Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Необходимость развития информатизации общества





Необходимость развития информатизации общества

Этапы информатизации: изобретение письменности -> книгопечатание -> электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) -> компьютеризация. Каждый этап - качественный "скачок", направленный на преодоление противоречия между увеличением объемов информации и ограниченными человеческими способностями по ее восприятию и обработке. На определенном этапе развития информационной индустрии формируется информационное общество; в таком обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Информатизация общества - организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов; современный этап информатизации связан с использованием персональных ЭВМ, систем телекоммуникации и сетей ЭВМ. Основные задачи информатизации:

­ модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

­ развитие информационных телекоммуникационных технологий

­ эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с проч. материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта

­ обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых СМИ

­ создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества

­ привитие населению информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, передачи, обработки и использования компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Понятие АИС и их классификация

АИС - совокупность информации, ЭММ и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

По видам процессов управления:

1. АИС управления технологическими процессами

2. АИС организационного управления

3. АИС управления организационно-технологическими процессами

4. АИС научных исследований

5. АИС обучающие

По сфере функционирования объекта управления бывают: АИС банков, АИС финансовых органов, АИС промышленности, АИС сельского хозяйства, АИС связи, АИС статистики и т.п.

По уровню в системе государственного управления бывают отраслевые АИС (промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт), территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными районами) и межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой).

Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.).

Этапы развития АИС

1) Этапы развития с позиции развития самой техники:

1.1) До появления ЭВМ, связанный с именами изобретателей первых вычислительных устройств (Паскаль, Чебышев, Беббидж и др.);

1.2) С развитием ЭВМ. Главный признак выделения нового поколения ЭВМ - элементная база.

1.2.1) Первое поколение ЭВМ (50-ые гг.) строилось на базе электронных ламп, имело большие размеры, потребляли много электроэнергии, имели малое быстродействие. В экономических расчетах не использовались.

1.2.2) Второе поколение ЭВМ (60-ые гг.) строилось на основании полупроводников и транзисторов, вырос объем памяти, появились первые дисплеи и др. (использовались для решения экономических задач);

1.2.3) Третье поколение ЭВМ (70-ые гг.) на малых интегральных схемах: меньшие размеры, повышение надежности и быстродействия.

1.2.4) Четвертое поколение ЭВМ (80-ые гг.) на больших интегральных схемах - ряд программно-совместимых машин на единой элементной базе, единой конструкторско-технической основе, с единой структурой, единой системой программного обеспечения, единым унифицированным набором универсальных устройств. Получили распространение персональные ЭВМ.

1.2.5) Современные ЭВМ на основе сверх больших интегральных микросхем: огромные вычислительные мощности и низкая стоимость. Архитектура «клиент-сервер». Главной тенденцией развития АИС является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствованию технических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.

2) Этапы развития с позиции совершенствования самих АИС (поколения АИС):

2.1) 1960-1970 гг. строилось на базе вычислительных центров по принципу "одно предприятие - один центр обработки"

2.2) 1970-1980 гг. характеризуется переходом к децентрализации ИС. Информационные технологии проникают в отделы, службы предприятия. Появились пакеты и децентрализованные БД, стали внедряться 2х и 3хуровневые модели организации систем обработки данных

2.3) 1980-начало 1990 гг.: массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе ПК с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС

2.4) В стадии зарождения и характеризуется сочетанием централизованной обработки на верхнем уровне с распределенной обработкой на нижнем.

Понятие рынка информационных услуг, его компоненты

Информационный рынок - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Так же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги могут копироваться в неограниченном количестве.

