Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ударить бизнесом по бездорожью





Почему частные инвестиции не идут в автодорожную отрасль? Потому что боль­шинство автодорожных проектов окупается плохо и долго, а еще потому, что у долго­срочных вложений в России очень высокая степень риска. Сравнение проектов россий­ских платных дорог с зарубежными показывает, что удельные инвестиционные расходы на строительство дорог на Западе и у нас примерно равны (но данным РосдорНИИ, 1 км автомобильной дороги обходится как минимум в 1 млн долл.), но у наших дорог показа­тели интенсивности движения ниже, чем у западных, более чем в два раза. Реальная плата за проезд по российским платным дорогам будет в 2-2,5 раза ниже, чем на западноевро­пейских дорогах: от 20 до 100 руб. Поэтому создавать окупающиеся платные дороги воз­можно лишь в пределах мегаполисов и вдоль некоторых крупных автомагистралей.

А еще от российских дорог инвесторов отпугивают юридические и страновые риски. «Средний срок окупаемости дорожных инвестиций в мировой практике от 10 до 30 лет, - го­ворит Павел Гурин, член правления, начальник управления корпоративных финансов и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка. - При этом главная проблема для любого инвестора - готовность принимать общие страновые риски на эти сроки».

В условиях, когда госчиновники постоянно намекают, что решения, принятые вла­стями десять лет назад (в отношении приватизации, налоговых льгот, соглашений о раз­деле продукции), могут быть пересмотрены, надеяться на защиту интересов инвесторам не приходится.

Печальный опыт

«До настоящего времени предпринималось несколько попыток создать частные дороги в России, — рассказывает руководитель бюджетного направления Центра фискаль­ной политики Леонид Богданов. - Первым реальным проектом создания платного автодо­рожного объекта стало строительство в 1993 г. и последующая эксплуатация на коммер­ческой основе моста через реку Дон в Воронежской области. В течение семи лет эксплуа­тации взимаемая плата за проезд позволяла компенсировать лишь 30 % стоимости его со­держания Позднее при строительстве автомобильной дороги Воронеж - Тамбов был соз­дан платный участок в районе Воронежа. Несмотря на то, что при реализации проекта были учтены многочисленные ошибки первого опыта, сбор платы за проезд на этом уча­стке покрывал не более 40 % стоимости его эксплуатации. Впоследствии были реализованы проекты по введению оплаты проезда по мостам через реки в Барнауле и Воронеже, по путепроводу в Саратове, в обход райцентра Хлевное Липецкой области, однако ни один из проектов не позволил окупить затраты на строительство».

Не только частники

Эксперты предполагают более мягкий для инвесторов вариант вложения денег и, возможно, более осуществимый. Это смешанная модель, предусматривающая партнер­ство государства и частного бизнеса. Здесь можно обратиться к опыту восточноевропей­ских и латиноамериканских стран, где нет столь развитой дорожной сети, как в США или Европе. Да и низкая загруженность магистралей не позволяет переводить их на платную основу ввиду отсутствия устойчивого спроса на такие услуги. «Но нашему мнению, проек­ты по созданию платных дорог следует начинать с взимания платы за проезд по государст­венным дорогам, а через определенное время, когда основные параметры проекта (интенсив­ность движения, плата за проезд и др.) будут подтверждены практикой, можно будет пере­дать государственную платную дорогу в концессию частным инвесторам, возместив произ­веденные инвестиции, — говорит Вячеслав Агапкин. - Полученные от концессионеров сред­ства могут быть направлены на строительство новых платных государственных дорог».

Возможны самые различные варианты строительства и функционирования дорог с участием государственного и частного финансирования. «Например, когда придорожные территории отдаются в концессию инвесторам, которые осуществляют совместное с го­сударством инвестирование в строительство дороги. Тогда проезд по дороге можно сде­лать бесплатным. Однако следует понимать, что такая возможность имеется не везде, а лишь близ крупных городов, где значительный спрос на заправки, пункты питания, гос­тиницы, развлекательные и торговые центры. В безлюдной местности на придорожной полосе ничего не заработаешь», — говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер.

(Источник: Шохина, Е. Вторая беда России / Е. Шохина, Ю. Коротецкий // Эксперт. - 2004. - № 18)

 

Вопросы:

1.Каковы характерные свойства чистых общественных благ? Относятся ли авто­дороги и магистрали к чистым общественным благам? Ответ поясните.

2.В чем суть проблемы безбилетника? Возникает ли в она в случае штатных дорог?

3.Почему, несмотря на то, что платные автодороги не относятся к неисключитель­ным благам и, казалось бы, могут быть привлекательны для частного бизнеса, инвестиции частных фирм в автодорожную отрасль не идут?

4.В Постановлении Правительства РФ 1999 г. о платных дорогах говорится, что стоимость проезда по платной дороге устанавливается государством «с учетом потреби­тельского спроса». Частные инвесторы хотели бы гарантий полного возмещения затрат на строительство дорог и дорожных объектов. Прокомментируйте ситуацию. Кто из сторон нрав?

5.Стоимость аренды земельных участков, как правило, вдоль оживленных автома­гистралей высока. Владельцы заправок, пунктов питания, гостиниц, развлекательных и торговых центров, расположенных вдоль оживленной магистрали, часто оправдывая высокие цены на продукцию, ссылаются на высокую стоимость аренды земельных, участков. Что является причиной, а что следствием? Если вы затруднитесь с ответом, подумайте над утверждением, что «в безлюдной местности на придорожной полосе ничего не зара­ботаешь».

6. Вспомните экономическую категорию внешних эффектов. Каким эффектом (по­ложительным или отрицательным), по вашему мнению, сопровождается эксплуатация дороги без оплаты проезда:

а) для жителей, ранее проживающих вдоль грунтовой дороги, а теперь вдоль заас­фальтированной;

б) для жителей в Москве, близ которых построено третье транспортное кольцо;

в) для водителей, неисправно платящих налоги?

Сделайте выводы.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов А.И. Экономика: учебник // Под ред. А.И. Архипова. – М..: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2010.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. –М.: Юристъ, 2009.

3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. СПб: Экономическая школа, 2008.

4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. –М.: Юристъ, 2010.

5. Ильчиков М.3. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. М.: Институт международного права и экономики, 2007.

6. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича – М: Изд-во ДИС, 2008.

7. Макконелл К., Брю С. Экономикс – М.: Республика, 2004. Т.1,2.

8. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / А. В. Аносова, И. В. Зороастрова [и др.]; под ред. С. Ф. Серёгиной, А. В. Аносовой. — М.: Маркет ДС, 2009. — 384 с.

9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник /Р.М.Нуреев. – 2-е изд. изм. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 576 с.

10. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник /В.А. Павленков. – М.: изд-во МГУ, 2008.

11. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.А. Микроэкономика – М.: НОРМА, 2009.

12. Самуэльсон П. Экономика. – М.: АЛГОН, 2004. Т. 1,2.

13. Огивин Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции М.: Экономика, 2009.

14. Франк Р.X. Микроэкономика и поведение. М.: Инфра-М, 2010.

15. Экономическая теория: учебник /Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М, 2006.

16. Экономический словарь /отв. Ред. А.И. Архипов. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2010.

17. Экономическая периодика:

а) «Вопросы экономики»;

б) «Российский экономический журнал»;

в) «Экономические науки»;

г) «Экономист»;

д) «Деньги»;

е) «Эксперт»;

ж) «Компании и рынки»;

з)Российская газета;

и) Экономическая газета;

к) «Экономика и жизнь».







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.