Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Качественно новый этап в развитии спортивной прессы в начале 2000-х годов и его представитель журнал «Total Football»





К моменту выхода «Total Football» (октябрь 2005), в России не было специализированного журнала о футболе, который бы добился самоокупаемости и выходил стабильно без угрозы закрытия, а потому перед «TF» стояла первоочередная задача – привлечь рекламодателей. За полтора года до этого на рынке появился универсальный журнал «PROспорт», который, по мнению его главного редактора Станислава Гридасова, уже начал формировать рекламный рынок спортивной прессы, и фактически «TF» пришел уже в подготовленную (но до конца не сформировавшуюся) среду. Спортивному ежемесячнику такого уровня и качества приходилось конкурировать не столько с универсальным «PROспортом», который выходил в ином формате, сколько с ежемесячными мужскими журналами таким как «Men’s Health»[65].

Данный этап развития спортивной прессы являлся одним из самых благоприятных для развития прессы из всех, что были в процессе формирования спортивной периодики: экономика стабилизировалась и развивалась, печать была свободна от какого-либо давления со стороны государства. В связи с этим формировалась качественная конкурентная среда. Здесь хочется отметить характерное отношение к подобному положению дел главного редактора рассматриваемого ежемесячного журнала Николая Роганова. В колонке редактора через аллюзию с футбольными клубами главный редактор выражает свои мысли о конкуренции среди спортивных журналов: «“Челси”, конечно, еще не выигрывал Лигу чемпионов, однако давно уже не живет по законам футбольного бизнеса. <…> Разумеется, в клубе считают деньги, но минус ?204 млн для них – вообще не проблема. <…> У нашего журнала есть конкурент. Тоже, кстати, живущий на деньги Абрамовича. И тоже не считающий их. <…> Деньги у него, как и у конкурирующего с нами журнала, все равно не кончатся. <…> Самое плохое, что проекты, подобные “Челси” и журналу-конкуренту, развращают рынок. Первые – гигантскими зарплатами футболистов, вторые – необоснованно высокими авторскими гонорарами» (Приложение 9)[66].



В этой колонке речь идет, вероятнее всего, о журнале «PROспорт», потому что в это время он был куплен ИД «Вокруг света», часть которого контролировалась Романом Абрамовичем[67]. Можно рассуждать об этике и морали, но в данном случае важно то, что такая конкуренция, такое вложение больших денег, большие гонорары были возможны только в благоприятных экономических условиях, которые и сложились в рассматриваемом этапе.

На запуск «Total Football» было потрачено 600 тысяч долларов, но мало кто верил, что этот проект будет успешным. Президент одно из крупных издательских домов «Семь дней» Дмитрий Бирюков скептично отмечал: «Я не вижу рекламодателей для подобной продукции. Все специализированно-спортивные рекламодатели: Nike, «Спортмастер» размещаются на телевидении, и оттянуть их оттуда практически невозможно. Может, со временем там будут рекламироваться фитнес-центры, но пока их рекламные бюджеты очень небольшие»[68]. Вопреки скепсису современников, «Total Football» нашел свою нишу и способствовал развитию рекламного рынка спортивной прессы и существовал до 2013 года.

Данное издание задало такую планку, о которой могли лишь мечтать журналы, выходившие в предыдущие годы. Слагаемыми успеха можно назвать высокое качество бумаги, фотографий, текстов и подхода к тематическому наполнению – все это давало журналу большие возможности в рекламном плане. Девизом издания была выбрана фраза, придуманная главным редактором Николаем Рогановым: «Футбол как страсть». В «Total Football» ставка делалась на эмоциональную подачу материалов и, главное, на иллюстрации.

