Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В) Познавательная активность





Познавательная или исследовательская активность, с одной стороны, это раннее проявление познавательной мотивации. С другой — она создает младенцу оптимальные условия для познания окружающего его мира и утоления сенсорного голода, то есть поддержания адекватного уровня сенсорной стимуляции. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что сенсорная стимуляция церебральных центров способствует созреванию нейронов и миелинизации проводящих путей.

В раннем возрасте познавательная активность проявляется в длительности непрерывной фиксации взора на заинтересовавшем ребенка объекте. Иначе говоря, устойчивость непроизвольного внимания в этот период — показатель познавательного потенциала младенца и прогностически значимый признак для интеллектуального развития в дошкольном и младшем школь­ном возрасте.

Другое проявление исследовательского поведения — предметно-манипуля-тивная игра, преобладающая из форм активности на первом году жизни. Младенец разглядывает, ощупывает предметы, тянет их в рот, кидает их. Примерно к 7—8 месяцам у него складываются элементарные формы представлений — так называемая «константность представления о предмете». Он продолжает помнить о существовании предмета некоторое время после исчезновения его из поля своего зрения. Отыскивает игрушку, спрятанную на его глазах. Мир, окружающий ребенка, становится более предсказуемым и структурированным. Константность представления о предметах является предпосылкой для образования смысловой связи между их наименованием, услышанным от взрослых, и соответствующими образами, то есть основой для формирования пассивного словаря.



 

Показатели психической зрелости на втором году жизни

А) Коммуникативное поведение

На втором году жизни общение ребенка приобретает более содержательный в деловом отношении характер: появляется ситуативно-деловая, в терминологии М. И. Лисиной, форма общения, которую, с нашей точки зрения, уместнее было бы назвать «личностно-деловой». Совместная деятельность с эмоционально близким взрослым становится более разнообразной, содержательной и индивидуализированной. Однако при этом сохраняется высокая значимость ситуативно-личностной (непосредственно эмоциональной) формы общения. Диалог со взрослым носит отчетливо реципрокный (взаимововлеченный, согласованный) характер. Процесс взаимодействия со значимым взрослым (творческая игра или совместное конструирование) ребенок сопровождает короткими коммуникативными эпизодами (или коммуникативными циклами, в терминологии западных авторов). Инициируя общение (вербальное или невербальное), он на короткое время открывает (взгляд в глаза, затем на игрушку, словесная реплика или вокализация) и закрывает эти циклы (возвращается к совместной или индивидуальной практической деятельности). По данным психологов, количество этих циклов на протяжении завершенного в смысловом отношении эпизода игры или совместной деятельности меняется с возрастом: 10—15 циклов к 12—16 месяцам, 20—30 циклов — к 2 годам. Обще­ние со сверстниками эмоционально окрашено положительно, но еще мало­продуктивно и весьма формально.

Б) Эмоциональное поведение

На втором году жизни у здорового ребенка преобладает эмоционально положительный фон настроения. Однако он весьма непостоянен и легко может смениться на противоположный, если для этого есть причины. При нормализации ситуации настроение также быстро нормализуется. Значительно расширяется репертуар эмоциональных реакций на события, происходящие в жизни ребенка.

В) Познавательная сфера

На втором году жизни познавательное развитие происходит преимущественно в сфере предметной деятельности. Ребенок осваивает элементарные стратегии продуктивной, целенаправленной деятельности, построенные на основе универсального алгоритма, описанного еще Дж. Миллером, Ю. Галантером и К. Прибрамом, а позднее, с нейропсихологических позиций, А. Р. Лурия. В структуре деятельности малыша появляется еще незрелая ориентировочная фаза действия и элементарные формы самоконтроля. Основная стратегия продуктивной деятельности — стратегия проб и ошибок. Развивается наглядно-действенное мышление, появляется ориентация на них в практической деятельности.

Г) Игровая деятельность

Игра как ведущий тип деятельности становится в этом возрасте весьма информативным показателем развития игрового поведения, фантазии, воображения, но и познавательных способностей тоже. С первых месяцев второго года жизни можно обнаружить развитие двух видов игровой деятельности: а) символическую игру и б) предметно-практическую игру. В современной западной психологии начало развития символической игры относят к возрасту 1 год 3 месяца— 1 год 4 месяца. Ее основные проявления — действия «понарошку» с предметом (бытовым или его игрушечным аналогом) или без него. Средством сим­волизации в этом случае становится характер действия, совершаемого ребенком, имитирующего функционально адекватное действие взрослых. Можно выделить 3 этапа в процессе развития этого вида игры: сначала, например, малыш пустой ложкой как бы ест сам, на следующем этапе кормит кого-то из взрослых, на третьем этапе — куклу или игрушечную зверушку. Последнее — это одновременно начало развития элементарных форм сюжетной игры (обыч­но во второй половине 3-го года жизни).

В предметно-практической игре ребенок овладевает функционально адекватными действиями с бытовыми или игровыми предметами. В процессе этого вида деятельности формируются бытовые или конструктивные навыки. В методической литературе по дошкольной педагогике этот вид игры называ­ется предметно-отобразительной игрой.

