Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИД «Спорт-Экспресс» и его журнал «Спорт-Экспрес Футбол» – лидер рынка спортивной прессы на рубеже тысячелетий.





Третий этап характеризуется адаптацией издательской сферы после дефолта и поступательным движением к восстановлению рекламного рынка. Последствиями кризиса стало то, что многие издательские дома закрывали свои проекты, том числе и спортивные – специализированная печать всегда более уязвима в периоды экономических и социальных потрясений, нежели общественно-политическая периодика. Количество наименований журналов сократилось из-за трудной финансовой обстановки. На этом фоне ИД «Спорт-Экспресс» меньше, чем через год после дефолта, запустил новые проекты, среди которых был иллюстрированный еженедельник о футболе «Спорт-Экспресс Футбол».

Мы выделяем это издание как наиболее значимое на данном этапе по нескольким причинам. Прежде всего, «Спорт-Экспресс» остался одним из немногих издательств, которые в послекризисный период нашли ресурсы для открытия новых проектов, которые должны были конкурировать с существующими. Кроме того, само по себе создание нового проекта от «Спорт-Экспресса» («СЭФ» стал третьим по счету после еженедельников «Спорт-Экспресс Воскресенье» и «Спорт-Экспресс Журнал», а газете на тот момент было уже 8 лет) означало очередной прорыв в нише спортивной периодики. Особенностью издания было то, что в нем освещались все пласты отечественного футбола – от любительских региональных лиг до Высшего дивизиона, следовательно, такой журнал привлекал читателей в регионах.

Генеральным директором ЗАО «Спорт-Экспресс» почти с первых дней был Иван Рубин, который продал свой пакет акций лишь в 2012 году. Главным редактором «Спорт-Экспресс Футбола», как и других проектов издательского дома являлся Владимир Кучмий. Редакционный коллектив также был единым и состоял преимущественно из лучших авторов того времени: Леонид Трахтенберг, Аксель Вартанян, Юрий Голышак и другие. В качестве консультанта по вопросам футбола – а подобная должность была редкостью в изданиях – пригласили бывшего футболиста и, в настоящий момент, одного из наиболее одиозных экспертов в России Александра Бубнова.

Количество страниц в журнале колебалось – первые 5 месяцев их было 40, затем в сентябре стало 56. 8 страниц выходили в цвете, остальные (32 или 48) – черно-белые. Объяснялось это просто – печатать 56 цветных страниц каждую неделю было слишком дорого. Помимо этого, печать полноцветного выпуска происходит дольше, чем черно-белого. Таким образом, вторничный номер приходилось бы сдавать в печать в пятницу, что лишало бы еженедельник возможности публиковать информацию о прошедших турах национальных европейских чемпионатов по футболу, которые пользовались огромным интересом со стороны российских болельщиков. А при формате 8+48 была возможность сдавать в типографию в понедельник, и предоставлять читателю полную информацию. Такой поход был заимствован у немецкого издания Kicker и французского France Football[60].

Тираж журнала составлял 50 тысяч экземпляров при запуске, но уже в сентябре 2000 года эта цифра достигла 60 тысяч 400 экземпляров, а максимальный тираж в ноябре того же года составил 62 500. В первый год независимо от количества страниц цена издания составляла 17 рублей, а в феврале 2000 упала до 10 рублей (причем никаких предпосылок или объяснений этому дано не было). За два месяца до прекращения выхода журнала без объяснения причин его стоимость возросла в полтора раза и составила 25 рублей. Интересно отметить, что в день резкого подорожания журнала его тираж столь же неожиданно упал ниже исходной отметки – 49 тысяч 500 экземпляров. Предположительно, это связано с серьезной убыточностью проекта.

Журнал можно отнести к массовым, однако по сравнению с журналом «Матч», «СЭФ» был выдержан в заметно более серьезной стилистике. Издание нацеливалось на футбольных болельщиков, которым интересен именно футбол и его действующие лица, а не развлечения, к спорту не имеющие отношения (к примеру, здесь мы не найдем фотографий обнаженных женщин, как это случалось в журнале «Матч»). Сами редакторы выделяли четыре цели издания: отстаивать приоритет России; сообщать максимальное количество информации о матчах сборных и национальных чемпионатов; анализировать, комментировать, думать; как можно чаще давать слово профессионалам[61].

