|
Необходимость развития информатизации обществаСтр 1 из 4Следующая ⇒ Необходимость развития информатизации общества Этапы информатизации: изобретение письменности -> книгопечатание -> электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) -> компьютеризация. Каждый этап - качественный "скачок", направленный на преодоление противоречия между увеличением объемов информации и ограниченными человеческими способностями по ее восприятию и обработке. На определенном этапе развития информационной индустрии формируется информационное общество; в таком обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Информатизация общества - организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов; современный этап информатизации связан с использованием персональных ЭВМ, систем телекоммуникации и сетей ЭВМ. Основные задачи информатизации: модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры развитие информационных телекоммуникационных технологий эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с проч. материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых СМИ создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества привитие населению информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, передачи, обработки и использования компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Понятие АИС и их классификация АИС - совокупность информации, ЭММ и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений. По видам процессов управления: 1. АИС управления технологическими процессами 2. АИС организационного управления 3. АИС управления организационно-технологическими процессами 4. АИС научных исследований 5. АИС обучающие По сфере функционирования объекта управления бывают: АИС банков, АИС финансовых органов, АИС промышленности, АИС сельского хозяйства, АИС связи, АИС статистики и т.п. По уровню в системе государственного управления бывают отраслевые АИС (промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт), территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными районами) и межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой). Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.). Этапы развития АИС 1) Этапы развития с позиции развития самой техники: 1.1) До появления ЭВМ, связанный с именами изобретателей первых вычислительных устройств (Паскаль, Чебышев, Беббидж и др.); 1.2) С развитием ЭВМ. Главный признак выделения нового поколения ЭВМ - элементная база. 1.2.1) Первое поколение ЭВМ (50-ые гг.) строилось на базе электронных ламп, имело большие размеры, потребляли много электроэнергии, имели малое быстродействие. В экономических расчетах не использовались. 1.2.2) Второе поколение ЭВМ (60-ые гг.) строилось на основании полупроводников и транзисторов, вырос объем памяти, появились первые дисплеи и др. (использовались для решения экономических задач); 1.2.3) Третье поколение ЭВМ (70-ые гг.) на малых интегральных схемах: меньшие размеры, повышение надежности и быстродействия. 1.2.4) Четвертое поколение ЭВМ (80-ые гг.) на больших интегральных схемах - ряд программно-совместимых машин на единой элементной базе, единой конструкторско-технической основе, с единой структурой, единой системой программного обеспечения, единым унифицированным набором универсальных устройств. Получили распространение персональные ЭВМ. 1.2.5) Современные ЭВМ на основе сверх больших интегральных микросхем: огромные вычислительные мощности и низкая стоимость. Архитектура «клиент-сервер». Главной тенденцией развития АИС является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствованию технических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем. 2) Этапы развития с позиции совершенствования самих АИС (поколения АИС): 2.1) 1960-1970 гг. строилось на базе вычислительных центров по принципу "одно предприятие - один центр обработки" 2.2) 1970-1980 гг. характеризуется переходом к децентрализации ИС. Информационные технологии проникают в отделы, службы предприятия. Появились пакеты и децентрализованные БД, стали внедряться 2х и 3хуровневые модели организации систем обработки данных 2.3) 1980-начало 1990 гг.: массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе ПК с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС 2.4) В стадии зарождения и характеризуется сочетанием централизованной обработки на верхнем уровне с распределенной обработкой на нижнем. Понятие рынка информационных услуг, его компоненты Информационный рынок - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Так же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги могут копироваться в неограниченном количестве. Составляющие информационного рынка: 1. Информационные продукты и услуги, а также аппаратно-программные средства и соответствующие технологии переработки информации 2. Нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" 1995, Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон об авторском праве и подзаконные акты 3. Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг Этапы создания АИС
