Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ





Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы:

1.Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?

2.Как определяются цена и объем выпуска фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах?

3.Всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным, а в каких нет?

4.В чем состоит равновесие Курно?

5.Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики?

6.Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дискриминации в условиях олигополии?

7.Какие меры государственного регулирования применяются для олигополистического рынка?

8.Какие типы рынков формируются в отдельных отраслях экономики России?

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

Монополистическая конкуренция –
Олигополия –
Ценовая война –
Модели олигополии –
Сговор –
Картель –
Ценовой лидер –
Дуополия –
Модель дуополии Курно –
Равновесие Бертрана –
Равновесие Штакельберга –
Стратегическое поведение фирмы на рынке –
Теория игр –
Платежная функция –

Тесты и задачи

А.Верны ли следующие утверждения?

Утверждения Да/Нет(обоснование)
1.На рынке олигополии поведение фирм характеризуется тесным взаимодействием.  
2.Монопольная власть на олигополистических рынках всегда определяется дифференциацией продукта.  
3. На рынке, где действует дуополия, равновесная цена выше, чем на рынке с чистой монополией.  
4. В модели дуополии Курно каждый из участников олигополии производит такой объем продукции, какой он производил бы будучи единственным монополистом на рынке.  
5.Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.  
6. Ценовые войны приводят к снижению прибылей всех участников олигополии.  
7. При монополистической конкуренции кривая спроса фирмы при прочих равных условиях более пологая, чем при монополии.  
8. Участники рынка монополистической конкуренции в долгосрочном периоде получают нормальную прибыль.  
9. На рынке монополистической конкуренции фирмы в условиях долгосрочного равновесия производят продукцию со средними издержками, превышающими минимально возможные.  
10. Патенты и лицензии — один из видов барьеров входа в отрасль.  
11. Объем используемого капитала может служить барьером входа в отрасль.  

Б.Тесты (выбери один или несколько ответов)

1. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены уравниваются с предельными издержками;

в) фирмы не получают экономической прибыли;

г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

2. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой на свой продукт;

г) выпускаются однородные товары;

д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

3. К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок товаров:

а) телевизоров;

б) йогуртов;

в) парикмахерских услуг;

г) электроэнергии;

д) стратегического вооружения.

4. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают:

а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения, объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;

г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения обществ, использование ресурсов;

д) все перечисленное верно.

5.Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

6. «Ломанная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:

а) разрыв в кривой предельного дохода;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) что цена товара не должна быть выше предельного дохода;

г) что поведение фирмы неоптимально;

д) тайное соглашение с фирмами-конкурентами для поддержания согласованной цены

7.Допустим, что в отрасли существует всего четыре фирмы, то есть представлен олигополистический рынок. Фирма – олигополист предпочтет максимизировать прибыль путем:

а) повышения цен на свою продукцию;

б)улучшения качества своих товаров;

в) активной рекламной политики;

г) снижения цен на свою продукцию;

д) разработки явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами той же отрасли;

е) снижения издержек.

8. Целесообразно применить антимонопольное законодательство, когда:

а) на основе тайного сговора директора нескольких фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;

б) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;

в) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;

г) завод по производству химических удобрений благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства имеет возможность диктовать условия продаж в отрасли.

9.Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет:

а) к повышению цен над средними издержками;

б) превышению предельных издержек над рыночными ценами;

в) исчезновению экономической прибыли.

10. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса:

а) как правило низкая;

б) приблизительно равна единице;

в) как правило, высокая;

г) может быть какой угодно.

11.Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить на рынок и выходить из него;

б) на рынке действует небольшое число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.

12.Если монополия в отрасли сменяется монополистической конкуренцией, то от этого:

а) выигрывают продавцы;

б) выигрывают покупатели;

в) выигрывают и продавцы и покупатели;

г) никто не выигрывает.

В. Задачи

1.В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 у.е. Спрос на продукцию отрасли представлен далее:

Цена, у.е.
Объем спроса, ед.

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество товара произведет каждая фирма?

Решение:

 

2.В модели дуополии Курно обратная функция спроса задана как Р = 120 - Q. Предельные издержки обеих фирм на производство товара в условиях постоянной отдачи от масштаба одинаковы и равны 9.

Определите :

1) выпуск каждой фирмы, отрасли в целом и рыночную цену на продукцию фирм, а также прибыль, если они действуют самостоятельно;

2) как изменятся эти величины, если предположить, что фирмам удалось договориться о сотрудничестве;

3) как изменятся параметры равновесия на рынке в условиях свободной конкуренции.

Решение:

 

3.Спрос в отрасли описывается функцией: Q = 240 - 2Р. В отрасли две фирмы, которые взаимодействуют по Курно. Предельные затраты обеих фирм равны нулю. Определите объем выпуска каждой фирмы, максимизирующий ее прибыль, и рыночную цену на продукцию; уровень выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль фирмам в случае, если они образуют картель.

Решение:

 

 

4.Функция рыночного спроса на продукцию отрасли описывается формулой: Р = 240 - 3Q. В отрасли действуют две фирмы, конкурирующие по Курно. Определите предельные затраты фирм, если суммарный выпуск отрасли

Q = 32.

Решение:

5.На олигополистическом рынке действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат ТС = Q2 + 3Q. Функция рыночного спроса: Р = 90 - Q. Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции 45.

Определите выпуск и цену лидера.

Решение:

 

6.Известно, что в долгосрочном периоде средние переменные затраты монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства как

АС = Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулой Р = 150 - 3Q.

Найдите параметры равновесия (цену и объем продаж) и сделайте вывод, находится ли фирма в состоянии долгосрочного

или краткосрочного равновесия.

Решение:

 

 

Темы эссе

1.Ценовые войны: их положительное и отрицательное воздействие на экономику.

2. В какой мере реклама способна навязать потребителю определенное мнение? Подвержены ли Вы ее влиянию или Вас не провести рекламными трюками? Приведите конкретные примеры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.