|
Особенности автомобильного транспорта ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Как объект управления автомобильный транспорт имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений. Особенности функционирования автомобильного транспорта определяются рядом факторов, которые можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние. Внешние факторы характеризуют состояние среды, в которой функционирует система автомобильного транспорта. К их числу относятся природно-климатические и экономико-географические условия. Данные факторы с трудом поддаются воздействию и в основном рассматриваются как заданные. Природно-климатические условия являются объективными факторами, влияющими на организацию работы автомобильного транспорта, выбор типа подвижного состава, проведение технического обслуживания и ремонта, маршрутизацию, организацию труда и отдыха водителей и другого персонала АТП. Экономико-географические условия влияют на расстояния и себестоимость перевозок, степень загрузки подвижного состава следующего в прямом и обратном направлениях, характер перевозимых грузов, взаимодействие автомобильного и других видов транспорта, выбор подвижного состава и др. Подвижной состав автомобильного транспорта обслуживает десятки тысяч предприятий и организаций, территориально разобщенных между собой. В осуществлении автомобильных перевозок задействовано значительное количество работающих. Для каждого водителя (или единицы подвижного состава) в течение рабочего дня меняются производственные ситуации, связанные с организацией перевозок грузов, времени их погрузки у грузоотправителей и разгрузки у грузополучателей. Кроме этого постоянно меняются условия движения (наличие осадков, распутицы, тумана, гололеда, пониженные или повышенные температуры окружающего воздуха, состояние дорог и др.). Внутренние факторы в основном характеризуют особенности отдельных подсистем и элементов автомобильного транспорта. Они в большей степени поддаются видоизменениям и потому имеют важное значение при выработке способов активного воздействия на управляемый объект. Для анализа внутренних факторов представим производственную систему автомобильного транспорта в виде четырех подсистем: подвижной состав и материально-техническая база; производственный коллектив; экономика и финансы и информационное обеспечение. Каждая из названных подсистем, как объект управления имеет свои особенности, основные из которых будут рассмотрены ниже. Подвижной состав и материально-техническая база. При управлении этой подсистемой необходимо учитывать характеристики подвижного состава, проходимость, маневренность, степень универсальности, зависимость от факторов внешней среды и др. Высокая проходимость позволяет автомобилям передвигаться практически во всех климатических зонах и по различным дорогам: в пустынях, горах, лесах и др. Это делает автомобиль незаменимым средством передвижения и доставки грузов при прокладке трубопроводов, железных и автомобильных дорог, строительстве разнообразных объектов, на сельскохозяйственных перевозках и т.д. В каждом из перечисленных выше применении автомобиля возникает определенная специфика в управлении перевозками. Маневренность автомобиля способствует доставке грузов по принципу "от двери до двери". Этим обеспечивается малая доля перегрузочных операций по сравнению с перевозками другими видами транспорта. Универсальность позволяет перевозить на автомобилях любые грузы, в любом направлении и количествах. Качественные и количественные характеристики грузов, условия их перевозки и сохранности определяют требования к конструкции кузовов. Наличие автомобилей со специализированными кузовами создает дополнительные проблемы в управлении перевозками, так как возрастает число факторов, учитываемых при принятии управленческих решений. Повышенная опасность автомобиля заключается в его воздействии на экологию окружающей среды (посредством ее загрязнения выбросами отработавших газов, повышением уровня шума и вибраций). Это приводит к большим социальным последствиям использования автомобилей, которые усугубляются еще и дорожно-транспортными происшествиями. Предупреждение и устранение этих нежелательных последствий требуют создания контрольных звеньев в аппарате управления (например, Госавтоинспекции и др.). Кроме перечисленных выше факторов следует особо отметить то обстоятельство, что эффективная работа автомобиля в большей степени зависит от обеспеченности автомобильными дорогами; наличия топливосмазочных материалов и пунктов их заправки, запчастей и пунктов технического обслуживания (ТО) и ремонта. Все эти факторы необходимо учитывать при выборе рациональных маршрутов движения, организации ТО и ремонта. Производственный коллектив. Управление производственными коллективами на автомобильном транспорте имеет свою специфику. Сюда относится высокая степень самостоятельности водителя, повышенная по сравнению с другими отраслями потребность в трудовых ресурсах, необходимость создания специальных условий для работы водителей на линии. Высокая степень самостоятельности вызвана тем, что производственная деятельность основной категории работников - водителей - осуществляется вне территории АТП. При перевозках в течение рабочего дня происходит большое число непосредственных контактов работников автомобильного транспорта (водителей и инженерно-технических работников) с различными категориями работников обслуживаемых предприятий или пассажирами. Например, число таких контактов водителя грузового автомобиля составляет ежесуточно в среднем 25-30. Поэтому в управлении производственными коллективами автотранспортных предприятий особое внимание необходимо уделять межличностным отношениям, учитывать социально-психологические закономерности, действующие в группах людей и проводить организационные мероприятия, способствующие созданию в коллективе благоприятного морально-психологического климата. Повышенная потребность в трудовых ресурсах связана с тем, что автомобильный транспорт обеспечивает больший объем перевозок, используя при этом транспортные средства меньшей грузоподъемности, чем другие виды транспорта. Необходимость создания специальных условий для работы водителей на линии проявляется в требованиях к обустройству автомобильных дорог необходимыми сооружениями (кемпингами, мотелями, столовыми и кафе, пунктами медицинской помощи и т.д.). Экономика и финансы. Особенностями управления данной подсистемой являются сложность хозяйственного механизма, множественность факторов, специфика показателей и др. Подробно об этих особенностях будет изложено в соответствующих курсах, поэтому в настоящем пособии они рассматриваться не будут. Информационное обеспечение. Управление информационной подсистемой на автомобильном транспорте так же имеет ряд особенностей. При организации информационного обеспечения принимаемых решений необходимо учитывать растянутость и множественность коммуникаций, высокую оперативность обработки информации и ряд других факторов. Растянутость коммуникаций связана с тем, что сфера деятельности автомобильного транспорта охватывает всю территорию нашей страны, территории ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Практически автомобили могут работать на очень большом удалении от своей основной базы. Отсутствие или же недостаточная связь с водителем, выполняющим перевозки, создают трудности в организации работы диспетчерской службы, обеспечении контроля за работой водителя на линии. Множественность коммуникаций определяется большим количеством предприятий автомобильного транспорта. В услугах автомобильного транспорта нуждаются все, поэтому практически в каждом городе и районе приходится организовывать предприятия различного назначения. Чтобы повысить оперативность и качество управления, необходимо создавать надежное техническое обеспечение АСУ. Высокая оперативность обработки информации также является характерной особенностью автомобильного транспорта. Гибкость и оперативность в принятии решений требуют гибкости и оперативности информационного обеспечения. Таким образом, система автотранспортного производства как объект управления характеризуется довольно сложной организационной структурой, специфические особенности которой необходимо учитывать при совершенствовании форм и методов управления, для достижения синхронности на всех стадиях транспортного процесса между автомобильным транспортом, с одной стороны, и грузоотправителями (грузополучателями) - с другой.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|