|
Тема 8. Цивилизация. Глобальные проблемы современностиПонятие цивилизации. Три концептуальных подхода к истории: культурологический, формационный и цивилизационный (Н.А.Данилевский, К.Маркс, П.Сорокин, О.Шпенглер). Вклад в разработку цивилизационного подхода К.-А.Сен-Симона, О.Конта, М.Вебера, А.Тойнби. Современные модификации цивилизационного подхода: концепции У.Ростоу, Д.Белла, Р.Арона, О.Тоффлера. Традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации. Противоречия технической цивилизации. Человек и техника. Падение значимости духовных ценностей индустриального общества. Переход к ценностной ориентации на "качество жизни" как один из путей разрешения противоречия между человеком и техникой. Становление информационно-технической цивилизации. Проблема социального равенства в условиях информационно-технического общества, рынок и государство. Социальное предвидение как необходимое условие целесообразной деятельности людей. Виды социального предвидения: обыденное, интуитивное, научное. Проблема достоверности социального предвидения. Основные типы научного прогнозирования: поисковое, нормативное, аналитическое, прогноз-предвидение. Методы социального прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование и т.д. Понятие «глобальные проблемы современности». Глобальное моделирование. Классификация глобальных проблем: интерсоциальные, проблемы системы "природа-общество", проблемы системы "индивид - общество". Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание. Римский клуб об актуальности глобальных проблем. Глобализация как тенденция развития современных обществ. Глобализация экономики и политики. Глобальный мир и этнические культуры Востока (религиозный фундаментализм и национализм). Столкновение цивилизаций Севера и Юга. Тема 9. Культура. Ценности Философия культуры как область философского знания. Проблема культуры в истории философии. Культура как форма бытия: культура и природа, культура и общество, культура и человек. Структура культуры и ее универсальные элементы. Типология культур. Культуры Запада, Востока, России: вестернизация, равноправие, диалог. Массовая культура, ее основные характеристики. Культурогенез, исторические типы культур. Культура тоталитарного общества. Проблема кризиса культуры (Н.А.Бердяев, О.Шпенглер, И.Хейзинга). Природа ценностей. Классификация ценностей: ценности познавательные, эстетические, моральные, религиозные; групповые и общечеловеческие. Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Типы ценностных ориентаций и способы их обоснования в истории развития общества и философии. Культура и ценности. Ценность как объектно-субъектный феномен. Человек как носитель и субъект ценностного отношения. Проблема идеала и смысла жизни человека в истории философии и современной философии. Альтернативность потребительского и гуманистического идеала человека. Идеалы как регулятивные механизмы развития духовности человека. Духовность как качество личности. Духовность и проблема направленности личности. Духовность личности в ее отношении к вере в Бога и атеизму. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Тексты 1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1990. 2. Аквинский Ф. Сумма теологии. – Киев., 2002. 3. Английские материалисты XVIII в.: В 2 т. - М., 1967. 4. Антология мировой философии: В 4 т.- М., 1970. 5. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч: В 4 т. - Т.1. - М., 1975. 6. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память (время и свобода воли) // А.Бергсон. Собр. соч: В 4 т. - Т.1 – М., 1992. 7. Бердяев Н. А. Проблема человека // Ступени.- 1991.- № 1. 8. Бердяев Н.А.. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. 9. Бердяев. Н.А.: pro et contra. - СПб., 1994. 10. Беркли Д. Соч. - М., 2000. 11. Беседы и суждения Конфуция. - СПб., 2001. 12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000. 13. Боэций. Утешение философией. - М., 1990. 14. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. - Минск, 1999. 15. Бэкон Ф. Новый Органон // Ф.Бэкон. Соч.: В 2 т. - Т.2 - М., 1978. 16. Виндельбанд В. Лекции по истории философии. - СПб., 1999. 17. Витгенштейн Л. Философские работы. - М., 1994. 18. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988. 19. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. - М., 1974- 1977. 20. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. - М., 1998. 21. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. - М., 1970. 22. Гельвеций. Об уме // Гельвеций. Соч.: В 2 т. - Т.1 - М., 1974. 23. Герменетическая космогония. – СПб., 2001. 24. Гессе Т. Игра в бисер. - М., 1992. 25. Гоббс Т. Основы философии // Т.Гоббс. Избранные произв.: В 2 т. - Т.1 - М., 1965. 26. Гольбах П.А. Система природы // П.А.Гольбах. Избранные произв.: В 2 т. - Т.1. - М., 1963. 27. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии. - М., 1994. 28. Декарт Р. Метафизические размышления // Р.Декарт. Избранные произв. - М., 1950. 29. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.; СПб., 1998. 30. Дидро Д. Соч: В 2 т. - М., 1986-1991. 31. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. 32. Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврелия: Соч. – Харьков, 1999. 33. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. - М., 1996. 34. Ильин И. А. Путь к очевидности - М., 1993. 35. Кампанелла. Город Солнца. - М., 1974. 36. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М., 1990. 37. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1964. 38. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки.- М., 1984. 39. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. - М., 1998. 40. Кузанский Николай. Об ученом незнании // Н.Кузанский. Соч.: В 2 т. - Т.1 - М., 1979. 41. Кузанский Николай. О возможности-бытии. О неином // Н.Кузанский. Соч.: В 2-х т. - Т.2 - М., 1980. 42. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. 43. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993. 44. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ж.О.Ламетри. Соч. - М., 1983. 45. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994. 46. Лейбниц Г. Монадология // Г.В.Лейбниц. Соч.: В 4 т. - Т.1 - М., 1982. 47. Локк Джон. Опыт о человеческом разуме // Д.Локк. Избр.филос. произв.: В 2т. - М., 1960. 48. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994. 49. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993. 50. Лосский Н. История русской философии. - М., 1991. 51. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – Ростов н/Д., 1998. 52. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К.Маркс, Ф.Энгельс Соч. 2-е изд. - Т.42. - М., 1974. 53. Маркс К. Немецкая идеология // К.Маркс, Ф.Энгельс Соч. – 2-е изд. - Т.3 -М., 1955. 54. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994. 55. Монтень М. Опыты. Избр. главы. - М., 1991. 56. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла // Ф.Ницше. Соч.: В 2 т. - Т.2. - М., 1990. 57. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Человек и люди // Х.Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства» и другие работы. - М., 1992. 58. Платон. Собр.соч.: В 3 т. - М., 1968. 59. Платон. Диалоги. - М., 2002. 60. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998. 61. Римские стоики: Сенека, Марк Аврелий. - М., 1995. 62. Розанов В.В. Pro et contra: В 2 кн. – СПб., 1995. 63. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991. 64. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969. 65. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. - М., 1992. 66. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соч.: В 2 т. - Т.2 - М., 1989. 67. Спиноза Б. Этика // Б.Спиноза. Избранные произв.: В 2 т. - Т.1 - М., 1957. 68. Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Избр. соч. - М., 1994. 69. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991. 70. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997. 71. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2002. 72. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Н.Ф.Федоров. Соч. - М., 1982. 73. Фейербах Л. Сущность христианства // Л.Фейербах. Избранные филос. произв. - Т.II – М., 1955. 74. Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. - Минск, 2000. 75. Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. - М., 2004. 76. Франк С.Л. Непостижимое // С.Л.Франк. Сочинения. - М., 1990. 77. Фрейд З. «Я» и «Оно». По ту сторону принципа наслаждения //З.Фрейд. Избранное. - Кн. 1. - М., 1990. 78. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З.Фрейд. Избранное. - Кн. 2. - М., 1990. 79. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1995. 80. Фромм Э. Человек для себя. - М, 1992. 81. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М., 1989. 