Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЕМИОТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ





(ОБЩАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ) ……………………………………………..130

4.1. Лингвопатологические симптомы и синдромы…………………………..132

4.1.1. Обшие онтогенетические закономерности симптоматики

недоразвития речи…………………………………………………132

4.1.2. Лингвопатологические симптомы……………………………….136

4.1.3. Лингвопатологические синдромы……………………………….160

4.2. Неспецифические симптомы и синдромы……………………………….195

4.2.1. Неврологическая симптоматика…………………………………195

4.2.2. Соматотипичсская характеристика детей с HP…………………199

4.2.3. Психопатологические синдромы………………………………...200

 

Глава 5

СИСТЕМАТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ УДЕТЕЙ …………………..227

Классификация недоразвития речи у детей……………………………….....238

Клинико-патогенетическая ось………………………………………...243

Нейропсихологическая ось……………………………………………..245

Психопатологическая ось………………………………………………247

Этиологическая ось……………………………………………………..247

Функциональная ось……………………………………………………248

 

 

Глава 6

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

(ЧАСТНАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ) …………………………………………249

6.1. Парциальные формы ПНР………………………………………………..249

6.1.1. Функциональная дислалия………………………………………250

6.1.2. Артикуляционная диспраксия…………………………………...258

6.1.3. Дизартрия развития………………………………………………270

6.1.4. Ринолалия…………………………………………………………282

6.1.5. Дисграмматизм……………………………………………………286

6.2. Тотальные формы недоразвития речи……………………………………288

6.2.1. Моторная алалия…………………………………………………..289

6.2.2. Параалалическая форма ПНР……………………………………..317

 

Глава 7

ДИНАМИКА ПСИХОРЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ УДЕТЕЙ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ………………………………………………..339

7.1. Модели взаимодействия субъекта и среды при дизонтогенезс………...399

7.2. Концепции психического дизонтогенеза при недоразвитии речи……..342

7.3. Системно-динамический анализ дизонтогенеза…………………………349

 

Глава 8

МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ …………………….369

8.1. Когнитивные механизмы недоразвития речи……………………………369

8.1.1. Механизмы нарушений звуковой стороны речи………………..372

8.1.2. Механизмы нарушения лексико-грамматической

и прагматической стороны речи…………………………………393

8.2. Нейропсихологичсские механизмы недоразвития речи………………...404

 

Глава 9

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕДОРАЗВИТИЯ

РЕЧИ …………………………………………………………………………..421

9.1. Общие методологические принципы диагностики…………………….421

9.2. Этапы и содержание диагностического процесса……………………..428

9.3. Принципы исследования речевой, языковой и метаязыковой сфер…..435

9.4. Исследование импрессивного уровня речевых и языковых

способностей…………………………………………………………..440

9.4.1. Исследование фонематического восприятия…………………440

9.4.2. Исследование фонематических (фонетических)

представлений…………………………………………………..442

9.4.3. Оценка состояния импрессивного словаря…………………...444

9.4.4. Понимание фраз………………………………………………...445

9.4.5. Понимание логико-грамматических конструкций…………...447

9.5. Исследование экспрессивного уровня речевых и языковых

способностей………………………………………………………......449

9.5.1. Исследование звуковой стороны речи………………………..449

9.5.2. Исследование грамматического строя речи…………………..456

9.6. Исследование коммуникативных способностей и диалогической

речи…………………………………………………………………….463

9.7. Исследование навыков чтения…………………………………………464

 

Глава 10

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ

РАЗВИИИ …………………………………………………………………..467

10.1.Основные модели оказания логопедической помощи

использующиеся в мировой практике………………………………469

10.2. Основные принципы и стратегии оказания помощи детям

с отклонениями в речевом развитии………………………………...473

10.3. Особенности оказания помощи детям раннего возраста…………….479

10.4. Психологическая помощь………………………………………………486

10.4.1. Психологическое консультирование родителей……………..487

10.4.2. Психологическая помощь ребенку……………………………491

10.4.3. Психологическое консультирование педагогов………………496

10.5. Медицинская помощь…………………………………………………...497

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. …503

 

