Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Знание. Виды знаний и их роль.





Понятие о науке.

Цель, функции, предмет, задачи науки. Системная характеристика науки. Критерии научности.

 

Согласно основным точкам зрения наука это:

- совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;

- форма общественного сознания;

- социальный институт;

- непосредственная производительная сила общества;

- система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров.

В зависимости от того, какой аспект принимают во внимание, получают разные точки отсчета развития науки:

наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;

как непосредственная производительная сила со второй половины XX в.;

как социальный институт в Новое время;

как форма общественного сознания в Древней Греции;

как знания и деятельность по производству этих знаний с начала человеческой культуры.

Понятие «наука» имеет несколько основных значений.

Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во втором значении наука выступает как результат этой деятельностисистема полученных научных знаний.

В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.



Наука это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на этом, соответствующих организации, координирующих исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации.

 

Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность дала миру математику, Новое время современное естествознание, в XIX в. появляется общество-знание.

Наука это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться.

Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия:

более или менее четкий социальный запрос на объективные знания;

социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос;

начавшееся разделение труда внутри этой группы;

накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания объективных общезначимых истин науки.

Совокупность таких условий, а также появление в культуре человеческого общества самостоятельной сферы, отвечающей критериям научности, складывается в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э.

Будучи неотъемлемой, от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов духовной деятельности. Если в материальном производстве знания используются лишь в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых зачастую известен заранее или задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т.е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

Функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

Задачи науки:

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Критерии научности следующие:

1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.

3) Эссенциальная направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).

Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.

 

Ненаучное знание. Лженаука.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Существует понятие лженаука, оно обозначает либо заблуждения, либо поиски неожиданного. Неожиданные явления – это такие, которые противоречат принятым представлениям (но не установленным фактам!).

Лженаука – это попытка доказать утверждение, пользуясь ненаучными методами, выводя заключение из неповторяемого, неоднозначного эксперимента или делая предположения, противоречащие хорошо установленным фактам. Незаконченные научные работы требуют проверки научными методами, если проверка не дает результатов, эти работы могут перейти в разряд лженауки.

Здесь же остановимся на явлении, которое имеет место в человеческом сообществе во все века. Появляются люди, утверждающие, что они совершили великое открытие. Много лет эти люди открывали «вечный» двигатель, пока Парижская академия наук не прекратила рассматривать подобные проекты, т.к. они противоречат второму началу термодинамики (и во всех проектах, которые они до этого рассматривали, обнаруживалось мошенничество со стороны изобретателя).

Физические институты выделяют «дежурных» сотрудников для ответов авторам «великих» открытий. Также патентные ведомства отвечают на постоянно повторяющиеся изобретательские проекты (спичка с 2-мя головками и др.).

Признаками работ, претендующих на «великое» открытие являются следующие:

1. перевороту подвергаются не один вопрос, а сразу все результаты современной науки;

2. автор не имеет профессиональных знаний в данной области;

3. в работе никогда не цитируются современные научные работы, т.к. автор с ними не знаком;

4. автор утверждает, что его работа – плод многолетних усилий, но в работе нет математических выкладок, анализа известных фактов;

5. никаких других работ меньшего масштаба у автора нет.

Действительный переворот в науке обычно затрагивает сравнительно узкую область явлений и происходит на прочной основе имеющихся достижений науки.

Свойства знаний

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

1.Знания – это продукт, с одной стороны, частный (его можно присвоить), а с другой – общественный, принадлежащий всем. С другой стороны секреты производства могут быть открыты и другими людьми, чаще всего это вопрос времени. Желание прославиться также способствует передаче знаний (открытие фосфора). Можно говорить о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя: индивида или научного, конструкторского и производственного коллектива. В применении к научному коллективу это означает, что для создания знания определенного уровня необходим коллектив, специалисты в котором подобраны в оптимальной квалификации.

2.Дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть.

3.Знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения.

4.Знания по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, наши современники. Это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Вопросы экономики знаний

Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») используется в настоящее время для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают: 1) расходы на исследования и разработки, 2) на высшее образование, 3) на программное обеспечение.

Насколько высокой может быть рыночная цена знаний покажем на примерах. Всем известна электронная игра «Тетрис». Ее придумал экономист Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов (и не так уж много времени он на это потратил). Игра принесла ему лично 15 тысяч долларов. Вычислительный центр, продав права на распространение фирме «Nintendo», получил 4 млн. долларов, фирма же – от распространения изготовления игры – более 1 млрд. долларов. Здесь конечно, не нужно забывать о неявном знании индивидуума, о его творческих способностях, желании придумать новое. В служебные обязанности программиста это, конечно, не входит. Другой пример – знаменитая фирма «Microsoft». Ее рыночная стоимость оценивается в 350-400 млрд. долларов, стоимость по прибыли – 50-70 млрд., а бухгалтерская стоимость – всего 5-10 млрд.