Составляющие информационного рынка:

1. Информационные продукты и услуги, а также аппаратно-программные средства и соответствующие технологии переработки информации

2. Нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" 1995, Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон об авторском праве и подзаконные акты

3. Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг

Этапы создания АИС

  1. Предпроектная стадия
  • сбор материалов для проектирования (формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы); приемы: опрос, анкетирование, наблюдение, измерение, оценка, групповое обсуждение, анализ задач, анализ производственных, управленческих и информационных процессов.
  • Второй этап: анализ материалов и формирование документации (создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа собранных материалов обследования)
  1. Проектирование

· техническое проектирование; ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте

  • рабочее проектирование; в его процессе осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур БД, создание документации на поставку, установка технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя инструкционного материала; проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ

3. Ввод системы в действие

  • подготовка к внедрению
  • проведение опытных испытаний
  • сдача в промышленную эксплуатацию

4. Анализ функционирования

  • выявление проблем
  • внесение изменений в проектные решения и существующие АИС и АИТ.

Проектирование документации

Входные и выходные документы являются формами носителей информации, имеющими юридичекую силу. Во входных документах содержится первичная информация, отражающая состояние экономического объекта и его системы управления, а в выходных документах - сводно-группировочные сведения, которые являются результатом обработки ранее полученной информации. По способу заполнения и те и другие документы получаются вручную либо при помощи технических средств.

В финансово-кредитных организациях используется только унифицированная документация; требования к таким документам

Ø стандартные формы построения, предусматривающие определенные размеры бланков и выделение заголовочной, содержательной и оформительной частей

Ø приспособление к компьютерной обработке

Ø включение всех необходимых для целей управления реквизитов и исключение их дублирования

Первичные документы могут быть и не унифицированные в виду многообразия отраслевых форм и специфики их построения для учета труда и заработной платы, производственных запасов, сбыта и реализации продукции и пр. Если нет возможности применить унифицированные формы документов в какой-либо задаче, то проектируются новые формы первичных документов, приспособленные к автоматизированной обработке. Первичные документы формируются либо традиционными способами до ввода в компьютер, либо непосредственно на ПЭВМ. В любом случае следует спроектировать документ по существу, т.е. включить в него те реквизиты, которые необходимы для целей управления и определяют правовую сторону хозяйственных операций.

Проектирование форм документов, выписываемых вручную или на печатающих машинках сводится к удобному расположению реквизитов на бланках. В заголовочной части помещаются постоянные справочно-группировочные признаками с их названиями и кодовыми обозначениями, в содержательной части переменные признаки и количественно-суммовые реквизиты, в оформляющей части - подписи юридических лиц, ответственных за хозяйственные операции. Реквизиты, подлежащие вводу в ПЭВМ путем набора на клавиатуре, обводятся утолщенными линиями. Ввод информации с первичных документов на клавиатуре ПЭВМ ведется по макетам, отраженным на экране дисплея.

Чаще всего экономические данные выводятся на бумажные носители и на дисплей в форме таблиц, но имеет значение и графическое изображение в виде гистограмм. Проектирование формы сводки заключается в удобном расположении реквизитов на бланке. Обычно группировочные признаки располагаются по степени убывания уровня их подчиненности, а количественно-суммовые итоги - по степени возрастания итогов. В ходе проектирования разрабатываются "шапки" выходных таблиц, записываемые на машинные носители и используемые при печати сводок на ПЭВМ. Исходные данные набираются на клавиатуре, а для вычисления промежуточных величин и итоговых строк в соответствующие клетки помещаются формулы расчета.

Внутримашинное ИО

Включает организацию файлов, массивов в памяти ЭВМ. Файл - совокупность однородной жестко организованной и поименованной информации, расположенной на машинном носителе. Это могут быть файлы данных и программные файлы, постоянные и текущие (переменные) файлы, промежуточные и выходные файлы. Пофайловая локальная организация информационного обеспечения используется при незначительных объемах информации, предполагает жесткую привязку файлов к отдельным несложным задачам и исключает установление связи между файлами и работу в диалоге. Интегральный подход к созданию внутримашинного информационного обеспечения предполагает использование автоматизированных банков данных и баз знаний (АБД и БЗ).

АБД - система специальным образом организованных данных, а также технических, программных, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для коллективного использования пользователями или решения разных экономических задач.

