|
Воздействие пренатальных факторов на лицевое развитиеСтр 1 из 7Следующая ⇒ Воздействие пренатальных факторов на лицевое развитие В данном разделе описаны основные моменты формирования лицевой структуры согласно законам эмбриологии. Основное внимание здесь уделяется пренатальному развитию, которое впоследствии отражается на ортодонтических проблемах. Развитие эмбриона При широком рассмотрении почти все ткани лица и шеи берут свое начало в эктодерме. Сюда включаются и элементы мышц и скелета, которые в других частях организма образуются из мезодермы. Большинство этих тканей развиваются из клеток нервного валика, которые мигрируют вниз по нервной трубке и в стороны под поверхностью эктодермы1. После того как клетки нервного валика завершают свою миграцию, лицевое развитие доминируется центрами участков роста, формируются системы органов и происходит окончательное различение тканей. Таблица 3-1 Позднее внутриутробное развитие и рождение В последнем триместре внутриутробной жизни человеческий плод весит около I кг, и хотя он еще совсем не готов к жизни вне защитных стенок матки, он часто выживает при преждевременных родах. В течение последних 3 мес. внутриутробного развития непрерывное быстрое развитие приводит к увеличению массы втрое — до 3 кг. Активное развитие зубов начинается на 3-м месяце внутриутробной жизни (табл. 3-2). Развитие всех молочных зубов и первых постоянных моляров начинается задолго до рождения. Таблица 3-2. Младенчество и раннее детство: период прорезывания молочных зубов Развитие ротовых функций Главными физиологическими функциями ротовой полости являются дыхание, глотание, жевание и говорение. Хотя может казаться странным причислять дыхание к функциям ротовой полости, поскольку основным дыхательным инструментом является нос, дыхательная потребность является первоочередным определяющим фактором постановки нижней челюсти и языка.
Рис. 3-19. Рентгенограмма ребенка сразу после рождения в момент первого вдоха. Для дыхания ребенок должен переместить нижнюю челюсть книзу, а язык продвинуть вперед для того, чтобы открылся воздушный канал, и поддерживать такое положение в дальнейшем. Стрелка указывает на тень языка, а за ним четко виден открытый воздушный канал. (Цит. по: Bosma JF: Am J Orthod 49:94-104, 1963.)
В момент рождения для того, чтобы новорожденный выжил, в течение нескольких минут необходимо обеспечить и поддерживать воздушный канал. Для открытия этого канала нижняя челюсть должна быть отведена вниз, а язык перемещен вниз и вперед от задней фарингеальной стенки (рис. 3-19). Это позволяет воздуху проходить через нос и глотку в легкие. Новорожденные дети дышат только носом и могут не выжить, если при рождении носовой проход будет блокирован. Позже дыхание через рот становится физиологически возможным. В любое время в течение жизни потребность в дыхании может изменять позиционную основу, с которой начинается деятельность ротовой полости. Дыхательные движения «практикуются» еще в утробе, хотя легкие, конечно, еще не вдыхают воздух. Глотание также наблюдается в последние месяцы жизни плода, и проглатывание околоплодных вод может быть важным стимулом для активации иммунной системы новорожденного. После установления воздушного потока следующим физиологическим приоритетом новорожденного является получение молока и попадание его в желудочно-кишечную систему. Это осуществляется с помощью двух действий: сосания груди и глотания. Млечные токи груди окружены мягкими мышцами, которые сокращаются для выделения молока. Для получения молока ребенку не требуется высасывать его из груди матери, и возможно, он не способен на это. Вместо этого ребенку требуется лишь стимулировать мягкие мышцы, чтобы, сокращаясь, они выделили молоко ему в рот. В ходе вскармливания младенец осуществляет небольшие покусывающие движения губами, которые являются инстинктивными действиями младенца. После попадания молока к нему в рот младенцу требуется лишь опустить язык, чтобы молоко протекло дальше в глотку и пищевод. Однако язык должен быть продвинут вперед до соприкосновения с нижней губой, так что молоко в действительности попадает на язык.
Рис. 3-20. Характерное положение языка у нижней губы новорожденного в возрасте нескольких месяцев. На данной стадии развития контакт языка с губой поддерживается почти все время.
