|
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИСтр 1 из 5Следующая ⇒ КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Конспекты занятий для логопедов
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России
Рекомендовано Министерством образования и науки Самарской области
Москва 2006 ВВЕДЕНИЕ Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы. Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить.динамику состояния письменной речи ребенка. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо: 1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти. 2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. 3. Развивать зрительный анализ и синтез. 4. Развивать зрительно-моторные координации. 5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. 6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: - ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева); - конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков); - ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; - проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях. Коррекционная работа проводится в четыре этапа. 1-й этап. Организационный. Цели и задачи 1. Проведение первичного обследования. 2. Оформление документации и планирование работы. 4 Методические рекомендации 3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д. 2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи 1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. - Развитие зрительного гнозиса: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины. — Развитие буквенного гнозиса: а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; в) дифференциация расположения элементов букв. 2. Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) ориентировка в схеме собственного тела; б) дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве. 5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. 6. Развитие зрительно-моторных координации. Методические рекомендации 5 Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1. 3-й этап. Основной. Цели и задачи 1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. 2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. 3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. - Дифференциация гласных букв: а) изолированно (написание); б) в слогах и в словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация гласных и согласных букв: а) изолированно; б) в слогах и словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация согласных: а) изолированно; б) в слогах и в словах; в) в словосочетании; г) в предложениях и тексте. Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2. 4-й этап. Заключительный. Цели и задачи 1. Закрепление полученных навыков. 2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности. Работа на данном этапе проводится в конце обучения. Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Дифференциация букв о - а. Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь. Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Знакомство с таблицами. Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами. 2. Сравнение букв, сходных по начертанию. Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой. Дифференциация букв «о — а» 9
II. Основная часть занятия 1. Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а. Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках. «Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички». 2.Сравнение элементов и целых букв о- а (задания 2. 3. с. 3). Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме. Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а). Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно. 3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»). Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а. * Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006). Обозначен как «альбом 2». 10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4). Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак. 4. Работа на уровне слова. Упражнение «Занимательные модели». Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно? 6.Работа со словами-паронимами. Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка — качка, вол — вал, дол - дал). Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию. 7.Развитие логического мышления. Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков. 1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос. 2. Этот весёлый человечек ничего не знает. 8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу. Дифференциация букв «о — а» 11 4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов. 5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края. 6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка. Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин. III. Итог занятия Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.) ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте. Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие. Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар- 12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а. Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву. 2.Запись букв о - а. Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме. II. Основная часть занятия 1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа. Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а. Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна. 2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар... 3. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами. Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв. 4.Развитие зрительной памяти. Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас. Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал. 5.Физминутка. Дети выполняют движения по заданию логопеда. 6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3). Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова? 7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а. 1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ. 2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.
8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу. Образец. Скоро сказка сказывается. О – О А – А А – А – А. Астры зацветут осенью. Ровный асфальт радует людей. Смолк соловей в лесной чаще. Лампа погасла внезапно. Старая лодка ушла на дно. 14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5). Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами. Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик, А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю. III. Итог занятия Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Дифференциация букв у -и. Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у — и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие. Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).
Логопед: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?
Элементы букв: Дифференциация букв «у — и» 15 Дети: Получились буквы у - и. 2. Сформулировать и записа ть на доске тему занятия. II. Основная часть занятия 1.Сравнение букв занятия по начертанию. - Сколько элементов используется при написании каждой буквы? - Какие элементы одинаковые? - Чем отличаются эти буквы? Логопед предлагает детям продолжить строку букв и - у (задание 3, с.5).
2. Соотнесение буквы со звуком. 3. Соотнесение букв с символами для обозначения на письме.
