|
Дети работают по индивидуальным карточкам.
На кра...иве, как на...ли...ке, Вски...я...или чай ули...ки. Заходи чайку на...и...ься, К...о кра...ивы не бои...ся.
Перепишите это стихотворение. 44 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии III. Итог занятия Логопед: Вот звери и проводили детей до деревни. Пора прощаться. Назовите для Поли и Толи слова с их любимыми буквами. ЗАНЯТИЕ 13 Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М. Цели: познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление. Оборудование: заглавные и строчные буквы л - м рукописного и печатного шрифтов (запись на доске); раздаточные карточки с изображениями букв занятия; пособие «Стилизованные буквы»; точечное изображение кота Леопольда; разрезные картинки с изображением мышат; пособие «Загадочные письма»; картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия; альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Развитие зрительного и слухового восприятия (задание 1. с. 15). Логопед: Послушайте стихотворение. Угадайте имя героя и раскрасьте картинки. Есть на свете кот один, Он учёный господин. Если грустно станет вдруг - Вспомни, он хороший друг. Для него не страшен труд. Знаешь, как его зовут? Дифференциация букв « л — м» 45 Дети обводят по точкам изображение кота Леопольда, называют его имя, припоминают, из какого мультипликационного фильма он пришёл. 2. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Логопед: Составьте из частей разрезную картинку и назовите остальных героев занятия. Леопольду все друзья: Мама, папа, ты и я, Но его не любят... (мыши) - Вот они бегут по крыше! Дети составляют картинку с изображением двух мышат, бегущих по крыше.
II. Основная часть занятия 1. Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с символами и буквами. Логопед: Назовите первую букву в имени кота. (Л.) А с какой буквы мы записали бы слово «мышата»? (М.) Назовите тему занятия. (Буквы л — м.) 2. Сравнение букв занятия (задание 1, с. 13). Логопед: Сравните буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных букв и строчных. 3. Конструирование и реконструирование букв занятия. Логопед: Постройте из элементов печатную строчную и заглавную букву л, затем «превратите» их в букву м. Выложите из верёвочки рукописную букву л, затем перестройте её в букву м. Для буквы л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы м - два элемента. 4.Развитие зрительного восприятия (задание 2. с. 16). Кто за дверью? Тихо... Слышишь? Там опять скребутся мыши. Нужно мышек нам позвать, Буквы будем мы искать. Логопед: Найдите все буквы л - м. (Выставляет пособие со стилизованными буквами л - м.) 46 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 5.Дифференциация букв занятия в слогах (задание 3, с. 16). Мыши любят пошалить, Нужно их опередить -Леопольда разыскать, О мышах ему сказать. За воротами наш кот. Кто быстрее в них войдет? Логопед: Прочитайте слова и выложите дорожку из слогов, в которых пишется буква занятия. Слова: дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох (объяснить значение слова ЛОМОТЬ — большой отломленный кусок хлеба). Образец записи у детей: дом, Ли, му, лод, ла, лас, му, ло, мок, ли, ми, мох. 6.Дифференциация букв на уровне слова (задание 4. с. 16-17). Леопольд тебя встречает, Чашку чая наливает, Чай отличный - высший сорт, А к нему огромный торт. Ах, какая красота! Именины у кота! Логопед: Вставьте в праздничный торт Леопольда свечки с буквами л - м так, чтобы получились слова. Дифференциация букв «л — м» 47 Образец записи: мелкий, солома, молоко, метла... 7.Физминутка. Дети выполняют движения по заданию логопеда. У оленя дом большой, Он глядит в своё окно. Зайка по полю бежит И ушами шевелит. - Тук! Тук! Дверь открой. - Там в лесу охотник злой. - Зайка, зайка, забегай! - Лапку мне давай! 8.Индивидуальная работа по карточкам. Логопед: Выберите для каждого слова «свою дорогу» (логопед выставляет на доску картинки, с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия). Если в названии предмета нужно записать букву л - слово пойдёт по первой дорожке, если м - по второй, а если обе буквы - по третьей. Картинки: лист, жёлуди, молоток, мышка, бегемот, маска, луна, месяц, лиса. 9.Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания. Логопед: Кот Леопольд вчера гулял под дождём и промочил ноги. Леопольд сегодня болен, Он врачами недоволен: Принесли ему врачи Лишь пустые калачи! Вы исправьте огорченье, Что же нужно для леченья? Чем можно вылечить больного Леопольда. Составьте словосочетания, запишите их и укажите буквы занятия. 