|
Функциональные воздействия на челюстно-лицевое развитиеЖевательная функция. Жевательная функция обладает значительным потенциалом для челюстно-лицевого развития: 1) интенсивное использование челюстей с большим и/или более продолжительным жевательным усилием может привести к увеличению размера челюстей и зубных рядов; 2) жевательные силы могут влиять на степень прорезывания зубов, тем самым вызывая снижение высоты лица и развитие глубокого прикуса. Хотя здесь и могут наблюдаться соотношения между жеванием и этими двумя аспектами развития, важность каждого из них для этиологического процесса не доказана. Функция и размер зубного ряда. Теория равновесия, как было описано выше, предполагает, что размер и форма участков челюстей в области прикрепления мышц должны отражать величину и активность мышц. Рис. 5-28. Гипертрофия жевательных мышц приводит к избыточному образованию костной ткани в области углов нижней челюсти (в месте прикрепления мыши). У людей с гипертрофией мышц, поднимающих нижнюю челюсть, наблюдается увеличение гениального угла (рис. 5-28). У детей с нарушением функции височных мышц в результате травмы наблюдается изменение формы венечного отростка. Таким образом, нет сомнений в том, что форма и размер челюстных костей человека зависит от функции мышц. Теория равновесия также предполагает, что большие силы, действующие при жевании, не должны оказывать значительного прямого влияния на положение зубов. Таким образом, размер зубных рядов будет зависеть от функции только при увеличении размеров альвеолярных базисов. Оказывает ли мышечная активность влияние на размеры базисов челюстей? Вероятно, расовые различия в размерах челюстей отражают различия в питании и связанной с ним жевательной нагрузке. Характерная краниофациальная морфология эскимосов (широкие зубные дуги) объясняется как адаптация челюстей к повышенной жевательной нагрузке33, связанной с особенностями их питания34. Изменения челюстной морфологии у людей от ранних до современных цивилизаций также связаны с изменениями в питании. Ряд исследований, проведенных антропологами, показывают, что с развитием цивилизации и переходом на современную диету и стиль жизни увеличивается распространенность аномалий окклюзии до такой степени, что Корручини назвал аномалии окклюзии «болезнью цивилизации»35. В контексте адаптации к изменениям в питании даже за несколько поколений вероятно, что современная диета сыграла свою роль в увеличении распространенности аномалий окклюзии. Влияет ли жевательная нагрузка на размеры зубных рядов в процессе развития одного индивидуума, пока не ясно. Вертикальные размеры челюстей, безусловно, зависят от мышечной активности (эффект прорезывания зубов описан ниже). Влияние на ширину зубных рядов пока не доказано36. Эксперименты на животных с мягкой и жесткой диетой показали, что морфологические изменения могут происходить и в одном поколении при значительных изменениях в питании. Например, при переводе свиньи с нормальной на мягкую диету происходят изменения морфологии ее челюстей, ориентации челюстей в лицевом скелете и размеров зубных рядов37. Существует ли подобный эффект у людей, пока не ясно. Если питание и оказывает влияние на размеры зубных рядов у человека, то это должно происходить на ранних этапах развития, поскольку размеры зубных рядов устанавливаются уже на ранних этапах. Расстояние между клыками, ключевой параметр для расположения резцов, являющийся основным компонентом аномалий окклюзии, после прорезывания молочных клыков в 2 года увеличивается лишь слегка и после прорезывания постоянных клыков имеет тенденцию к уменьшению (см. главу 4). Возможно ли, что жевательная нагрузка у ребенка оказывает решающее влияние на размеры зубных рядов? Вполне вероятно. Генетический сдвиг к уменьшению размеров челюстей, усиленный произошедшими изменениями в питании, является наиболее правдоподобным объяснением, хотя истинное соотношение остается неизвестным.
Рис. 5-29. Сравнение окклюзионной нагрузки при глотании, симуляции жевания и максимальной нагрузке при разобщении моляров на 2,5 мм при нормальном (черный цвет) и длинном (красный цвет) типе лица у взрослых. Обратите внимание, что индивидуумы с нормальным типом лица прилагают большую окклюзионную силу при глотании, жевании и при максимальной нагрузке. Эта разница статистически значима. (Цит. по: Proffit WR, Fields HW, Nixon WL: Occlusal forces in normal and long face adults, J Dent Res 62:566-571, 1983.)