4.Развитие фонематического восприятия. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и. Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У. Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ. Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки. 5. Развитие логического мышления и зрительной памяти. Логопед: Посмотрите на картинки в тетради (задание 2, с. 5). Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета. Картинки: Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём. 6. Дифференциация букв и — у на уровне слова. Развитие логического мышления. Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове. 16 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Под метлой-метёлкой Растут на грядке Виснут пряди шёлка. зелёные ветки, (Кукуруза) А на них красные детки. (Помидоры) Вырос я на грядке, Летом рад я свежей Мой характер гадкий: Ягоде медвежьей; Куда не приду, А сушёная в запас Всех до слёз доведу. От простуды лечит нас. (Лук) (Малина) Красная мышка с белым хвостом В норке сидит под зелёным листом. (Редис) Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.) 7, Физминутка. Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова. 8. Развитие логического мышления. Работа с к россвордом. Логопед: Отгадайте слова кроссворда. 1. Домашняя птица. Дифференциация букв «у — и» 17 2. Она носит на себе свой дом. 3. Зимующая птица с жёлтой грудкой. 4. Это есть у собаки и у якоря. 5. Хищник, похожий на хорька. 6. Разбойник на море. 7. Овощ, растущий на огороде. 8. Предмет мебели. Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать. 9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Логопед: Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.) III. Итог занятия Логопед: Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля. ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у — и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин. Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа. 18 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии ХОД ЗАНЯТИЯ I. Орг. момент 1.Развитие умения подбирать антонимы (задание 5. с. 6). Логопед: Прочитайте слова в тетради и подберите «слова наоборот». широкий твёрдый старый скучный бесполезный неряшливый Из первых букв подобранных слов составьте слово. (Умница.) 2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6). Логопед: Вспомните по 5 слов с буквами и — у. Запишите их в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и — у.) II. Основная часть занятия 1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6). Логопед: Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова. ...Л...ТКА...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К ...ГР...ШКА...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д... В...ЛК......Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК.... М...Х... ТР...БОЧК......ДОЧК...
2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6). Логопед: Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и ~ у в каждом слове. Ответы: Рубашка, ушки, кулак.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Развитие связной речи (задание 8. с. 6-7). Логопед: Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти. Дифференциация букв «у — и» 19 Собака Пушок У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку. III. Итог занятия Назовите слова для журавля и лисы. Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы у -и. ЗАНЯТИЕ 5 Тема: Дифференциация букв и ~ у в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения. Оборудование: карточки с изображением элементов букв и - у; пособие «Зашифрованные слоги»; слова с пропущенными буквами у - и на карточках; пособие «Домики» (изображение двух домиков с написанными буквами: на одном - и, на другом - у); картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу»; альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Развитие навыков конструирования. Логопед: Рассмотрите элементы букв и постройте из них две буквы, чтобы они различались вторыми элементами и обозначали гласные звуки. 2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (Буквы и-у). 20 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии II. Основная часть занятия 1. Сравнение букв занятия по начертанию. Соотнесение букв с символами. Логопед: Для и - выбрали красный кружок. Для у - красный овал. 2. Развитие зрительного внимания. Дифференциация букв занятия на уровне слога. Логопед: Прочитайте слоги, зашифрованные при помощи символов. Дети: им, ин, ир, иш, ик, из, ум, ун, ур, уш, ук, уз. 3. Соотнесение звука с буквой. Логопед: Рассмотрите домики на доске и помогите словам выбрать верно, кому, куда нужно идти? Карточки со словами: Запишите в тетрадь слова в два столбика и укажите в них наличие букв занятия. 4. Физминутка. «Кузнечики» (см. занятие 3). Дифференциация букв «у — и» 21 5. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Логопед: Вставьте в слова буквы и — уи прочитайте слова. Л...ПА Л...ЖА Л...ДА Д...МА М...НА КЛ...МБА Р...ЧКА 6. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях. Логопед: Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди? Показывает детям картинки с изображениями: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста. Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.) 7. Составление словосочетаний. Логопед: Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия. 7. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Составление предложений. Логопед: Посмотрите, в таблице скрылась фраза. Дети: Хорошая книга - лучший друг. Логопед: Запишите пословицу и укажите в словах наличие букв занятия. Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ: 22 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 8. