Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАНДАРТИЗОВАННАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ (СМИНЧ)





Данная методика позволяет оценить навык чтения не только качествен­но, но и количественно. Это необходимо для дифференциальной диагностики избирательных, специфических нарушений усвоения чтения (то есть дислексии) и неспецифических затруднений разной этиологии (при недоразвитии устной речи, при умственной отсталости, при неправильной методике обучения и т. п.). Ее целесообразно использовать при исследовании детей со 2-го по 6-й класс.

При исследовании желательно, чтобы ребенок не видел, что фиксируется скорость чтения. После того как он прочитал заголовок, включается секундо­мер. Регистрируется число правильно прочитанных слов за первую минуту. Если ребенок самостоятельно исправил ошибку, слово считается прочитанным правильно. Всем детям предлагается прочесть тексты I и II. После прочтения каждого текста проверяется понимание прочитанного.

Коэффициент техники чтения (КТЧ1 и КТЧ2) находят в таблице на пере­сечении строки, соответствуюшей числу правильно прочитанных слов и столбца, соответствующего классу и номеру текста.

Текст I

Как я ловил раков слов
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился,был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку е дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому... Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не Бидел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве. Но некоторые раки были более осторожными. Когда палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору. Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!  

 



Вопросы к тексту I для оценки понимания прочитанного:

1. Сколько ручейков текут в деревне?

2.Кто в них живет?

3.Где мальчики ловят раков?

4.Что мальчики с ними делают?

5.От кого мальчик получил рака?

6.Чего захотелось мальчику?

7.Что есть у раков?

8.Что боялся сделать мальчик?

9.Почему?

10.Что посоветовал ему друг?

Текст II

Неблагодарная ель слов
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые распускались весной на терновнике. Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда ели понравились его синие плоды. Когда ель стала взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом». «И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу обратились все ветви терновника, но ни одна не прикоснулась к ели. И ель росла, росла... Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было уже поздно просить. Все ветки терновника летом повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!» «И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и неблагодарной», — ответил терновник. «Да, неблагодарная гордость не принесет пользу», — заплакала ель. Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.          

Вопросы к тексту II:

1.Где росла ель?

2.Что поражало маленькую ель?

3.Какие отношения у нее были с терновником?

4.Что ели понравилось осенью?

5.Что сказали птицы?

6.Что сказала ель терновнику?

7.Что терновник ей ответил?

8.Что потом сделал терновник?

9.Что сделалось с ветвями терновника? 10. Что происходило с елью?

При хорошем понимании текста ребенок должен правильно ответить не ме­нее чем на 7 вопросов из 10 (при условии, что прочитано в I тексте не менее 98 слов, а во II — не менее 127 слов).

 

Приложение 4

МЕТОДИКА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ

ДИСЛЕКСИИ (МРВД)

 

Данную методику целесообразно использовать в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помошыо МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5—8 мин. Методика доступна широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансеризации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, логопеды).

Описание методики и правила оценки выполнения заданий.

I. «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» при недостаточном понимании временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса — 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос — 2 балла; 3) не ответил ни на один вопрос — 3 балла.

II. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно также». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

· простые ритмы —!! !, ! !!, !! !!, !! !!, ! !!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

· сложные ритмы —!!! !!, ! !! !!, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнены только про­стые ритмы — 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания — 3 балла.

III. Тест «Кулак — ребро — ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок так же, как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это

ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й де­монстрации — 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после 2 демонстра­ций или после 3 демонстраций с 1-й попытки — 2 балла; 3) правильное вос­произведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток — 3 балла.

IV. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно втаком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времениназывает ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизве­дении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведениипереходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментаторфиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. Послеэтого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, иты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1—2, то ты должен сказать 2—1». Приэтом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговымрезультатом выполнения всего задания является сумма предварительных оце­нок за первую и вторую половины задания.

