Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Антйештхи-крийа – погребальная церемония.





Это последняя самскара, которая в последний раз очистит человека через его тело. Этот обряд проводят для того, чтобы душа отрешилась от своего тела и не приняла форму привидения, а также для того, чтобы подготовить лучшее назначение для отошедшей души. Это кармический обряд – настолько, что описание его полностью отсутствует в вайшнавских шастрах. То есть этот ритуал не является одной из вайшнавских самскар.

Преданные не отождествляют себя с телом, и Шрила Прабхупада говорит, что если в течение всей жизни они просто повторяют 16 кругов, следуют регулирующим принципам и искренне практикуют садхана-бхакти, они возвращаются в духовный мир, даже если они не достигли совершенства. Кришна Сам проявляется на лотосе их сердца в момент смерти и забирает их к Себе. Или же, если у преданного остались какие-то слабости, которые не давали ему возможности следовать своим обетам, он получит возможность продолжить преданное служение в следующей жизни.

В одном из писем Шрила Прабхупада пишет о похоронах для преданного: “Просто устройте встречу, посвященную соболезнованию по поводу его ухода и молитесь о его душе Кришне, чтобы Он предоставил ей хорошую возможность для совершенствования в сознании Кришны. Кришна, несомненно, выделит ему хорошее место для следующего рождения... Но мы также выражаем свою скорбь по поводу разлуки с Вайшнавом... Через три дня после его ухода нужно провести церемонию, во время которой отошедшему и всем собравшимся вайшнавам предлагают прасад. Таков порядок”.

Обряды примерно одинаковые, в зависимости от времени, места и обстоятельств (кала, деша, патра). Тело следует омыть, одеть в вайшнавскую одежду, украсить тилакой и цветочной гирляной, предложенной Божествам, написать на теле имя Господа, а лоб смазать сандаловой пастой. В рот или на рот ушедшего кладут листок туласи. Если есть возможность достать священную воду (Ганги, Ямуны, Радха-кунды и т.п), тело можно окропить этой водой. Покрыв тело харинама-чадаром, тело следует отвезти в крематорий. Если в вашем городе или поблизости нет крематория, то тело можно просто захоронить – листья туласи и святые имена Господа сделают это место неотличным от Вриндавана.



Не следует проводить кремацию в Экадаши или в Маха-двадаши (по необходимости отложите ее на следующий день). Кремация должна проходить в дневные часы, пока светло. В день кремации нужно провести заключительную церемонию в ритуальной комнате, во время которой читаются писания для членов семьи ушедшего и друзей и исполняется негромкий киртан.

Не позже, чем через год после ухода преданного, его прах следует отвезти в Индию и бросить в священную реку, такую как Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада или Кавери. Большинство вайшнавов берут пепел с собой, когда едут в Маяпур или во Вриндаван, чтобы там у Кеши-гхата бросить его в Ямуну. Перед этим необходимо смешать прах покойного с панча-гавйей и землей с берега священной реки так, чтобы сформировать однородный шар. Или же преданные просто передают прах во Вриндаване местным брахманам, которые за пожертвование проведут эти заключительные ритуалы.

На третий день после ухода вайшнава необходимо от его имени предложить пир Божествам и затем накормить преданных и членов семьи ушедшего.

Другие церемонии.

В нашей жизни может быть множество других важных, с обыденной точки зрения, событий: дни рождения, ухода родственников, въезд в новый дом, офис, успешная сдача экзаменов, основание новой фирмы, какие-то семейные праздники. В мирской жизни эти события являются поводом для чувственных удовольствий: собраться, что-нибудь съесть, выпить и т.д. Для преданных эти события становятся поводом для того, чтобы собраться и провести вместе время в киртане и обсуждении повествований о Кришне. Основные принципы того, как отмечаются такие события, те же: жертвоприношение (киртан, огненное жертвоприношение и т.д.), благотворительность (пожертвование, пир для преданных и т.д.) и аскеза (пост, дополнительные круги и т.д.). Все это должно организовываться и проводиться «виновником» события.

Например, во время поминальных обрядов Божествам предлагается пир от имени ушедшего, а затем на отдельной тарелочке немного махапрасада предлагается его изображению (после этого остатки пищи можно закопать). Или во время дня рождения именинник должен лично служить всем преданным и раздавать им прасад и подарки (а не сидеть и ждать подарков, как это принято в современном обществе). Если вы въезжаете в новый дом или офис, то можно окропить его стены чаранамритой под звуки киртана или чтения Брахма-самхиты. Если проводятся огненные жертвоприношения, то призываются следующие Божества Огня: балада – для здоровья ребенка, павака – по случаю въезда в новый дом,мангала – для остальных благоприятствующих церемоний. В этом случае можно просто провести стандартные начальные и заключительные ритуалы жертвоприношения, устроить киртан, попросить преданных дать свои благословения и накормить всех пиром.

Задание 40. Что такое самскары и как они действуют?