82. Фуко М. Рождение клиники. - М., 1998. 83. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977. 84. Хайдеггер М. Что такое метафизика? Письмо о гуманизме. Основные понятия метафизики // М.Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993. 85. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб.; М., 1997. 86. Цицерон. Философские трактаты. - М., 1985. 87. Чаадаев П.Я. Философические письма // П.Я.Чаадаев. Статьи и письма. - М., 1989. 88. Чаша Гермеса: гуманистическая мысль эпохи Возрождения. – М.,1996. 89. Шелер М. Положение человека в космосе // М.Шелер. Избранные произведения. – М., 1994. 90. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Киргегард и экзистенциальная философия //Л.Шестов. Апофеоз беспочвенности. - М., 2000. 91. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Т.II – М., 1993. 92. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. 93. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.20 - М., 1961. 94. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Д.Юм. Соч.: В 2 т. - Т.1. – М., 1996. 95. Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб., 1997. 96. Юнг К. Человек и его символы. - М., 1997. 97. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Учебная литература 1. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник. - М., 2002. 2. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. - М., 2004. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976. 4. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985. 5. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: Учеб. пособие. - М.; Екатеринбург, 2003. 6. Буржуазная философия ХХ в. - М., 1974. 7. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. - Ч.2. - М., 1989, 1990. 8. Волчек Е. З. Философия: Учеб. Пособие. - 3-е изд. исп. и доп. – М., 1998. 9. Галактионов А., Никандров П. История русской философии. - М., 1970. 10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980. 11. Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982. 12. Грядовой Д. И. Философия: Структурированный учебник для вузов. - М., 2003. 13. Евлампиев И.И. История русской философии. - М., 2002. 14. Емельянов Б.В. Очерки русской философии ХХ в. - Екатеринбург, 2001. 15. Жукоцкий В.Д. Философия: Учеб. пособие. - Нижневартовск, 2001. 16. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учеб. пособие для гуманитарных вузов. - М., 1995. 17. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – Ростов н/Д., 1999. 18. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учеб. пособие. - М., 2004. 19. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала ХХ в. - М., 1988. 20. История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А.Маслин и др. - М., 2001. 21. История современной зарубежной философии. - СПб., 1997. 22. История философии в кратком изложении. - М., 1991. 23. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. - М., 2000. 24. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник. - СПб., 2001. 25. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для студ. вузов. - М., 1998. 26. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М., 1999. 27. Лосев А.Ф. История античной философии (в конспективном изложении). - М., 1989. 28. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. 29. Мареев С.Н., Мареева Е.Н. История философии: Учеб. пособие. - М., 2003. 30. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. - СПб., 1997. 31. Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. - М., 1991. 32. Новиков А.И. История русской философии X-XX вв. - СПб., 1998. 33. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. - М., 1997. 34. Основные проблемы философии. Ч.II / Под ред. В. И. Кириллова. - М., 1997. 35. Перевезенцев С.В.Практикум по истории философии. - М., 1997. 36. Рассел Б. Западноевропейская философия XVIII в. - Новосибирск, 1971. 37. Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск, 1995. Т.1. 38. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. - М., 1994. 39. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. - М., 1999. 40. Соколов В.В. Средневековая философия - М., 1979. 41. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVIII вв. - М., 1984. 42. Спиркин А. Г. Философия. - М., 2001. 43. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992. 44. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. - М., 1995. 45. Фараджев К.