Жевательная нагрузка и прорезывание. У пациентов с глубокой окклюзией или с открытым прикусом боковые зубы недостаточно или чрезмерно прорезаны соответственно. Считается верным, что степень прорезывания зубов зависит от количества прилагаемой к ним функциональной нагрузки. Возможно ли, чтобы различия в силе мышц и, следовательно, в силах при жевании могли иметь значение для этиологии коротких и длинных лицевых моделей? Несколько лет назад было отмечено, что индивидуумы с коротким типом лица имеют повышенные, а с длинным типом сниженные максимальные жевательные усилия по сравнению с нормальными вертикальными пропорциями. Различия в окклюзионных контактах в ходе глотания, симуляции жевания и максимальных жевательных нагрузок между длинным и нормальным типами лица статистически довольно значительные (рис. 5-29)38. Такая связь между лицевой морфологией и окклюзионной нагрузкой не доказывает причинно-следственных отношений. В редко встречающихся случаях синдромов слабости мышц, описанных выше, наблюдается ротация нижней челюсти вниз и назад, связанная с избыточным прорезыванием зубов боковой группы, однако это является пародией на типичную длинную лицевую модель, а не ее вариантом. Если бы у детей с длинной лицевой моделью наблюдалось снижение окклюзионных сил, то возможное причинное соотношение могло бы быть усилено. Рис. 5-30. Сравнение окклюзионных сил у детей с нормальным лицом (NC, черная штриховка), детей с длинным типом лица (LC, красная штриховка), взрослых с нормальным типом лица (NA, черный столбик) и взрослых с длинным типом лица (LA, красный столбик). Значения для обеих групп детей и для взрослых с длинным типом лица одинаковы; значения для взрослых с нормальным типом лица значительно выше, чем у остальных трех групп. Причиной возникшей разницы является невозможность группы с длинным типом лица набрать силу в подростковом возрасте, а не сам длинный тип лица. (Цит. по: Proffit WR, Fields HW Occlusal forces in normal and long face children, J Dent Res 62:571—574, 1983.) Определить длинную лицевую модель у детей можно еще в до-подростковом возрасте. Измерение окклюзионных сил в этой группе дает удивительные результаты: разницы между детьми с длинными лицами и нормальными лицами, а также между группой детей и взрослых с длинной лицевой моделью не наблюдается39. Силы у этих трех групп гораздо ниже, чем у нормальных взрослых (рис. 5-30). Поэтому получается, что разница окклюзионных сил развивается в подростковом возрасте, когда жевательные мышцы у детей нормальной группы набирают силу, а у детей группы с длинной лицевой моделью — нет. Поскольку длинная лицевая модель развития может быть определена до появления разницы окклюзионных сил, вероятнее всего, различное жевательное усилие является следствием, а не причиной аномалии окклюзии. Эти утверждения позволяют предполагать, что силы жевательных мышц не являются основным фактором окружающей среды в причинах большинства аномалий. Эффект мышечной дистрофии и соответствующих синдромов показывает, что при ненормальной мускулатуре рост может подвергаться определенным воздействиям, но если такого рода синдромы отсутствуют, то нет основания полагать, что степень усилия пациента при жевании является основной определяющей размера зубной дуги или лицевых вертикальных параметров. Сосание пальцев и другие вредные привычки. Хотя почти все нормальные дети имеют опыт непищевого сосания, продолжительные сосательные привычки могут привести к аномалиям окклюзии. В основном сосательные привычки не оказывают длительного воздействия на молочные зубы. Если же такие привычки сохраняются и во время прорезывания постоянных зубов, это может привести к образованию трем между резцами на верхней челюсти, лингвальному расположению нижних резцов, открытому прикусу и сужению верхнего зубного ряда (см. рис. 5-26). Характерная для сосания аномалия связана с комбинацией непосредственного давления на зубы и изменения модели давления в состоянии покоя губ и щек.