Приложение 1. Характеристика экспериментальных групп, прошедших

углубленное исследование по клиническому составу и полу……….512

Приложение 2. Основные показатели психической зрелости

в раннем возрасте и признаки риска…………………………………..514

Показатели психической зрелости на первом году жизни…………...515

Показатели психической зрелости на втором году жизни……………517

Показатели психической зрелости на третьем году жизни…………...520

Приложение 3. Стандартизованная методика исследования навыка

чтения (СМИНЧ)………………………………………………………...524

Приложение 4. Методика раннего выявления дислексии (МРВД)…………528

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….533

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. В литературе, адресованной специалистам, оказывающим помощь таким детям, в большей степени представлен логопедический аспект проблемы. Значительно меньше медико-психологической и психолингвистической информации. Данное учебное пособие имеет целью восполнить пробел в этих вопросах.

В научной литературе, посвященной как проблемам психологии развития, так и вопросам отклоняющегося развития, изучение когнитивных функций детей занимает одно из центральных мест. Среди этого весьма обширного круга вопросов наиболее часто предметами исследования становятся развитие мышления и формирование интеллектуальных способностей (Выготский Л. С, 1982, Запорожец А. В., 1986, Гальперин П. Я., 1998, ВенгерЛ. А., 1976, 1996, Лебединский В. В., 1985, Чуприкова Н. И., 1997, Холодная М. А., 1997, Piaget J., 1932, 1967,1994, Catell R. В., 1971, Gardner H., 1983). Значительно менее изучены психологические закономерности формирования другого рода когнитивных функций — речи и языка. Существует относительно небольшое число исследований по онтопсихолингвистике, особенно на материале русского языка (Шахнарович А. М., 1976, 1990, Лепская Н. И., 1997, Цейтлин С. Н., 2000, Леонтьев А. А., 1997). Еще менее изучены в психологическом аспекте виды психического дизонтогенеза, при которых избирательно нарушено формирование речевых и языковых функций (Белова-Давид Р. А., 1969, 1972, Соботович Е. Ф., 1985, Переслени Л. И., Фотекова Т. А., 1993). Недостаток знаний в этой сфере ощущается довольно остро, так как среди разных форм психического дизонтогенеза нарушения речевого развития занимают по частоте первое место и их распространенность на протяжении последних лет растет. Большинство работ по этой проблематике относятся к педагогическим (логопедическим) исследованиям.

Традиционно расстройства речи считаются прерогативой логопеда (то есть педагога), сферой интересов специальной педагогики. Это связано с тем, что главную роль в оказании коррекционной помощи играет логопед. Однако от внимания логопедов, не обладающих достаточной клинической и патопсихо­логической подготовкой, ускользают разнообразные психопатологические и патопсихологические симптомы и синдромы, часто имеющиеся у детей с недоразвитием речи. Еще меньше в логопедии известны патопсихологические особенности детей-логопатов со сложными формами нарушений. В связи с этим многие годы в логопедии бытовали представления о моносимптомности и моносиндромности речевых нарушений. Поэтому прерогативой логопеда считались только чистые, неосложненные формы первичного недоразвития речи, которые на самом деле встречаются весьма редко и являются скорее исключением, чем правилом.

Из всех разновидностей психических дизонтогений наиболее изученными с патопсихологических позиций являются умственная отсталость и задержки психического развития. В многочисленных публикациях подробно описаны особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, поведения, лич­ностные характеристики, познавательные способности, обучаемость при этих состояниях (Сухарева Г. Е., 1965, Певзнер М. С, 1966, Ковалев В. В., 1985, Лебединская К. С, 1982, Исаев Д. Н.. 1982). В ряде монографий и руководств представлен обширный материал, посвященный патопсихологической характеристике этих дизонтогений (Рубинштейн С. Я., 1979, ШифЖ. И., 1965, Лебединский В. В., 1985, Марковская И. Ф., 1993). Описаны недостатки речи, которые встречаются при умственной отсталости и задержке психического развития (ШифЖ. И., 1965, Парамонова Л. Г., 1973, Петрова В. Г. 1977, Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М., 1979, Рубинштейн С. 51., 1979, Ковшиков В. А., 1970). Значительно меньше психологических данных о состояниях недоразви­тия речи, не связанных по происхождению с психическим недоразвитием. Еще в 1968 г. в коллективной монографии под редакцией Р. Е. Левиной была пред­принята попытка очертить круг состояний так называемого первичного недо­развития речи, названного автором «общим недоразвитием речи». Однако глубокого психологического и психолингвистического исследования этой группы детей проведено не было.

