|
Ударить бизнесом по бездорожью ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Почему частные инвестиции не идут в автодорожную отрасль? Потому что большинство автодорожных проектов окупается плохо и долго, а еще потому, что у долгосрочных вложений в России очень высокая степень риска. Сравнение проектов российских платных дорог с зарубежными показывает, что удельные инвестиционные расходы на строительство дорог на Западе и у нас примерно равны (но данным РосдорНИИ, 1 км автомобильной дороги обходится как минимум в 1 млн долл.), но у наших дорог показатели интенсивности движения ниже, чем у западных, более чем в два раза. Реальная плата за проезд по российским платным дорогам будет в 2-2,5 раза ниже, чем на западноевропейских дорогах: от 20 до 100 руб. Поэтому создавать окупающиеся платные дороги возможно лишь в пределах мегаполисов и вдоль некоторых крупных автомагистралей. А еще от российских дорог инвесторов отпугивают юридические и страновые риски. «Средний срок окупаемости дорожных инвестиций в мировой практике от 10 до 30 лет, - говорит Павел Гурин, член правления, начальник управления корпоративных финансов и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка. - При этом главная проблема для любого инвестора - готовность принимать общие страновые риски на эти сроки». В условиях, когда госчиновники постоянно намекают, что решения, принятые властями десять лет назад (в отношении приватизации, налоговых льгот, соглашений о разделе продукции), могут быть пересмотрены, надеяться на защиту интересов инвесторам не приходится. Печальный опыт «До настоящего времени предпринималось несколько попыток создать частные дороги в России, — рассказывает руководитель бюджетного направления Центра фискальной политики Леонид Богданов. - Первым реальным проектом создания платного автодорожного объекта стало строительство в 1993 г. и последующая эксплуатация на коммерческой основе моста через реку Дон в Воронежской области. В течение семи лет эксплуатации взимаемая плата за проезд позволяла компенсировать лишь 30 % стоимости его содержания Позднее при строительстве автомобильной дороги Воронеж - Тамбов был создан платный участок в районе Воронежа. Несмотря на то, что при реализации проекта были учтены многочисленные ошибки первого опыта, сбор платы за проезд на этом участке покрывал не более 40 % стоимости его эксплуатации. Впоследствии были реализованы проекты по введению оплаты проезда по мостам через реки в Барнауле и Воронеже, по путепроводу в Саратове, в обход райцентра Хлевное Липецкой области, однако ни один из проектов не позволил окупить затраты на строительство». Не только частники Эксперты предполагают более мягкий для инвесторов вариант вложения денег и, возможно, более осуществимый. Это смешанная модель, предусматривающая партнерство государства и частного бизнеса. Здесь можно обратиться к опыту восточноевропейских и латиноамериканских стран, где нет столь развитой дорожной сети, как в США или Европе. Да и низкая загруженность магистралей не позволяет переводить их на платную основу ввиду отсутствия устойчивого спроса на такие услуги. «Но нашему мнению, проекты по созданию платных дорог следует начинать с взимания платы за проезд по государственным дорогам, а через определенное время, когда основные параметры проекта (интенсивность движения, плата за проезд и др.) будут подтверждены практикой, можно будет передать государственную платную дорогу в концессию частным инвесторам, возместив произведенные инвестиции, — говорит Вячеслав Агапкин. - Полученные от концессионеров средства могут быть направлены на строительство новых платных государственных дорог». Возможны самые различные варианты строительства и функционирования дорог с участием государственного и частного финансирования. «Например, когда придорожные территории отдаются в концессию инвесторам, которые осуществляют совместное с государством инвестирование в строительство дороги. Тогда проезд по дороге можно сделать бесплатным. Однако следует понимать, что такая возможность имеется не везде, а лишь близ крупных городов, где значительный спрос на заправки, пункты питания, гостиницы, развлекательные и торговые центры. В безлюдной местности на придорожной полосе ничего не заработаешь», — говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер. (Источник: Шохина, Е. Вторая беда России / Е. Шохина, Ю. Коротецкий // Эксперт. - 2004. - № 18)
Вопросы: 1.Каковы характерные свойства чистых общественных благ? Относятся ли автодороги и магистрали к чистым общественным благам? Ответ поясните. 2.В чем суть проблемы безбилетника? Возникает ли в она в случае штатных дорог? 3.Почему, несмотря на то, что платные автодороги не относятся к неисключительным благам и, казалось бы, могут быть привлекательны для частного бизнеса, инвестиции частных фирм в автодорожную отрасль не идут? 4.В Постановлении Правительства РФ 1999 г. о платных дорогах говорится, что стоимость проезда по платной дороге устанавливается государством «с учетом потребительского спроса». Частные инвесторы хотели бы гарантий полного возмещения затрат на строительство дорог и дорожных объектов. Прокомментируйте ситуацию. Кто из сторон нрав? 5.Стоимость аренды земельных участков, как правило, вдоль оживленных автомагистралей высока. Владельцы заправок, пунктов питания, гостиниц, развлекательных и торговых центров, расположенных вдоль оживленной магистрали, часто оправдывая высокие цены на продукцию, ссылаются на высокую стоимость аренды земельных, участков. Что является причиной, а что следствием? Если вы затруднитесь с ответом, подумайте над утверждением, что «в безлюдной местности на придорожной полосе ничего не заработаешь». 6. Вспомните экономическую категорию внешних эффектов. Каким эффектом (положительным или отрицательным), по вашему мнению, сопровождается эксплуатация дороги без оплаты проезда: а) для жителей, ранее проживающих вдоль грунтовой дороги, а теперь вдоль заасфальтированной; б) для жителей в Москве, близ которых построено третье транспортное кольцо; в) для водителей, неисправно платящих налоги? Сделайте выводы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Архипов А.И. Экономика: учебник // Под ред. А.И. Архипова. – М..: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2010. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. –М.: Юристъ, 2009. 3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. СПб: Экономическая школа, 2008. 4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. –М.: Юристъ, 2010. 5. Ильчиков М.3. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. М.: Институт международного права и экономики, 2007. 6. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича – М: Изд-во ДИС, 2008. 7. Макконелл К., Брю С. Экономикс – М.: Республика, 2004. Т.1,2. 8. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / А. В. Аносова, И. В. Зороастрова [и др.]; под ред. С. Ф. Серёгиной, А. В. Аносовой. — М.: Маркет ДС, 2009. — 384 с. 9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник /Р.М.Нуреев. – 2-е изд. изм. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 576 с. 10. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник /В.А. Павленков. – М.: изд-во МГУ, 2008. 11. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.А. Микроэкономика – М.: НОРМА, 2009. 12. Самуэльсон П. Экономика. – М.: АЛГОН, 2004. Т. 1,2. 13. Огивин Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции М.: Экономика, 2009. 14. Франк Р.X. Микроэкономика и поведение. М.: Инфра-М, 2010. 15. Экономическая теория: учебник /Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М, 2006. 16. Экономический словарь /отв. Ред. А.И. Архипов. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2010. 17. Экономическая периодика: а) «Вопросы экономики»; б) «Российский экономический журнал»; в) «Экономические науки»; г) «Экономист»; д) «Деньги»; е) «Эксперт»; ж) «Компании и рынки»; з)Российская газета; и) Экономическая газета; к) «Экономика и жизнь». Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|