В. Русская религиозная философия. - М., 2002. 46. Философия / Под ред. Л.А.Никитич. - М., 2000. 47. Философия /Под ред. Кохановского. - Ростов н/Д., 2003. 48. Философия и методология науки: Учеб. пособие. - М., 1996. 49. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В.П.Ратникова. - М., 2001 50. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2001. 51. Философия: Учебник / Под ред. О.О. Митрошенкова. - М., 2002. 52. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 1995. 53. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 54. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1981. 55. Шалютин Б.С. Проблема соотношения статусов ментального и материального в истории философии: Учеб.пособие к спецкурсу. - Курган, 2002. 56. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. - М., 2000. 57. Штекель А. История средневековой философии. - СПб., 1996. Дополнительная литература 1. XXI век: будущее России в философском измерении: материалы Второго российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): В 4 т. - Т.3.: Философская антропология и философия культуры. Ч. 1-2. - Екатеринбург, 1999. 2. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. 3. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. - 1991. - № 4. 4. Алексеев В.П., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991. 5. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. - М., 1973. 6. Аронов Р.А. К проблеме вездесущего сознания //Вопросы философии. - 1995. - № 3. 7. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982. 8. Барашенков В.С. Кварки. Протоны. Вселенная. - М., 1987. 9. Бахтияров К.И. Истинность и достоверность // Философские науки. - 1991. - № 2. 10. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. - 1992. - № 7. 11. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). - М., 1990. 12. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. - 1995. - № 1. 13. Блум Ф., Лайзерсон А., Кофстедмер А. Мозг, разум и поведение. - М., 1988. 14. Боргаш Ю. Фома Аквинский. - М., 1975. 15. Бухалов Ю.Ф. Соотношение теории и метода в научном познании // Философские науки. - 1981. - № 4. 16. Взаимодействие культур Востока и Запада. - М., 1987. 17. Витаньи И. Общество, культура, социология. - М., 1984. 18. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ. - М., 1989. 19. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. –Ростов н/Д., 1994. 20. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М., 1987. 21. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. 22. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. - М., 1994. 23. Голубева Г.А. Взаимосвязь морального и правового сознания: проблема гражданственности // Вопросы философии. - 1987. - № 11. 24. Грибакин А.К. Апология индивидуализма // Проблемы философской антропологии и философии культуры. - Екатеринбург, 1999. 25. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. - М., 1986. 26. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М., 1991. Гл. 6. 27. Губанов Н.И. Чувственное отражение. - М., 1986. 28. Гулыга А.В. Гегель. - М., 1994. 29. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. - М., 1985. 30. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986. 31. Гулыга А.В. Шеллинг. - М., 1982. 32. Гуревич П. Философия культуры. - М., 1995. 33. Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет.- М., 1975. 34. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1992. 35. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западно-европейской философии. - М., 1986. 36. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983. 37. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство человека // Философские науки. - 1990. - № 5. 38. Жизнь после смерти. - М., 1992. 39. Жукоцкий В.Д. Маркс после Маркса. - Нижневартовск, 1999. 40. Замошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма // О человеческом в человеке. - М., 1991. 41. Иванов В.Д. Возникновение исторического материализма: логический аспект. - Красноярск, 1985. 42. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. - М., 1984. 43. Ильин В.В. Критерии научности знания. - М., 1989. 44. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. 45. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. - Новосибирск, 1991. 46. Калинников Л.А., Пахалина Н.П., Троепольский А.Н. К 200-летию "Критики практического разума" И.Канта // Философские науки. - 1989. - № 12. 