 

Цифровые ряды

Прямой счет:

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

 

Обратный счет:

№ 2 2-5 6-3

№ 3 5-7-4 2-5-9

№ 4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: 1) итоговый результат больше 6—0 баллов; 2) итоговый результат равен 6—2 балла; 3) итоговый результат меньше 6—3 балла.

V. Ориентировка «право — лево»:

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка: 1) выполнены оба задания — 0 баллов; 2) выполнена только про­стая ориентировка — 2 балла; 3) ие выполнено ни одного задания — 3 балла.

VI. Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги И. Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, куда один из цыплят заглядывает. На вто­рой картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи, про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черными?»

Оценки выставляют в 2 этапа:

1. Оценивается качество построения рассказа — связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий:

а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей — О баллов;

б) рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) — 2 балла;

в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы — 3 балла;

г) ребенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на кар­тинках — 4 балла.

 

2. Оценивается понимание причинно-следственных связей:

а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) — 0 баллов;

б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводя­щий вопрос: «Что значит черная?» и, если удовлетворительного ответа
не дано, то оценка — 1 балл;

в) объяснения совсем не было — 2 балла.

 

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.

Составление окончательного заключения:

1. При обследовании детей 6,5—7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих 2 выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

При обследовании детей 7,5—8,5 лете выраженной речевой патологией (по­лиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка «право—лево» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, сви­детельствует о предрасположенности к дислексии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексикова Р.А., Бушанская Н.Б. Состояние здоровья детей с расстройствами речи, посе­щающих специальные детские сады и группы //Гигиена и санитария, 1980. № 5. С. 74—75.

2. Аптухова Т. А. Анализ состояния обучения чтению учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Дефектология, 1994. № 5. С. 49—55.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1980.

4. Анохин П. К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.

5. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. С. 399.

6. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999.

7. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М., 1980.

8. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

9. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе// Е. Д. Хомская, Т. В. Ахутина (Ред.). 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докладов. М., 1998. С. 201—208.

10. Ахутина Т. В., Горелов И. И., ЗалевскаяА. А. Исследование речевого мышления в психолин­гвистике. М.: Наука, 1985. С. 237.

11. Бабина Г. В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе //Вопросы логопе­дии. М., 1979. С. 15-27.

12. БейнЭ. С, Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. М.. 1982.

13. Белова-Давид Р. А. Нарушения речи у дошкольников. М., 1969.

14. Белова-Давид Р. А. Нарушения речи у дошкольников. М., 1972.

15. Белыпюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977.

16. Белыпюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопе­дагогической и логопедической практики //Дефектология, 1977. №. 3. С. 3-9.

17. Белыпюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи (к вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) //Вопросы психологии, 1979. №. 4. С. 66-77.

18. Белыпюков В. И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология, 1983. №. 2. С. 28-34.

19. Бернштейн И. А. Физиология движений и активность. М., 1990.

20. Блинков С. М, Глезер И. И. Мозг человека в цифрах и таблицах. М., 1964.

21. Богданов-Березовский М. В. Неговорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. СПб., 1909.

22. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

23. Бодалян Л. О. Детская неврология. М., 1975. С. 415.

24. Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л.: ЛГУ, 1981. С. 197.

25. Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка. СПб.: Изд. С.-Петерб. гос. ун-та., 1998. С. 275.

26. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

27. Брушлинасий А. В. О развитии В. В. Давыдовым своей теории психического развития //Вопр. психологии, 1998. № 5. С. 29-37.

28. Буянов М. И. О динамике пограничных психоневрологических расстройств // Неврозы удетей и подростков (Тез. докл. Всесоюз. конф.), М., 1986. С. 30—34.

29. Вартанян Г. А., Пирогов А. А. Эмоциональный анализатор мозга. СПб.: Наука, 1994. С. 157.

30. Василева И. Ц. Особенности невербального и вербального мышления у подростков с общим недоразвитием речи. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991.

31. Ветер А. Л. Структура психологического синдрома // Вопр. психологии, 1994. № 4. С. 82—92.

