|
Синдром простого психического инфантилизмаДанный симптомокомплекс встречался среди наших испытуемых достаточно редко: преимущественно у детей с простой функциональной дислалией и у 20% детей с парциальным HP в форме артикуляционной диспраксии. Клиническая картина у таких детей исчерпывалась явлениями эмоционально-волевой незрелости, повышенной внушаемости и стойким преобладанием игровых интересов в мотивационной сфере. Это согласовывалось с известными клиническими характеристиками этого синдрома (Сухарева Г. Е., 1965, Юркова И. А., 1971). У таких детей обычно сохранялись высокие адаптивные способности и интактные интеллектуально-мнестические функции. Примеры Сергей Л., 6 лет. Диагноз: парциальное первичное недоразвитие речи по типу артикуляционной диспраксии дисфонологического типа, конституционального генеза. Синдром простого неосложненного психического инфантилизма. Социально-психологическая дезадаптация легкой степени. Причиной обращения явились недостатки произношения звуков Р, Л, и Ш. Исследование речевых функций выявило следующее: Р и Л изолированно и во всех позициях в слове заменялись на полумягкое Л, а Ш — на С. Лексико-грамматические характеристики речи соответствовали возрастной норме. Из анамнеза. Наследственность речевой патологией не отягощена. Акушерский анамнез, раннее речевое и психомоторное развитие— без особенностей. Неврологически: без очаговой симптоматики. Исследование орального праксиса выявило затруднения при воспроизведении и удержании заданных поз языка. Выполнение некоторых движений сопровождалось синкинезиями. Объем движений языка и губ не был ограничен. Психический статус: мальчик легко вступает в контакт. Речевая активность высокая. В речи пользуется развернутыми 4-5-словными фразами. Эмоциональные реакции живые, яркие, но недостаточно дифференцированные. В поведении чрезмерно непосредственен. В повседневных бытовых ситуациях недостаточно самостоятелен, выражена ориентация на взрослого. Интеллектуально-мнестическая сфера без особенностей.
Значительно чаще (в нашей группе — в 90% случаев) у детей с ТНР встречался осложненный психический инфантилизм (Сухарева Г. Е., 1965, Ковалев В. В., 1985). Выделение данной разновидности синдрома эмоционально-волевой и личностной незрелости опирается на несколько критериев: на патогенетический, синдромологический и структурно-функциональный. Патогенетически основное отличие осложненного инфантилизма от его неосложненного аналога заключается в резидуально-органической природеданного дизонтогенетического симптомокомплекса. Неосложненный же инфантилизм чаще является конституциональным по происхождению (Лебединская К. С, 1980). Клинически осложненный инфантилизм отличается полиморфизмом психопатологической симптоматики, включающей психоорганический синдром и интеллектуально-мнестические нарушения. Структурно-функциональные особенности этого синдрома заключаются в сочетании явлений незрелости и выпадения функций, структурных и функциональных нарушений, в наличии признаков асинхронии психического развития. Наряду с вышеописанными типовыми проявлениями психического инфантилизма, общими для разных клинических групп детей, мы наблюдали и некоторые особенности, присущие изучаемому контингенту. В частности, детям с HP свойственна достаточная живость эмоциональных реакций, отличающая их по этому параметру, например, от детей с дислексией и детей со смешанной задержкой психического развития. Чем избирательнее и чище была клиника HP, тем заметнее было данное отличие. В части случаев доминировал несколько повышенный фон настроения, что нередко маскировало бедность эмоционального реагирования. Недостаток дифферснцированности эмоциональных реакций был выражен прямо пропорционально массивности психоорганической симптоматики. Лонгитюдные наблюдения показали, что состояние двух указанных параметров эмоциональной сферы является важным прогностическим показателем. Регресс речевых нарушений наступал тем быстрее и полнее, чем живее и богаче было у ребенка эмоциональное поведение. Как уже отмечалось выше, характерной особенностью осложненного психического инфантилизма является то, что у детей в таких случаях практически всегда обнаруживается психоорганический синдром и симптомокомплекс интел-лектуально-мнестической недостаточности. Степень выраженности и их качественные особенности придают определеное своеобразие картине психического дизонтогенеза. Это получило отражение в известной типологии клинических форм осложненного психического инфантилизма, включающей церебра-стеническую, невропатоподобную и органическую его разновидности (Сухарева Г. Е., 1965, Ковалев В. В., 1983). В связи с этим нам представляется более уместным сначала охарактеризовать два вышеназванных симптомокомплекса, а затем описать варианты инфантилизма.