Данная последовательность событий определяет младенческое глотание, которое характеризуется активными сокращениями мускулатуры губ, продвижением кончика языка вперед до контакта с нижней губой и небольшой активностью задней части языка или фарингальной мускулатуры. Положение языка в соприкосновении с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя, и часто возможно, слегка потянув за губу новорожденного, заметить, что кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен (рис. 3-20). Сосательный рефлекс и инфантильное глотание обычно исчезают в первый год жизни. С ростом новорожденного увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере добавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий по формированию пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. Ко времени появления молочных моляров этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время при помощи более сложных движений языка в задней части инфантильное глотание превращается в более сложный процесс. Созревание ротовых функций происходит последовательно от передних областей к задним. К моменту рождения губы развиты относительно хорошо и способны к активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, почти не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях фарингеальных структур. Принцип созревания спереди назад хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные /m/, /p/, /b/, поэтому первые слова новорожденного обычно «мама» или «папа». Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка /t/, /d/. Свистящие звуки /s/ и /ζ/, требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже, а последний звук, /г/, требующий точной постановки задней части языка, часто не появляется до 4—5 лет. Почти все современные новорожденные развивают некоторое подобие привычки непищевого сосания — сосание большого пальца, указательного пальца или похожих по форме объектов. У некоторых наблюдалось сосание больших пальцев уже в утробе, а подавляющее большинство новорожденных сохраняют эту привычку с 6 мес. до 2 лет или позднее. Эта склонность имеет культурную основу, поскольку дети в примитивных сообществах, имеющие больший доступ к материнской груди, редко сосут какие-либо другие объекты13. После прорезывания молочных зубов на 2-м году жизни питье из чашки заменяет питье из бутылки и кормление грудью, и число детей с привычкой непищевого сосания уменьшается. Когда прекращается сосательная деятельность, продолжающееся развитие модели глотания приводит к образованию взрослой модели. Этот тип глотания характеризуется отсутствием губной активности (т.е. губы расслаблены, кончик языка упирается в альвеолярный отросток за верхними резцами, а зубы задней группы приводятся в состояние окклюзии во время глотания). Однако пока существует сосательная привычка, полного перехода к взрослой модели глотания не будет. Обследования американских детей показывают, что в возрасте 8 лет около 60% уже имеют взрослую модель глотания, а оставшиеся 40% все еще находятся на переходном этапе14. После затухания сосательной привычки полный переход к взрослой модели глотания может потребовать нескольких месяцев. Однако это осложняется тем, что передний открытый прикус, который может наблюдаться при длительном сохранении сосательной привычки, может еще больше задержать переход к взрослой модели из-за физиологической необходимости закрытия переднего промежутка. Соотношение положения языка и аномалий прикуса описано ниже, в главе 5.
Рис. 3-21. Жевательные движения взрослого в сравнении с ребенком. Де ти смещают нижнюю челюсть латерально при открывании, в то время ка. взрослые — прямо вниз, а только затем латерально. (Цит. по: Lundeen HC Gibbs CH: Advances in occlusion, Boston, 1982, John Wright's PSG, Inc.)
Модель жевания взрослого сильно отличается от модели, типичной для ребенка: взрослый обычно опускает нижнюю челюсть прямо вниз, а потом перемещает челюсть вбок и приводит зубы в соприкосновение, в то время как ребенок перемещает челюсть вбок уже при открытии (рис. 3-21). Изменение жевательной модели происходит в результате прорезывания постоянных клыков, в возрасте около 12 лет. Интересно отметить, что взрослые, у которых не была развита нормальная функция клыков из-за сильно открытого переднего прикуса, сохраняют детскую жевательную модель15. Прорезывание молочных зубов К моменту рождения ни верхнечелюстной, ни нижнечелюстной альвеолярные отростки окончательно не развиты. Иногда наблюдается «родовой зуб», хотя первые молочные зубы обычно не прорезываются до приблизительно 6-месячного возраста. Родовой зуб может быть дополнительным, сформированным в результате аберрации в развитии тонкой зубной пластинки, но обычно это просто слишком рано прорезавшейся центральный резец. Поскольку существует возможность того, что этот зуб будет абсолютно нормальным, такой родовой зуб удалять не рекомендуется.
Рис. 3-22. Коронки постоянных резцов (красный цвет) располагаются с лингвальной стороны коронок молочных зубов (черный цвет), особенно это видно на верхнечелюстных боковых резцах. Стрелками показаны тремы приматов.
