|
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮСтр 1 из 3Следующая ⇒ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ Методические рекомендации По изучению курса
Учебно-методическое пособие
Специальность: 050717 Специальная дошкольная педагогика психология
ЧЕРЕПОВЕЦ Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № 13 от 15.05.07. Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от 23.05.07г.
Составитель: Л.А.Пепик, канд. пед. наук, доцент
Рецензенты: Н.А.Борисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Е.Л.Перченко, канд. психол наук, старш. преподаватель (ГОУ ВПО ЧГУ).
Научный редактор: О.А.Денисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)
ã ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет, 2007 Введение Курс «Методика обучения конструированию» относится к числу специальных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии; специализация: детский практический психолог). Целью данной дисциплины является подготовка студентов к обучению конструированию и развитию конструктивных способностей детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) компенсирующего вида. В связи с этим важно раскрыть студентам-дефектологам значение конструктивной деятельности для психического развития различных категорий проблемных детей, вооружить их конкретными знаниями в области содержания и методов обучения конструированию детей, воспитывающихся в учреждениях компенсирующего вида. Необходимо показать, что в условиях специально организованного обучения конструктивная деятельность детей с отклонениями в развитии может не только достигать значительного развития, но и оказывать коррекционно-развивающее воздействие на их интеллектуальную, а также эмоционально-личностную сферу. При изучении данного курса студенты опираются на знания, умения и навыки, которые были приобретены на занятиях по общей, возрастной, а также специальной психологии и педагогике и охватывают широкий круг проблем, связанных с изучением, обучением и воспитанием детей с нормальным и отклоняющимся развитием, основными принципами и методами работы с ними. Изучение курса «Методика обучения конструированию» предусматривает не только усвоение необходимого теоретического материала, но также различные практические виды работы студентов: организация наблюдений за конструктивно-игровой деятельностью детей, анализ занятий в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, самостоятельное планирование и составление конспектов занятий, разработка педагогических рекомендаций и др. Цель данного пособия – помочь студентам приобрести, систематизировать, обобщить и уточнить знания по методике обучения конструированию, а также указать основные направления для самостоятельной работы, обеспечить необходимым методическим руководством для ее осуществления. В связи с этим пособие содержит подробные методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, планы семинарских занятий, указания на литературные источники. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Тема 1. Своеобразие конструирования как вида деятельности. С нормальным и отклоняющимся развитием Изучение данной темы должно происходить в сравнительном аспекте. Сначала необходимо рассмотреть возрастные особенности конструктивной деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте, а также психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе ее формирования. Раскрывая факторы, от которых напрямую зависит успешность овладения конструированием, следует особо остановиться на роли познания ребенком пространственных свойств и отношений окружающей действительности. Рекомендуется также раскрыть взаимосвязь детского конструирования с игровой деятельностью ребенка, изменение характера этой взаимосвязи на протяжении дошкольного периода. Важно, чтобы студенты могли представить становление конструктивной деятельности ребенка не только как спонтанный, стихийный процесс, но и четко осознавали зависимость развития конструктивных способностей детей от педагогических условий, характера руководства со стороны взрослых. Формирование наиболее полных знаний и представлений по данной теме требует сопоставительного анализа исследований, рассматривающих особенности конструктивной деятельности дошкольников с отклонениями в интеллектуальном, слуховом, зрительном, речевом и двигательном развитии. Для приобретения собственного практического опыта студентам рекомендуется осуществить выход в одно из дошкольных учреждений компенсирующего вида и провести наблюдения за самостоятельной игрой воспитанников с конструктивным материалом; выполнить сравнительный анализ результатов наблюдения. Следует обратить внимание на ряд общих особенностей конструктивной деятельности детей с нарушениями развития, включая: своеобразие замысла, проявления игрового отношения к полученному результату, характер ориентировки на пространственные, а также функциональные свойства объектов и материалов, создаваемых построек. Необходимо также сопоставить уровень и возможности овладения конструктивной деятельностью у детей с отклонениями в развитии в условиях отсутствия или своевременного включения ребенка в процесс систематического специального обучения. Тема 3. Задачи и организация обучения конструированию Дошкольников с отклонениями в развитии
Самостоятельную работу по данной теме целесообразно начинать с уточнения представлений об основных структурных компонентах деятельности ребенка (см. схему 2). Схема 2 Детей старшего дошкольного возраста (третий-четвертый Годы обучения) Приступая к рассмотрению данной темы, следует сделать акцент на специфике старшего дошкольного возраста, который является периодом подготовки к школьному обучению. В этой связи требуется обосновать роль занятий конструированием в создании у детей с отклонениями в развитии психологической готовности к переходу на новый этап обучения. В качестве подтверждающих примеров необходимо представить характеристику возрастающих требований как к организации занятий конструированием, так и отбору содержания и методов обучения. На основе анализа конспектов лекций и литературы, изученной в процессе самостоятельной подготовки, студенты должны раскрыть изменения в соотношении наглядных, практических и словесных методов обучения. При этом следует остановиться более подробно на условиях, способствующих расширению тематики детского конструирования, развитию конструктивного творчества, а также таких формах работы как: конструирование на предложенную тему, по словесному описанию, по условиям, графическим моделям, рисункам (фотографиям), по замыслу, обучение детей зарисовыванию (созданию графических моделей) объемных конструкций. Важно, чтобы у студентов сложились представления о подготовительной работе, способах помощи, позволяющих подвести детей с отклонениями в развитии и выполнению достаточно сложных для них задач и видов деятельности. В дополнение к теоретической подготовке большое значение приобретают выходы в дошкольные учреждения компенсирующего вида или просмотр видеозаписей занятий по обучению конструированию детей старшего дошкольного возраста. В процессе анализа просмотренных занятий следует обратить внимание на усиление продуктивного (творческого) аспекта занятий конструированием, используемые способы совершенствования функций речи и обогащения словарного запаса детей, формирование у детей умений строить и играть коллективно, проводить анализ и оценку конструктивно-технических и эстетических характеристик построек. Тема 7. Условия и пути активизации конструктивного творчества С отклонениями в развитии Вопросы и задания 1. Основные задачи обучения конструктивной деятельности детей с отклонениями в развитии. 2. Особенности организации обучения конструированию в ДОУ компенсирующего вида. 3. Проанализируйте содержание раздела «Конструирование» одной из программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Заполните таблицу.
