Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Познавательная и конструктивная составляющая системного подхода





 

В системном подходе обычно выделяют две стороны: познавательную и конструктивную.

Познавательный подход позволяет объяснить функции выполняемые системой т.е. ее взаимодействие с внешней средой. Функции системы обычно рассматриваются, когда система изучается извне.

Работа и внутреннее устройство системы тесно связаны, поэтому с понятием функции тесно связано другое понятие - структура (см. п. 1.2)

Если понятие ФУНКЦИЯ вводится для объяснения поведения системы извне, то понятие СТРУКТУРА - для объяснения поведения системы изнутри, т.е. описания (определения) ее устройства.

Изучение функций или структуры системы приводит к двум подходам при познании системы:

1. Функциональному.

2. Структурному.

При одновременном анализе устройства системы и ее взаимодействия с внешней средой, могут используются сразу оба вышеназванных подхода. Сочетание структурного и функционального подхода приводит к возникновению структурно-функционального подхода.

Таким образом, познавательный подход в описании систем применяется для изучения уже созданных систем. Прежде всего, естественных, возникших вне человека, и человек с использованием данного подхода объясняет окружающую действительность.

В технических системах, созданных искусственно, т.е. человеком, кроме познавательного важен конструктивный подход, т.е. такой подход, который бы ответил на вопрос как строить такую систему, чтобы она удовлетворяла поставленной цели! и обеспечивала выполнение требуемых от нее функций.



При конструктивном подходе обычно известны требуемые свойства системы, т.е. функции по которым необходимо получить (создать, сконструировать) структуру системы.

Очевидно, что использование познавательного и конструктивного подхода к изучению и построению систем является взаимодополняющим.

Познавательный - обучает проектировщика.

Конструктивный - позволяет ответить на вопрос: как задать цель, под которую нужно построить систему и как построить систему, которая реализует требуемую цель.

Для разработчика системы в основе ее создания лежит некоторая цель. Цель возникает только тогда, когда ставится проблема. Цель обуславливает критерий, который позволяет отобрать из окружающей среды элементы, которые входят в систему. Отсюда возникает несколько субъективный подход к понятию "система". В систему необходимо включать конечное число элементов, которые необходимы для решения поставленной проблемы, т.е. система - есть средство решения проблемы.

Таким образом, конструктивное определение системы будет следующим:

СИСТЕМА есть конечное множество элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствие с конкретной целью в рамках требуемого интервала времени. Выделенная в конструктивном понимании система обладает свойственной только ей структурой. Схема образования структуры системы представляется в виде следующей последовательности (рис. 4.1):

1) Возникает проблемная ситуация, по которой формируется цель.

2) По поставленной цели определяются функции системы (ФС).

3) По функциям строится структура системы.

Структура системы (в философском понимании) может быть: формальной и материальной.

 

Рис. 4.1. Схема образования структуры системы

 

Под формальной структурой понимают совокупность элементов и отношений между ними, необходимых и достаточных для достижения системой заданных целей. Формальная структура существует независимо от нас, т.е. формальная структура является идеальной, и к ней должен стремиться исследователь.

Материальная структура - это реальное выполнение формальной структуры при ее реализации.

При создании технических систем различают два уровня: логический и физический.

Логический уровень- некоторый вариант формальной структуры системы.

Физический уровень - воплощение материальной структуры.

Считается, что одной и той же фиксированной цели системы соответствует одна формальная структура и множество материальных структур (рис. 4.2). Однако, при проектировании технических систем инженер не ограничивается одной формальной структурой, а из предложенных множества структур по некоторым критериям качества выбирается одна наиболее целесообразная (рис. 4.3).

 

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

 

Выделенная в рамках заданной проблемы система взаимодействует с внешней средой. По сути, эти взаимодействия сводятся к двум аспектам: информационному и ресурсному.

Чтобы система была создана- нужна цель (которая выражается в информации). Чтобы система была реализована, нужны ресурсы в виде вещества, энергии, людей, финансов и др.

Поэтому систему можно рассматривать как в информационном, так и в материальном аспектах.

На входе системы задаются цель и ресурсы. На выходе из системы формируются информация о результате функционирования системы и некоторый результат в виде потери ресурсов (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Информационное и ресурсное взаимодействие

системы и внешней среды







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.