Базы знаний (или экспертные системы) - специальные компьютерные системы, основанные на обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных специалистов-экспертов. Основными элементами информационной технологии, используемой в БЗ, являются:

Ø интерфейс пользователя (предназначен для взаимодействия пользователя с экспертной системой),

Ø база знаний (факты, характеризующие проблемную область, а также их логическая взаимосвязь),

Ø интерпретатор (осуществляет обработку данных в установленном порядке),

Ø модуль создания системы (нужен для создания набора правил, внесения в них изменений).

Базы данных и банки данных

Внутримашинное информационное обеспечение в настоящее время проектируется на принципе интеграции в виде базы и банка данных. База данных - специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающей удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным; могут быть централизованные (создаются обычно на вычислительных центрах на ЭВМ с присоединенными к ним терминалами), распределенные в различных узлах локальных сетей ЭВМ и локальные; в состав БД входят: базовые массивы, рабочие массивы, массивы связи. Банк данных - автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. В состав банка данных входят: база данных, ЭВМ, система управления базой данных, языковые средства, методические средства, обслуживающий персонал.

Электронная коммерция

Электронная коммерция – это понятие, означающее коммерческую активность в сети Интернет: продажа, покупка товаров и услуг через Интернет.

Направления электронной коммерции:

  • B2B (Business-to-Business, то есть «бизнес-бизнесу»);
  • B2G (Business-to-Government, то есть «бизнес-государству»);
  • B2С (Business-to- Сonsumer, то есть «бизнес-потребителю»);
  • G2B (Government-to-Business, то есть «государство-бизнесу»).

Самым распространенным примером электронной коммерции являются интернет-магазины. Их основные преимущества:

  1. Низкие цены за счет экономии на расходах;
  2. Экономия времени (не нужно ехать в магазин и обратно);
  3. Круглосуточная работа;
  4. Доставка товара в нужное место;
  5. Большой ассортимент;
  6. Отсутствие очередей;
  7. Удобство оплаты (доступны разные способы оплаты);
  8. Анонимность покупателя;

Недостатки интернет-магазинов:

  1. Отсутствие возможность увидеть вживую и «пощупать» товар;
  2. Трудности по доставке товаров;
  3. В процессе заказа возникают затруднения, в которых не все могут разобраться;
  4. Опасность мошеннических операций.

АИТ в бухгалтерском учете

Большую роль в управлении играет бухгалтерский учет, в котором формируется примерно 60% всей информации. Задачи бухучета характеризуются: хорошей структурируемостью, несложными алгоритмами расчетов, большим объемом информации, при обработке которой используются преимущественно логические операции. Такие задачи легко подвергаются автоматизации, поэтому существует огромное число программ для персональных компьютеров, автоматизирующих бухгалтерский учет на предприятиях. К наиболее известным в России программам для автоматизации бухучета относят: «1С», «Парус», «БЭСТ», «Галактика», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-бухгалтер». Отличаясь в деталях, все они имеют общие принципы работы:

  • Одноразовый и минимальный ввод – многоразовый и максимальный вывод.
  • Один журнал хронологической записи – множество регистров систематической записи.
  • Полноценный учет по синтетическим счетам, субсчетам и аналитическим кодам.
  • Отчетная информация в срок – рабочая по запросу.
  • Автоматическое ведение журнала хозяйственных операций.
  • Наличие типовых проводок.
  • Возможность автоматизированного формирования первичных бухгалтерских документов и их хранение.
  • Организация системы оперативного доступа к информации, а также системы формирования архивов данных с возможностью доступа к ним.
  • Связь оперативного и бухгалтерского учета, организация управленческого учета на предприятии.
  • Обеспечение целостности базы данных.
  • Настраиваемость системы под потребности конкретного пользователя.
  • Учет любых финансово-хозяйственных операций, включая валютные, с автоматическим пересчетом курсовой разницы.
  • Возможность настройки системы на учетную политику различных предприятий, включая настройку формы баланса, создание и редактирование отчетных форм (шаблонов).
  • Автоматический подсчет развернутого и свернутого сальдо, оборотов, составление журналов-ордеров, Главной книги, баланса и других произвольных отчетных форм.
  • Создание, печать и хранение электронных копий первичных документов.
  • Возможность формирования отчетных форм для проведения финансового анализа предприятия по данным бухгалтерского учета и др.