· техническое проектирование; ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте
3. Ввод системы в действие
4. Анализ функционирования
Проектирование документации Входные и выходные документы являются формами носителей информации, имеющими юридичекую силу. Во входных документах содержится первичная информация, отражающая состояние экономического объекта и его системы управления, а в выходных документах - сводно-группировочные сведения, которые являются результатом обработки ранее полученной информации. По способу заполнения и те и другие документы получаются вручную либо при помощи технических средств. В финансово-кредитных организациях используется только унифицированная документация; требования к таким документам Ø стандартные формы построения, предусматривающие определенные размеры бланков и выделение заголовочной, содержательной и оформительной частей Ø приспособление к компьютерной обработке Ø включение всех необходимых для целей управления реквизитов и исключение их дублирования Первичные документы могут быть и не унифицированные в виду многообразия отраслевых форм и специфики их построения для учета труда и заработной платы, производственных запасов, сбыта и реализации продукции и пр. Если нет возможности применить унифицированные формы документов в какой-либо задаче, то проектируются новые формы первичных документов, приспособленные к автоматизированной обработке. Первичные документы формируются либо традиционными способами до ввода в компьютер, либо непосредственно на ПЭВМ. В любом случае следует спроектировать документ по существу, т.е. включить в него те реквизиты, которые необходимы для целей управления и определяют правовую сторону хозяйственных операций. Проектирование форм документов, выписываемых вручную или на печатающих машинках сводится к удобному расположению реквизитов на бланках. В заголовочной части помещаются постоянные справочно-группировочные признаками с их названиями и кодовыми обозначениями, в содержательной части переменные признаки и количественно-суммовые реквизиты, в оформляющей части - подписи юридических лиц, ответственных за хозяйственные операции. Реквизиты, подлежащие вводу в ПЭВМ путем набора на клавиатуре, обводятся утолщенными линиями. Ввод информации с первичных документов на клавиатуре ПЭВМ ведется по макетам, отраженным на экране дисплея. Чаще всего экономические данные выводятся на бумажные носители и на дисплей в форме таблиц, но имеет значение и графическое изображение в виде гистограмм. Проектирование формы сводки заключается в удобном расположении реквизитов на бланке. Обычно группировочные признаки располагаются по степени убывания уровня их подчиненности, а количественно-суммовые итоги - по степени возрастания итогов. В ходе проектирования разрабатываются "шапки" выходных таблиц, записываемые на машинные носители и используемые при печати сводок на ПЭВМ. Исходные данные набираются на клавиатуре, а для вычисления промежуточных величин и итоговых строк в соответствующие клетки помещаются формулы расчета. Внутримашинное ИО Включает организацию файлов, массивов в памяти ЭВМ. Файл - совокупность однородной жестко организованной и поименованной информации, расположенной на машинном носителе. Это могут быть файлы данных и программные файлы, постоянные и текущие (переменные) файлы, промежуточные и выходные файлы. Пофайловая локальная организация информационного обеспечения используется при незначительных объемах информации, предполагает жесткую привязку файлов к отдельным несложным задачам и исключает установление связи между файлами и работу в диалоге. Интегральный подход к созданию внутримашинного информационного обеспечения предполагает использование автоматизированных банков данных и баз знаний (АБД и БЗ). АБД - система специальным образом организованных данных, а также технических, программных, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для коллективного использования пользователями или решения разных экономических задач. Базы знаний (или экспертные системы) - специальные компьютерные системы, основанные на обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных специалистов-экспертов. Основными элементами информационной технологии, используемой в БЗ, являются: Ø интерфейс пользователя (предназначен для взаимодействия пользователя с экспертной системой), Ø база знаний (факты, характеризующие проблемную область, а также их логическая взаимосвязь), Ø интерпретатор (осуществляет обработку данных в установленном порядке), Ø модуль создания системы (нужен для создания набора правил, внесения в них изменений). Базы