 

Показатели психической зрелости на третьем году жизни

А) Коммуникативное поведение

На третьем году жизни сохраняется как ведущее ситуативное личностно-деловое общение. Однако ближе ко второму полугодию оно начинает окрашиваться проявлениями кризиса 3 лет: чертами упрямства, противоборства с близкими взрослыми.

В конце данного возрастного периода начинают формироваться партнерские отношения со сверстниками. Общение с ними приобретает более продуктивный и содержательный характер. Этому способствует созревание способности к взаимодействию и сотрудничеству в совместной игре. Значительно шире в общении между детьми используются речевые средства, такие как диалог или полилог (диалог более чем двух детей).

Б) Эмоциональное поведение

На третьем году жизни меняется рисунок эмоционального поведения. Доминирующий эмоциональный тон начинает существенно зависеть от социальной и коммуникативной ситуации. Появляется способность скрывать истинные чувства и переживания и демонстрировать те, которые желательны, исходя из ситуации (притворяться, хитрить, демонстрировать ложные эмоциональные состояния). Эпизодически ребенок проявляет агрессивные чувства (преимущественно в вербальной форме) по отношению к родителям. Кризис самоопределения (формирование психической Я-концепции) усиливает эмоциональную неустойчивость. Одновременно растет степень дифференцирован-ности эмоциональных реакций.

В) Познавательная сфера

Развитие наглядно-действенного мышления или т. н. «сенсомоторного интеллекта» (по Ж. Пиаже) на третьем году достигает значительной степени зрелости. Ребенок овладевает основными сенсорными эталонами формы, цвета и размера, использует их в практический деятельности.

Стратегические возможности решения проблем совершенствуются. Выполняя большинство конструктивных заданий (имеется в виду репродуктивное, проблемное конструирование) методом проб и ошибок, ребенок к концу этого периода начинает осваивать азы приемов зрительного сопоставления сенсорных характеристик и мысленного оперирования ими.

Г) Игровая деятельность

На третьем году жизни, во второй его половине, отдельные действия с кук­лами, характерные для символической игры (имитационные бытовые действия «понарошку»), перерастают в сюжетные игровые действия. Ребенок воспроизводит фрагменты сюжетных игровых действий преимущественно бытового характера: укладывает куклу спать, умывает и кормит ее, используя предметы-заместители, нагружает и разгружает автомобиль и т. п. В этом возрасте для детских игр характерна неполнота развертывания сюжета: большинство из них одноактны и не собраны в последовательность логически организованных игровых действий, воспроизводящих целостные бытовые сценарии. Предметно-практическая игра со строительным материалом, дидактическими игрушками (пирамидками, формочками-вкладышами, мозаикой и др.) становится более целенаправленной, разнообразной и продуктивной.

Признаки риска
Первый год жизни
A) Коммуникативное поведение: Дефицит или отсутствие «реакции оживления» после 3 мес. Пассивность/недифференцированная реакция на близких /чужих после 8 мес. Или паническая реакция на чужих. Избегание глазного контакта, позы принятия. Позднее появление лепета (раннего — после 5 мес, позднего — после 7-8 мес).
Б) Эмоциональное поведение: Пассивность, нерадостное настроение, монотонный плач, дистимическии или депрессивный фон настроения, невропатические проявления. Бедный репертуар эмоциональных реакций.
В) Познавательная сфера: Отсутствие интереса к игрушкам. Не отыскивает спрятанную на его глазах игрушку (после 7 мес.). Нет фиксации взора на яркой игрушке. Нет прослеживающих движений взора за ярким предметом. Неустойчивая, кратковременная фиксация зрительного внимания.
Второй год жизни
А) Коммуникативное поведение: Низкая коммуникативная активность. Отсутствие или слабая выраженность реципрокности в диалоге. Избегание диалога или формальность в диалоге.
Б) Эмоциональное поведение: Пассивность, нерадостное настроение, монотонный плач. Дистимическии или депрессивный фон настроения. Невропатические проявления Тревожная привязанность к родителям. Однообразные, стереотипные эмоциональные реакции.
В) Познавательная сфера: Преобладание элементарных форм исследовательского поведения (ротовое исследование). Хаотический характер проб и ошибок. Нефункциональность предметных действий. Отсутствие ориентации на цвет и форму в практической деятельности.
Г) Игровая деятельность: Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры после 1,5 лет. Неспособность самостоятельно организовать игровую деятельность без помощи взрослого. Третий год жизни
А) Коммуникативное поведение: Боязнь и избегание сверстников. Отсутствие партнерских отношений. Чрезмерная автономность поведения по отношению к родителям. Низкая коммуникативная активность.
Б) Эмоциональное поведение: Пассивность, нерадостное настроение. Дистимический или депрессивный фон настроения. Невропатические проявления. Однообразные, стереотипные эмоциональные реакции. Эмоциональная отгороженность или неадекватность эмоциональных реакций. Симбиотическая привязанность по отношению к родителям: ребенок требует постоянной физической близости родителей.
В) Познавательная сфера: Преобладание элементарных форм исследовательского поведения (ротовое исследование). Хаотический характер проб и ошибок. Нефункциональность предметных действий. Отсутствие каракульного рисунка.
Г) Игровая деятельность: Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры. Низкая игровая активность. Стереотипность игровых действий в предметно-практической игре.

 

Приложение 3







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.