Психоорганический синдром Данное клиническое понятие используется для обозначения психических нарушений, обусловленных органическим поражением головного мозга, как рано приобретенных (в перинатальном или раннем постнатальном периодах), так и возникших в более позднем периоде детства (дошкольном или школьном возрасте) или в зрелом возрасте (Руководство по психиатрии, 1983, Ковалев В. В., 1985). В русскоязычной литературе психоорганические синдромы у детей и взрослых терминологически одинаковы, хотя их клинические проявления и патогенез существенно отличаются друг от друга. На наш взгляд, правомерно, как это делал R. Lempp (1964), использовать для разграничения этих состояний разные обозначения: «ранний детский психоорганический синдром» и поздние психоорганические синдромы (постэнцефалитический, посттравматический и эндокринный). Ранний психоорганический синдром по своей симптоматике фактически отождествляется с так называемыми «резидуально-органическими нервно-психическими расстройствами» (Ковалев В. В., 1979) или с «резидуальными энцефалопатиями» у детей (Мнухин С. С, 1968). Наиболее удачная, с нашей точки зрения, классификация детских психоорганических симптомов и синдромов принадлежит G. Gollnitz (1962, 1974). Автор описывает 3 группы симптомов, составляющих ранний детский психоорганический синдром, который в терминологии автора именуется как «хронический церебрально-органический осевой психосиндром». Каждая из групп фактически может рассматриваться в качестве разновидности этого синдрома. 1. Неспецифические вегетативные симптомы (что, по В. В. Ковалеву, соответствует «невропатоподобному варианту психоорганического синдрома»): а) вегетативная лабильность, б) нарушение гомеостазиса, в) психомоторное беспокойство. 2. Специфические органические мозговые симптомы («психоорганический 3. Локальный мозговой колорит (церебрально-локальный психосиндром по Н. Stutte (I960): а) лобный синдром, б) моторная алалия, в) дислексия, г) дис-графия, д) органический аутизм. У наших испытуемых неспецифические вегетативные симптомы, наблюдающиеся обычно в рамках невропатического синдрома, в раннем возрасте встречались в 25% случаев. В дошкольном возрасте в единичных случаях сохранялись отдельные проявления вегетативной нестабильности, дисфагические или диспептические явления. Специфическая органическая симптоматика в том или ином варианте обнаруживалась у большинства детей с ТНР. Наиболее часто встречались церебрастенический и гипердинамический синдромы. Проявлялось это в виде повышенной утомляемости и снижении умственной работоспособности, степень выраженности которых периодически колебалась в значительных пределах. Среди наблюдавшихся нами детей тяжесть этих нарушений варьировала в широком диапазоне: от легких проявлений, становившихся заметными лишь при повышенной нагрузке, до тяжелой церебральной астении. Расстройства произвольной концентрации внимания и гипердинамический синдром прямо зависели у большинства детей от выраженности це-ребрастении: по мере нарастания утомления нарастали и отвлекаемость, рассеянность и двигательная расторможенность. При этом обычно ухудшалось и качество речевой продукции. Более грубая симптоматика в виде аффективной неустойчивости, взрывчатости, брадипсихии наблюдалась сравнительно редко, обычно у так называемых «микстов» — детей с осложненным ПНР, или у детей с вторичным недоразвитием речи, обусловленным умственной отсталостью. Наличие подобной симптоматики, как правило, ухудшало прогноз: компенсация речевых нарушений в таких случаях проходила медленно и несовершенно.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|