Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Синдром простого психического инфантилизма





Данный симптомокомплекс встречался среди наших испытуемых достаточ­но редко: преимущественно у детей с простой функциональной дислалией и у 20% детей с парциальным HP в форме артикуляционной диспраксии. Клини­ческая картина у таких детей исчерпывалась явлениями эмоционально-воле­вой незрелости, повышенной внушаемости и стойким преобладанием игро­вых интересов в мотивационной сфере. Это согласовывалось с известными клиническими характеристиками этого синдрома (Сухарева Г. Е., 1965, Юрко­ва И. А., 1971). У таких детей обычно сохранялись высокие адаптивные спо­собности и интактные интеллектуально-мнестические функции.

Примеры

Сергей Л., 6 лет. Диагноз: парциальное первичное недоразвитие речи по типу артикуляционной диспраксии дисфонологического типа, конституцио­нального генеза. Синдром простого неосложненного психического инфан­тилизма. Социально-психологическая дезадаптация легкой степени.

Причиной обращения явились недостатки произношения звуков Р, Л, и Ш.

Исследование речевых функций выявило следующее: Р и Л изолированно и во всех позициях в слове заменялись на полумягкое Л, а Ш — на С. Лексико-грамматические характеристики речи соответствовали возрастной норме.

Из анамнеза. Наследственность речевой патологией не отягощена. Аку­шерский анамнез, раннее речевое и психомоторное развитие— без осо­бенностей. Неврологически: без очаговой симптоматики. Исследование орального праксиса выявило затруднения при воспроизведении и удержа­нии заданных поз языка. Выполнение некоторых движений сопровожда­лось синкинезиями. Объем движений языка и губ не был ограничен.

Психический статус: мальчик легко вступает в контакт. Речевая активность высокая. В речи пользуется развернутыми 4-5-словными фразами. Эмоцио­нальные реакции живые, яркие, но недостаточно дифференцированные. В поведении чрезмерно непосредственен. В повседневных бытовых ситуа­циях недостаточно самостоятелен, выражена ориентация на взрослого. Интеллектуально-мнестическая сфера без особенностей.

 

Значительно чаще (в нашей группе — в 90% случаев) у детей с ТНР встре­чался осложненный психический инфантилизм (Сухарева Г. Е., 1965, Кова­лев В. В., 1985). Выделение данной разновидности синдрома эмоционально-волевой и личностной незрелости опирается на несколько критериев: на патогенетический, синдромологический и структурно-функциональный. Па­тогенетически основное отличие осложненного инфантилизма от его неослож­ненного аналога заключается в резидуально-органической природеданного дизонтогенетического симптомокомплекса. Неосложненный же инфантилизм чаще является конституциональным по происхождению (Лебединская К. С, 1980). Клинически осложненный инфантилизм отличается полиморфизмом психопатологической симптоматики, включающей психоорганический синдром и интеллектуально-мнестические нарушения. Структурно-функциональные особенности этого синдрома заключаются в сочетании явлений незрелости и выпадения функций, структурных и функциональных нарушений, в наличии признаков асинхронии психического развития.

Наряду с вышеописанными типовыми проявлениями психического инфан­тилизма, общими для разных клинических групп детей, мы наблюдали и неко­торые особенности, присущие изучаемому контингенту. В частности, детям с HP свойственна достаточная живость эмоциональных реакций, отличающая их по этому параметру, например, от детей с дислексией и детей со смешанной задержкой психического развития. Чем избирательнее и чище была клиника HP, тем заметнее было данное отличие. В части случаев доминировал несколько повышенный фон настроения, что нередко маскировало бедность эмоцио­нального реагирования. Недостаток дифферснцированности эмоциональных реакций был выражен прямо пропорционально массивности психоорганичес­кой симптоматики. Лонгитюдные наблюдения показали, что состояние двух указанных параметров эмоциональной сферы является важным прогностичес­ким показателем. Регресс речевых нарушений наступал тем быстрее и полнее, чем живее и богаче было у ребенка эмоциональное поведение.

Как уже отмечалось выше, характерной особенностью осложненного пси­хического инфантилизма является то, что у детей в таких случаях практически всегда обнаруживается психоорганический синдром и симптомокомплекс интел-лектуально-мнестической недостаточности. Степень выраженности и их качест­венные особенности придают определеное своеобразие картине психического дизонтогенеза. Это получило отражение в известной типологии клинических форм осложненного психического инфантилизма, включающей церебра-стеническую, невропатоподобную и органическую его разновидности (Сухаре­ва Г. Е., 1965, Ковалев В. В., 1983). В связи с этим нам представляется более уместным сначала охарактеризовать два вышеназванных симптомокомплек­са, а затем описать варианты инфантилизма.

