Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отрасли человеческих знаний.





Выделяют пять отраслей человеческого знания: этика, эстетика, философия, религия и наука. Эти отрасли тесно переплетены между собой. И те, кто занимается наукой, решают одновременно этические, эстетические, философские и религиозные вопросы.

Этично ли проведение данных научных исследований (клонирование человека, изучение ядерных, термоядерных превращений, «наша» и «не наша» бомба).

Эстетические вопросы (например, спор физиков и лириков). Ученые всерьез считают, что научная теория верна, если она красива, человек может получать удовольствие от занятий наукой, как и от занятий живописью, музыкой; наука помогает, например, совершенствовать способы и методы живописи (теория Раушенбаха – описание приемов живописи в зависимости от строения человеческого глаза; новые материалы для живописи – акриловые краски, алюминиевые листы, видеокартины).

(Абрикосов (нобелевский лауреат) – «Ученый это человек, которому никогда не скучно».)

Религиозные вопросы – главный вопрос – как создан мир и почему он устроен именно так. Многие века жрецы (монахи) были самыми образованными людьми, учеными, исследующими мир. Чтобы владеть умами людей, необходимо быть на шаг впереди них.

Философские вопросы – в начале 20-го века было открыто строение атома и общество разбирало вопрос есть ли что-либо устойчивое в мире, если уж и атом делим? В конце 20-го века, например, вопрос о клонировании – новый способ размножения человека, не рушится ли весь мир от этого, как с этим смириться и нужно ли. Вопрос об экологической катастрофе – можно ли ее предотвратить, каким может быть максимальный уровень вмешательства человека в окружающую среду и не следует ли в связи с этим человеку изменить отношение к техническому прогрессу.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания. Философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Высшего воплощения это стремление достигает в диалектическом материализме философии, которая сознательно и открыто связывает себя с наукой, с научным методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и, опираясь при этом на результаты науки.

Ненаучное знание. Лженаука.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Существует понятие лженаука, оно обозначает либо заблуждения, либо поиски неожиданного. Неожиданные явления – это такие, которые противоречат принятым представлениям (но не установленным фактам!).

Лженаука – это попытка доказать утверждение, пользуясь ненаучными методами, выводя заключение из неповторяемого, неоднозначного эксперимента или делая предположения, противоречащие хорошо установленным фактам. Незаконченные научные работы требуют проверки научными методами, если проверка не дает результатов, эти работы могут перейти в разряд лженауки.

Здесь же остановимся на явлении, которое имеет место в человеческом сообществе во все века. Появляются люди, утверждающие, что они совершили великое открытие. Много лет эти люди открывали «вечный» двигатель, пока Парижская академия наук не прекратила рассматривать подобные проекты, т.к. они противоречат второму началу термодинамики (и во всех проектах, которые они до этого рассматривали, обнаруживалось мошенничество со стороны изобретателя).

Физические институты выделяют «дежурных» сотрудников для ответов авторам «великих» открытий. Также патентные ведомства отвечают на постоянно повторяющиеся изобретательские проекты (спичка с 2-мя головками и др.).

Признаками работ, претендующих на «великое» открытие являются следующие:

1. перевороту подвергаются не один вопрос, а сразу все результаты современной науки;

2. автор не имеет профессиональных знаний в данной области;

3. в работе никогда не цитируются современные научные работы, т.к. автор с ними не знаком;

4. автор утверждает, что его работа – плод многолетних усилий, но в работе нет математических выкладок, анализа известных фактов;

5. никаких других работ меньшего масштаба у автора нет.

Действительный переворот в науке обычно затрагивает сравнительно узкую область явлений и происходит на прочной основе имеющихся достижений науки.

Свойства знаний

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

1.Знания – это продукт, с одной стороны, частный (его можно присвоить), а с другой – общественный, принадлежащий всем. С другой стороны секреты производства могут быть открыты и другими людьми, чаще всего это вопрос времени. Желание прославиться также способствует передаче знаний (открытие фосфора). Можно говорить о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя: индивида или научного, конструкторского и производственного коллектива. В применении к научному коллективу это означает, что для создания знания определенного уровня необходим коллектив, специалисты в котором подобраны в оптимальной квалификации.

2.Дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть.

3.Знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения.

4.Знания по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, наши современники. Это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Вопросы экономики знаний

Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») используется в настоящее время для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают: 1) расходы на исследования и разработки, 2) на высшее образование, 3) на программное обеспечение.

Насколько высокой может быть рыночная цена знаний покажем на примерах. Всем известна электронная игра «Тетрис». Ее придумал экономист Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов (и не так уж много времени он на это потратил). Игра принесла ему лично 15 тысяч долларов. Вычислительный центр, продав права на распространение фирме «Nintendo», получил 4 млн. долларов, фирма же – от распространения изготовления игры – более 1 млрд. долларов. Здесь конечно, не нужно забывать о неявном знании индивидуума, о его творческих способностях, желании придумать новое. В служебные обязанности программиста это, конечно, не входит. Другой пример – знаменитая фирма «Microsoft». Ее рыночная стоимость оценивается в 350-400 млрд. долларов, стоимость по прибыли – 50-70 млрд., а бухгалтерская стоимость – всего 5-10 млрд.

Знания, большая их часть, являются общественным благом на международном уровне. Затраты государства на науку не являются истинной стоимостью знаний. Истинную стоимость дает спрос на знания. Спрос определяет – жить ли знанию дальше. Огромное число идей, открытий и изобретений не используется, фактически исчезло, не подкрепленное вовремя спросом.

Поскольку однажды созданные знания доступны всем и информация не исчезает, то в экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм, невозможно продать максимальное количество «копий» знания. Эффективность достигается, когда цены рассчитаны на конкретного потребителя (так называемые дискриминационные цены). Например, цены на статистическую информацию и программное обеспечение (парадокс – распространение пиратских копий приводит к более широкому распространению знаний и информации, к лучшему удовлетворению потребительского спроса).

Для регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, существует авторское право. Наряду с регулируемым законодательно действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось. Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно не проявлялось. Авторское право тесно связано с понятием репутации, которая в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Развитие экономики знаний позволит полнее использовать научный потенциал человечества. Сбалансированность экономики знаний можно оценить соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний – отраслей повышенного спроса на знания, в ВВП (внутренний валовый продукт), можно оценить сбалансированность развития экономики знаний. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (в этом случае в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.

Суммируя можно отметить, что экономика знаний неразделимая триаду рынков: 1) рынка знаний, 2) рынка услуг и 3) рынка труда.

Для управления знаниями нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер, человек, который знает, как превращать фундаментальные знания в деньги. Поэтому рынок продуктов (знаний) необходимо заменить рынком услуг. Вокруг крупных компаний должны создаваться мелкие фирмы, которые по заказам компаний ищут применение знаниям и превращают их в конкретные материальные продукты.

Таким образом, для реализации экономики, построенной на знаниях, необходимо:

1.изменение массового сознания – в том, что богатство не в недрах, а в мозгах и мы не будем жить достойно, пока не научимся ценить и продавать знания;

2.обеспечение государством благоприятной правовой, налоговой и организационно-экономической среды для развития экономики знаний.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.