32. Венгер А. Л. (Ред.) Психология развития. Словарь//Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под обш. ред. А. В. Петровского, М.: ПЕР-СЭ, 2005. С. 176.

33. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.

34. Венгер Л. А. (Ред.) Генезис сенсорных способностей. М., 1976.

35. Венгер Л. А. (Ред.) Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. М., 1996.

36. Винарскан Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.

37. Винарская Е. Я. Дифференциальная диагностика дизартрии //Журн. невропат, и психиат. им. С. С. Корсакова, 1982. Т. 82. № 8. С. 1166-1170.

38. Винарская Е. И. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

39. Винарская Е.Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-днагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973 (1-е изд.), 1989 (2-е изд.).

40. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. М.: Педагогика, 1990. С. 183.

41. Волков А, М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. М., 1987.

42. Волков П. П. Системный подход в психиатрии. Минск: Вышсйшая школа, 1976.

43. Волкова Г.А., Ярмакович М.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, в условиях дошкольного детского дома // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. С. 3-11.

44. Воловик В. М. Функциональный диагноз в психиатрии и некоторые спорные вопросы психиатрической диагностики // Теоретико-методологические проблемы клинической психоневрологии. Л., 1975. С. 79-89.

45. Воронкова В. В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте //Дефектология. № 1. С. 66-71.

46. Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией //Дефектология, 1993. № 1. С. 47-51.

47. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

48. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч. М., 19S2. Т 1.

49. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. М., 1986. Т. 2.

50. Выготский Л. С. Основы дефектологии// Собр. соч. М., 1983. Т. 5.

51. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр. соч. М., 1984. Т. 4.

52. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр. соч. М., 1984. Т. 6.

53. Выготский Л. С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., 1996. С. 134.

54. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.

55. Гарбузов В. И., Захаров А, И., Исаев Д. И. Неврозы удетей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. С. 368.

56. Гвоздев А. И. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. Л., 1948.

57. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949.

58. Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

59. Гейер Г. А. Современные проблемы шизофрении. М., 1933. С. 106.

60. Глезерман Т. Г., Портнов В. А. О генетических предпосылках некоторых интеллектуальных функций // Вопросы ранней диагностики психических заболеваний (клиника, патогенез и лечение легких форм интеллектуальной недостаточности). Тр. Московского НИИ психи­атрии. Т. 80. Вып. 3. М., 1978. С. 208-224,

61. Глезерман Т. Г. Локальные мозговые дефекты и пограничная умственная отсталость (ней-ропсихологическое и генеалогическое изучение) // Бехтерева Н. П. (Ред.) Современные проблемы клинической физиологии ЦНС. Л.: Медицина, 1981. С. 69-93.

62. Глозман Ж. М. К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии // Проблемы афазии и восстановительного обучения. МГУ, 1975. С. 101 — 114.

63. Горелов И. И. Функциональный базис речи в онтогенезе. Челябинск, 1974.

64. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации удетей с речевой патологией //Дефектология, 1995. №6. С. 7-16.

65. Гриншпун Б. М. Дислалия //Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989. С. 66-102.

66. Гриншпун Б. М., Шаховская С. И. Алалия // Там же. С. 262—308.

67. Гуменная Г. С. Преодоление амнестических явлений удетей с моторной алалией в процессе логопедической работы // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. С. 23—31.

68. Гуровец Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной ала­лией. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974.

69. Гуровец Г. В. Особенности пенхо-речевых расстройте удетей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекиионного воздействия // Расстройства речи и методы их устранения. МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. С. 11-22,

70. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1978. С. 27—37.

71. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.: Медицина, 1980. С. 272.

72. Давидович Л. Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ля­пидевского, С. Н. Шаховской. М., 1975, С. 31—36.

73. Давидович Л. Р. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980.

74. Деглин В. Л. Функциональная асимметрия мозга и гетерогенность мышления или Как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях преходящего угнетения одного полушария // Нейропсихология. М.: Изд-во. Моск. университета, 1995. С. 28—37.

75. Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Решение силлогизмов в условиях преходящей инактивации левого и правого полушарий мозга. // Физиология человека, 1990. № 2. С. 21—28.

76. Дорохова Р.Н., Бахрах И, И. Цит. по: Оценка основных антропометрических данных поло­вого созревания и артериального давления у детей. Методические рекомендации. ЛПМИ, Л., 1984.

77. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995.

78. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.; СПб., 2001.

79. Ейгер Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания. Харьков, 1990.

80. Елисеева М. Б. От 2 до 5: «речь для других» и «речь для себя» (к вопросу об эгоцентрической речи ребенка) // Ребенок как партнер в диалоге. Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып. 2. СПб., 2001. С. 59—76.

81. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.

82. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994.

83. Жукова Я. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

84. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.

85. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

86. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 1—2.

87. Зимняя И. А. Вербальное мышление (психологический аспект) // Исследование речевого мышления. М., 1985.

88. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.; Воронеж, 2001. С. 429.

89. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. М.: Просвещение, 1983. С. 94.

90. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие удетей. Л., 1982.

91. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л.: Медицина, 1984.

92. Исаев Д. И., Каган В. Е. (Ред.). (Сост.: Каган В. Е.. Корнев А. Н., Журавлева И. П., Зелин­ский С. М.. Креславский Е. С, Шац И. К.) Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Методическое пособие. СПб., 1997. С. 74.

93. Исаев Д. П., Ефремов К. Д., Пукшанская С. М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексии и дисграфии//Тез. Первой Всесоюз. конф. по неврологии и психиатрии. М., 1974. С. 120-121.

94. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.

95. Исенина Е. И., Барановская Т. И. Предпосылки базовых качеств матери и их связь с соци­опсихологическими характеристиками будушей матери / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши, — Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.: МПСИ; Во­ронеж: Модек, 2001. С. 14-27.

96. Исенина Е. И., Попцова Е. В., Коротких Т. И. Базовые качества родителей и психическое развитие ребенка // Проблемы детской речи. 1996. С. 7-9.

97. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

98. Карпова С. Я., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово улетен. Изд. МГУ, I97K.

99. Карпова С. //., ТрувеЭ. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов н/Дону: РГУ, 1987.

100. Касевич В. Б. Семантика, Синтаксис. Морфология. М.: Наука, 1988.

101. Каше Г. А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. М., 1957.

102. Каше Г. А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1965.

103. Кириченко Е. И. Недоразвитие речи у детей. М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1977. С. 11.

104. Ковалев В. В. О взаимоотношениях биологического и социального в психиатрии // Методологические вопросы психиатрии. М., 1981. С. 5—11.

105. Ковалев В. В. Онтогенетический аспект проблемы восстановительной терапии и социальной реабилитации психически больных// Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Мат. конф. 23-24 ноября 1982 г. Л.. 1982. С. 40—42.

106. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

107. Ковалев В. В. (Ред.) Биологические и социальные аспекты клиники и патогенеза психических заболеваний. М.: Московский НИИ психиатрии, 1986.

108. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

109. Ковалев В. В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии //Ж, невропат, и психиат. им. С. С. Корсакова, 1970. Вып. 10. С. 1561.

110. Ковалева М. К. Этапы развития биоэлектрической активности головного мозга школьников // Сердюковская Г. Н., Крылов Д. Н., Кляйнпётер У. (Ред.) Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990. С. 93-106.

111. Ковшиков В. А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и с астенической формой олигофрении // XXIII Герценовские чтения. Дефектология. Л., 1970. С. 65—67.

112. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. Л., 1985.

113. Ковшиков В, А., Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР // Мат. науч.-теор. конф., поев. 50-летию Л ГПИ., 1967. С. 157-159

114. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной алалией // Дефектология, 1980. № 2. С. 14-21.

115. Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль факторов среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста// Психогигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г. Н. Сердюков-ской, проф. Г. Гёльнитца. М.: Медицина. 1985. С. 66—91.

116. Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л.: Наука, 1980.

117. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.

118. Корицкая Е. Г., Минашина В. С. // Р. А. Белова-Давид (Ред.) Нарушения речи у дошкольников. М., 1969. С 82-98.

119. Корнев А. Н. О состоянии кратковременной памяти удстей. страдающих дислексией //Ж. невропат, и психиат. им. С. С. Корсакова, 1978. № 10. С. 3.

120. Корнев А. Н. Использование вычислительной техники в детской нейропсихологии // Ж. Высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. С. 1110—1117 (всоавт. с А, И. Молчановым, В. Н. Патрышевым).

121. Корнев А. И. О нейропсихологических механизмах фонологического развития у детей // Мат. Межд. конф. «Ребенок в современном мире». Том 111: «Мир ребенка и его язык». СПб., 1993. С. 22.

122. Корней А. И. О систематике клинических форм недоразвития речи удстей // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. СПб., 1994. С. 135—145.

123. Корнев А. И. О нейропсихологических механизмах фонологических нарушений при моторной алалии // Сб. тез. конф. «Дефектология: современные проблемы обучения и вос­питания». СПб.. 1994. С. 81-83.

124. Корнев А. Н. Опыт структурного анализа функциональной системы речи при се недоразвитии у детей// Мат. межвуз. конф. «Проблемы детской речи». СПб., 1994. С. 35—36.

125. Корнев А. II. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб., 1994. С. 3—12.

126. Королева И. В., Люблинская И. В.. Корнев А. N.. Ягунова Е. В. Восприятие зашумленных слов удстей в возрасте 4—7 лет в норме и при нарушениях экспрессивной речи центральной этиологии//Сенсорные системы. 1998. № 3. С. 271-281.

127. Корнев А. И. О влиянии фактора половой принадлежности на распространенность и клиническую симптоматику некоторых форм резидуально-органических поражений головного мозга у детей // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. ЛПМИ, 1986. С. 69-73.

128. Корнев А. Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей // Л. И. Вассерман. С. А. Дорофеева. Я. А. Меерсон Методы нейропсихологической диагностики. СПб, 1997. С. 232-275.

129. Корнев А. Н. Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей // Новости оториноля-рингологии и логопатологии (приложение № I, 1999). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. СПб., 1999. С. 57-63.

130. Корнев А. И. Ранние проявления речевого дизонтогенеза у детей // Новости оториноля-рингологми и логопатологии (приложение № 2, 2000). Расстройства речи. Мультидисцип-линарный подход к изучению, диагностике и коррекции. Материалы конф. «Реабилитация пациентов с расстройствами речи», СПб., 2000. С. 201-210.

131. Корнев А. И., Молчанов А. И. Нейропсихологические аспекты полового диморфизма у детей со спастическими ге ми парезам и// Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Л., 1990. С. 75-81.

132. Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать: Методи-ческоен пособие. СПб.: Паритет, 2001.

133. Королева И. В., Корнев А. И., Люблинская И. В., Ягунова Е. В. Восприятие зашумленных слов удстей в возрасте 4—7 лет в норме и при нарушениях экспрессивной речи центральной этиологии//Сенсорные системы. 1998. N° 3. С. 271-281.

134. Коробейников И. А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития удстей //Дефектология, 1995. N° 6. С. 3-7.

135. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002. С. 191.

136. Крафт А., Лэидрет Г. Родители как психотерапевты. М., 2000. 196 с.

137. Кроткова Л. А., Сопкова В. В. Состояние грамматических навыков учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи первого года обучения // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. С. 51—59.

138. Кубрякова Е. С. (Ред.) Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.

139. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. Л., 1988.

140. Лебединская К. С. Психические нарушения удстей с патологией темпа полового созревания. М., 1969. С. 156.

141. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журн. невропат, и психиат. им. С. С. Корсакова, 1980. № 3. С. 407-412.

142. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С.Лебединской. М., 1982. С. 5-21.

143. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

144. Левина Р. Е. Опыт изучения негоиоряших детей (алаликов). М., 1951.

145. Левина Р. Е. (Ред.) Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М.: Просвещение, 1965. С. 164.

146. Левина Р. Е. (Ред.) Основы теории и практики логопедии. М, 1968.

147. Леонов А. В. О дифференцированном подходе к работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи //Дефектология, 1990. № 3. С. 49-51.

148. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

149. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М, 1997.

150. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

151. Леонтьев А. Н, Избранные психологические произведения. М, 1983. Т. 1-2.

152. Лепская И. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.

153. Лехте В. О симптоматических нарушениях речи //Дефектология, 1990. № 6. С. 57—62.

154. Лисина М. И. (Ред.) Общение и речь: развитие речи удстей в общении со взрослыми. М., 1985.

155. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

156. Логопедия/ Ред. Л. С. Волкова. С. Н. Шаховская. М., 1999.

157. Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения //Дефектология, 1986. № 2. С. 64-70.

158. Лопатина Л. В. Количественная характеристика нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией //Мат. межвуз. конф. «Проблемы детской речи — 1996». СПб., 1996. С. 32-34.

159. Лубовский В. И. Психологические проблемыдиагностики аномального развития детей. М.:Педагогика, 1989.

160. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

161. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973.

162. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

163. Лурия А. Р. Язык и сознание. МГУ, 1979.

164. Лурия А. Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических сис­тем // Семантическая структура слова. М., 1971. С. 27-62.

165. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. М., 1956.

166. Ляпидевский С. С. (Ред.) Расстройства речи у детей и подростков. М.: Медицина, 1969. С. 286,

167. Максимова М. В. Оценка основных антропометрических данных полового созревания и артериального давления удетей: Методические рекомендации. Л.: ЛЛМИ, 1984.

168. Малых С. Б., Егорова М. С, Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М., 1998. С. 740.

169. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи удетей с задержкой психического развития //Дефектология, 1990. № 6. С. 10-18.

170. Маргулис М. С. К вопросу о церебральных дизартриях // Ж, невропат. И психиат. им.С. С. Корсакова, 1926. № 3.

171. Маринчева Г. С, Глезерман Т. Б. Новые подходы к проблеме патогенеза и дифференциации умственной отсталости у детей // Биологические и социальные аспекты клиники и патогенеза психических заболеваний: Сб. науч. тр. Московского НИИ психиатрии. М., 1986. С. 102-111.

172. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологпческая диагностика). М., 1993.

173. Мартынова Р. И. К вопросу о психическом развитии детей с моторной алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973. С. 65-74.

174. Мастюкова Е. М. О расстройстве памяти удетей с недоразвитием речи //Дефектология, 1972. №5. С. 12-18.

175. Мастюкова Е. М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектоло­гия, 1979. № 2.

176. Мастюкова Е. М. Дизартрия // Волкова Л. С. Шаховская С. Н. (Ред.) Логопедия. Di. S.
М., 1999. С. 156-196.

177. Мастюкова Е. М., Ипполшпова М. В. Нарушение речи удетей с церебральным параличом М., 1985.

178. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.: Медицина, 1987.

179. Мациевская-Гуровец Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии // Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967. Вып. 3. С, 47-59.

180. Мелехов Д. Е. //Тр. Центр, ин-та психиатрии МЗ РСФСР, 1947. Т. 3. С. 345.

181. Мелехова Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии//Уч. зап. МГПИ им. В. И.Ленина, 1964. Вып. 219. С. 23-28.

182. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.; Воронеж, 1998.

183. Микадзе Ю. В., Корсакова И. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

184. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1994.

185. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. ВОЗ, Женева.

186. Мнухин С.С. О резидуальных нервно-психических расстройствах удетей // Резидуальные нервно-психические расстройства удстей / Под ред. С, С. Мнухина. Л., 1968. С. 5—22.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.