К подвиду популярно-иллюстрированных изданий мы можем отнести «СЭФ», опираясь на проведенный контент-анализ. Несмотря на то, что всего 8 страниц в издании были выполнены в цвете, на страницах появлялись иллюстрации только высокого качества. При этом иллюстративное наполнение сводилось в основном к фотографиям. Велико было количество авторских снимков: с редакцией сотрудничали такие спортивные фотографы как Андрей Голованов и Сергей Киврин (фотографы работают в паре, - прим. авт.), Александр Вильф, Александр Федоров и другие. Кадры покупались и у информационных агентств – Reuters, AP и т.д. Можно сделать вывод о качественных фотоиллюстрациях к репортажам и интервью. Карикатуры в «Спорт-Экспресс Футболе» встречались в меньшей степени: вероятно, из-за более серьезного подхода к иллюстрациям. Зато на страницах журнала появлялись качественно нарисованные игровые схемы, которые позволяли читателю легко разбираться в тактических действиях команд и игроков.

Большое количество аналитических и портретных интервью, интерактивных игр также доказывают принадлежность издания к популярно-иллюстрированному подвиду. Среднестатистический номер состоял на 59,4% из аналитических текстов (аналитическое и портретное интервью, колонка, аналитическая корреспонденция, репортаж), на 36,4% из информационных (событийная заметка, блиц-интервью, информационная корреспонденция, информационное интервью) и на 4,2% из художественно-публицистических текстов (очерк). Отметим, что 28% аналитических текстов – это портретные интервью, характерные именно для популярных изданий.

Процент событийных заметок в информационных материалах журнала составлял 38,3, но в половине случаев это не просто изложение фактов в сухом стиле: как правило, в еженедельнике появлялись так называемые «мягкие» новости, объединенные в рубрику «Накоротке». Вот один из примеров такой новости: «Руководство московского стадиона «Динамо» решило награждать каждого тысячного болельщика бесплатным билетом на следующий матч любимой команды. Во время первого тайма матча «Динамо» - «Черноморец» (0:1) диктор попросил обладателей пяти счастливых билетов в перерыве спуститься к беговым дорожкам и получить приз. Через некоторое время на табло зажглась надпись: «На матче присутствует 6000 зрителей». Видимо, для шестого халявного билета нашелся какой-то особый клиент»[62]. В этом случае заметка призвана скорее развеселить читателя, нежели проинформировать об инциденте.

Интересно, что изначально не планировалось вводить в контент игры и кроссворды, об этом в №2 писал ответственный редактор издания Константин Клещев: «Был соблазн с первого же номера публиковать кроссворды и начать какую-нибудь футбольную игру. Но мы решили подождать, чтобы понять, насколько интересно и нужно то, что мы даем нашим читателям. Признаться, жаль отдавать место шарадам, когда в реальном футбольном мире происходит столько важных событий!»[63]. Однако впоследствии стали появляться и кроссворды на предпоследней странице. А в качестве интерактивной игры использовалась «Суперигра» по Лиге чемпионов. Принцип был тот же, что и в журнале «Матч»: читатель набирал игроков в свою команду, заполнял купон и отправлял в редакцию. После каждого тура в еженедельнике публиковалась статистика команд читателей. Также существовала рубрика «Письма читателей», в которой читатели могли делиться мыслями и взглядами на журнал и футбол в принципе. Нередко публиковался календарь того или иного чемпионата.

Проанализировав наполнение журнала, мы пришли к выводу, что в издании существовала четкая иерархия рубрик и располагались они в определенном порядке. На цветных полосах публиковалось интервью в рубрике «Звезда». Если оно было объемным, то продолжение печаталось в конце на цветных страницах, а не переносилось на следующую черно-белую. Также на цветных страницах появлялись репортажи о важных событиях (например, репортаж с финала чемпионата Европы по футболу-2000). Следом шли материалы о международных событиях в футболе (чемпионат Европы, Лига чемпионов). Далее рассказывалось о чемпионате России в порядке значимости дивизионов (Высший дивизион, первый дивизион, второй дивизион, любительская лига). И только в последнюю очередь речь шла о европейских лигах. Особое внимание уделяется статистике: на страницах журнала появлялись результаты матчей всех дивизионов чемпионата России по футболу, европейских чемпионатов, и занимает такая статистика не менее 10 страниц в каждом номере (Приложение 7).