Классификация программ автоматизации бухучета:

 

Класс систем Группа потребителей Основные характеристики Фирмы-разработчики
Мини-бухгалтерия Бухгалтерия численностью 1-3 человека Без специализации Ввод и обработка бухгалтерских записей Печать первичных документов и отчетности «ИнфоСофт» «Инфин»
Универсальные системы (интегрированные бухгалтерии) Численность бухгалтерии невелика Предусмотрены все основные разделы учета Развитая аналитика Реализация основных компонентов натурального учета Учет труда и заработной платы «1C» «Инфин» «ИнфоСофт» «Атлант-Информ» БЭСТ
Комплексные системы Бухгалтерия численностью не менее 10 человек Разделение функций между сотрудниками Комплекс программ Сетевая архитектура Достаточно полная реализация функций Адаптируемость «Парус» «Новый Атлант» «Галактика» R-Style БЭСТ
Управленческие системы Подразделения бухгалтерского и финансового учета Подразделения финансового менеджмента Управленческий учет Планирование Настройка на клиента Открытость архитектуры Масштабируемость «Новый Атлант» «Цефей» SAP Oracle CA

 

АИС страховых компаний

Рост числа страховых компаний и доли рынка страховых услуг (например, ОСАГО) привели к необходимости автоматизации страхования. АИС в страховании становятся одним из важнейших факторов успеха.

Основные требования к АИС страховых компаний:

  • Гибкость (возможность подстраиваться под новые страховые продукты и услуги);
  • Масштабируемость (способность увеличения возможностей АИС без существенной модернизации или замены);
  • Комплексность (совместное решение аналитических задач, планирования и управленческого учета);
  • Соответствие стандартам отчетности;
  • Открытость (возможность интеграции новых модулей, алгоритмов расчетов);
  • Скорость и удобство работы.

Основные функциональные задачи, реализуемые в условиях АИТ:

Ø процесс заключения договора страхования;

Ø заключение дополнительного договора;

Ø заключение договора перестрахования;

Ø внесение страховой премии (ее части);

Ø окончание договора страхования;

Ø наступление страхового события;

Ø расторжение договора страхования; расчеты со страхователем,

Ø расчет базовых тарифных ставок по видам страхования;

Ø расчет резервного фонда;

Ø анализ страхового портфеля;

Ø анализ финансового состояния компании;

Ø ведение внутренней бухгалтерии.

Страховая компания, строящая работу в условиях вычислительной сети получает новые возможности: легкий и более полный доступ к информации (а значит, повышается вероятность принятия сотрудниками обоснованных решений), лучшее использование дорогостоящих ресурсов (серверы большой мощности, цветные принтеры, модемы), сети предоставляют страховой компании свободу в выборе мест территориального расположения ее филиалов.

АИС страховой компании (например, «ИНЭК-Страховщик») включает:

  • центральный офис страховой фирмы имеет одну или несколько высокоскоростных локальных вычислительных сетей (ЛВС), объединенных между собой через высокопроизводительные мосты (маршрутизаторы); ЛВС – информационный центр всей компании, содержащий мощные вычислительные ресурсы (файловые серверы, СУБД), в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах. Выход на ЛВС структурных подразделений кроме маршрутизатора обеспечивают несколько коммутаторов и концентраторы;
  • региональные офисы страховой компании (филиалы) обычно оснащены собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными системами с надежной и скоростной связью с центральным офисом;
  • отделения страховой компании имеют чаще всего небольшую ЛВС; связь с центральным офисом идет по заранее составленному расписанию в определенные часы (незапланированный срочный доступ не исключается);
  • представительства (агентства) оснащаются чаще всего одним компьютером; связь с центром – по мере необходимости, в течение всего дня;
  • удаленные пользователи страховой компании (инспекторы, агенты, проверяющие и прочие сотрудники, находящиеся не в собственном офисе, а также руководители, находящиеся в командировке или отпуске); сеанс связи с ЛВС офисов непродолжителен и может быть установлен в любое время.