Знания, большая их часть, являются общественным благом на международном уровне. Затраты государства на науку не являются истинной стоимостью знаний. Истинную стоимость дает спрос на знания. Спрос определяет – жить ли знанию дальше. Огромное число идей, открытий и изобретений не используется, фактически исчезло, не подкрепленное вовремя спросом.

Поскольку однажды созданные знания доступны всем и информация не исчезает, то в экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм, невозможно продать максимальное количество «копий» знания. Эффективность достигается, когда цены рассчитаны на конкретного потребителя (так называемые дискриминационные цены). Например, цены на статистическую информацию и программное обеспечение (парадокс – распространение пиратских копий приводит к более широкому распространению знаний и информации, к лучшему удовлетворению потребительского спроса).

Для регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, существует авторское право. Наряду с регулируемым законодательно действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось. Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно не проявлялось. Авторское право тесно связано с понятием репутации, которая в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Развитие экономики знаний позволит полнее использовать научный потенциал человечества. Сбалансированность экономики знаний можно оценить соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний – отраслей повышенного спроса на знания, в ВВП (внутренний валовый продукт), можно оценить сбалансированность развития экономики знаний. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (в этом случае в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.

Суммируя можно отметить, что экономика знаний неразделимая триаду рынков: 1) рынка знаний, 2) рынка услуг и 3) рынка труда.

Для управления знаниями нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер, человек, который знает, как превращать фундаментальные знания в деньги. Поэтому рынок продуктов (знаний) необходимо заменить рынком услуг. Вокруг крупных компаний должны создаваться мелкие фирмы, которые по заказам компаний ищут применение знаниям и превращают их в конкретные материальные продукты.

Таким образом, для реализации экономики, построенной на знаниях, необходимо:

1.изменение массового сознания – в том, что богатство не в недрах, а в мозгах и мы не будем жить достойно, пока не научимся ценить и продавать знания;

2.обеспечение государством благоприятной правовой, налоговой и организационно-экономической среды для развития экономики знаний.

 

Научное направление

 

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению.

Научное направлениенаука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования.

В связи с этим различают: техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и т.п. направления с возможной последующей детализацией. К техническому направлению можно отнести исследования в области технической термодинамики; к биологическому направлению — исследования в области биохимии или генной инженерии и т. д.

Таким образом, основой научного направления является специальная наука или ряд специальных наук, входящих в ту или иную научную отрасль, а также специальные методы исследования и технические устройства (например, газо-турбостроение и т.д.).

Структурными единицами научного направления являются:

- комплексные проблемы;

- проблемы,

- темы

- научные вопросы.

Комплексная проблемапредставляет собой совокупность проблем,объединенных единой целью.

Проблема— это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе.

С социально-психологических позиций проблема — это отражение противоречия между общественной потребностью в знании и известными путями его получения, противоречия между знанием и незнанием. Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» в достижении цели.

Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач.

Так, например, проблема охраны природы является глобальной, поскольку ее решение направлено на удовлетворение общечеловеческих потребностей. Кроме перечисленных, различают проблемы общие и специфические. К общим, относят проблемы общенаучные, общенародные и т.п.

Специфические проблемы характерны для определенных производств той или иной промышленности. Так, в автомобильной промышленности такими проблемами являются экономия топлива и создание новых видов горючего и т.п.

Тема научного исследованияявляется составной частью проблемы.

В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы.

Научные вопросымелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей.

Актуальные направления и комплексные проблемы исследований формулируются в государственных директивных документах.

Направление исследования часто предопределяется спецификой научного учреждения, отраслью науки, в которых работает исследователь. Поэтому выбор научного направления для каждого отдельного исследователя часто сводится к выбору отрасли науки, в которой он желает работать.

Конкретизация же направления исследования является результатом изучения состояния производственных запросов, общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени.

В процессе изучения состояния и результатов уже проведенных исследований могут формулироваться идеи комплексного использования нескольких научных направлений для решения производственных задач.

Следует при этом отметить, что наиболее благоприятные условия для выполнения комплексных исследований имеются в высшей школе, в ее университетах и политехнических институтах, в связи с наличием в них учебных научных школ, сложившихся в различных областях науки и техники.

Выбранное направление исследований часто в дальнейшем становится стратегией научного работника или научного коллектива, иногда на длительный период.

При выборе проблемы и тем научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема, и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуальность.

При этом важно уметь отличать псевдопроблемы (ложные, мнимые) от научных проблем. Наибольшее количество псевдопроблем связано с недостаточной информированности о научных работников, поэтому иногда возникают проблемы, целью которых оказываются ранее полученные результаты. Это приводит к напрасным затратам труда ученых и средств. Вместе с тем следует, отметить, что иногда при разработке особо актуальной проблемы приходится идти на ее дублирование с целью привлечения к ее решению различных научных коллективов в порядке конкурса.