47. Кантор Н.М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм // Вопросы философии. - 1995. - № 12. 48. Кармин А.С. Научное мышление и интуиция: эйнштейновская постановка проблемы // Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. - Киев, 1983. 49. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М., 1988. 50. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия II половины XVIII - начала XIX вв. - М., 1989. 51. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. - М., 1991. 52. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. - М., 1974. 53. Культурология. Запад и Восток: традиции и современность. История культуры России. Актуальные проблемы культуры ХХ века: Учеб. пособие: В 4 кн. - М., 1993. 54. Кучевский В.В. Анализ категории "материя". - М., 1982. 55. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. Социологические исследования. - М., 1996. - № 5. 56. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. 57. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1990. 58. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург, 1977. 59. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. 60. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество // Философские науки. -1981. - № 5. 61. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск, 1988. 62. Любутин К.Н. Человек в философском измерении от Фейербаха к Фромму. - Псков, 1994. 63. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург, 1993. 64. Майдапов Н.С. Процесс научного творчества. - М., 1983. 65. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? - М., 1990. 66. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 5. 67. Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека // Вестник МГУ. - 1992. - № 2. 68. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. - 2-е изд. - М., 1995. 69. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Гандерс Й. За пределами роста. - М., 1994. 70. Моисеев Н. Третьего варианта нам не дано // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. 71. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. - 1990. - № 6. 72. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990. 73. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII в. - М., 1974. 74. Немировская Л.З. Ницше: мораль "По ту сторону добра и зла". - М., 1990. 75. Неретина С.С. Верующий разум. - СПб., 1995. 76. Низшее и высшее, системы и элементы в процессе развития. - Челябинск, 1988. 77. Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. - М., 1988. 78. Общество и культура: проблемы множественности культур. - Ч.II. - М., 1988. 79. Общество и культура: философское осмысление культуры. - Ч. 1. -М., 1988. 80. Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины // Вопросы философии. - 1987. - № 10. 81. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. - М., 1986. 82. Ойзерман Т.Н., Нарский И.С. Теория познания Канта. - М., 1991. 83. Осадчев В.С. Философское понимание истины // Философские науки. - 1991. - № 9. 84. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. - Екатеринбург, 1990. Гл. 2,3. 85. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. - М., 1981. 86. Проблема пространства и времени в современном естествознании. - СПб., 1991. 87. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989. 88. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 89. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991. 90. Религия, человек, общество: Тезисы сообщений Международного научного религиоведческого конгресса: Ч. 2. - Курган, 1998. 91. Ротенфельд Ю.А. Неклассическая диалектика: конкретный подход к проблеме // Философские науки. - 1992. - № 1. 92. Рузавин Г.И. Диалектика и современное научное мышление // Философские науки. - 1991. - № 6. 93. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. - СПб., 1991. 94. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 1990. 95. Смирнов А.И. Фактор времени в жизни общества. - М., 1986. 96. Смирнов В.А. Логические методы сравнения научных теорий // Вопросы философии. - 1983. - № 6. 97. Степанова И.Н. Философско-антропологические основы стратегий образования и воспитания. – Курган, 2003. 98. Степанова И.Н., Шалютин С.М. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания. – Курган, 2004. 99. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга. Две концепции кризиса культуры. - М., 1989. 100. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. - 1991. - № 10. 101. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. - 1988. - №7. 102. Философия культуры: становление и развитие. - СПб., 1995. 103. Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991. 104. Философия ценностей: Тезисы Российской конференции (Курган, 26-27 марта 1998 г.). - Курган, 1998. 105. Человек в системе наук. - М., 1989. 106. Человек и его духовные ценности. – Курган, 1995. 107. Человек и общество. Современный мир. - М., 1994. 108. Человек и цивилизации: аксиологический аспект. - Курган, 1997. 109. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. - М., 1993. 110. Шалютин Б.С. Душа и тело. - Курган, 1997. 111. Шалютин С.М. Машины. Люди. Ценности. – Курган, 2006. 112. Шалютин С.М. Язык и мышление. - М., 1980. Тематика Рефератов для УИРС и НИРС 1. Проблема демаркации философии и науки. 2. Старый и новый гуманизм. 3. Человекобог и богочеловек: ответы философии и религии. 4. Уроки философии и этики Ф.Ницше. 5. Философия марксизма: наука или идеология? 6. Философия К.Маркса и западный мир. 7. Русская революция: смысл и судьба. 8. Христианство и марксизм. 9. Русский менталитет и философия богочеловечества. 10. Русская идея и ее творцы. 11. Русский и западный экзистенциализм: общее и различие. 12. Философская и научная картина мира: проблема различий и диалога. 13. Бытие культуры, культурное время и культурное пространство. 14. Виртуальная реальность и человек в современном информационном обществе (социокультурный аспект). 15. Онтологическая специфика виртуальной реальности. 16. Социальное время и социальное пространство. 17. Проблема страстей человека в историко-философской ретроспективе. 18. Страсти человека и их бытие в человеческой жизни. 19. Искусственный интеллект в информационном обществе. 20. Сакрализованное общественное сознание: его сущность, формы, предназначение. 21. Утопическое сознание как форма общественного сознания. 22. Катастрофическое сознание. 23. Религиозная и философская вера: различие и диалог. 24. Интуиция в философии и науке. 25. Проблема истины в постпозитивизме. 26. Теория гармонии и диалектика как две парадигмы в понимании развития. 27. Система «язык – поведение человека» и ее бытие в обществе. 28. Природа человека и современные биотехнологии. 29. Бытие образов человека в обществе и культуре. 30. Страх смерти как социокультурный феномен. 31. Смысл жизни и судьба человека. 32. Проблема индивидуальности в философии и науке. 33. Метафизика пола как проблема философии. 34. Эскапизм и отчуждение человека как философская проблема. 35. Драма как бытие человека. 36. Исторический процесс в парадигмах диалектики и синергетики. 37. Роль личности в истории: философские традиции и современное понимание. 38. Терроризм как философская проблема. 39. Проблема экстремизма в философии. 40. Многовариантность исторического процесса в современную эпоху. 41. Социальная глобалистика как теория и практика современного общества. 42. Отношения современных цивилизаций Запада, Востока и России: конфликт или диалог. 43. Диалог культур как философская проблема. 44. Философия ненасилия: теория и практика. 45. Толерантность как социокультурный феномен. 46. Диалог и его формы в общественной жизни и культуре. 47. Исповедь как социокультурный и личностный феномен. 48. Наука и ненаука: демаркация и диалог. 49. Технические революции: история и современность. 50. Глобальные проблемы и судьбы современных цивилизаций.
ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ Вариант 1 1. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира, является: а) онтология; б) антропология; в) философия; г) наука. 2. Философские решения не могут быть: а) неоднозначными; б) окончательными; в) гипотетическими; г) сложными. 3. Создателем онтологического учения о «мире идей» и «мире вещей» является: а) Парменид; б) Сократ; в) Аристотель; г) Платон. 4. Теорию гармонии веры и разума обосновал: а) Августин; б) Пьер Абеляр; в) Иоанн Скот Эриугена; г) Фома Аквинский. 5. В понимании природы в философии Возрождения доминировал: а) механицизм; б) теизм; в) пантеизм; г) деизм. 6. Родоначальником эмпиризма как направления в теории познания Нового времени являлся: а) Т.Гоббс; б) Д.Локк; в) Ф.Бэкон; г) Р.Декарт. 7. Тезис «мыслю, следовательно, существую» обосновал: а) Сократ; б) Р.Декарт; в) Г.Лейбниц; г) Г.В.Ф.Гегель. 