На основе анализа раздела подготовьте развернутые ответы на вопросы: А). В чем заключается коррекционно-развивающая направленность раздела «Конструирование»в работе с данной категорией детей? Б). Как изменяются задачи по формированию конструктивной деятельности разных этапах обучения? В). Как изменяются формы организации обучения, требования к руководству со стороны педагога на разных этапах работы с детьми? Г). Насколько отражены в содержании данного раздела задачи и требования, связанные с сенсорным воспитанием, развитием речи детей? В чем заключается их изменение на разных этапах обучения? Д). Какова взаимосвязь содержания раздела «Конструирование»с другими разделами программы?
Список литературы
1. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М., 1991. – С. 9-17. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993. – С. 114-117; 165-167. 3. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М., 1999. – С. 21-29. 4. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. - М., 2003. – С. 184-195. 5. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. - СПб., 2001. – С. 55-56; 67-70; 176-182; 270-276. Занятие 3 Организация, содержание и методика обучения конструированию Содержание, методы и приемы обучения конструированию Содержание, методы и приемы обучения конструированию ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Содержание и характер конструктивной деятельности Наличие целеполагания, стремления к достижению результата, направленность на отображение определенных объектов; неспецифические манипуляции, неадекватные действия со строительным материалом; процессуальные действия, не направленные на результат. Использование речи Строит молча; сопровождает речью свои действия; имеются проявления не только сопровождающей, но также фиксирующей, планирующей речи; активно пользуется речью при общении с другими детьми. Личностные особенности Способность сосредоточиться, довести задуманное до конца, настойчивость в преодолении трудностей, готовность к сотрудничеству, принятию помощи. Творческие способности Сколько построек смог сделать: одну или много; наличие в ней интересных элементов, нестандартных решений, проявлений оригинальности замысла и достигнутого результата.
Приложение 2 Конструированию I.Общие сведения. 1. Дата, № ДОУ, группа, Ф.И.О. педагога. 2. Тема занятия. 3. Вид занятия. 4. Место данного занятия в системе других. 5. Комплекс задач (дидактических, коррекционных, воспитательных), решаемых на занятии, их соответствие возможностям детей. 6. Оборудование. Оглавление
Введение ………………………………………………………………….. 3 Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов … 5 Планы семинарских занятий …………………………………………… 12 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы ………………………………………………… 21 Приложения ……………………………………………………………… 22 Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991. - С. 47- 67. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1986. - С. 51 – 65. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП: Начальный этап обучения и конструированию дошкольников с церебральным параличом. – М., 2005. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. - С. 113 – 115. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / под ред. Л.И.Плаксиной. – М., 1997. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ Методические рекомендации По изучению курса
Учебно-методическое пособие
Специальность: 050717 Специальная дошкольная педагогика психология
ЧЕРЕПОВЕЦ Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № 13 от 15.05.07. Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от 23.05.07г.
Составитель: Л.А.Пепик, канд. пед. наук, доцент
Рецензенты: Н.А.Борисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Е.Л.Перченко, канд. психол наук, старш. преподаватель (ГОУ ВПО ЧГУ).
Научный редактор: О.А.Денисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)
ã ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет, 2007 Введение Курс «Методика обучения конструированию» относится к числу специальных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии; специализация: детский практический психолог). Целью данной дисциплины является подготовка студентов к обучению конструированию и развитию конструктивных способностей детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) компенсирующего вида. В связи с этим важно раскрыть студентам-дефектологам значение конструктивной деятельности для психического развития различных категорий проблемных детей, вооружить их конкретными знаниями в области содержания и методов обучения конструированию детей, воспитывающихся в учреждениях компенсирующего вида. Необходимо показать, что в условиях специально организованного обучения конструктивная деятельность детей с отклонениями в развитии может не только достигать значительного развития, но и оказывать коррекционно-развивающее воздействие на их интеллектуальную, а также эмоционально-личностную сферу. При изучении данного курса студенты опираются на знания, умения и навыки, которые были приобретены на занятиях по общей, возрастной, а также специальной психологии и педагогике и охватывают широкий круг проблем, связанных с изучением, обучением и воспитанием детей с нормальным и отклоняющимся развитием, основными принципами и методами работы с ними. Изучение курса «Методика обучения конструированию» предусматривает не только усвоение необходимого теоретического материала, но также различные практические виды работы студентов: организация наблюдений за конструктивно-игровой деятельностью детей, анализ занятий в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, самостоятельное планирование и составление конспектов занятий, разработка педагогических рекомендаций и др. Цель данного пособия – помочь студентам приобрести, систематизировать, обобщить и уточнить знания по методике обучения конструированию, а также указать основные направления для самостоятельной работы, обеспечить необходимым методическим руководством для ее осуществления. В связи с этим пособие содержит подробные методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, планы семинарских занятий, указания на литературные источники. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Тема 1. Своеобразие конструирования как вида деятельности. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|