Издателем журнала стала медиакомпания Gameland, которая прежде специализировалась на выпуске журналов компьютерной тематики: «Хакер», «Страна Игр» и др. По сути издание о футболе выбивалось из общей тематики издательства, но в данном случае важен был опыт издания успешных журналов в принципе, который можно было бы приложить к запуску футбольного проекта. За основу был взят опыт британского футбольного издания FourFourTwo. Изначально существовали планы купить лицензию на выпуск этого британского журнала, что предполагало адаптацию издания для российского читателя, заимствование дизайна, обмен текстами и т.д. При подготовке пилотного номера уже были использованы некоторые идеи из британского журнала. Покупка лицензии не состоялась: стороны не сошлись в финансовом вопросе. Тем не менее, четыре рубрики FourFourTwo остались в «Total Football»: «Момент TF», «Резюме», «Дурацкие вопросы» и «Один на один».

Предполагалось, что тираж издания будет составлять 150 тысяч экземпляров, однако было решено первый номер (январь 2006) выпустить тиражом 80 тысяч, затем увеличить до 100 (уже во втором номере), и в июле 2006 года количество экземпляров одного номера достигло 150 тысяч экземпляров, уже через год тираж увеличился вдвое. В течение 6 лет тираж оставался неизменным – 300 тысяч экземпляров. А вот количество страниц менялось: пилотный номер вышел на 124 страницах, затем количество уменьшилось до 116, и в течение полугода журнал выходил в таком объеме. Затем, с увеличением тиража, увеличилось и количество страниц – 132. В номере в №6 от 2008 года Николай Роганов сообщил, что в журнале, на его взгляд, слишком много рекламы, и мало текстов, что не способствует повышению качества и интересности журнала, в связи с этим было решено увеличить объем до 144 страниц, причем планировался и дальнейший выпуск именно с таким количеством. Однако мировой финансовый кризис не позволил планам реализоваться: уже к концу 2008 года журнал снова стал выходить на 116 страницах.

Главным редактором с первого выпуска был назначен Николай Роганов, который занимался разработкой концепции журнала на начальных этапах. Работали в издании в первое время преимущественно молодые журналисты, хотя привлекались и опытные – из «Советского спорта», «Спорт-Экспресса». Из интересных имен хотелось бы отметить, что свой журналистский путь в «Total Football» начинал Илья Азар на должности редактора. Также в издании работали Дмитрий Роговицкий, Андрей Белов, Александр Кавокин и др.

«Total Football» был рассчитан на массового читателя: футбольного болельщика. Это проявляется в некоторой «энциклопедичности» издания: его может взять в руки человек, который не смотрит все футбольные матчи чемпионата, и этот читатель не почувствует себя некомфортно, потому что большое внимание в журнале отводилось объяснению деталей. Однако в связи с этим происходило снижение степени привлекательности текста для подготовленного читателя. Об этом говорил и сам главный редактор «Total Footbal»: «Я не буду говорить, что у нас все тексты на высшем уровне выходят. <…> Второе, что я могу нашим критикам сказать: если их не устраивает качество текстов в Total Football, то, возможно, это просто не их журнал. А их журнал – PROспорт»[69]. Особенность текстов универсального журнала «PROспорт» именно в том, что они написаны без подробного описания предпосылок и деталей того или иного события. «Total Football» же делал ставку на среднестатистического любителя футбола. При этом на протяжении почти всего существования журнала (с того времени, как тираж составил 300 тысяч), аудитория одного номера колебалась в районе полумиллиона читателей.

Журнал мы относим к подтипу популярно-иллюстрированного издания, и это первый специализированный журнал, который на 100% соответствует подразумеваемым под этим определением характеристикам. Иллюстрации в «Total Football» по значимости идут наравне с текстами. Николай Роганов подчеркивал: «У нас страсть, эмоциональная составляющая на первом месте. Выражается это в текстах, в фотографиях. Они должны быть насыщены эмоциональной составляющей, там должны быть соответствующие фотографии»[70]. В среднестатистическом номере четверть выпуска занимают страницы, на которых размещены только фотографии. На других страницах с текстами тоже есть крупные и качественные снимки. Например, выделялась рубрика «Момент TF» (Приложение 10), в которой публиковались самые яркие фотографии с футбольных матчей за прошедший месяц. Она занимала три разворота, и привлекала качеством исполнения: одно время ее даже спонсировала компания Nikon.