Рис. 5-31. Ребенок, сосущий большой палец, обычно делает это так, как показано на фотографии, при этом создается давление на нижние резцы в лингвальном направлении и на верхние резцы в лабиальном направлении. Кроме того, челюсть смещается вниз, давая возможность для дополнительного прорезывания зубов боковой группы, а давление щек увеличивается при опускании языка вертикально вниз от верхних боковых зубов, что приводит к изменению равновесия, контролирующего ширину зубного ряда. Если большой палец располагается асимметрично, то может быть нарушена симметрия дуги.
Когда ребенок помещает большой палец или другие пальцы между зубами, то они обычно расположены под таким углом, что на нижние резцы оказывается лингвальное давление, а на верхние резцы — лабиальное (рис. 5-31). Это непосредственное давление и приводит к смещению резцов. Существуют также большие различия в том, какие зубы попадают под воздействие и в какой степени. Насколько перемещаются зубы, зависит от того, сколько часов в день длится сосание, а не от величины оказываемого давления. У детей, которые сосут палец сильно, но с перерывами, может и не наступить перемещение резцов, в то время как другие, сосущие палец на протяжении 6 ч или более, особенно те, кто спит с пальцем во рту всю ночь, могут впоследствии страдать от серьезной аномалии.
Рис. 5-32. Цефалометрическая схема, демонстрирующая воздействие прорезывания боковых зубов на степень открытия прикуса. Единственная разница между красными и черными линиями состоит в том, что первые моляры выдвинулись на 2 мм на схеме, обозначенной красными линиями. Обратите внимание на получившееся в результате уменьшение перекрытия резцов на 4 мм благодаря геометрии челюстей.
Открытый прикус, связанный с сосанием большого пальца, возникает в результате комбинации помех нормальному прорезыванию резцов и чрезмерного прорезывания зубов боковой группы. Если палец помещен между передними зубами, то нижняя челюсть перемещается вниз. Этот палец непосредственно препятствует прорезыванию резцов. В то же время, отделение челюстей друг от друга нарушает вертикальное равновесие зубов боковой группы, что приводит к большему прорезыванию боковых зубов, чем обычно. Согласно геометрии челюстей экструзия боковых зубов на 1 мм открывает окклюзию приблизительно на 2 мм, так что это является мощным фактором развития переднего открытого прикуса (рис. 5-32). Хотя в ходе сосания внутри ротовой полости создается отрицательное давление, все же нет основания полагать, что это является причиной сужения верхнечелюстной дуги, которое обычно сопровождает привычки сосания. Вместо этого очевидно, что развитие верхнечелюстной дуги в ширину не происходит в результате нарушения баланса давления со стороны щек и языка. Если между зубами находится большой палец, язык опускается, что снижает его давление на лингвальную сторону верхних боковых зубов. В это же время увеличивается давление щек на эти зубы в ходе сокращения щечной мышцы во время сосания (рис. 5-33). Наиболее сильное давление щек наблюдается в углах рта, и, вероятно, этим объясняется V-образная форма верхнечелюстной дуги с большим сужением на клыках, чем на молярах.
Рис. 5-33. Схематичное изображение векторов давления в области моляров у ребенка с привычкой сосания пальца. Поскольку происходит опускание языка и подключение щек, нарушается баланс давления на верхние зубы, и верхние, но не нижние моляры перемещаются в лингвальном направлении.
