, а 10% остаются на рост.
Рис. 3-17. Влияние изменения социального окружения на рост двух детей из очевидно сложных семей, но без органических причин для проблем с развитием. Когда оба ребенка были помещены в специальную школу, где был снят их психосоциальный стресс, они отреагировали усилением роста выше среднего, хотя ребенок с более сильными расстройствами после 4 лет обучения все еще отставал в развитии. Механизмом влияния психосоциального стресса на развитие послужили недостаточность гормонов роста вместе с расстройствами центров аппетита. (Цит. по: Tanner JM, Whitehouse RH: Atlas of children's growth, London, 1982, Academic Press.)
3. Уровень питания. Для обеспечения роста необходимо больше питания, чем просто для поддержания жизнедеятельности. Поэтому хронический недостаток питания имеет тот же эффект, что и хронические заболевания. С другой стороны, при достижении оптимального уровня питания добавочное питание не является стимулом для ускорения роста. Оптимальное питание, как и общее здоровое состояние, является необходимым условием нормального роста, а не стимулом для него. Интересным феноменом последних 300 или 400 лет было общее увеличение роста большинства индивидуумов. Также наблюдалось снижение возраста полового созревания, т.е. дети сейчас растут быстрее и созревают раньше, чем в прежние времена. С 1900 г. в Соединенных Штатах средний рост увеличился на 2—3 дюйма, а средний возраст начала менструации у девочек снизился на 1 год (рис. 3-18). Эта «вековая тенденция» к
РИС. 3-18. Возраст к моменту менархе снижался как в США, так и в североевропейских странах в первой половине XX века. В среднем дети в любом возрасте теперь больше, чем в начале века, и созревают они быстрее. Хотя последние данные не окончательны, похоже, что эта вековая тенденция в последнее время стабилизировалась. (Цит. по: Tanner JM: Foetus into man, Cambridge, Mass., 1978, Harvard University Press; 1995 U.S. data from Herman-Giddens et al: Pediatrics 99:597-598, 1997; 1995 English data from Cooper C et al: Brit J Obstet Gyn 103:814-817, 1996; Russian data from Dubrova YE et al: Human Biology 67:755-767, 1995.)
Безусловно, эта тенденция зависит от улучшения питания, что позволяет быстрее набирать массу и может служить толчком для более раннего созревания. Поскольку вековая тенденция наблюдалась также в тех популяциях, где состояние питания заметно не улучшилось, объяснением здесь может быть не только питание. С другой стороны, недостаток одного или двух важных питательных компонентов может привести к ограничению роста, даже при общем сохранении оптимальной диеты. Физический рост требует формирования нового белка, и очевидно, что количество белка, вероятно, служило ограничивающим фактором роста популяции в прошлом. В общем, адекватная диета, но с низким содержанием минералов, витаминов или других небольших, но важных компонентов, могла ограничивать скорость роста в прошлом, так что даже небольшое изменение в когда-то недостаточном снабжении этими компонентами могло привести к значительному ускорению роста. Развитие ротовых функций
Рис. 3-19. Рентгенограмма ребенка сразу после рождения в момент первого вдоха. Для дыхания ребенок должен переместить нижнюю челюсть книзу, а язык продвинуть вперед для того, чтобы открылся воздушный канал, и поддерживать такое положение в дальнейшем. Стрелка указывает на тень языка, а за ним четко виден открытый воздушный канал. (Цит. по: Bosma JF: Am J Orthod 49:94-104, 1963.)
В момент рождения для того, чтобы новорожденный выжил, в течение нескольких минут необходимо обеспечить и поддерживать воздушный канал. Для открытия этого канала нижняя челюсть должна быть отведена вниз, а язык перемещен вниз и вперед от задней фарингеальной стенки (рис. 3-19). Это позволяет воздуху проходить через нос и глотку в легкие. Новорожденные дети дышат только носом и могут не выжить, если при рождении носовой проход будет блокирован. Позже дыхание через рот становится физиологически возможным. В любое время в течение жизни потребность в дыхании может изменять позиционную основу, с которой начинается деятельность ротовой полости. Дыхательные движения «практикуются» еще в утробе, хотя легкие, конечно, еще не вдыхают воздух. Глотание также наблюдается в последние месяцы жизни плода, и проглатывание околоплодных вод может быть важным стимулом для активации иммунной системы новорожденного. После установления воздушного потока следующим физиологическим приоритетом новорожденного является получение молока и попадание его в желудочно-кишечную систему. Это осуществляется с помощью двух действий: сосания груди и глотания.
Рис. 3-20. Характерное положение языка у нижней губы новорожденного в возрасте нескольких месяцев. На данной стадии развития контакт языка с губой поддерживается почти все время.
