|
Журнал «Матч» – пионер развлекательного подхода в журнальной периодикеВторой период развития спортивной периодики (1996-1998 гг.) характеризовался бурным и порой хаотичным появлением специализированных журналов. Однако даже самое яркое начало не гарантировало долгого и успешного существования, и примером тому может служить история журнала «Матч». Он впервые был выпущен в 1996 году как ответ на возросшую популярность футбола в стране и стал наиболее характерным представителем своего типа в этот период. Это можно заключить, во-первых, потому что в отличие от своих конкурентов («Его величество футбол», «Футбол-Плюс») он просуществовал относительно долго – больше года. Во-вторых, подход к формированию контента и оформлению издания именно в «Матче» наиболее полно отвечал растущим, развивающимся, становившимся все более разнообразными требованиям аудитории. Издателем журнала был Андрей Мальгин, который до распада Советского Союза занимался журналистикой, литературоведением, литературной критикой. В 1990 году акценты в его деятельности сместились в сторону рекламного и издательского бизнеса, в частности, ему принадлежала газета «Центр Plus», он был издателем и главным редактором политического журнала «Столица». В 1996 году Мальгин решил занять еще не сформировавшуюся нишу и стал выпускать футбольный журнал. Однако, по воспоминаниям его университетского товарища журналиста Сергея Маркова, «более несовместимого, чем Андрей Мальгин с футболом и вообще спортом человека трудно было вообразить»[54]. Летом 1996 года под руководством Мальгина появился издательский дом «Центр Plus», в который и вошел журнал «Матч» (начиная с сентябрьского номера). Андрей Мальгин пригласил на пост главного редактора спортивного журналиста и комментатора Виктора Гусева, который возглавлял журнал на протяжении всего времени выхода. В разное время с изданием сотрудничали такие известные спортивные журналисты как Сергей Микулик, Василий Уткин, Игорь Рабинер и др. «Матч» выходил раз в месяц, всего было издано 14 номеров (№11-12 вышли сдвоенным выпуском в конце 1996 года). Что касается формальных признаков, первые шесть номеров выходили в объеме 84 страниц, затем полосность сократилась до 64 страниц. А вот тираж, напротив, увеличивался. Первые два номера выпускались тиражом 51 тысяча экземпляров, с третьего по шестой – 60 тысяч экземпляров. Затем количество экземпляров одного номера возросло втрое и поднялось до 180 тысяч экземпляров. Журнал распространялся во многих городах России и СНГ. Основная часть тиража расходилась в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, журнал можно было купить более чем в 75 городах, включая Архангельск, Саратов, Южно-Сахалинск и др. Позднее журнал стал продаваться для русскоязычного населения Германии. Уровень аудитории журнала «Матч» можно определить как массовый. Однако не стоит забывать, что футбольный журнал относится к специализированной прессе, а следовательно понятие «массовый уровень» является довольно относительным, его следует применять с определенными оговорками. Аудиторией журнала были футбольные болельщики, которым футбол интересен именно как развлечение и зрелище, а не как совокупность технико-тактических действий. Исходя из целевой аудитории и специфики данного специализированного журнала, можно сделать вывод, что основной целью издания было информировать и анализировать, развлекая читателя. Причем на развлечение в данном издании была сделан заметный акцент. «Матч» относился к подвиду популярно-иллюстрированных изданий. На каждой странице присутствовали различные фотографии – репортажные, постановочные, архивные снимки. Снимки как покупались в фотобанках, так и делались штатными корреспондентами. Среди фотокорреспондентов журнала были такие известные спортивные фотографы как Игорь Уткин и Александр Федоров. Фотографии выполняли и иллюстративную функцию (дополнение к тексту), и были самостоятельными материалами в рубрике «Стоп-кадр» (Приложение 4). Кроме того, фотографии выполняли и развлекательную функцию: например, в №8 редакторы загадывают загадку читателю «Угадайте, чьи жены футболистов на фото. Возможно, вам поможет подсказка на стр. 33». Открывая страницу 33, мы видим этих же женщин с обнаженной грудью, и никакой подсказки нет. Очевидно, что это просто «шутка», рассчитанная на мужскую аудиторию журнала. Также привлекают внимание