При обосновании проблем их коллективно обсуждают на заседаниях ученых советов, кафедр в виде публичной защиты, на которой выступают оппоненты, и принимают окончательное решение.

После обоснования проблемы и установления ее структуры научный работник (или коллектив), как правило, самостоятельно приступает к выбору темы научного исследования. По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование. Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете. При разработке теоретических исследований требование экономичности иногда заменяется требованием значимости, определяющим престиж отечественной науки. К теме предъявляют ряд требований.

Тема должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время. Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет. Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит большой экономический эффект.

Тема должна решать новую научную задачу. Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублирование исключается. Дублирование возможно только в том случае, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших государственных проблем в кратчайшие сроки. Таким образом, оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований.

Грань между научными и инженерными исследованиями с каждым годом все более стирается. Однако при выборе тем новизна должна быть не инженерной, а научной, т. е. принципиально новой. Если разрабатывается пусть даже новая задача, но на основе уже открытого закона, то это область инженерно-экономических, не научных разработок. Поэтому необходимо отличать научную задачу от инженерно-экономической. Все то, что уже известно, не может быть предметом научного исследования.

Тема должна быть экономически эффективной и должна иметь значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований.

На стадии выбора темы исследования ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы).

При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости. Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных и производственных отношений и др.

Тема должна соответствовать профилю научного коллектива. Каждый научный коллектив по сложившимся традициям имеет свой профиль, квалификацию, компетентность. Такая специализация, способствующая накоплению опыта исследований, дает свои положительные результаты, повышается теоретический уровень разработок, качество и экономическая эффективность, сокращается срок выполнения исследования. Однако нельзя впадать в крайность, применяя этот принцип. Если допускать монополию в науке, то исключается соревнование идей. Это может снизить эффективность научных исследований. Заказчику будет предоставляться научная продукция, которая не всегда может отражать наилучшие показатели.

Выполняя длительное время работу по узкоспециализированной тематике с устоявшейся методикой, некоторые научные работники теряют к ней интерес. Поэтому в коллективе может быть несколько (до 10%) непрофильных тем, не отличающихся резко от основной тематики коллектива. Это может вызвать энтузиазм, инициативу и прилив творческих сил в коллективе.

Важной характеристикой темы является ее осуществимость или внедряемость. При разработке темы следует оценить возможность ее окончания в плановый срок и внедрения в производственных условиях заказчика. Если это нельзя осуществить вообще или осуществить в сроки, которые не устраивают заказчика, то заведомо планируют разработку бросовых, неэффективных тем.

Обосновывая тему, научный работник должен хорошо знать производство и его запросы на данном этапе. Для этого необходимо организовывать командировки в крупные производственные объединения, управления, предприятия, занимающиеся внедрением.

Большое значение имеет посещение отраслевых и академических институтов, кафедр родственных вузов. Особую роль приобретают беседы с ведущими научными работниками, крупными специалистами-производственниками.

Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему. В таких коллективах научные исследования выполняют не одиночки, а группы, специализирующиеся на разработке тем или вопросов. Здесь начинающий работник, как правило, получает тему, которая была обоснована ранее. Вероятность получить не актуальную, не новую, не эффективную тему исключена. При коллективной разработке научных исследований большую роль приобретают критика, дискуссия, обсуждение проблем и тем. В процессе дискуссии выявляются новые, еще не решенные актуальные задачи разной степени важности, объема, сроков разработки.

Все это создает благоприятные условия для участия студентов в научно-исследовательской работе. Выбор тем для магистерской работы не представляет какой-либо сложности.

В период бурной НТР в процессе разработки тем, особенно долгосрочных, актуальность их и экономичность иногда могут изменяться в худшую сторону, а так как затраты на выполнение НИР возросли, то очень важным критерием при выборе тем является их перспективность, а следовательно, стабильность.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежных специальностей. Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему.

При коллективной разработке научных исследований большую роль приобретают критика, дискуссии, обсуждение проблем и тем. В процессе дискуссии выявляются новые, еще не решенные актуальные задачи разной степени важности и объема. Это создает благоприятные условия для участия в научно-исследовательской работе вуза студентов различных курсов. На первом этапе преподавателям целесообразно поручить студентам подготовку по теме одного-двух рефератов, провести с ними консультации, определить конкретные задачи. Большое значение для выбора прикладных тем имеет четкая формулировка задач заказчиком (министерством, объединением и т.д.).

При этом необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторые изменения в тематике по требованию заказчика в зависимости от складывающейся производственной обстановки.