Время и последовательность прорезывания молочных зубов показаны в таблице 3-2. Данные о прорезывании относительно различны; до 6 мес. акселерации или задержки считаются в пределах нормы. Однако последовательность появления зубов обычно сохраняется. Можно ожидать, что первыми прорезываются центральные резцы, а сразу за ними остальные резцы. После 3—4-месячного интервала появляются первые моляры на нижней и верхней челюстях, а спустя следующие 3 или 4 мес. — верхние и нижние клыки, которые практически заполняют промежуток между боковым резцом и первым моляром. Формирование прикуса молочных зубов обычно завершается к 24—30 мес, когда появляются вторые моляры, сначала на нижней, а затем и на верхней челюсти. Наличие промежутков между зубами нормально для фронтального отдела молочного зубного ряда, но они особенно выделяются в двух местах, называемых тремами приматов. (Большинство человекообразных приматов сохраняют эти промежутки в течение всей жизни, отсюда и их название.) На верхней челюсти тремы приматов расположены между боковым резцом и клыком, а на нижней челюсти это промежутки между клыком и первым моляром (рис. 3-22). Тремы приматов обычно наблюдаются с самого начала появления зубов. Развивающиеся промежутки между резцами часто присутствуют с самого начала, но они несколько увеличиваются с ростом ребенка и расширением альвеолярных отростков. Наличие промежутков между молочными зубами требуется для нормального размещения постоянных резцов. Литература 1. Johnston MC: Developmental biology of the mouth, palate and phar Tewfik TL, Derkaloussian VM (editors): Congenital anomalies of the and throat, New York, 1997, Oxford University Press. 2. Johnston MC, Bronsky PT: Abnormal craniofacial development: an Crit Rev Oral Biol Med 6:368-422, 1995. 3. Jackson IT, Hussain K: Craniofacial and oral manifestations of fetal alcohol syndrome, Plast Reconstr Surg 85:505-512, 1990. 4. Webster WS, Johnston MC, Lammer EJ, Sulik KK: Isotretinoin embryopathy and the cranial neural crest: an in vivo and in vitro study, J Craniofac Genet Dev Biol 6:211-222, 1986. 5. Tessier P: Anatomical classification of facial, craniofacial and latero-facial clefts, J Maxillofac Surg 4:69-92, 1976. 6. Wyszynski DF, Duffy DL, Beaty TH: Maternal cigarette smoking and oral clefts: a meta-analysis, Cleft Palate Craniofacial J 34:206-210, 1997. 7. Snow MD, Danielson BRG, Walsh DA, Edwards MJ: Facial clefting, teratogenic agents and hypoxia, Teratology, in press. 8. Cohen MM Jr: Craniosynostosis: diagnosis, evaluation and management, New York, 1986, Raven Press. 9. Eli J, Sarnat H, Talmi E: Effect of the birth process on the neonatal line in primary tooth enamel, Pediatr Dent 11:220-223, 1989. 10. Brandt 1: Growth dynamics of low-birth-weight infants. In Falkner F, Tanner JM, (editors): Human growth, vol 1, ed 2, New York, 1986, Plenum Publishing. 11. Salzer HR, Haschke F, Wimmer M, et al: Growth and nutritional intake of infants with congenital heart disease, Pediatr Cardiol 10:17—23, 1989. 12. Herman-Giddens ME, Slora EJ, Wasserman RC et al: Secondary sexual characteristics and menses in young girls seen in office practice, Pediatrics 99:505-512, 1997. 13. Larsson EF, Dahlin KG: The prevalence of finger and dummy-sucking habits in European and primitive population groups, Am J Orthod 87:432—435, 1985. 14. Gross AM, Kellum GD, Hale ST et al: Myofunctional and dentofacial relationships in second grade children, Angle Orthod 60:247-253, 1990. 15. Lundeen HC, Gibbs CH: Advances in occlusion, Boston, 1982, John Wright-PSG. 16. Jensen BL, Kreiborg S: Development of the dentition in cleidocranial dysplasia, J Oral Pathol Med 19:89-93, 1990. 17. Marks SC Jr: The basic and applied biology of tooth eruption, Connective Tissue Res 32:149-157, 1995. 18. Marks SC Jr, Schroeder HE: Tooth eruption: theories and facts, Anat Rec 245:374-393, 1996. 19. Risinger RK, Proffit WR: Continuous overnight observation of human premolar eruption, Arch Oral Biol 41:779-789, 1996. 20. Trentini CJ, Proffit WR: High resolution observations of human premolar eruption, Arch Oral Biol 41:63-68, 1996. 21. Gron A: Prediction of tooth emergence, J Dent Res 41:573—585, 1962. 22. Anderson DL, Thompson GW, Popovich F: Interrelationship of dental maturity, skeletal maturity, height and weight from age 4 to 14 years, Growth 39:453-462, 1975. 23. Moorrees CFA, Chadha JM: Available space for the incisors during dental development—a growth study based on physiologic age, Angle Orthod 35:12-22, 1965. 24. Edwards JG: The diastema, the frenum, the frenectomy, Am J Orthod 71:489-508, 1977. 25. Gruelich WW, PyIe SI: Radiographic atlas of skeletal development of the hand and wrist, Palo Alto, Calif., 1959, Stanford University Press. 26. Tanner JM: Use and abuse of growth standards. In Falkner F, Tanner JM, (editors): Human growth, vol 3, ed 2, New York, 1986, Plenum Publishing.
Воздействие пренатальных факторов на лицевое развитие В данном разделе описаны основные моменты формирования лицевой структуры согласно законам эмбриологии. Основное внимание здесь уделяется пренатальному развитию, которое впоследствии отражается на ортодонтических проблемах. Развитие эмбриона При широком рассмотрении почти все ткани лица и шеи берут свое начало в эктодерме. Сюда включаются и элементы мышц и скелета, которые в других частях организма образуются из мезодермы. Большинство этих тканей развиваются из клеток нервного валика, которые мигрируют вниз по нервной трубке и в стороны под поверхностью эктодермы1. После того как клетки нервного валика завершают свою миграцию, лицевое развитие доминируется центрами участков роста, формируются системы органов и происходит окончательное различение тканей. Таблица 3-1 Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|