Страховой компании важно иметь базу данных (БД) по всем договорам за максимально длительный период (для ведения статистики клиентов), в подразделениях компании иметь полную БД нет необходимости (она должна охватывать лишь собственное страховое поле). Обновление БД заключается в том, что информация, собранная на уровне отделения компании за день, добавляется к уже имеющейся БД и при наступлении определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса. То есть одна БД, содержащая наиболее актуальные сведения – «главная», другая – «подчиненная» (получает копии информации); далее региональный филиал собирает информацию со всех подчиненных отделений. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на сети конкретных структурных подразделений (филиалов) и сети, обеспечивающие связь между ними.

АИС в налоговых органах

Система налоговых органов России имеет иерархическую структуру управления:

  1. Центральный аппарат Федеральной налоговой службы (федеральный уровень) – разрабатывает нормативные документы, стандарты, регламентирующие и организующие выполнение функций региональных и местных налоговых инспекций;
  2. Управления по субъектам РФ (региональный уровень) – контролируют и координируют деятельность местных налоговых инспекций, а также составляют отчеты о собранных налогах для федерального уровня на подведомственных им инспекциях.
  3. Налоговые инспекции ФНС РФ (местный уровень) – осуществляют контроль за исполнение налогового законодательства юридическими и физ.лицами на обслуживаемой ими территории.

В настоящее время в налоговых инспекциях функционирует АИС «Налог», автоматизирующая накопление и обработку информации. Основными целями внедрения АИС в налоговых органах являются:

  • Автоматизирование функций по учету налоговых платежей и налогоплательщиков;
  • Информационное взаимодействие всех подразделений ФНС и внешних ведомств;
  • Освобождение работников ФНС от рутинных операций;
  • Внедрение безбумажного документооборота;
  • Повышение производительности работы сотрудников ФНС;
  • Увеличение точности и быстроты расчетов, анализа, прогнозирования налоговых поступлений.

Архитектура АИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС и является многоуровневой. Основная работа с АИС ведется на 3-м (местном) уровне, где внедряется система электронной обработки данных (ЭОД), разработанная для автоматизации налогообложения юридических и физических лиц на основе единой базы данных и единых принципов обработки.

ЭОД на 3-м уровне включает в себя следующие основные функциональные задачи:

  • Постановку и снятие с учета налогоплательщиков, ведение базы данных ЕГРН местного уровня;
  • Формирование выходной информации для вышестоящих уровней;
  • Прием сведений от регистрирующих органов;
  • Учет сведений о банковских счетах налогоплательщиков в банках;
  • Ввод и обработка налоговых расчетов, платежных документов;
  • Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
  • Расчет пени по задолженностям и льготам налогоплательщиков.

Система «Банк-клиент»

Многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из кото­рых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:

1) Банк предоставляет пользовательский интерфейс, сеть и наполнение решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная самим банком или специализированной фирмой, производящей программное обеспечение;

2) Посредник или провайдер услуг, например, Intuit Services, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение;

3) Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качест­ве сети выступает Internet, а наполнение зависит от банка.

Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предостав­ляет доступ к ней своим клиентам. С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологи­ческой цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются авто­матически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсо­лютно те же этапы обработки, что и бумажный документ. "Клиент-Банк" включает в себя банковскую и клиентскую часть. Перед передачей в банк документов по каналам связи осуществляет­ся кодирование данных. Подготовленные документы "подписываются" лицами, имеющими право первой и второй подписи. Для подписи доку­ментов ответственное лицо вводит известный только ему пароль, реали­зующий функцию "электронной" подписи. Получаемая кли­ентом выписка также персонифицируется электронной подписью, что гарантирует достоверность информации для клиента. При передаче информации от банка клиентам может быть преду­смотрено использование факсимильной связи.