48 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Приблизительный перечень словосочетаний: молоко с мёдом, молоко с маслом, витамины, уколы, горячая грелка, горячий компресс... III. Итог занятия Кот здоров, кругом - веселье, На столе - пирог с вареньем. Логопед: Назовите для Леопольда слова с буквой л. Назовите слова с буквой м для мышат. ЗАНЯТИЕ 14 Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: закрепить у детей знания о написании букв л - м; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; устранить у детей кинетические нарушения; развивать умение согласовывать прилагательных с существительными в роде, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, логическое мышление; обучить детей составлению связного последовательного высказывания по опорным словам. Оборудование: изображение ворот (на доске); предметные картинки с изображением героев занятия: кот Леопольд, мышата; раздаточные карточки-«мышеловки»; пособие «Зазеркалье», буквы л — м (запись на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Припоминание темы прошлого занятия и букв л — м сходных по начертанию {задание 5. с. 17). Вы ушли и позабыли, Что в прекрасном замке были. Леопольд остался там, Начался вдруг шум и гам. Дифференциация букв «л — м» 49 Мышки, что пирог не ели, Отомстить вдруг захотели, И, конечно, неспроста Загорелись ворота. Логопед: Рассмотрите картинки. Выпишите слова с буквой л в левый столбик, а слова с буквой л» — в правый. Выделите буквы л - м. Тема занятия — буквы л — м. Дети сравнивают буквы по начертанию: количество, качество и расположение элементов букв л — м в пространстве. II. Основная часть занятия 1.Работа со словами-паронимами (задание 6. с. 18). Лишь ворота сохранились, А за ними появилась Речка быстрая, как быть? Как же речку переплыть? Логопед: Пока мышата с Леопольдом строят плот, давайте сравним пары слов по написанию, звучанию и значению. МОШКА - ЛОЖКА МАМА - ЛАМА МАК - ЛАК МИЛЯ* - ЛИЛЯ МОЛОТЬ - ЛОМОТЬ ГНОМ - КЛОП* Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой. 2.Дифференциация букв л - м в словосочетаниях. Ну, и мыши тут как тут, Вслед за нами уж бегут, С рюкзаками за плечами, Что бы это означало? В рюкзаках у них... гранаты. Стойте, дерзкие мышата! Приготовим мышеловку — И мышей поймаем ловко! Логопед: Послушайте словосочетания и впишите в клетки мышеловки только буквы занятия: огромная лепешка, веселая матрешка, смешной Петрушка, ласковая мама, ленивый малыш, кислый лимон, сильный мороз, майский ландыш. 50 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Логопед читает словосочетания, дети «прячут слова» в мышеловку по образцу, заполняя все клетки мышеловки по строкам слева направо, начиная с верхнего левого угла. Образец: огромная лепёшка — м - л, весёлая матрёшка — л - м... Составьте и запишите словосочетания со словами сильный, мышиный, медвежья, король, берлога, лось (задание 7, с. 18). 3. Работа с «перевертышами». Удалась наша уловка, Мыши плачут в мышеловке. Обещают никогда Не преследовать кота. Вышли мышки на свободу Жаль, в ненастную погоду! Чтобы тучку отогнать, Нужно слово разгадать.
Логопед: Переверните буквы и отгадайте слово. (Зазеркалье)
4. Дифференциация букв л-м на уровне предложения (задание 8. с. 18). Всё не так в стране Зеркальной, Все наоборот буквально! Здесь не знаешь, с кем дружить – В зеркалах печально жить. Ты расставь всё по местам - И порядок будет там! Логопед: Вставьте в слова буквы л — м и прочитайте то, что у вас получилось. Запишите предложения и укажите буквы занятия. Дифференциация букв «к — н» 51 5. Работа на уровне текста (задание 9. с. 19). Логопед: Прочитайте слова, составьте и запишите рассказ из 4-5 предложений при помощи этих опорных слов, укажите наличие букв занятия. Опорные слова: морозы, ребята - каток, мальчики - коньки, снег - горка, Лида - санки, малыши - скамейка. Перед записью текста производится его анализ (грамматическое оформление, логика построения, объяснение встречающихся орфограмм и слов с буквами занятия). Все вы справились сейчас И составили рассказ. III. Итог занятия Что записано? Вопрос... Видно, буковки вразброс! Их местами поменяй, И словечко прочитай! Запись на доске: М, Е, П, Р, Е, Е, Н, А - перемена. Дети выделяют из слова букву занятия, дают ей характеристику, припоминают букву, сходную по начертанию. ЗАНЯТИЕ 15 Тема: Дифференциация букв к-н, К - Н. Цели: познакомить детей с буквами занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия, работать с анаграммами; формировать у детей навыки слогового анализа и синтеза; уточнять значения слов, расширять словарный запас детей; способствовать преодолению детьми кинетических нарушений; развивать у детей логическое мышление, зрительное восприятие. Оборудование: буквы к-н, К-Н, к-н, К-Н (запись на доске); демонстрационные картинки «Гном» и «Кот»; предметные картинки; альбом 2. 