Хотя привычка сосания является мощным фактором развития аномалий окклюзии, сосание само по себе не создает серьезных проблем, если эта привычка не присутствует в период смешанного прикуса. Небольшое смещение молочных резцов наблюдается у 3—4-летних детей, которые сосут палец, но если эта привычка пропадает на данном этапе, то нормальное давление со стороны губ и щек быстро возвращает зубы в их обычное положение. Если же эта привычка сохраняется после начала прорезывания постоянных резцов, то может потребоваться ортодонтическое лечение для коррекции положения зубов. Сужение верхнечелюстной дуги является тем аспектом аномалии окклюзии, который не подлежит спонтанной коррекции. При поперечном расширении верхнечелюстной дуги у многих детей происходит спонтанное исправление резцовой протрузии и переднего открытого прикуса (см. главу 13). Безусловно, нет никакого смысла начинать ортодонтическое лечение, пока сохраняются эти привычки. Причинами аномалий окклюзии могут быть и многие другие привычки. Как уже отмечалось ранее, «привычка сна», когда тяжесть головы приходится на подбородок, считалась основной причиной аномалии класса П. Лицевые асимметрии относились на счет постоянной привычки спать на одной стороне лица или даже на счет «привычки облокачивания», когда невнимательный ребенок опирается на руку, чтобы, заснув на уроке, не упасть со стула. Однако современные исследования доказали, что базовую форму лицевого скелета изменить не так уж просто. Сосательные привычки часто превышают временной предел, необходимый для оказания воздействия на зубы, однако даже длительное сосание оказы-вает совсем небольшое воздействие на форму базисов челюстей. При близком рассмотрении большинство других привычек имеют настолько малую продолжительность, что ее недостаточно не только для изменения скелета, но и для воздействия на зубы. Прокладывание языка между зубами. В разное время много внимания уделялось языку и связанным с ним привычкам как возможным этиологическим фактором аномалий окклюзии. В 1950-1960-е годы особое внимание уделялось «глотанию с прокладыванием языка между зубами» (рис. 5-34), подразумевающим помещение кончика языка между резцами в процессе глотания. Лабораторные исследования показывают, что у индивидуумов, перемещающих кончик языка вперед при глотании, обычно не наблюдается большого усилия языка, прилагаемого к зубам, чем у тех, кто отводит язык назад; на самом деле давление языка может быть ниже40. Термин «прокладывание языка» является немного неточным, поскольку он подразумевает насильственное высовывание языка вперед. Глотание не является приобретенным рефлексом, а интегрируется и контролируется физиологически на подсознательном уровне, так что какой бы ни была модель глотания, она не может расцениваться как привычка в обычном смысле этого слова. Однако это правда, что индивидуумы с открытым прикусом помещают язык между передними зубами в момент глотания, а люди с нормальной моделью резцовых соотношений — нет, и в этом случае вина за развитие открытого прикуса ложится на данный тип языковой активности.
Рис. 5-34. Типичный вид «глотания с прокладыванием языка», когда кончик языка, находясь между резцами, перемещается вперед для контакта с поднятой нижней губой.
Становление функций ротовой полости было несколько подробнее описано в главе 2. Созревшая или взрослая модель глотания у некоторых нормальных детей появляется уже в возрасте 3 лет, у большинства же она формируется полностью к 6 годам и никогда не развивается у 10—15% населения. Глотание с прокладыванием языка у взрослых пациентов сильно напоминает младенческое глотание (описанное в главе 2), и иногда о детях или взрослых, помещающих язык между передними зубами, говорят, что они имеют фиксированное младенческое глотание. Это в корне неверно. Только у детей с аномалиями головного мозга фиксируется действительно младенческое глотание, поскольку у них задние участки языка практически не играют никакой роли. Поскольку координированные перемещения задних участков языка и поднятие нижней челюсти развивается до протрузии кончика языка между резцами, то феномен, называемый «прокладывание языка», у маленьких детей часто является нормальной промежуточной стадией глотания. В процессе перехода от младенческого к взрослому глотанию ребенок может проходить стадию, в которой глотание характеризуется мышечной активностью для соединения губ вместе, для разжатия боковых зубов и высовывания языка между зубами. Так же выглядит классическая модель глотания с прокладыванием языка. Задержка в переходе к нормальному глотанию может произойти, когда ребенок имеет сосательную привычку. При наличии открытого прикуса и/или протрузии верхних резцов, что часто наблюдается в результате сосательных привычек, представляется сложным полное закрытие рта во время глотания для предотвращения выпадения пищи или вытекания жидкости. Смыкание губ и положение языка между разведенными передними зубами успешно