В России системы "банк-клиент" получили широкое распростране­ние и ими располагают даже небольшие банки. В Америке такие системы начали внедряться гораздо раньше и, не­смотря на большие вложения так и не смогли прижиться. Причина в больших затратах на установку и обслуживание. Система "клиент-банк" остается локальной, она мало пригодна для взаимодействия с банком, который находится в другой стране или даже в другом городе.

Банковское дело в Интернет

Прогресс в области пользования сети Internet банками (в том числе и российскими) неизбежен, и в скором времени невозможно будет пред­ставить себе деятельность банка без использования Internet. Клиенты Российских банков в основном не имеют доступа к отделе­ниям банка через электронную почту или узел Web. Самым распростра­ненным применением Internet российскими банками остается распро­странение рекламной информации в WWW. Вместе с тем, интерактивный характер общения с сетью, особенно в WWW, приводит к появлению дистанционных торговых служб, где можно ознакомиться с предложением товаров, посмотреть их фотогра­фии на экране компьютера — и тут же заказать товар, заполнив соответ­ствующую экранную форму. Подобные службы дополняются средства­ми дистанционной оплаты товара — по той же Сети, с использованием в начале обычных пластиковых карточек, а затем и специально разрабо­танной для Internet механизмов расчета. Разработка средств электронных расчетов для Сети финансируется банками, некоторые из которых создают службы расчетов, целиком ори­ентированные на Internet. Сеть Internet в принципе применима для самых разных областей ра­боты банка — от взаимодействия с клиентом до обмена информацией с другими банками.

Первым этапом работы в Internet для любой финансовой организации обычно становиться использование WWW для опубликования рекламной и прочей информации. Второй этап — представление клиентам базового доступа в банк. Интерактивное воздействие с клиентом — третий этап. Благодаря та­кому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой информации, но и сможет внести коррективы в информацию и провести различные расчеты. При такой реализации системы на базе Internet мо­гут придти на смену специализированным системам "банк-клиент" или, по крайней мере, взять на себя часть их функций. Еще одно направление работы — создание межбанковских инфор­мационных систем. Полноценный Интернет-банкинг действует в США: клиент, подсоединенный к Интернету, может оплачивать счета, переводить деньги со счета на счет, получать выписки, которые сразу же можно загрузить в программы учета персональных финансов, такие, как Microsoft Money или Intuit Quicken. Теперь следует ожидать следующего шага — когда клиент в соответствии со своими вкусами и потребностями сможет сам настроить отведенную область банковского сайта. Так постепенно деньги превращаются в разновидность сообщений. И происходит отрыв клиента от банка. Чтобы получить доступ к своим счетам, клиент вводит идентифика­тор пользователя (login) и пароль, после чего банковский сервер выдает список всех его счетов. Выбрав счет, можно увидеть движение денег за указанный срок, например за неделю. Если клиент недоволен своим банком — сотни других к его услугам. Попав в Интернет, клиент вправе рассчитывать, что банк предложит ему не только дистанционное управ­ление счетом, но и электронную почту, сведения о курсах акций, кредит, возможность играть на бирже, различные виды страхования.

Помимо удешевления транзакций Интернет-банкинг позволяет: 1) привлечь новых клиентов; 2) удержать старых клиентов; 3) Поощрять наиболее выгодных клиентов. Поскольку Интернет-банкинг выгоден, то создаются новые банки, работающие только в Интернете, не имеющие ни собственных здании, ни филиалов, ни банкоматов (так называемый виртуальный банк). Он может предложить своим клиентам более выгодные, чем в обычных банках, условия, например, меньшие проценты по кредиту или более высокие выплаты по депозитным сертификатам. У виртуального банка есть и недостатки. Так, чтобы снять деньги со счета, обычно используется кредитная карта, каждый банк, в том числе виртуальный, такие карты выдает. Но обслуживать их приходиться в чужих банкоматах, а это дополнительные расходы. Неудобно и класть наличные деньги в такой банк. Хоть такие опера­ции (называемые direct deposit) и не запрещены, но деньги придется по­сылать почтой, а это не безопасно. Полностью решить проблему получения/отправки денег и в конеч­ном счете привести к расцвету виртуальных банков способны микро­процессорные смарт-карты. Поскольку деньги находятся в самой кар­те, их можно отправить в банк, вставив карту в считыватель и набрав на клавиатуре нужную сумму (возможно, вскоре все компьютерные кла­виатуры будут оснащаться гнездами для смарт-карт). Точно также мож­но «перекачать» деньги на карту. Давно уже разработаны и испытаны кар­ты Mondex, которые позволяют все это проделать. В России тоже есть несколько таких проектов, и в частности технология "Сберкарт", продвигаемая Сбербанком.