В «СЭФ» всегда публиковались репортажи из разных концов мира и России (контент-анализ показал, что в среднем на один номер приходится 3,3 репортажа). В связи с тем, что репортажи в еженедельнике не могут претендовать на оперативность, они были наполнены анализом конкретной игры и положения команд в целом.

Открывала журнал колонка редактора, в которой обобщалось произошедшее за неделю или же обсуждалась какая-либо проблема, наиболее остро стоявшая в это время. Жанр аналитической корреспонденции также использовался авторами «Спорт-Экспресс Футбола» (1,7 материала в номере). В них анализировались проблемы судейства, разбиралась игра команд, делались прогнозы. Аналитические интервью с судьями, чиновниками, игроками и тренерами в «Спорт-Экспрессе» присутствовали в большом количестве (4 в номере).

Также в качестве развлекательной рубрики печаталось блиц-интервью (1 в номере): футболисту задавали вопросы о его предпочтениях в еде, музыке, кино и др. Такие небольшие интервью позволяли читателю узнать чуть больше о любимом спортсмене. Информационная корреспонденция появлялась в журнале в среднем два раза в номере. Публиковались и обычные заметки: описание хода матча в сухом изложении, короткие новости о футбольных событиях (около 6 в номере).

Очерки в основном были представлены в виде воспоминаний о давно прошедших событиях, о бывших легендарных игроках. Как правило, появлялось не более одного очерка в номере. Например, воспоминания и размышления о Всеволоде Боброве в №8 от 29 февраля 2000 года.

Оформление обложек тоже заслуживает отдельного внимания: формат еженедельника, в отличие от ежемесячного журнала, подразумевает некую оперативность, а следовательно нередко на обложке появлялись фотографии с прошедших в уик-энд матчей, с героем номера крупным планом (Приложение 8). Также на обложке появлялись фотографии болельщиков (номер от 29 августа 2000 года – фото фанатов «Зенита»). В любом случае, это были интересные кадры, которые предваряли один из ключевых материалов журнала и выделяли наиболее интересное событие – грядущее или прошедшее.

Анализ рекламы в «СЭФ» показал, что доход от продажи рекламных площадей не был основным для издания. Мы не стали приводить статистику, потому что на номер иногда приходилось даже меньше страницы. Однако в разное время рекламные модули размещали крупнейшие компании – «Лукойл», Coca-Cola, Adidas и др. Совместно с компанией Adidas публиковались некоторые материалы в рубрике «Звезда». Однако в целом же, из-за последствий кризиса рекламодатели неохотно несли деньги в журнал.

Средства на издание журнала доставлялись преимущественно благодаря мощной поддержке издательского дома, которому доход приносила газета. Однако очевидно, что содержать три проекта на деньги, приносимые одной газетой, было сложно, данный ресурс был небезграничным.

«Спорт-Экспресс Футбол» в последний раз вышел 30 января 2001 года. Всего за два года появилось 96 номеров. Одной из причин закрытия были финансовые трудности (в это время прекратились все проекты ЗАО «Спорт-Экспресс», кроме газеты), другой причиной назывался перенос приоритета в развитии издательского дома на сеть Интернет. Возможно, если бы журнал появился чуть позже, чем в 1999 году, последствия кризиса не столь серьезно бы отразились на нем. После закрытия проектов остались только спецвыпуски, которые приурочиваются к различным крупным событиям.

Закрытие еженедельника не было частью общей тенденции: наоборот, в начале 2000-х спортивная периодика начала возвращать прежние, докризисные позиции: издавался популярный журнал «Мой футбол», реформировался еженедельник «Советский Спорт-Футбол». Проблемы издания были связаны скорее с приверженностью к традиционному стилю «Спорт-Экспресса», который год от года практически не менял подходов к журналистике: ни в журнальных проектах, ни в газете. В условиях же популяризации телевизионных спортивных трансляций и появления Интернета это неизбежно вело к падению популярности. «Спорт-Экспресс» сформировал свою идеологию тогда, когда потребитель не имел возможности видеть спортивные события, но во второй половине 1990-х и, тем более, в 2000-е годы распространение трансляций, появление «Футбольного клуба» на НТВ, спортивных каналов на «НТВ-Плюс» должно было повлечь за собой кардинальные изменения[64]. «Спорт-Экспресс» должен был научиться писать для тех, кто уже знает результат матча, потому что видел его своими глазами. При всех плюсах издательского дома, до конца этого не было достигнуто ни в газете, ни в рассматриваемом еженедельнике.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.