помогает закрыть рот. Иначе говоря, глотание с прокладыванием языка является способом физиологической адаптации при наличии сагиттальной щели или открытом прикусе, и почти каждый индивидуум с открытым прикусом использует глотание с прокладыванием языка. Обратное же неверно — глотание с прокладыванием языка часто наблюдается у детей с хорошей окклюзией во фронтальном отделе. После избавления от привычки сосания открытый прикус исправляется сам по себе, но положение языка между передними зубами сохраняется некоторое время, пока закрывается открытый прикус. Пока не исчез открытый прикус, сохраняется необходимость в переднем смыкании при помощи кончика языка. Современная точка зрения вкратце состоит в том, что глотание с прокладыванием языка в первую очередь встречается при двух условиях: у маленьких детей с относительно нормальной окклюзией, у которых оно является лишь переходной стадией в нормальном физиологическом созревании, и у индивидуумов любого возраста со смещенными резцами, где оно является способом адаптации. Наличие сагиттальной щели (часто) и переднего открытого прикуса (почти всегда) заставляет ребенка или взрослого помещать язык между передними зубами. Поэтому глотание с прокладыванием языка должно рассматриваться как результат, а не причина смещения резцов. Безусловно, за этим следует то, что в результате коррекции положения зубов обычно происходит изменение модели глотания. Бесполезно и нежелательно пытаться обучить пациента другой модели глотания до начала ортодонтического лечения. Рис. 5-35. Степень распространенности открытого прикуса, сосания большого пальца и глотания с зажиманием языка в зависимости от возраста. Открытый прикус чаще встречается у темнокожих, чем у белых. Обратите внимание, что степень распространения переднего открытого прикуса в любом возрасте является лишь небольшой частью в степени распространения глотания с зажиманием языка и также меньше, чем распространенность сосания пальца. (Цит. по: Fletcher SG et al, J Speech Hear Disord 26:201-208, 1961; Kelly JEetal: DHEW Pub No [HRA] 707-144, 1977.)
Мы не хотим утверждать, что язык не играет этиологической роли в развитии открытого прикуса. Согласно теории равновесия легкое, но постоянное давление языка на зубы должно иметь значительные результаты. Глотание с прокладыванием языка просто слишком кратковременно для того, чтобы воздействовать на положение зубов. Обычно давление языка на зубы во время глотания длится около 1 с. Обычный человек глотает около 800 раз в день, и лишь несколько раз в час во время сна. Таким образом, общее количество глотаний в сутки составляет менее 1000. Одна тысяча секунд давления равна лишь нескольким минутам, что в конечном итоге недостаточно для нарушения равновесия. С другой стороны, если у пациента наблюдается переднее положение языка в состоянии покоя, то в результате длительности этого, пусть даже небольшого давления, может быть показано воздействие на вертикальное или горизонтальное положение зубов. Протрузия кончика языка в процессе глотания ассоциируется с изменением положения языка. Если положение, из которого начинается перемещение языка, отличается от нормы, так что модель давления в состоянии покоя тоже различна, то влияние на зубы весьма вероятно, а если положение языка нормальное, глотание с прокладыванием языка не имеет клинического значения. Быть может, это положение наилучшим образом будет проиллюстрировано в ходе сравнения количества детей с открытым прикусом и количества детей того же возраста с глотанием с прокладыванием языка. Как показано на рисунке 5-35, число детей в возрасте 6 лет, имеющих глотание с прокладыванием языка, в 10 раз превышает количество детей с открытым прикусом. Таким образом, нет оснований полагать, что глотание с прокладыванием языка всегда связано с изменением положения покоя и развитием аномалий окклюзии. Шансы составляют один к десяти, что это нехарактерно для любого ребенка. У ребенка с открытым прикусом положение языка может быть значимым фактором, но само по себе глотание — нет. Дыхание. Поскольку потребность дыхания является первичным определяющим фактором положения челюстей и языка (а также, в меньшей степени, и головы), считается правильным, что измененная дыхательная модель, такая как дыхание ртом, а не носом, может изменить положение головы, челюстей и языка. Это, в свою очередь, может нарушить равновесие давления на челюсти и зубы и воздействовать как на рост челюсти, так и на положение зуба. Для дыхания ртом необходимо опустить нижнюю челюсть и язык и закинуть назад голову. При сохранении этих позиционных изменений будет увеличиваться высота лица и произойдет чрезмерное прорезывание зубов задней группы; если не будет наблюдаться необычный вертикальный рост ветви, нижняя челюсть будет ротироваться вниз и назад, открывая прикус и увеличивая сагиттальную щель; а увеличенное давление в результате натяжения щек может привести к сужению верхнего зубного ряда.