 

Психоорганический синдром

Данное клиническое понятие используется для обозначения психических нарушений, обусловленных органическим поражением головного мозга, как рано приобретенных (в перинатальном или раннем постнатальном периодах), так и возникших в более позднем периоде детства (дошкольном или школьном возрасте) или в зрелом возрасте (Руководство по психиатрии, 1983, Кова­лев В. В., 1985). В русскоязычной литературе психоорганические синдромы у детей и взрослых терминологически одинаковы, хотя их клинические прояв­ления и патогенез существенно отличаются друг от друга. На наш взгляд, пра­вомерно, как это делал R. Lempp (1964), использовать для разграничения этих состояний разные обозначения: «ранний детский психоорганический синдром» и поздние психоорганические синдромы (постэнцефалитический, посттрав­матический и эндокринный). Ранний психоорганический синдром по своей симптоматике фактически отождествляется с так называемыми «резидуально-органическими нервно-психическими расстройствами» (Ковалев В. В., 1979) или с «резидуальными энцефалопатиями» у детей (Мнухин С. С, 1968). Наи­более удачная, с нашей точки зрения, классификация детских психооргани­ческих симптомов и синдромов принадлежит G. Gollnitz (1962, 1974). Автор описывает 3 группы симптомов, составляющих ранний детский психооргани­ческий синдром, который в терминологии автора именуется как «хронический церебрально-органический осевой психосиндром». Каждая из групп фактичес­ки может рассматриваться в качестве разновидности этого синдрома.

1. Неспецифические вегетативные симптомы (что, по В. В. Ковалеву, соот­ветствует «невропатоподобному варианту психоорганического синдрома»): а) вегетативная лабильность, б) нарушение гомеостазиса, в) психомоторное беспокойство.

2. Специфические органические мозговые симптомы («психоорганический
синдром с нарушениями эмоционально-волевых свойств», по В. В. Ковалеву): а) повышенная утомляемость, б) слабость концентрации внимания, в) неустой­чивость поведения, г) огрубление аффектов, д) застойные аффекты, е) тенден­ции к агрессивным разрядам и агрессии, ж) слабость (или избыточность) по­буждений, з) брадипсихия и) снижение избирательности информационногопоиска и способности к дифференциации существенного от несущественного (дифференциация «фигура-фон»).

3. Локальный мозговой колорит (церебрально-локальный психосиндром по Н. Stutte (I960): а) лобный синдром, б) моторная алалия, в) дислексия, г) дис-графия, д) органический аутизм.

У наших испытуемых неспецифические вегетативные симптомы, наблюдаю­щиеся обычно в рамках невропатического синдрома, в раннем возрасте встреча­лись в 25% случаев. В дошкольном возрасте в единичных случаях сохранялись отдельные проявления вегетативной нестабильности, дисфагические или диспептические явления. Специфическая органическая симптоматика в том или ином варианте обнаруживалась у большинства детей с ТНР. Наиболее ча­сто встречались церебрастенический и гипердинамический синдромы. Про­являлось это в виде повышенной утомляемости и снижении умственной рабо­тоспособности, степень выраженности которых периодически колебалась в значительных пределах. Среди наблюдавшихся нами детей тяжесть этих нару­шений варьировала в широком диапазоне: от легких проявлений, становив­шихся заметными лишь при повышенной нагрузке, до тяжелой церебральной астении. Расстройства произвольной концентрации внимания и гипердина­мический синдром прямо зависели у большинства детей от выраженности це-ребрастении: по мере нарастания утомления нарастали и отвлекаемость, рас­сеянность и двигательная расторможенность. При этом обычно ухудшалось и качество речевой продукции. Более грубая симптоматика в виде аффективной неустойчивости, взрывчатости, брадипсихии наблюдалась сравнительно ред­ко, обычно у так называемых «микстов» — детей с осложненным ПНР, или у детей с вторичным недоразвитием речи, обусловленным умственной отстало­стью. Наличие подобной симптоматики, как правило, ухудшало прогноз: ком­пенсация речевых нарушений в таких случаях проходила медленно и несовер­шенно.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.