АИС казначейства

Казначейство (к-во) – специальный государственный орган для: управления доходами и расходами гос.бюджета РФ, контролем за исполнением смет расхода внебюджетных средств, обслуживания внешнего и внутреннего долга. (подчиняется МинФину). Указ от 8.12.92 «О федеральном казначействе» положил начало К-ву. Все операции по использованию бюджета контролируются 2 категориями гос.служащих: распорядители средств федерального бюджета и казначейств.

Основные цели АИС в к-ве:

Ø сокращение бумажного документооборота и объемов ручного труда;

Ø обеспечение достоверности и полноты информации;

Ø увеличение оперативности обработки информации;

Ø стандартизация информационной базы;

Ø углубленный автоматический анализ налогообложения;

Ø рост оперативности и достоверности обмена информацией с внешними системами (банки, финансовые, налоговые, таможенные и прочие органы);

Ø возможность получения данных о доходах и расходах в реальном масштабе деятельности, по группе, по запросу на любую дату; оперативность передачи сведений о доходах и расходах по иерархии (снизу-вверх/сверху-вниз). Наличие АИС является предпосылкой для оптимизации бюджетных потоков.

Система автоматизации учета доходов «Казна» выполняет функции: 1) сбор, регистрация, передача, хранение, обработка и анализ инф-ии по доходной части федерального бюджета (ФБ); 2) получение своевременной и достоверной инф-ии о поступлении средств в ФБ; 3) формирование учетных и платежных док-в; 4) выдача по запросам справочной, статистической и аналитической инф-ии. Типичные операции. Н/пл подает в банк с его расчетного счета платежное поручение об уплате налогов в ФБ в 4х экземплярах (1й со штампом об уплате возвращ-ся ему, 2й - остается в банке, 3й - отправляется в банк к-ва, 4й - в к-во). Поступившая сумма налогов ежедневно перечисляется банком н/пл в тот банк, где открыт счет к-ва. Этот банк зачисляет средства на указанный счет, делает выписку о поступлении средств. К-во в течение 1 дня обрабатывает платежные док-ты, полученные из банка, заводит их в БД. Операционный день заканчивает к-во печатью платежных поручений на счетах к-ва и на счетах территориальных фин.органов. Платежные документы вместе с платежным реестром попадают в налоговую службу.

Система «казна» в соответствие с территориальными уровнями казначейств создается в: 1) главном управлении федерального к-ва (УФК); 2) региональных УФК; 3) районных отделениях ФК. Районные отделения ФК имеют 3 отдела: по работе с доходами бюджета, с его расходами и бухгалтерия. Кроме того, полезно ввести должностных лиц, занимающихся автоматизацией и защитой информации. На областном уровне ведется сбор инф-ии из к-в районного уровня и формирование отчетности для главного управления.

Система автоматизации учета расходов «Cмета-F» выполняет функции: 1) ведение каталогов клиентов, их атрибутов и характеристик; 2) ведение каталогов л/с распорядителей бюджетных средств; 3) ввод платежных документов; 4) установка соответствия между введенными платежными док-ми и выписками со счетов к-ва в банке с автоматическим формированием проводок по счетам; 5) разноска проводок по л/с распорядителей средств; 6) формирование отчетных документов, ведение архивов этих документов; 7) установление различных уровней доступа для защиты информации. Типичные операции: При поступлении платежных поручений на списание средств отдел платежей контролирует целевое использование бюджетных ср<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.