Данная последовательность событий определяет младенческое глотание, которое характеризуется активными сокращениями мускулатуры губ, продвижением кончика языка вперед до контакта с нижней губой и небольшой активностью задней части языка или фарингальной мускулатуры. Положение языка в соприкосновении с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя, и часто возможно, слегка потянув за губу новорожденного, заметить, что кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен (рис. 3-20). Сосательный рефлекс и инфантильное глотание обычно исчезают в первый год жизни. С ростом новорожденного увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере добавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий по формированию пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. Ко времени появления молочных моляров этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время при помощи более сложных движений языка в задней части инфантильное глотание превращается в более сложный процесс. Созревание ротовых функций происходит последовательно от передних областей к задним. К моменту рождения губы развиты относительно хорошо и способны к активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, почти не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях фарингеальных структур. Принцип созревания спереди назад хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные /m/, /p/, /b/, поэтому первые слова новорожденного обычно «мама» или «папа». Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка /t/, /d/. Свистящие звуки /s/ и /ζ/, требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже, а последний звук, /г/, требующий точной постановки задней части языка, часто не появляется до 4—5 лет. Почти все современные новорожденные развивают некоторое подобие привычки непищевого сосания — сосание большого пальца, указательного пальца или похожих по форме объектов. У некоторых наблюдалось сосание больших пальцев уже в утробе, а подавляющее большинство новорожденных сохраняют эту привычку с 6 мес. до 2 лет или позднее. Эта склонность имеет культурную основу, поскольку дети в примитивных сообществах, имеющие больший доступ к материнской груди, редко сосут какие-либо другие объекты13. После прорезывания молочных зубов на 2-м году жизни питье из чашки заменяет питье из бутылки и кормление грудью, и число детей с привычкой непищевого сосания уменьшается. Когда прекращается сосательная деятельность, продолжающееся развитие модели глотания приводит к образованию взрослой модели. Этот тип глотания характеризуется отсутствием губной активности (т.е. губы расслаблены, кончик языка упирается в альвеолярный отросток за верхними резцами, а зубы задней группы приводятся в состояние окклюзии во время глотания). Однако пока существует сосательная привычка, полного перехода к взрослой модели глотания не будет.
Рис. 3-21. Жевательные движения взрослого в сравнении с ребенком. Де ти смещают нижнюю челюсть латерально при открывании, в то время ка. взрослые — прямо вниз, а только затем латерально. (Цит. по: Lundeen HC Gibbs CH: Advances in occlusion, Boston, 1982, John Wright's PSG, Inc.)
Модель жевания взрослого сильно отличается от модели, типичной для ребенка: взрослый обычно опускает нижнюю челюсть прямо вниз, а потом перемещает челюсть вбок и приводит зубы в соприкосновение, в то время как ребенок перемещает челюсть вбок уже при открытии (рис. 3-21). Изменение жевательной модели происходит в результате прорезывания постоянных клыков, в возрасте около 12 лет. Интересно отметить, что взрослые, у которых не была развита нормальная функция клыков из-за сильно открытого переднего прикуса, сохраняют детскую жевательную модель15. Прорезывание молочных зубов
Рис. 3-22. Коронки постоянных резцов (красный цвет) располагаются с лингвальной стороны коронок молочных зубов (черный цвет), особенно это видно на верхнечелюстных боковых резцах. Стрелками показаны тремы приматов.
Время и последовательность прорезывания молочных зубов показаны в таблице 3-2. Данные о прорезывании относительно различны; до 6 мес. акселерации или задержки считаются в пределах нормы. Однако последовательность появления зубов обычно сохраняется. Можно ожидать, что первыми прорезываются центральные резцы, а сразу за ними остальные резцы. После 3—4-месячного интервала появляются первые моляры на нижней и верхней челюстях, а спустя следующие 3 или 4 мес. — верхние и нижние клыки, которые практически заполняют промежуток между боковым резцом и первым моляром. Формирование прикуса молочных зубов обычно завершается к 24—30 мес, когда появляются вторые моляры, сначала на нижней, а затем и на верхней челюсти. Наличие промежутков между зубами нормально для фронтального отдела молочного зубного ряда, но они особенно выделяются в двух местах, называемых тремами приматов. (Большинство человекообразных приматов сохраняют эти промежутки в течение всей жизни, отсюда и их название.) На верхней челюсти тремы приматов расположены между боковым резцом и клыком, а на нижней челюсти это промежутки между клыком и первым моляром (рис. 3-22). Тремы приматов обычно наблюдаются с самого начала появления зубов. Развивающиеся промежутки между резцами часто присутствуют с самого начала, но они несколько увеличиваются с ростом ребенка и расширением альвеолярных отростков. Наличие промежутков между молочными зубами требуется для нормального размещения постоянных резцов. ![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|