обложки журнала. Из 13 обложек на 6 изображены русские звезды футбола, еще на 6 – бывшие и действующие футболисты, играющие за рубежом, и на одном номере изображен иностранный футболист Леонидас, выступающий за российский клуб (Приложение 5). После №7 на первой странице журнала появлялись только российские футболисты, за исключением №14, на котором был размещен портрет Пеле – самого известного футболиста мира, завершившего карьеру. Тенденция с публикацией зарубежных футболистов на обложке журнала объяснима: в 1996 году проходил чемпионат Европы по футболу, и журнал знакомил читателя с его будущими звездами, заодно используя то заинтересованное ожидание, которое владело футбольными болельщиками накануне большого турнира. Проведенный контент-анализ журнала позволяет сделать вывод о том, что аналитические жанры преобладали над информационными, однако на данном этапе информация также занимала существенное место в издании. Связано это было с тем, что узнавать результаты матчей, статистику чемпионатов читателю еще было негде, кроме как в спортивной прессе: интернете не было, количество спортивных (в том числе футбольных) передач на российском телевидении оставляло желать лучшего. Среднестатистический номер журнала «Матч» состоит на 45.8% из аналитических материалов, на 37,5% из информационных жанров и 16,7% составляют художественно-публицистические жанры (очерк). Стоит отметить, что в данном случае мы выделили репортаж в качестве аналитического жанра, поскольку аналитический репортаж ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития[55]. Такой вывод можно сделать после детального изучения репортажей в данном издании в соответствии со спецификой репортажей в ежемесячных журналах в целом: они не претендуют на актуальность, потому что описываемое событие произошло давно, и в связи с этим поднимают вопрос о последствиях, влиянии и развитии явлений. Также нами был обнаружен репортаж-расследование о ремонте стадиона «Лужники», что также можно отнести к аналитической журналистике. Репортажи встречались в номерах неравномерно, но в среднем присутствовало 1,3 материала такого рода на номер. Наиболее часто используемым жанром в журнале было интервью (портретное[56] и аналитическое) со спортсменами, тренерами и функционерами: в среднем встречалось по 3 интервью в номере. Особенно стоит отметить портретное интервью как специфический жанр популярно-иллюстративного массового издания: читателя приближали к его кумирам как к обычным людям, а не только как к специалистам в сфере футбола. Вторым по популярности жанром были заметки, которые, как правило, объединялись в новостные рубрики. Однако важно, что это были не просто новостные заметки в сухом виде, а «мягкие» новости. Схему «мягкой» новости используют для описания ярких и курьезных событий, в которых наиболее интересным для читателя является не суть события (как правило, новостная ценность таких событий невелика), а процесс, описание того, как событие происходило[57]. В данном случае читателю в формате новости рассказывалось о событиях в мире спорта, которые могли не появиться на страницах газет, использующих более формальный подход к выбору новостей (в среднем встречается по 3 рубрики с такими новостями в номере). Публиковались также и событийные заметки (в среднем по 2 в номере). Также часто использовался жанр аналитической корреспонденции (2,6 материалов в среднем), в которой известные журналисты анализировали те или иные процессы, происходившие в отечественном футболе. Использовался жанр авторской колонки (который находится на стыке жанров – аналитических и художественно-публицистических) – в среднем появлялись 2 колонки в номере (Виктора Гусева, Василия Уткина и др.) Также в журнале использовались информационная корреспонденция (1,3 в номере), блиц-интервью со спортсменом (1 в номере), справка (в том числе анонсы, рекомендации и т.