Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема1. Бытие. Субстанция. Материя





Категория "бытие", ее смысл и место в системе философских категорий. Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека в мире природы. Бытие духовного и его формы. Бытие социального, единство индивидуального и общественного бытия. Диалектика основных форм бытия.

Проблема субстанции в философии и способы ее решения: монизм, дуализм, плюрализм. Субстанция и ее атрибуты. Связь философского понимания субстанции с уровнем развития естествознания. Методологическое и мировоззренческое значение категории "субстанция".

Развитие учения о материи в истории философии и науке. Фундаментальная роль категории "материя" в системе философского материализма. Новейшая революция в естествознании и кризис в физике на рубеже XIX-ХХ вв.

Современная наука о системной организации материи. Основные уровни организации материи, их специфика и взаимосвязь. Проблема самоорганизации материи. Хаос и порядок. Антропный принцип в современной научной картине мира. Научная, философская и религиозная картины мира.

Движение и его основные характеристики. Движение и покой. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм, его возможности и границы. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения. Энергетизм и его связь с развитием науки.

Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени в истории философии и науки (античность, эпоха Возрождения, Новое время). Субстанциальная, ньютоновская концепция пространства и времени и ее роль в развитии наук о природе в XVII-XIX вв. Теория относительности как реляционная концепция пространства и времени, ее философское и естественнонаучное значение.

Проблема размерности и бесконечности пространства и времени в современной физике и космологии.

Физическое, биологическое и социальное пространство и время, их специфика.

 

Тема 2. Сознание

Проблема соотношения души и тела в истории философии. Учение диалектического материализма об отражении как общем свойстве материи. Психика и сознание: сущность, структура, функции. Проблема идеального в философии. Сознание и язык. Сознание и творчество.

Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Структура общественного сознания: теоретическое и обыденное сознание; идеология и общественная психология; формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское).

Общественное сознание и менталитет. Состояния общественного сознания: авторитаризм, тоталитаризм, религиозный и товарный фетишизм, мифологизм, плюрализм, диалогизм. Роль общественного сознания в функционировании и развитии общества.

 

Тема 3. Познание

Проблема познаваемости мира в философии, ее возможности и границы. Субъект и объект познания. Познавательное и практическое отношение к действительности. Структура и функции практики в познании.

Формы познания: чувственное, рациональное, интуитивное, интроспективное, эмпатическое. Соотношение мнения, веры и знания, понимания и объяснения. Объективная истина. Истина и заблуждение, ложь и правда. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Критерии истины. Рациональное и иррациональное в познании.

 

Тема 4. Научное познание

Наука и философия. Наука и вненаучное знание (миф, религия, оккультизм, паранормальное). Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного знания, философские основания науки. Функции научного исследования. Классический редукционизм и его критика в работах И.Лакатоса, К.Поппера, П.Фейерабенда.

Методы эмпирического и теоретического познания, общелогические методы. Компьютеризация современного научного знания. Формы научного познания, их классификация.

Проблема научной истины. Критерии научности. Классический и неклассический идеалы научности. Соотношение традиций и новаций в развитии научного познания. Научные революции и смена типов рациональности. Этика науки и ответственность ученого.

 

Тема 5. Развитие и его законы

Понятие "развитие". Развитие, становление, функционирование. Проблема универсальности развития.

Историко-философские модели развития (логико-гносеологи-ческая, равновесно-интеграционная, диалектико-материалистическая и т.д.). Классическая и неклассическая диалектика. Проблема прогресса в истории философии и его критерии. Диалектические законы развития: закон диалектической противоречивости, закон перехода количества в качество, закон диалектического синтеза. Универсальный характер законов развития и их методологическая роль для науки. Диалектика и логика. Проблема теории гармонии как теории развития.

Категории диалектики: категории системности и категории детерминизма, их мировоззренческая и методологическая роль.

Тема 6. Человек. Личность. Индивидуальность

Трехсоставность человека: тело, душа, дух. Проблема сущности и существования человека в истории философии: поворот от центризма к интегратизму в понимании сущности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в природе человека. Изменение природы человека в эпоху современных биотехнологий.

Антропосоциогенез: гипотезы "космического катастрофизма" и деятельностного подхода (Ю.М.Бородай, Н.Н. Моисеев, Б.Ф.Поршнев, Ю.И.Семенов, И.Н. Степанова, Б.С. Шалютин, Ф.Энгельс).

Место человека во Вселенной и на Земле. Русские космисты о космическом предназначении человека.

Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в философии (альтернативы материализма и идеализма, религии и науки). Реализация идей смерти и бессмертия человека в исторических типах культуры Запада и Востока.

Телесность и агрессивность человека. Свобода и судьба человека.

Индивид, личность, индивидуальность. Проблема личности и индивидуальности в истории философии. Типология личности. Проблема подлинного и неподлинного существования личности. Личность и выбор, свобода и ответственность.

Личность и общество. Социальная и культурная детерминация личности и ее деятельности. Индивидуализм и коллективизм.

 

Тема 7. Общество

Проблема общества в истории философии. Общество как сложная система, структура общества и его сферы. Исторический процесс: проблемы смысла и направленности истории). Проблема социального закона в философии. Логика истории и законы общественного развития. Единство и многообразие исторического процесса. Вероятность и случайность в историческом процессе. Современные подходы к периодизации исторического процесса (формационный и цивилизационный подходы, мир-системный анализ, концепции индустриального и постиндустриального общества). Единицы исторического процесса (этнос, страна, цивилизация, человечество). Причины и субъекты исторического процесса. Насилие и ненасилие в истории. Роль масс и личности в истории.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.