Рис. 5-36. Классическое «аденоидное лицо», характеризующееся малой шириной, протрузией зубов и открытыми губами в состоянии покоя, для которого часто свойственно дыхание ртом. Поскольку с открытыми губами легко возможно дыхание носом, когда достаточно лишь образовать заслон посредством мягкого неба, по данному типу лица нельзя поставить диагноз модели дыхания. При тщательном изучении было установлено, что многие из таких пациентов совсем не обязательно имеют ротовой тип дыхания.
Именно такой тип аномалий окклюзии зачастую ассоциируется с дыханием через рот (сравните их с аномалиями, приписываемыми сосательным привычкам и глотанию с прокладыванием языка). Одна из ассоциаций возникла много лет назад: в английской литературе прошлого столетия появился описательный термин «аденоидное лицо» (рис. 5-36). К сожалению, соотношение между ротовым дыханием, измененным положением элементов и развитием аномалий прикуса не так очевидно, каким может показаться на первый взгляд теоретический результат смещения к ротовому дыханию41. Недавно проведенные эксперименты и исследования смогли лишь частично прояснить ситуацию. Переходя к анализу данной проблемы, важно отметить, что хотя люди в первую очередь дышат носом при определенных физиологических условиях, каждый может дышать и ртом, что наиболее часто происходит при увеличенной потребности в кислороде во время физических упражнений. У среднего индивидуума переход к частичному ротовому дыханию происходит при достижении степени вентиляции более 40-45 л/мин42. При максимальных нагрузках требуется 80 или более л/мин, и приблизительно половина этого количества поступает через рот. В состоянии покоя минимальный воздушный поток составляет 20-25 л/мин, но серьезная умственная концентрация или даже обычная беседа приводит к увеличению воздушного потока и переходу к частичному ротовому дыханию. В состоянии покоя для дыхания через нос требуется больше усилия, чем для дыхания ртом — извилистые носовые пути создают некоторое сопротивление воздушному потоку в ходе выполнения своих функций по нагреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха. Усиленная работа носового дыхания физиологически приемлема до определенной точки, и в действительности дыхание наиболее эффективно при наличии умеренного сопротивления в системе. Если нос частично заложен, работа, ассоциирующаяся с носовым дыханием, усиливается, и на определенном уровне сопротивления носовому воздушному потоку человек переключается на частичное дыхание ртом. Эта переходная точка у разных людей варьируется, но обычно достигается при уровне сопротивления около 3,5-4 см Н2О/л/мин43. Отек слизистой оболочки носа при общих симптомах простуды вынуждает всех нас дышать ртом. Хронические респираторные расстройства могут быть вызваны воспалением слизистой оболочки носа в результате аллергии или хронической инфекции. Это также может быть вызвано механическим повреждением где-либо внутри носореспираторной системы, начиная от ноздрей и заканчивая задними носовыми раковинами. В нормальных условиях размер ноздри является ограничивающим фактором носового воздушного потока. Носоглоточные миндалины, или аденоиды, у детей обычно увеличены, и частичная непроходимость в результате этого может привести к ротовому дыханию у детей. Индивидуумы, у которых наблюдалась хроническая непроходимость носа, могут продолжать отчасти дышать ртом даже после устранения непроходимости. В этом смысле дыхание ртом иногда может считаться привычкой. Рис. 5-37. Данные экспериментов, проведенные со студентами стоматологического отделения, показывают немедленное изменение положения головы при полной непроходимости ноздрей: голова закидывается назад на 5°, увеличивая разобщение челюстей. При устранении непроходимости голова возвращается в начальное положение. (Цит. по: Vig PS et al: Am J Orthod 77:258-268, 1980.)
Если дыхание оказывает воздействие на челюсти и зубы, то это происходит в результате изменения положения головы, что, в свою очередь, изменяет длительное давление со стороны мягких тканей. Эксперименты на людях показали, что изменение положения часто сопровождается непроходимостью носа44. Например, при полной заложенности носа происходит немедленное изменение черепно-позвоночного угла на 5°(рис. 5-37). Челюсти расходятся в стороны как в результате поднятия верхней челюсти, поскольку голова закидывается назад, так и в результате опускания нижней. После удаления непроходимости носа исходное положение немедленно восстанавливается. Эта физиологическая реакция в одинаковой мере наблюдается у индивидуумов, уже имеющих некоторую непроходимость носа, что свидетельствует о том, что это может быть не только результатом потребности в дыхании.