д.) – по 1 в номере. Активно применялся художественно-публицистический жанр очерка, как правило, для публикации воспоминаний. В среднем в номере появляется 4 очерка различного объема, в которых ветераны спорта рассказывали о своих товарищах, вспоминали игровые и тренерские годы, а также раскрывали секреты своего мастерства. Развлекательные материалы (в среднем – 3 в номере) были представлены в виде кроссвордов, карикатур, комиксов, конкурсов, гороскопов. Интересная и печальная развязка ждала один из конкурсов, запущенных в первом номере журнала: редакторы предлагали заполнить лотерейный билет и выиграть поездку на чемпионат Европы по футболу, который проходил в Англии. Для победителей были куплены билеты на матчи и на самолет, оплачена гостиница, однако за день до вылета посольство Великобритании отказало в визе всем победителям. «Люди приехали со всей страны и получили кукиш с маслом. Некоторые плакали»[58], - вспоминает об этом Андрей Мальгин. Одним из нововведений журнала стал проект игры «Чемпионат-фантазия». Она предполагала вовлеченность аудитории: читатель должен был придумать состав своей команды из игроков чемпионата России по футболу, отправить на почту специальный купон, и за определенные действия реальных игроков в чемпионате читателю начислялись баллы. Лучший игрок в «Чемпионат-фантазию» по итогам сезона получал приз. Это был действительно интересный и свежий ход по привлечению читателя: результаты публиковались каждый месяц на страницах издания, и это мотивировало аудиторию следить за своими успехами. Кроме того, в каждом номере содержался постер с изображением популярного футболиста. Также всегда публиковались статистические данные – результаты матчей, статистика голов, календари чемпионатов. Отдельное внимание следует уделить рекламе, публиковавшейся на страницах «Матча». Бросается в глаза, что реклама не занимала большого объема – в среднем всего 3 страницы в номере. Как упоминалось ранее, журнал распространялся более чем в 75 городах России и СНГ, однако половина модульной рекламы, активно использовавшейся в издании, была рассчитана именно на столичную аудиторию (например, реклама наркологических центров, столичных туристических компаний). Также с помощью модулей различного формата (от 1/2 до 1/16) рекламировались санатории, дома отдыха, авиакомпании. Публиковалась реклама и других средств массовой информации, в том числе принадлежащих Андрею Мальгину. Из серьезных рекламодателей можно отметить Nike, Reebok, «Майский чай», BMW, Continental (шины). Важно отметить, что в тот период была еще разрешена реклама алкогольной продукции, и она появилась в последних номерах: пиво Viking, «Клинское», Efes. Эти рекламодатели выкупали целые полосы и развороты. Также совместно с Nike, Stimorol и «Банком Москвы» реализовывались совместные специальные проекты: устраивались конкурсы, проводились игры (Nike был спонсором «Чемпионата-фантазии»), выпускались календари. На целые страницы рекламировались еще и различные заводы (например, в №1 – «Ефремовский завод синтетического каучука»). Данный факт свидетельствует о еще несформировавшемся рекламном рынке: рекламодатель в этом случае просто тратил деньги, но едва ли его реклама находила свою аудиторию. Отметим, что в конце 1996-го года журнал переживал кризис: рекламные полосы сократились до 1-2 в двух номерах 9 и 10. Однако уже в №11-12 были найдены новые силы: появлялись новые рекламодатели, выпуск содержал значительное количество рекламы. Тем не менее, популярность издания падала и на предпоследней странице в последних двух выпусках стали появляться модули (1/32), которые рекламировали интимные услуги в Москве (Приложение 6). Особенно странно подобные объявления смотрелись рядом с рекламой крупной компании Nike. Как рассказал Андрей Мальгин, журнал обанкротился и перестал выходить в феврале 1997 года. Интересно, что в №14 главный редактор Виктор Гусев завершает свою колонку словами: «Об этой встрече я еще расскажу – будет время... Ведь "Матч" продолжается»[59]. Не представляется возможным узнать, был ли в тот момент Виктор Гусев в курсе грядущего закрытия издания, однако №14 стал последним выпуском в короткой истории издания. Журнал «Матч» стал первым иллюстрированным ежемесячным журналом о футболе, который делался для болельщиков: с немалой долей развлекательного контента, ярких и крупных фотографий. Отдельно стоит отметить большое количество эксклюзивных интервью. Кроме того, что также интересно могло быть интересно болельщикам, появлялись переводные интервью из немецкого издания Kicker. Тем не менее, известные журналисты сотрудничали со СМИ не на постоянной основе, тексты не всегда были написаны интересным языком. Также, журнал стал жертвой несформировавшегося рекламного рынка, а без рекламы просто не мог быть прибыльным. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|