Контент журнала был ориентирован прежде всего на развлечение читателя: с первых номеров появилась рубрика Body Art, в которой публиковались фотографии обнаженных женщин, раскрашенных в форму различных футбольных клубов. Также в журнале в большом количестве появлялись справочные материалы, которые подробно, с использованием инфографики, разъясняли тактические нюансы игры какой-либо команды, технику футбольных финтов и др.

В издании было наиболее отчетливо заметно уменьшение количества информационных жанров: 32,1% от общего количества журналистских текстов в среднестатистическом номере журнала. При этом таких жанров всего два – активно применялись блиц-интервью (в среднем 2 в номере) и справочные материалы (7,3 в номере), которые рассказывают об эмблемах, клубах, футболистах, истории фанатских движений и т.д. В журнале вообще отсутствовали новости и статистика, данные о результатах матчей: потому что данный журнал был нацелен именно на формирование взгляда на футбол, а не на информирование читателя.

В больших объемах в издании присутствует аналитика – она составляла 54,9% всех текстов номера. В среднем в выпуске появлялось 5,6 интервью: аналитических и портретных. Интересно, что с 2008 года больших интервью становилось меньше: связано это, во многом, с закрытостью представителей футбольного сообщества. Ранее, когда футбол в России только набирал популярность, сделать интервью с футболистом или тренером не представлялось сложным: они сами шли на контакт. Наше время главный редактор крупнейшего спортивного портала Sports.ru Юрий Дудь назвал веком «многочисленных пресс-служб, которые вычищают из интервью уйму интересного»[71]. Теперь, чтобы взять интервью у известного спортсмена, нужно ждать ответа от пресс-службы клуба, отправлять на вычитку и т.д. Как следствие, они становятся менее интересными, и количество интервью уменьшается (например, в 2013 году в среднестатистическом номере «TF» было только 2 интервью).

Также в период 2006-2008 годов в журнале появлялось в среднем три колонки: главного редактора Николая Роганова, спортивного комментатора Виктора Гусева и одного из журналистов издания. В колонках, как правило, выражалось собственное мнение журналиста на какую-то проблему или событие, получившее большой резонанс. Виктор Гусев свою колонку вел в стиле «дневника»: рассказывал о событиях, произошедших с ним во время работы комментатора.

Меньше внимания уделялось репортажам: в рассматриваемый период в среднем их публиковалось всего 1,5 в номере. Связано это могло быть с тем, что у редакции в первое время не было возможности отправлять в командировки журналистов. Однако репортажных фотографий в издании было достаточно, что соотносится с концепцией – отображать эмоциональную составляющую футбола. В большем объеме на страницах появлялись аналитические корреспонденции и статьи, в которых анализировались та или иная тактическая схема или игра, командная тактика и действия конкретных игроков. В среднем таких текстов по 4 в одном номере.

Отдельно стоит отметить появившийся жанр рецензии. Журналисты писали рецензии на книги, фильмы, игры, посвященные футболу. Данный ход интересен тем, что, доверяя мнению журналиста, читатель будет приобщаться к его интересам. К тому же таким образом редакторы помогали аудитории отказаться от покупки других изданий, в которых можно было бы прочитать аналогичные материалы. В среднем, в одном номере появлялось 2,6 рецензии.

Как и в журналах предыдущих периодов, в «TF»продолжали появляться очерки: воспоминания о футболистах, играх, матчах (в среднем 4 очерка в номере). Популярность этого жанра и подобных текстов можно объяснить неубывающим интересом к легендам отечественного и мирового футбола, стремлением читателей узнать о памятных матчах и датах.