Рис. 5-38. Аномалия оклюзии у обезьяны, страдавшей полной непроходимостью носа в течение нескольких месяцев. Обратите внимание на прогнатию нижней челюсти, которая является самой распространенной реакцией в экспериментах подобного рода. (Цит. по: Harvold EP et al: Am J Orthod 79:359-372, 1981.)
Эксперименты с растущими обезьянами показали, что при полной непроходимости носа в течение длительного периода времени у данных особей развиваются аномалии окклюзии, отличные от тех, что ассоциируются с ротовым дыханием у человека45. У обезьян появляется тенденция к развитию некоторой прогнатии нижней челюсти, хотя здесь возможны вариации (рис. 5-38). При установке блокирующего устройства на небе в ротовой полости обезьяны, которое фиксирует насильственное нижнее положение языка и нижней челюсти, также наблюдается развитие различных аномалий прикуса. Становится очевидным, что при изменении положения происходят изменения в развитии. Вариативность реакции у обезьян свидетельствует о том, что тип аномалии прикуса зависит от индивидуальной модели адаптации каждого животного. При оценке результатов этих экспериментов следует помнить, что ротовое дыхание совершенно не свойственно обезьянам, которые могут погибнуть при резком закрытии носовых проходов. Для проведения этих экспериментов требовалось постепенно закрывать ноздри обезьян, давая животным шанс научиться дышать ртом, чтобы выжить. Полная носовая непроходимость также крайне редко встречается и у людей.
Рис. 5-39. При сопоставлении цефалометрических схем виден результат полной носовой непроходимости, возникшей в результате операции по установке глоточного трансплантата (при ринолалии), которая полностью заблокировала нос в задней части. С 12 (черные линии) до 16 лет (красные линии) произошла ротация нижней челюсти назад и книзу при значительном росте пациента. (Цит. по: McNamara JA: Influences of respiratory pattern on craniofacial growth, Angle Orthod 51:269-300, 1981.)
Существует довольно мало документированных случаев лицевого роста у детей с длительной полной заложенностью носа, однако в этих условиях изменения модели роста можно предсказать (рис. 5-39). Поскольку полная непроходимость носа у людей встречается крайне редко, важным клиническим вопросом было то, может ли непроходимость носа, подобная той, что иногда возможна на короткий срок у любого человека и в хроническом виде у некоторых детей, привести к аномалии окклюзии; или, если говорить точнее, как близко к полной непроходимости должна подойти частичная непроходимость для того, чтобы иметь клиническое значение. На данный вопрос ответить довольно сложно, в первую очередь потому, что сложно определить модель дыхания человека в любой промежуток времени. Исследователи относят несмыкание губ в состоянии покоя к ротовому дыханию (см. рис. 5-36), но это абсолютно неверно. Индивидуум может спокойно дышать носом при разомкнутых губах. Для этого ему лишь необходимо закрыть рот, прижав язык к небу. Поскольку некоторая разомкнутость губ в состоянии покоя (аномалия смыкания губ) нормальна для детей, для большинства детей не характерно дыхание ртом. Простые клинические тесты на ротовое дыхание могут также вводить в заблуждение. Сосудистой слизистой оболочке носа присущи циклы прилива крови и сокращения. Эти циклы чередуются между обеими ноздрями: когда одна из них свободна, другая обычно немного заложена. По этой причине клинические тесты для определения способности свободного дыхания пациента через обе ноздри почти всегда приводят к негативным результатам. Одна частично непроходимая ноздря не должна интерпретироваться как аномалия нормального носового дыхания. Единственным надежным способом определения степени ротового дыхания является определение того, какая часть общего воздушного потока проходит через нос, а какая через рот, что требует специального оборудования для одновременного измерения носового и ротового воздушных потоков. Это позволяет рассчитать процентное соотношение носового и ротового дыхания за то время, что пациент может выдержать непрерывный мониторинг. Очевидно, что определенный процент ротового дыхания, поддерживаемый в течение данного времени, должен