данных и банки данных Внутримашинное информационное обеспечение в настоящее время проектируется на принципе интеграции в виде базы и банка данных. База данных - специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающей удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным; могут быть централизованные (создаются обычно на вычислительных центрах на ЭВМ с присоединенными к ним терминалами), распределенные в различных узлах локальных сетей ЭВМ и локальные; в состав БД входят: базовые массивы, рабочие массивы, массивы связи. Банк данных - автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. В состав банка данных входят: база данных, ЭВМ, система управления базой данных, языковые средства, методические средства, обслуживающий персонал. Электронная коммерция Электронная коммерция – это понятие, означающее коммерческую активность в сети Интернет: продажа, покупка товаров и услуг через Интернет. Направления электронной коммерции:
Самым распространенным примером электронной коммерции являются интернет-магазины. Их основные преимущества:
Недостатки интернет-магазинов:
АИТ в бухгалтерском учете Большую роль в управлении играет бухгалтерский учет, в котором формируется примерно 60% всей информации. Задачи бухучета характеризуются: хорошей структурируемостью, несложными алгоритмами расчетов, большим объемом информации, при обработке которой используются преимущественно логические операции. Такие задачи легко подвергаются автоматизации, поэтому существует огромное число программ для персональных компьютеров, автоматизирующих бухгалтерский учет на предприятиях. К наиболее известным в России программам для автоматизации бухучета относят: «1С», «Парус», «БЭСТ», «Галактика», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-бухгалтер». Отличаясь в деталях, все они имеют общие принципы работы:
Классификация программ автоматизации бухучета:
АИС страховых компаний Рост числа страховых компаний и доли рынка страховых услуг (например, ОСАГО) привели к необходимости автоматизации страхования. АИС в страховании становятся одним из важнейших факторов успеха. Основные требования к АИС страховых компаний:
Основные функциональные задачи, реализуемые в условиях АИТ: Ø процесс заключения договора страхования; Ø заключение дополнительного договора; Ø заключение договора перестрахования; Ø внесение страховой премии (ее части); Ø окончание договора страхования; Ø наступление страхового события; Ø расторжение договора страхования; расчеты со страхователем, Ø расчет базовых тарифных ставок по видам страхования; Ø расчет резервного фонда; Ø анализ страхового портфеля; Ø анализ финансового состояния компании; Ø ведение внутренней бухгалтерии. Страховая компания, строящая работу в условиях вычислительной сети получает новые возможности: легкий и более полный доступ к информации (а значит, повышается вероятность принятия сотрудниками обоснованных решений), лучшее использование дорогостоящих ресурсов (серверы большой мощности, цветные принтеры, модемы), сети предоставляют страховой компании свободу в выборе мест территориального расположения ее филиалов. АИС страховой компании (например, «ИНЭК-Страховщик») включает:
Страховой компании важно иметь базу данных (БД) по всем договорам за максимально длительный период (для ведения статистики клиентов), в подразделениях компании иметь полную БД нет необходимости (она должна охватывать лишь собственное страховое поле). Обновление БД заключается в том, что информация, собранная на уровне отделения компании за день, добавляется к уже имеющейся БД и при наступлении определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса. То есть одна БД, содержащая наиболее актуальные сведения – «главная», другая – «подчиненная» (получает копии информации); далее региональный филиал собирает информацию со всех подчиненных отделений. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на сети конкретных структурных подразделений (филиалов) и сети, обеспечивающие связь между ними. АИС в налоговых органах Система налоговых органов России имеет иерархическую структуру управления:
В настоящее время в налоговых инспекциях функционирует АИС «Налог», автоматизирующая накопление и обработку информации. Основными целями внедрения АИС в налоговых органах являются:
Архитектура АИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС и является многоуровневой. Основная работа с АИС ведется на 3-м (местном) уровне, где внедряется система электронной обработки данных (ЭОД), разработанная для автоматизации налогообложения юридических и физических лиц на основе единой базы данных и единых принципов обработки. ЭОД на 3-м уровне включает в себя следующие основные функциональные задачи:
Система «Банк-клиент» Многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу: 1) Банк предоставляет пользовательский интерфейс, сеть и наполнение решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная самим банком или специализированной фирмой, производящей программное обеспечение; 2) Посредник или провайдер услуг, например, Intuit Services, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение; 3) Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качестве сети выступает Internet, а наполнение зависит от банка. Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам. С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, что и бумажный документ. "Клиент-Банк" включает в себя банковскую и клиентскую часть. Перед передачей в банк документов по каналам связи осуществляется кодирование данных. Подготовленные документы "подписываются" лицами, имеющими право первой и второй подписи. Для подписи документов ответственное лицо вводит известный только ему пароль, реализующий функцию "электронной" подписи. Получаемая клиентом выписка также персонифицируется электронной подписью, что гарантирует достоверность информации для клиента. При передаче информации от банка клиентам может быть предусмотрено использование факсимильной связи. В России системы "банк-клиент" получили широкое распространение и ими располагают даже небольшие банки. В Америке такие системы начали внедряться гораздо раньше и, несмотря на большие вложения так и не смогли прижиться. Причина в больших затратах на установку и обслуживание. Система "клиент-банк" остается локальной, она мало пригодна для взаимодействия с банком, который находится в другой стране или даже в другом городе. Банковское дело в Интернет Прогресс в области пользования сети Internet банками (в том числе и российскими) неизбежен, и в скором времени невозможно будет представить себе деятельность банка без использования Internet. Клиенты Российских банков в основном не имеют доступа к отделениям банка через электронную почту или узел Web. Самым распространенным применением Internet российскими банками остается распространение рекламной информации в WWW. Вместе с тем, интерактивный характер общения с сетью, особенно в WWW, приводит к появлению дистанционных торговых служб, где можно ознакомиться с предложением товаров, посмотреть их фотографии на экране компьютера — и тут же заказать товар, заполнив соответствующую экранную форму. Подобные службы дополняются средствами дистанционной оплаты товара — по той же Сети, с использованием в начале обычных пластиковых карточек, а затем и специально разработанной для Internet механизмов расчета. Разработка средств электронных расчетов для Сети финансируется банками, некоторые из которых создают службы расчетов, целиком ориентированные на Internet. Сеть Internet в принципе применима для самых разных областей работы банка — от взаимодействия с клиентом до обмена информацией с другими банками. Первым этапом работы в Internet для любой финансовой организации обычно становиться использование WWW для опубликования рекламной и прочей информации. Второй этап — представление клиентам базового доступа в банк. Интерактивное воздействие с клиентом — третий этап. Благодаря такому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой информации, но и сможет внести коррективы в информацию и провести различные расчеты. При такой реализации системы на базе Internet могут придти на смену специализированным системам "банк-клиент" или, по крайней мере, взять на себя часть их функций. Еще одно направление работы — создание межбанковских информационных систем. Полноценный Интернет-банкинг действует в США: клиент, подсоединенный к Интернету, может оплачивать счета, переводить деньги со счета на счет, получать выписки, которые сразу же можно загрузить в программы учета персональных финансов, такие, как Microsoft Money или Intuit Quicken. Теперь следует ожидать следующего шага — когда клиент в соответствии со своими вкусами и потребностями сможет сам настроить отведенную область банковского сайта. Так постепенно деньги превращаются в разновидность сообщений. И происходит отрыв клиента от банка. Чтобы получить доступ к своим счетам, клиент вводит идентификатор пользователя (login) и пароль, после чего банковский сервер выдает список всех его счетов. Выбрав счет, можно увидеть движение денег за указанный срок, например за неделю. Если клиент недоволен своим банком — сотни других к его услугам. Попав в Интернет, клиент вправе рассчитывать, что банк предложит ему не только дистанционное управление счетом, но и электронную почту, сведения о курсах акций, кредит, возможность играть на бирже, различные виды страхования. Помимо удешевления транзакций Интернет-банкинг позволяет: 1) привлечь новых клиентов; 2) удержать старых клиентов; 3) Поощрять наиболее выгодных клиентов. Поскольку Интернет-банкинг выгоден, то создаются новые банки, работающие