Задание 41. Какова роль самскар в жизни преданного?

Задание 42. Каковы три основных компонента церемонии самскары или другого знаменательного события? Как практически преданные могут соблюдать их?

Задание 43. Что такое огненное жертвоприношение, и каково его значение?

Ванапрастха и санньяса: отход от дел и полное отречение.

Что такое ванапрастха.

«Ванапрастха» буквально означает «жизнь в лесу», и из всех лесов самый лучший – это Вриндаван. Поэтому принять ванапрастху означает оставить мирские хлопоты и поселиться в месте, где все посвящено служению Господу Кришне и прославлению Его святого имени. Это может быть святая дхама, храм, небольшой ашрам или, наконец, отдельная комната или «угол» в своем доме, свободный от влияния семейной и социальной жизни, мирских разговоров и суеты, где человек может 100% своего времени посвятить преданному служению Кришне.

Жизнь коротка, и время летит очень быстро. Обычно годам к 50-55 требования чувств начинают ослабевать, и для тех, кто был привязан к семейной жизни, она начинает терять свою привлекательность. Все в материальном мире рано или поздно надоедает. Как правило, к этому времени дети уже становятся взрослыми и способны сами позаботиться и о себе, и о своей матери, но по привычке родственники будут продолжать требовать к себе внимания. Грихастха-парамахамса, уже достигший освобождения, примет ванапрастху, чтобы показать пример. Продвинутый преданный-грихастха, который всю жизнь внешне добросовестно исполнял свои семейные обязанности, но внутри старался все время думать о Кришне, воспевая Его святые имена, почувствует, что всех семейных обязанностей все равно не переделать. Понимая, что предстоит последний экзамен, он оставит семейные дела, чтобы покончить с остатками иллюзии, что от него в этом мире что-то зависит. Для него это будет облегчением: наконец то можно посвятить свой ум, тело и речь целиком Кришне. Преданного же, который до сих пор делил свое сердце между Кришной и майей, ждет пора разочарований в материальной жизни, которая, при благоприятном общении, подтолкнет его встать на путь отречения.

В рамках материальной варнашрамы ванапрастху принимают лишь кшатрии и брахманы. Для членов других варн такое отречение было бы искусственным. Брахманы могли принять ванапрастху и практиковать аскезы благодаря силе знания, а кшатрии – силе воли. Как мы уже обсуждали, преданные находятся на уровне более высоком, чем брахманы, поэтому для них принятие ванапрастхи является обязательным. Наряду с этим мы должны побуждать обыкновенных людей, чтобы после ухода на пенсию они не проводили жизнь в бессмысленных занятиях типа дачи, телевизора или чтения пустой литературы, а обратились к поиску истинных ценностей в жизни. Иначе их ждет тоскливая маразматическая старость, где они будут лишь обузой для родственников, для которых они столько сделали, а впереди - безвременная смерть и затем новое рождение, возможно, не в человеческом теле.

Ванапрастху необходимо принимать, пока тело еще достаточно сильно и здорово. Уход «на пенсию» по состоянию здоровья не позволит человеку практиковать аскетичный образ жизни, так как из-за болезней он вынужден будет жить дома и зависеть от членов семьи. Цель ашрама ванапрастхи именно в том, чтобы изменить внешнюю ситуацию на более благоприятную для духовной практики. Но если кому-то здоровье или другие обстоятельства не позволяют этого, преданное служение трансцендентно, и поэтому можно продолжать совершенствоваться в нем в любой ситуации.

Цели принятия ванапрастхи.

Каковы побуждения, подталкивающие преданного принять решение вступить в ашрам ванапрастхи? Во-первых, доставить удовольствие гуру и Кришне. Кришна ждет нас к Себе уже на протяжении многих миллиардов и триллионов лет, и в этом рождении он послал к нам Своего представителя, духовного учителя, чтобы ускорить этот процесс возвращения. Поэтому когда мы, наконец, выруливаем на взлетную полосу и начинаем разбег (с которым можно сравнить ванапрастху), духовный учитель искренне радуется, потому что есть практически все шансы того, что очень скоро мы оторвемся от поверхности земли и навсегда взлетим в духовное небо.

Ашрам ванапрастхи поможет нам сосредоточиться на том, чтобы лучше узнать Кришну и привязаться к нему. Ашрам ванапрастхи поможет развить отрешенность от материального мира, освободиться от оков привязанности к противоположному полу и вообще от всех обозначений в этом мире. Таким образом, преданный может принять 100% прибежище у Господа и так должным образом приготовиться к оставлению тела или принятию полного отречения (формальной или неформальной санньясы или уединенной практики преданного служения).

Ашрам ванапрастхи предоставляет возможность стать активным членом миссии Господа Чайтаньи: большую часть времени, которая уходила на выполнение семейных обязанностей, теперь можно посвятить проповеди и развитию ИСККОН. И, наконец, это будет хорошим примером для окружающих и для младшего поколения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.