Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности автомобильного транспорта





 

Как объект управления автомобильный транспорт имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений. Особенности функционирования автомобильного транспорта определяются рядом факторов, которые можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы характеризуют состояние среды, в которой функционирует система автомобильного транспорта. К их числу относятся природно-климатические и экономико-географические условия. Данные факторы с трудом поддаются воздействию и в основном рассматриваются как заданные.

Природно-климатические условия являются объективными факторами, влияющими на организацию работы автомобильного транспорта, выбор типа подвижного состава, проведение технического обслуживания и ремонта, маршрутизацию, организацию труда и отдыха водителей и другого персонала АТП.

Экономико-географические условия влияют на расстояния и себестоимость перевозок, степень загрузки подвижного состава следующего в прямом и обратном направлениях, характер перевозимых грузов, взаимодействие автомобильного и других видов транспорта, выбор подвижного состава и др.

Подвижной состав автомобильного транспорта обслуживает десятки тысяч предприятий и организаций, территориально разобщенных между собой. В осуществлении автомобильных перевозок задействовано значительное количество работающих. Для каждого водителя (или единицы подвижного состава) в течение рабочего дня меняются производственные ситуации, связанные с организацией перевозок грузов, времени их погрузки у грузоотправителей и разгрузки у грузополучателей. Кроме этого постоянно меняются условия движения (наличие осадков, распутицы, тумана, гололеда, пониженные или повышенные температуры окружающего воздуха, состояние дорог и др.).

Внутренние факторы в основном характеризуют особенности отдельных подсистем и элементов автомобильного транспорта. Они в большей степени поддаются видоизменениям и потому имеют важное значение при выработке способов активного воздействия на управляемый объект.

Для анализа внутренних факторов представим производственную систему автомобильного транспорта в виде четырех подсистем: подвижной состав и материально-техническая база; производственный коллектив; экономика и финансы и информационное обеспечение. Каждая из названных подсистем, как объект управления имеет свои особенности, основные из которых будут рассмотрены ниже.

Подвижной состав и материально-техническая база. При управлении этой подсистемой необходимо учитывать характеристики подвижного состава, проходимость, маневренность, степень универсальности, зависимость от факторов внешней среды и др.

Высокая проходимость позволяет автомобилям передвигаться практически во всех климатических зонах и по различным дорогам: в пустынях, горах, лесах и др. Это делает автомобиль незаменимым средством передвижения и доставки грузов при прокладке трубопроводов, железных и автомобильных дорог, строительстве разнообразных объектов, на сельскохозяйственных перевозках и т.д. В каждом из перечисленных выше применении автомобиля возникает определенная специфика в управлении перевозками.

Маневренность автомобиля способствует доставке грузов по принципу "от двери до двери". Этим обеспечивается малая доля перегрузочных операций по сравнению с перевозками другими видами транспорта. Универсальность позволяет перевозить на автомобилях любые грузы, в любом направлении и количествах. Качественные и количественные характеристики грузов, условия их перевозки и сохранности определяют требования к конструкции кузовов. Наличие автомобилей со специализированными кузовами создает дополнительные проблемы в управлении перевозками, так как возрастает число факторов, учитываемых при принятии управленческих решений.

Повышенная опасность автомобиля заключается в его воздействии на экологию окружающей среды (посредством ее загрязнения выбросами отработавших газов, повышением уровня шума и вибраций). Это приводит к большим социальным последствиям использования автомобилей, которые усугубляются еще и дорожно-транспортными происшествиями. Предупреждение и устранение этих нежелательных последствий требуют создания контрольных звеньев в аппарате управления (например, Госавтоинспекции и др.).

Кроме перечисленных выше факторов следует особо отметить то обстоятельство, что эффективная работа автомобиля в большей степени зависит от обеспеченности автомобильными дорогами; наличия топливосмазочных материалов и пунктов их заправки, запчастей и пунктов технического обслуживания (ТО) и ремонта. Все эти факторы необходимо учитывать при выборе рациональных маршрутов движения, организации ТО и ремонта.

Производственный коллектив. Управление производственными коллективами на автомобильном транспорте имеет свою специфику. Сюда относится высокая степень самостоятельности водителя, повышенная по сравнению с другими отраслями потребность в трудовых ресурсах, необходимость создания специальных условий для работы водителей на линии.

Высокая степень самостоятельности вызвана тем, что производственная деятельность основной категории работников - водителей - осуществляется вне территории АТП. При перевозках в течение рабочего дня происходит большое число непосредственных контактов работников автомобильного транспорта (водителей и инженерно-технических работников) с различными категориями работников обслуживаемых предприятий или пассажирами. Например, число таких контактов водителя грузового автомобиля составляет ежесуточно в среднем 25-30. Поэтому в управлении производственными коллективами автотранспортных предприятий особое внимание необходимо уделять межличностным отношениям, учитывать социально-психологические закономерности, действующие в группах людей и проводить организационные мероприятия, способствующие созданию в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

Повышенная потребность в трудовых ресурсах связана с тем, что автомобильный транспорт обеспечивает больший объем перевозок, используя при этом транспортные средства меньшей грузоподъемности, чем другие виды транспорта.

Необходимость создания специальных условий для работы водителей на линии проявляется в требованиях к обустройству автомобильных дорог необходимыми сооружениями (кемпингами, мотелями, столовыми и кафе, пунктами медицинской помощи и т.д.).

Экономика и финансы. Особенностями управления данной подсистемой являются сложность хозяйственного механизма, множественность факторов, специфика показателей и др. Подробно об этих особенностях будет изложено в соответствующих курсах, поэтому в настоящем пособии они рассматриваться не будут.

Информационное обеспечение. Управление информационной подсистемой на автомобильном транспорте так же имеет ряд особенностей. При организации информационного обеспечения принимаемых решений необходимо учитывать растянутость и множественность коммуникаций, высокую оперативность обработки информации и ряд других факторов.

Растянутость коммуникаций связана с тем, что сфера деятельности автомобильного транспорта охватывает всю территорию нашей страны, территории ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Практически автомобили могут работать на очень большом удалении от своей основной базы. Отсутствие или же недостаточная связь с водителем, выполняющим перевозки, создают трудности в организации работы диспетчерской службы, обеспечении контроля за работой водителя на линии.

Множественность коммуникаций определяется большим количеством предприятий автомобильного транспорта. В услугах автомобильного транспорта нуждаются все, поэтому практически в каждом городе и районе приходится организовывать предприятия различного назначения. Чтобы повысить оперативность и качество управления, необходимо создавать надежное техническое обеспечение АСУ.

Высокая оперативность обработки информации также является характерной особенностью автомобильного транспорта. Гибкость и оперативность в принятии решений требуют гибкости и оперативности информационного обеспечения.

Таким образом, система автотранспортного производства как объект управления характеризуется довольно сложной организационной структурой, специфические особенности которой необходимо учитывать при совершенствовании форм и методов управления, для достижения синхронности на всех стадиях транспортного процесса между автомобильным транспортом, с одной стороны, и грузоотправителями (грузополучателями) - с другой.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.