8. Мировой Дух (Разум, Абсолютная Идея) как объективное идеальное начало выступает субъектом развития и творцом мира, утверждал: а) И.Кант; б) Б.Спиноза; в) Г.В.Ф.Гегель; г) Г.Лейбниц. 9. Учение о сверхчеловеке разработал: а) В.С.Соловьев; б) С.Кьеркегор; в) Л.Фейербах; г) Ф.Ницше. 10. Деление на Марбургскую и Баденскую школы существовало в: а) позитивизме; б) неокантианстве; в) философии жизни; г) эмпириокритицизме. 11. Бессознательные процессы в психике преимущественно исследуются в рамках: а) персонализма; б) психоанализа; в) феноменологии; г) экзистенциализма. 12. Принцип «существование предшествует сущности» обосновал: а) Л.Фейербах; б) К.Маркс; в) Ж.-П.Сартр; г) З.Фрейд. 13. Основоположником немецкой философской антропологии ХХ века является: а) М.Шелер; б) М.Хайдеггер; в) Э.Фромм; г) К.Ясперс. 14. Концепцию «цельного знания» в области гносеологии разработал русский философ: а) А.Ф.Лосев; б) В.С.Соловьев; в) Н.А.Бердяев; г) А.И.Герцен. 15. Антропологическое учение Н.А.Бердяева носит название: а) индивидуализм; б) патернализм; в) прагматизм; г) персонализм. 16. Истину отождествляли с полезностью сторонники: а) психоанализа; б) феноменологии; в) прагматизма; г) герменевтики. 17. В философии онтология – это: а) учение о познании; б) учение о ценностях; в) учение о бытии; г) учение о развитии. 18. Сознание как высшая форма отражения рассматривается: а) в вульгарном материализме; б) в диалектическом материализме; в) в бихевиоризме; г) в теории высшей нервной деятельности. 19. Направление в теории познания, считающее источником познания опыт: а) эмпиризм; б) рационализм; в) сенсуализм; г) априоризм. 20. Человеческому сознанию присуще: а) пассивное отражение действительности; б) активная творческая деятельность; в) непосредственное воздействие на действительность; г) порождение объективной реальности. 21. Метод познания, заключающийся в мысленном разложении объекта на составные элементы, называется: а) абстрагирование; б) анализ; в) аналогия; г) аксиоматический метод. 22. Диалектика – это учение о: а) культуре; б) материи; в) сознании; г) развитии. 23. Вид познания, вплетенный в жизнедеятельность субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: а) абстрактным; б) теоретическим; в) обыденным; г) научным. 24. Сущность человека является: а) природно-телесной; б) социальной; в) психической; г) духовной; д) целостной. 25. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в: а) отречении от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов; б) стремлении к счастью; в) получении наслаждений; г) извлечении пользы. 26. Общество представляет собой: а) социальный организм; б) часть природы; в) социальную систему, состоящую из социальных групп, социальных институтов, общественных отношений; г) продукт общественного договора. 27. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из: а) формы материального производства; б) жизни людей согласно их речевых актов; в) истолкования смысла социальных действий людей; г) соответствующего общественного договора. 28. Духовность представляет собой: а) религиозность; б) приоритет духовных ценностей в духовном мире человека; в) созерцательность, веру в идеалы; г) образованность и интеллигентность. 29. Отождествление культуры и цивилизации характерно для взглядов представителей: а) американского прагматизма; б) немецкой классической философии; в) итальянского гуманизма; г) французского Просвещения. 30. Выделение аграрной, индустриальной и информационной цивилизаций характерно для: а) марксизма; б) теории постиндустриального общества; в) позитивизма; г) теории индустриального общества. Вариант 2 1. Философия возникла в: а) 5-4 в. до н.э.; б) 4-3 в. до н.э.; в) 7-6 в. до н.э. г) 5-4 в. н.э. 2. Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости. 3. Проблему человека впервые поставил в философии как самостоятельную: а) Гераклит; б) Фалес; в) Сократ; г) Демокрит. 4. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий и считающее их лишь именами вещей: а) реализм; б) символизм; в) номинализм; г) субъективизм. 5. Новое понимание человека в эпоху Возрождения было обосновано в рамках: а) гедонизма; б) гилозоизма; в) пантеизма; г) гуманизма. 6. Родоначальником рационализма как направления в теории познания Нового времени являлся: а) Б.Спиноза; б) Р.Декарт; в) Г.Лейбниц; г) Т.Гоббс. 7. Дж.