|
Познавательная и конструктивная составляющая системного подхода
В системном подходе обычно выделяют две стороны: познавательную и конструктивную. Познавательный подход позволяет объяснить функции выполняемые системой т.е. ее взаимодействие с внешней средой. Функции системы обычно рассматриваются, когда система изучается извне. Работа и внутреннее устройство системы тесно связаны, поэтому с понятием функции тесно связано другое понятие - структура (см. п. 1.2) Если понятие ФУНКЦИЯ вводится для объяснения поведения системы извне, то понятие СТРУКТУРА - для объяснения поведения системы изнутри, т.е. описания (определения) ее устройства. Изучение функций или структуры системы приводит к двум подходам при познании системы: 1. Функциональному. 2. Структурному. При одновременном анализе устройства системы и ее взаимодействия с внешней средой, могут используются сразу оба вышеназванных подхода. Сочетание структурного и функционального подхода приводит к возникновению структурно-функционального подхода. Таким образом, познавательный подход в описании систем применяется для изучения уже созданных систем. Прежде всего, естественных, возникших вне человека, и человек с использованием данного подхода объясняет окружающую действительность. В технических системах, созданных искусственно, т.е. человеком, кроме познавательного важен конструктивный подход, т.е. такой подход, который бы ответил на вопрос как строить такую систему, чтобы она удовлетворяла поставленной цели! и обеспечивала выполнение требуемых от нее функций. При конструктивном подходе обычно известны требуемые свойства системы, т.е. функции по которым необходимо получить (создать, сконструировать) структуру системы. Очевидно, что использование познавательного и конструктивного подхода к изучению и построению систем является взаимодополняющим. Познавательный - обучает проектировщика. Конструктивный - позволяет ответить на вопрос: как задать цель, под которую нужно построить систему и как построить систему, которая реализует требуемую цель. Для разработчика системы в основе ее создания лежит некоторая цель. Цель возникает только тогда, когда ставится проблема. Цель обуславливает критерий, который позволяет отобрать из окружающей среды элементы, которые входят в систему. Отсюда возникает несколько субъективный подход к понятию "система". В систему необходимо включать конечное число элементов, которые необходимы для решения поставленной проблемы, т.е. система - есть средство решения проблемы. Таким образом, конструктивное определение системы будет следующим: СИСТЕМА есть конечное множество элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствие с конкретной целью в рамках требуемого интервала времени. Выделенная в конструктивном понимании система обладает свойственной только ей структурой. Схема образования структуры системы представляется в виде следующей последовательности (рис. 4.1): 1) Возникает проблемная ситуация, по которой формируется цель. 2) По поставленной цели определяются функции системы (ФС). 3) По функциям строится структура системы. Структура системы (в философском понимании) может быть: формальной и материальной.
Рис. 4.1. Схема образования структуры системы
Под формальной структурой понимают совокупность элементов и отношений между ними, необходимых и достаточных для достижения системой заданных целей. Формальная структура существует независимо от нас, т.е. формальная структура является идеальной, и к ней должен стремиться исследователь. Материальная структура - это реальное выполнение формальной структуры при ее реализации. При создании технических систем различают два уровня: логический и физический. Логический уровень - некоторый вариант формальной структуры системы. Физический уровень - воплощение материальной структуры. Считается, что одной и той же фиксированной цели системы соответствует одна формальная структура и множество материальных структур (рис. 4.2). Однако, при проектировании технических систем инженер не ограничивается одной формальной структурой, а из предложенных множества структур по некоторым критериям качества выбирается одна наиболее целесообразная (рис. 4.3).
Рис. 4.2. Рис. 4.3.
Выделенная в рамках заданной проблемы система взаимодействует с внешней средой. По сути, эти взаимодействия сводятся к двум аспектам: информационному и ресурсному. Чтобы система была создана - нужна цель (которая выражается в информации). Чтобы система была реализована, нужны ресурсы в виде вещества, энергии, людей, финансов и др. Поэтому систему можно рассматривать как в информационном, так и в материальном аспектах. На входе системы задаются цель и ресурсы. На выходе из системы формируются информация о результате функционирования системы и некоторый результат в виде потери ресурсов (рис. 4.4). Рис. 4.4. Информационное и ресурсное взаимодействие системы и внешней среды ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|