52 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1.Развитие зрительного восприятия. Логопед: Посмотрите на картинки, какие здесь можно увидеть буквы? Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв к - к, К - Н, к — н, К - Н. 2.Сформулировать и записать на доске тему занятия. II. Основная часть занятия 1.Сравнение букв по начертанию (задание 1. с. 19). Логопед: Рассмотрите буквы и сравните их по начертанию (сравнивают буквы к- н различного шрифта). 2. Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 19). Логопед: Сегодня, к нам на занятие пришли гости. В их именах есть буквы занятия. Первый гость в своём имени имеет три буквы и обозначает домашнее животное (кот), а второй - маленький сказочный человек, в названии которого 4 буквы (гном). Гном дружит с буквой н, а кот — с буквой к. Логопед выставляет демонстрационные картинки с изображением героев занятия. 3. Развитие представлений о буквах занятия (задание 3. с. 19). Логопед: Гном и кот написали свои любимые буквы, но некоторые из них записаны неверно. Рассмотрите буквы и зачеркните те, которые кот и гном написали неправильно.
Дифференциация букв «к — н» 53 4. Дифференциация букв занятия на уровне слога. Логопед: Запишите вместе с котом и гномом названия картинок и скажите, какие картинки возьмёт себе кот, а какие - гном? Картинки: кнопка, конфета, градусник, кувшин, ножницы, веник, кран, книга, лестница, ноты. Логопед: Какие картинки не удалось поделить? Почему? 5. Работа с анаграммами (задание 4. с. 20). Логопед: Переставьте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. Кот и гном проверят ваши задания. Слова, которые должны получиться: накат - канат, носик - носки, ночка - кочан*, накал - канал*, никель - ельник*, немота - монета, крона - норка. Проводится работа по расширению и уточнению словаря (логопед объясняет детям значение отмеченных звездочкой слов). Логопед: Какие слова нравятся коту, а какие гному? 6. Дифференциация букв занятия на уровне слова (задание 5. с. 20). Логопед: Коту и гному понравилось с вами играть. Они приготовили новое задание. Кот приготовил для своей любимой буквы ромб коричневого цвета, а гном - квадрат голубого цвета. Они зашифровали слова. Попробуйте их прочитать. Логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия. III. Итог занятия Логопед: Припомните слова из последнего задания и назовите их для гнома и для кота. 54 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии ЗАНЯТИЕ 16 Тема: Дифференциация букв к — н, К - Н в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: закрепить знания детей о буквах занятия; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, предложениях и тексте; развивать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умения построения предложений из отдельных слов, зрительное восприятие, логическое мышление. Оборудование: буквы к-н, К-Н, К-Н, к-н (запись на доске); карточки со словами; пособие «Чайнворд»; альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Развитие зрительного внимания и логического мышления. Логопед: Соедините слова парами и припомните тему занятия. Карточки со словами: КОТЫ НОТЫ КОРКИ НАША НОРКИ КАША (Коты - ноты, каша - наша, корки - норки) 2. Сформулировать и записать на доске теми занятия. Тема занятия - буквы к-н. II. Основная часть занятия 1. Развитие логического мышления. Логопед: Отгадайте загадки кота и гнома. Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я... (капуста) Кругла, рассыпчата, бела. На стол она с полей пришла Ты посоли её немножко Ведь, правда, вкусная... (картошка) - Расскажи, охотник, толком: Как же встретился ты с волком? - Убежать хотел он, ан Прямиком попал в... (капкан) Дифференциация букв «к — н» 55 2. Работа с пособием «Нос» (задание 6. с. 20). Логопед: Гном принёс вам интересную игру. Лишних слов не говори-ка, Помоги-ка гномам ты! Посмотри-ка, отыщи-ка Слов начала и хвосты. Не забудь: во всех словах спрятано слово «НОС». Ответы: поднос, перенос, занос, носорог, носилки, носок. 3.Работа с чайнвордом. Логопед: Отгадайте слова в чайнворде. Каждое слово должно заканчиваться и начинаться с одной и той же буквы — буквы к. Например: колокольчик - кошелёк,... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|