только в Интернете, не имеющие ни собственных здании, ни филиалов, ни банкоматов (так называемый виртуальный банк). Он может предложить своим клиентам более выгодные, чем в обычных банках, условия, например, меньшие проценты по кредиту или более высокие выплаты по депозитным сертификатам. У виртуального банка есть и недостатки. Так, чтобы снять деньги со счета, обычно используется кредитная карта, каждый банк, в том числе виртуальный, такие карты выдает. Но обслуживать их приходиться в чужих банкоматах, а это дополнительные расходы. Неудобно и класть наличные деньги в такой банк. Хоть такие операции (называемые direct deposit) и не запрещены, но деньги придется посылать почтой, а это не безопасно. Полностью решить проблему получения/отправки денег и в конечном счете привести к расцвету виртуальных банков способны микропроцессорные смарт-карты. Поскольку деньги находятся в самой карте, их можно отправить в банк, вставив карту в считыватель и набрав на клавиатуре нужную сумму (возможно, вскоре все компьютерные клавиатуры будут оснащаться гнездами для смарт-карт). Точно также можно «перекачать» деньги на карту. Давно уже разработаны и испытаны карты Mondex, которые позволяют все это проделать. В России тоже есть несколько таких проектов, и в частности технология "Сберкарт", продвигаемая Сбербанком. АИС казначейства Казначейство (к-во) – специальный государственный орган для: управления доходами и расходами гос.бюджета РФ, контролем за исполнением смет расхода внебюджетных средств, обслуживания внешнего и внутреннего долга. (подчиняется МинФину). Указ от 8.12.92 «О федеральном казначействе» положил начало К-ву. Все операции по использованию бюджета контролируются 2 категориями гос.служащих: распорядители средств федерального бюджета и казначейств. Основные цели АИС в к-ве: Ø сокращение бумажного документооборота и объемов ручного труда; Ø обеспечение достоверности и полноты информации; Ø увеличение оперативности обработки информации; Ø стандартизация информационной базы; Ø углубленный автоматический анализ налогообложения; Ø рост оперативности и достоверности обмена информацией с внешними системами (банки, финансовые, налоговые, таможенные и прочие органы); Ø возможность получения данных о доходах и расходах в реальном масштабе деятельности, по группе, по запросу на любую дату; оперативность передачи сведений о доходах и расходах по иерархии (снизу-вверх/сверху-вниз). Наличие АИС является предпосылкой для оптимизации бюджетных потоков. Система автоматизации учета доходов «Казна» выполняет функции: 1) сбор, регистрация, передача, хранение, обработка и анализ инф-ии по доходной части федерального бюджета (ФБ); 2) получение своевременной и достоверной инф-ии о поступлении средств в ФБ; 3) формирование учетных и платежных док-в; 4) выдача по запросам справочной, статистической и аналитической инф-ии. Типичные операции. Н/пл подает в банк с его расчетного счета платежное поручение об уплате налогов в ФБ в 4х экземплярах (1й со штампом об уплате возвращ-ся ему, 2й - остается в банке, 3й - отправляется в банк к-ва, 4й - в к-во). Поступившая сумма налогов ежедневно перечисляется банком н/пл в тот банк, где открыт счет к-ва. Этот банк зачисляет средства на указанный счет, делает выписку о поступлении средств. К-во в течение 1 дня обрабатывает платежные док-ты, полученные из банка, заводит их в БД. Операционный день заканчивает к-во печатью платежных поручений на счетах к-ва и на счетах территориальных фин.органов. Платежные документы вместе с платежным реестром попадают в налоговую службу. Система «казна» в соответствие с территориальными уровнями казначейств создается в: 1) главном управлении федерального к-ва (УФК); 2) региональных УФК; 3) районных отделениях ФК. Районные отделения ФК имеют 3 отдела: по работе с доходами бюджета, с его расходами и бухгалтерия. Кроме того, полезно ввести должностных лиц, занимающихся автоматизацией и защитой информации. На областном уровне ведется сбор инф-ии из к-в районного уровня и формирование отчетности для главного управления. Система автоматизации учета расходов «Cмета-F» выполняет функции: 1) ведение каталогов клиентов, их атрибутов и характеристик; 2) ведение каталогов л/с распорядителей бюджетных средств; 3) ввод платежных документов; 4) установка соответствия между введенными платежными док-ми и выписками со счетов к-ва в банке с автоматическим формированием проводок по счетам; 5) разноска проводок по л/с распорядителей средств; 6) формирование отчетных документов, ведение архивов этих документов; 7) установление различных уровней доступа для защиты информации. Типичные операции: При поступлении платежных поручений на списание средств отдел платежей контролирует целевое использование бюджетных ср< Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|