 

6.Структура теоретических и экспериментальных работ. Оценка перспективности научно-исследовательской работы

Элементы патентного права

Промышленная собственность— это нематериальные объекты технического творчества. В состав этой группы объектов включены:

—изобретения;

—полезные модели;

—промышленные образцы;

—товарные знаки;

—наименование мест происхождения объекта.

К объектам патентного праваотносятся только три первых вида объектов: изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Патентным правом называют совокупность норм, определяющих и регулирующих неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов промышленной собственности.

Патентообладатель (физическое или юридическое лицо) приобретает исключительное право на охраняемый этим патентом (свидетельством) объект промышленной собственности: никто не в праве нарушить такое право и несанкционированно использовать запатентованный объект. Такое право даёт возможность владельцу охранного документа предоставлять на условиях конкретного лицензионного соглашения разрешение на использование запатентованного объекта промышленной собственности. Действие исключительного права, предоставляемого Патентным законом РФ, имеет ограничения типичные для действующих мировых патентных систем:

1. действие в пространстве (патент действует только на территории той страны, где он выдан);

2. действие во времени (патент действует только в течение установленного национальным патентным законодательством срока). В соответствии с Патентным законом РФ эти сроки для изобретения – 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство РФ; полезной модели – 5 лет с правом продления на 3 года и промышленного образца – 10 лет с правом продления на 5 лет);

3. действие в отношении не любых, а определённых объектов (правовая охрана предоставляется только на те объекты, которые в соответствии с патентным законодательством страны являются патентоспособными);

4. в форме так называемого права преждепользования;

5. в виде принудительной лицензии и т.д.

Права и обязанности патентообладателя регламентируется статьёй 10 Патентного закона РФ. Статьи 11-14 этого закона содержат положения, касающиеся нарушения (не нарушения) исключительных прав патентообладателя и предоставления прав на использование полезных моделей, промышленных образцов.

За патентообладателем закрепляется исключительное право на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое пользование не нарушает прав других патентообладателей, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам, кроме случаев, когда такое использование в соответствии с настоящим законом не является нарушением права патентообладателя.

Права и обязанности физических и юридических лиц практически для всех случаев возникают с даты приоритета, определяющей также временные пределы действия охранного документа.

Порядок защиты прав патентообладателей и авторов регламентируется статьями 31 и 32 Патентного закона РФ. Споры, связанные с охраной прав патентообладателей и авторов, рассматривают суды, в том числе арбитражные и третейские в соответствии с их компетенцией: споры об авторстве, об установлении патентообладателя, о нарушении исключительного права на использование охраняемого объекта промышленной собственности и других имущественных прав патентообладателя, о праве преждепользования, о выплате вознаграждения автору, об исполнении лицензионных договоров и другие вопросы, не отнесенные к компетенции Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты.

Ноу-хау

Под ноу-хау(английское know how — знать, как сделать, уметь) понимают служебную и коммерческую тайну. В «Большом экономическом словаре» дается такое определение этому термину:

«Ноу-хау — это совокупность различных знаний научного, технического, производственного, административного, финансового или иного характера, опыта, практически применяемых в деятельности предприятия или профессиональной деятельности, но которые еще не стали всеобщим достоянием». Объектами ноу-хау могут быть экономические сведения; опыт ведения коммерческих операций; знания конъюнктуры рынка; управленческие структуры, методы и схемы управления производством; технические объекты, незащищенные как объекты промышленной собственности или незащищенные объекты авторского права. Законы Российской Федерации обеспечивают защиту ноу-хау от недобросовестного неправомерного получения и использования составляющей его информации. Право в отношении этого объекта интеллектуальной собственности — это право на защиту имущественных интересов в случае незаконного получения и использования другим лицом сведений о ноу-хау. Поскольку право защиты для объектов ноу-хау предоставляется на условиях сохранения сведений о них в тайне, то ноу-хау не защищаются какими-либо охранными документами.

 

Научная информация

Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны, является научный документ, под которым понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.

В зависимости от способа представления информации различают документы: текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), графические (чертежи, схемы, диаграммы), аудиовизуальные (звукозаписи, кинои видеофильмы), машиночитаемые (например, образующие базу данных, на микрофотоносителях) и др.

Кроме того, документы подразделяются на:

первичные (содержащие непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов);

вторичные (содержащие результаты аналитико-синтетической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них).

Первичные документы и издания

Как первичные, так и вторичные документы подразделяются на опубликованные (издания) и не публикуемые. С развитием информационной технологии это разграничение становится все менее существенным. В связи с наличием в непубликуемых документах ценной информации, опережающей сведения в опубликованных изданиях, органы НТИ стремятся оперативно распространять эти документы с помощью новейших средств репродуцирования.

В числе первичных документов книги (непериодические текстовые издания объемом свыше 48 страниц); брошюры (непериодические текстовые издания объемом свыше четырех, но не более 48 страниц).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.