Интересно также отметить появление интерактивности в журнале: редакторы «Total Football» не просто публиковали письма читателей, теперь они еще и отвечали на них в ироничном стиле. А за лучшее письмо читатель получал какой-либо приз от партнера журнала. Такой подход к общению с читателями стал уникальным для современного периода развития спортивной прессы.

Привлекает внимание и новаторство в оформлении обложек журнала как в изобразительном, так и в тематическом плане. Во-первых, в отличие от других журналов предыдущих этапов в «Total Football» на обложке нет репортажных кадров, на ней размещались только качественные постановочные снимки футболистов, тренеров и т.д. Во-вторых, подбор героев для обложек ежемесячного журнала осуществлялся по принципу, который условно можно назвать как «тот, о ком говорят в мире футбола». Например, в №9 от 2006 года на обложке – Евгений Алдонин, назначенный капитаном сборной России, успешно выступавший за ЦСКА. Как герой он был интересен болельщикам, а следовательно – привлекателен для покупателя.

Кроме того, «Total Football» стал первым журналом, который начал делать разные обложки: одну для Москвы и регионов, другую – для Санкт-Петербурга (Приложение 11). То есть само содержание номера оставалось одинаковым, а обложки готовились разные. Как пояснял главный редактор, делалось это для того, чтобы читатель покупал журнал с портретом того, за кого болеет. Предполагалось, что, если эксперимент будет успешным, то обложки будут выпускаться и для других городов. Катализатором такого эксперимента стала обложка №1 от 2006 года, которая выходила на всю страну: на ней был изображен Владимир Быстров. Футболист летом 2005 года перешел из петербургского «Зенита» в московский «Спартак»[72], чего не могли простить болельщики петербургской команды и всячески оскорбляли полузащитника. В связи с этим, размещая на обложке номера Владимира Быстрова, редакторы предположили, что журнал, вероятнее всего, вызовет негативную реакцию у петербургских читателей, и заменили портрет Быстрова на портрет Александра Кержакова, интервью с которым также было опубликовано в этом выпуске. Дальше Петербурга эксперимент не пошел, но, тем не менее, специальные обложки появлялись вплоть до 2010 года. Стоит отметить, что не для каждого номера применялся этот ход, а только тогда, когда это имело определенный смысл: когда назначался новый тренер «Зенита», когда на обложку федерального номера ставился игрок «Спартака» или же когда в номере был текст о футболисте, популярном в Петербурге.

С первого номера в журнале появлялось большое количество рекламы: в среднем для нее отводилось 15 страниц. Кроме того, появлялись и модули меньшего формата (1/2, 1/3, 1/4 страницы), а также рекламные проекты: например, конкурсы от Nivea, «Газпрома» и «ТТК». Стоит отметить особую профилизацию рекламы, которая подчеркивала ориентированность на мужскую состоятельную аудиторию: в журнале размещали рекламу такие компании, как Nissan, Pioneer, Samsung, Nike, Chevrolet и др. Немалый объем занимала реклама алкогольной и табачной продукции – водки, виски, сигареты, сигары.

Благодаря такому количеству рекламы, журналу удалось выйти на самоокупаемость и преодолеть мировой экономический кризис без ощутимых потерь. «Total Football» появился в экономически стабильный период, в отличие своих предшественников. За время существования журнала у него ни разу не было сбоев в графике выхода: он стабильно каждый месяц появлялся в киосках и магазинах. Фактически журнал стал существовать на доходы от рекламы, поскольку доход от продажи и подписки не был так велик. По сути, он сформировал совершенно новый подход к формированию контента и облика спортивного издания – о футболе как о стиле жизни. Не случайно, внимание к нему солидных рекламодателей, оценивших преобладающую аудиторию журнала – состоявшихся в жизни, успешных мужчин, руководителей и специалистов из Москвы, Петербурга и других крупных городов. Содержание и оформление журнала, предназначенного для такого требовательного читателя, неминуемо должно было достигнуть качественно иного уровня, нежели все, что было сделано в 1990-е годы, и все условия четвертого этапа этому способствовали.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.