служить определением значимого ротового дыхания, но, несмотря на попытки в течение многих лет, такое определение не было выведено. Рис. 5-40. Сравнение процентной составляющей носового дыхания у подростков с длинным типом и с нормальным типом лица. Около трети подростков в группе с длинной лицевой моделью имеют менее 50% носового дыхания, в то время как ни у кого в группе с нормальной лицевой моделью не наблюдается такой низкий процент носового дыхания. Все же большинство в группе с длинной лицевой моделью дышит преимущественно носом. На основе данных можно предположить, что затрудненное носовое дыхание может способствовать развитию длинной лицевой модели, но ни в коем случае не является ее единственной и даже важной причиной. (Цит. по: Fields HW, Warren DW, Black BK, Phillips C: Relationship between vertical dentoiacial morphology and respiration in adolescents, Am J Orthod Dentofac Orthop 99:147-154, 1991.) Лучшими экспериментальными данными на сегодняшний момент является соотношение аномалий окклюзии и ротового дыхания, выведенное по результатам носо/ротового соотношения у нормальных детей и детей с длинным типом лица46. Данное соотношение не является таким четким, как оно может выглядеть теоретически. Довольно наглядно данные представлены на рисунке 5-40, из которого видно, что как нормальные дети, так и дети с длинным типом лица в лабораторных условиях в основном дышат носом. Меньшая часть детей с длинным типом лица имеют менее 40% носового дыхания, и ни у кого из нормальных детей не наблюдается такой низкий процент носового дыхания. При исследовании взрослых пациентов с длинным типом лица выявляются схожие результаты: степень непроходимости носовых путей увеличена по сравнению с нормальными моделями, однако большинство все же не дышит ртом в смысле доминирования ротовой модели дыхания.
Рис. 5-41. Сравнение средних цефалометрических схем группы шведских детей с потребностью удаления аденоидов и контрольной группы нормальных детей. У аденоидной группы наблюдается увеличенная высота передней части лица и более острые утлы нижнечелюстной плоскости, чем у детей контрольной группы, однако эта разница в количественном отношении невелика. (Цит. по: Linder-Aronson S: Acta Otolaryngol Scand |suppl 265], 1970.)
Следует учесть, что у детей, нуждающихся в удалении аденоидов и/или миндалин, или у детей с диагнозом хронической носовой аллергии будет наблюдаться некоторая степень носовой непроходимости, хотя следует помнить, что это не подтверждено документально. У детей с аллергией наблюдается увеличение передней высоты лица, сопровождаемое увеличением сагиттальной щели и уменьшением глубины резцового перекрытия47. Исследования шведских детей, у которых были удалены аденоиды, показало, что дети с аденоидами в среднем имеют большую переднюю лицевую высоту, чем дети контрольной группы (рис. 5-41). У них также наблюдается тенденция сужения верхней челюсти и более вертикального положения резцов48. Кроме того, наблюдение детей после удаления аденоидов показало, что они возвращались к средней нормальной модели с сохранением некоторых отличий (рис. 5-42). Подобные же отличия от нормальной модели контрольной группы наблюдались и в других группах, где требовалось удаление аденоидов и/или миндалин49.
Рис. 5-42. Сравнение углов нижнечелюстной плоскости у группы детей после удаления аденоидов и у нормальных детей контрольной группы. Отметим, что разница с момента проведения операции уменьшается, но полностью не исчезает. (Цит. по: Linder-Aronson S: In Cook JT (editor): Transactions of the Third International Orthodontic Congress, St Louis, 1975, Mosby.)
Хотя различия между нормальными детьми и детьми с аллергией или аденоидами являются статистически важными и, безусловно, реальными, они все же не так велики. В группе с аденоидами высота лица была в среднем на 3 мм больше. Ранее английскими учеными было обнаружено, что процент детей с различными аномалиями окклюзии был примерно одинаков как для детей, наблюдавшихся у оториноларинголога, так и у детей контрольной группы без дыхательных нарушений50. Таким образом, в рез ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|