По причинам, изложенным выше, в научной литературе весьма односторонне и фрагментарно освещены симптомы и синдромы, составляющие клинико-психологическую картину состояний недоразвития речи. Отсутствуют данные о соотношении психопатологических, патопсихологических и лингвопатологических синдромов. Имеются существенные пробелы в семиотике и терминологии для обозначения ряда лингвопатологических феноменов. По причинам, указанным выше, недостаточно и односторонне разработаны вопросы систематики состояний первичного недоразвития речи. Существующие классификации не позволяют связать психопатологические, лингвопатологические и патопсихологические проявления первичного недоразвития речи (ПНР). Есть основания предполагать, что природа и механизмы ПНР имеют сложный, мультифакторный характер. Это требует междисциплинарного и мультиаксиального подхода к систематике подобных состояний. Такой подход положен в основу настоящего исследования.

Разработка данной проблематики в клинико-психологическом русле иссле­дований представляется весьма актуальной еще и потому, что у значительной части детей с осложненными формами ПНР формируются довольно серьезные психические нарушения, требующие вмешательства клинического психолога, психотерапевта. При отсутствии помощи специалиста указанного профиля современем психологические проблемы таких детей утяжеляются, трансформи­руются в стойкие психопатологические нарушения, что вызывает необходимость вмешательства уже психиатра. Оптимальный подход к абилитации мог бы предотвратить подобные исходы. Практика показывает, что в среднем и у психиатра осведомленность в вопросах речевой патологии крайне низка. Одна из причин этого — отсутствие в психиатрической литературе такого клинического раздела, как логопатология. Поэтому попытка восполнить этот пробел представляется актуальной. Необходимо ввести первичное недоразвитие речи в круг погранич­ных психических расстройств и определить там его место.

Как справедливо отмечал еще в 1985 г. В. И. Лубовский, дефицит экспери­ментальных данных и серьезных теоретических разработок в этой сфере создает много сложностей в практической диагностике состояний первичного недоразвития речи. Следует признать, что и в настоящее время дифференциальная диагностика речевого и интеллектуального развития детей с первичным недо­развитием речи остается слабо разработанной областью. Это, в свою очередь, не способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррекционных программ (как школьных, так и дошкольных) для детей с первичным недоразвитием речи.

Одна из причин отсутствия масштабных, мультидисциплинарных исследо­ваний речевых расстройств у детей — сложившаяся традиция рассматривать эту проблематику только как прерогативу логопедии. Последняя ограничена в своей исследовательской направленности. Поскольку она является прикладной наукоемкой дисциплиной, основные работы, выполненные в этом русле, отличаются прагматизмом и некоторой односторонностью научного мышления. Существует острая необходимость в создании самостоятельного научного направления, ориентированного на изучение состояний недоразвития речи с позиций разных научных дисциплин: психологии, психолингвистики, медицины, нейропсихологии. Эта необходимость обусловлена тем, что сам предмет изучения междисциплинарен по своим проявлениям и научной проблематике, с ним связанной. Образование новой научной дисциплины — логопатологии детского возраста — позволило бы интегрировать методологию, концептуальный аппарат, теоретические построения и экспериментальные данные, полученные в рамках вышеперечисленных научных дисциплин, для изучения аномалий речевого и языкового развития на качественно новом уровне. С другой стороны подобный подход к изучению данной проблематики, безусловно, будет продуктивен для психолингвистики, психологии развития, психиатрии, нейропсихологии. Логопатология как научная дисциплина стала бы теоретико-методологической основой для логопедии как практической отрасли коррекционной педагогики. Первый шаг в этом направлении был сделан в Ленинграде в 1991 г. Здесь при активном участии автора этих строк была создана Ленинградская Ассоциация логопатологов. Позднее она была переименована в Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга.

Настоящая книга является первой попыткой обобщить многочисленные материалы исследований, теории, модели развития и недоразвития речи у детей, созданные в рамках разных научных направлений и научных дисциплин, соединив это с собственным опытом многолетних междисциплинарных изысканий.

 

Глава 1







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.