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания (задание 9, с. 7). Логопед: Попробуйте прочитать этот текст. КножевдеМ акножевдем илсенирп укинтохО лисуртс ен коножевдем,утанмок в вапоП ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В акножевдем алавовтсвучоп узарс анО метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС улгу в лунсу и яслиокопсу,хитаз коножевдеМ Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия. Медвежонок. Охотнику принесли медвежонка. Попав в комнату, медвежонок не струсил. Он почувствовал себя свободно. В комнату незаметно вошла охотничья собака. Она сразу почувствовала медвежонка. Собака сделала стойку перед маленьким гостем. Медвежонок забился в угол и стал смотреть. Собака понюхала его и отошла в сторону. Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу. III. Итог занятия Логопед: Назовите из рассказа слова с буквой, состоящей из двух одинаковых элементов, слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами. ЗАНЯТИЕ 6 Тема: Дифференциация букв и — у в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: закрепить у детей знания о буквах у -,и; научить Дифференциация букв «у — и» 23 детей дифференцировать сходные по начертанию буквы ц - у; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Орг. момент 1 .Знакомство с героями занятия. Логопед: Сегодня к нам на занятие заглянули мошенники и жулики. (Логопед выставляет картинки с изображением героев занятия Криса и Руди.) Они замышляют ужасное злодейство. Давайте попытаемся разгадать их планы и помешать совершить злодейство. Но прежде необходимо записать число и тему занятия. Посмотрите на майки разбойников и угадайте тему занятия. (Буквы и - у.) 2.Припоминание обозначения букв на письме и звуков, которые они обозначают. 3.Сравнительная характеристика букв и - у. II. Основная часть занятия 1. Дифференциация букв занятия на уровне слов. Логопед: Я случайно подслушала разговор бандитов и узнала, что они решили выкрасть маленького мальчика и попросить за него огромный выкуп. Злодеи приготовили список необходимого. Послушайте, что решили взять с собой мошенники и определите, как они поделят вещи. Запишите слова в два столбика и укажите наличие букв занятия. Слова на карточках: КОРЗИНА, СУМКА, КИРПИЧ, ПЕРЧАТКИ, МАУЗЕР. 2.Работа с деформированным предложением. Логопед: Разбойники похитили мальчика Вилли. Но откуда им было знать, какой озорник, шалун и драчун этот 24 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии мальчишка! Вскоре он их совсем замучил... Были у мошенников карточки с предложениями, которые они очень любили перечитывать много раз. Мальчик перепутал все слова в предложениях, теперь злодеи ничего не могут понять. Помогите горе-разбойникам - распутайте предложения. - В, плавает, реке, уточка. - Собака, луну, ночью, лает. - Клоун, цирке, малышей, взрослых, и, веселит, в. 3. Р азвитие логического мышления. Логопед: Мошенники уж и не рады своей добыче, просят старика забрать обратно своего озорника-сына. Но не тут-то было, старик почему-то не торопится с возвращением сыночка. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое условие поставил старик-отец похитителям. 1. Гора, из вершины которой извергаются огонь и пепел. 2. Небольшое животное коричневого цвета, живущее в воде и напоминающее крота. 3. Нитки сматывают в.... 4. Раздувается позади головы кобры, когда она сердится. 5. Большая неядовитая змея, по-другому называющаяся удав. Ответы: вулкан, выхухоль, клубок, клобук, питон. Какое слово спряталось по вертикали? (Выкуп.) 4. Индивидуальн а я работа по карточкам. Логопед: Прочитайте послание старика-отца мошенникам и попробуйте догадаться, о чём он писал? Стар..к., опорой б..дь, Малышей не дай в об..д..., Уст..пай больном... п...ть И скамейк нвал...д.... Дифференциация букв «у — и» 25 5.Физминутка. Логопед: Проказник Вилли издевался над разбойниками как только мог: он бросался камнями, плевался, заставлял их чистить зубы и даже делать зарядку. Вот эту. Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза.. Вертится как самолёт: Вправо, влево, вверх, вперёд. 6. Закрепление правил орфографии. Дифференциация букв и-у в тексте. Логопед: Однажды ночью, когда Вилли спал, разбойники решили бежать куда глаза глядят и никогда больше не возвращаться в этот город, чтобы не встречаться с проказником Вилли. Они дали клятву исправиться и никогда больше не заниматься разбоем. Потихоньку они написали записку отцу Вилли и на цыпочках подкрались к двери пещеры, в которой жили последнее время. Запишите в тетрадь письмо грабителей и постарайтесь не перепутать буквы и — у, тогда Вилли не заметит исчезновения злодеев и сможет вернуться утром к отцу. Текст слухового диктанта: «Уважаемый папа Вилли! Ваш сын ужасный забияка. Пожалуйста, возьмите его обратно. Мы извиняемся и просим у вас прощения. Мы заплатим выкуп. До свидания! Похитители». Слова для справок на доске: уважаемый, забияка, пожалуйста, похитители.
III. Итог занятия Логопед: Назовите из текста слова с буквами занятия. В каких словах для обозначения букв вам понадобился овал красного цвета, где вы воспользовались красным кружком? 26 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии ЗАНЯТИЕ 7 Тема: Дифференциация букв и - ш. Цели: закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения. Оборудование: карточки с изображениями элементов букв и - ш; ребусы; карточки с буквами для составления слов, альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Орг. момент 1. Развитие зрительного гнозиса. Логопед: Рассмотрите элементы и отгадайте буквы: - начинается с элемента ; - в первой букве таких элементов два, она обозначает гласный звук (И.); - во второй букве таких элементов три, она обозначает глухой согласный звук (Ш.). Дети: ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++}; ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|