Беркли был сторонником: а) материализма; б) дуализма; в) субъективного идеализма; г) плюрализма. 8. Понятие философии И.Канта: парные суждения, каждое из которых исключает другое: а) императив; б) апория; в) антиномия; г) максима. 9. Основателем «философии жизни» как направления является: а) А.Бергсон; б) О.Шпенглер; в) В.Дильтей; г) Ф.Ницше. 10. Представители аналитической философии сводят философию к: а) анализу абстрактных понятий; б) разработке универсальных схем бытия; в) обоснованию правил построения философских учений; г) исследованию языка и его средств. 11. Основоположником феноменологии является: а) Э.Гуссерль; б) Ф.Брентано; в) М.Шелер; г) Г.Риккерт. 12. Представителем религиозного экзистенциализма является: а) К.Ясперс; б) А.Камю; в) М.Хайдеггер; г) Ж.-П.Сартр. 13. Концепцию научных революций как смены научных парадигм обосновал: а) К.Поппер; б) П.Фейерабенд; в) И.Лакатос; г) Т.Кун. 14. Концепцию мира как текста в рамках философии постмодернизма разработал: а) Ж.Деррида; б) М.Фуко; в) Ж.Делёз; г) Ж.Бодрийяр. 15. Исторический процесс есть восхождение к Богочеловечеству – так считал: а) В.С.Соловьев; б) А.С.Хомяков; в) И.А.Ильин; г) Л.И.Шестов. 16. «Ноосфера» есть центральное понятие учения в русской философии: а) П.Б.Струве; б) В.И.Вернадского; в) К.Э.Циолковского; г) А.Л.Чижевского. 17. Какое из следующих положений о пространстве и времени является диалектико-материалистическим: а) это формы человеческого созерцания; б) это не простые формы явлений, а коренные условия бытия; в) это способы, которыми мы воспринимаем вещи; г) это формы социального согласования опыта людей. 18. Какое из данных материалистических положений о сознании правильно: а) мысль есть движение материальных частиц; б) мысль есть свойство материи; в) мысль есть выделение мозга; г) мысль есть свойство высокоорганизованной материи. 19. Раздел философии, изучающий познание, называется: а) аксиология; б) гносеология; в) онтология; г) логика. 20. Самосознание человека – это: а) духовное зеркало для самолюбования; б) понимание себя человеком в общении с другими людьми; в) осознание себя как природно-телесного существа; г) результат размышления личности о себе самой. 21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: а) абстрактна; б) субъективна; в) объективна; г) абсолютна. 22. С точки зрения аскетизма, смысл жизни состоит в: а) отречении от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов; б) стремлении к счастью; в) получении наслаждений; г) извлечении пользы. 23. Концепцию методологии научно-исследовательских программ в научном познании разработал: а) К.Поппер; б) Т.Кун; в) П.Фейерабенд; г) И.Лакатос. 24. Укажите философа, не являющегося представителем диалектики: а) Гераклит; б) Г.Лейбниц; в) Б.Спиноза; г) Г.В.Ф.Гегель. 25. Социальность и разумность как характеристики, отличающие человека от животного, выделял: а) Демокрит; б) Сократ; в) Аристотель; г) Платон. 26. Концепцию «конца истории» выдвинул: а) П.Сорокин; б) Ф.Фукуяма; в) О.Шпенглер; г) А.Тойнби. 27. Исторический процесс представляет собой: а) смену общественно-экономических формаций; б) форму саморазвития Мирового Духа в направлении к свободе; в) прогрессивное движение к «Царству разума»; г) сложный, нелинейный, многовариантный процесс; д) борьбу Божьего и земного царств. 28. Философским учением о ценностях является: а) этика; б) эстетика; в) аксиология; г) метафизика. 29. Концепцию противоположности культуры и цивилизации обосновал: а) Ф.Энгельс; б) О.Шпенглер; в) Д.Дидро; г) О.Конт. 30. «Осевая эпоха» в концепции К.Ясперса - это время: а) становления человека; б) появления «великих культур древности»; в) формирования универсальных духовных ценностей человечества; г) наступления мировой истории. Вариант 3 1. Философия – это концентрированное выражение: а) морали; б) прекрасного; в) культуры; г) искусства. 2. Ответы на философские вопросы ищут в: а) религиозных верованиях; б) доводах и умозаключениях разума; в) научных исследованиях; г) мифологических представлениях. 3. Идею «все течет, все изменяется» высказал: а) Анаксимен; б) Зенон; в) Сократ; г) Гераклит. 4. Базовым мировоззренческим принципом средневековой философии являлся: а) антропоцентризм; б) космоцентризм; в) теоцентризм; г) социоцентризм. 5. Противоположностью номинализма в Средние века по проблеме общих понятий являлся: а) реализм; б) концептуализм; ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|