Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Максимальный диаметр вала





Нормирование точности

 

Методические указания и пример выполнения курсовой работы

для студентов заочной формы обучения

всех машиностроительных специальностей

 

Екатеринбург

УДК 621

ББК 34.4

К78

Научный редактор доцент, кандидат технических наук С.И. Фоминых

 

Красильников, А.Я.

 

К78 Нормирование точности: Методические указания и пример выполнения курсовой работы / А.Я. Красильников. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2015. – 111 с.

 

ISBN: 978-5-8057-0926-6

 

 

В методических указаниях даны рекомендации по выполнению курсовой работы и пример её оформления.

Библиогр.: 11 назв.

 

УДК 621

ББК 34.4

 

 

Подготовлено кафедрой «Технологии машиностроения».

 

 

 

ISBN: 978-5-8057-0926-6

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 4

1. ЧЕТЫРЕ ПОСАДКИ……………………………………………….. 5

2. ФОРМА И РАПОЛОЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ……………..... 13

3. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ………………………….. 15

4. РАСЧЕТ ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ…………… 18

5. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПОСАДОК

ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ И ЕГО КОНТРОЛЬ………… 24

6. НАЗНАЧЕНИЕ ПОСАДОК ШЛИЦЕВЫХ

СОЕДИНЕНИЙ И ИХ КОНТРОЛЬ……………………………… 28

7. РАСЧЕТ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

И ИХ КОНТРОЛЬ…………………………………………….…… 32

8. РАСЧЕТ ДОПУСКОВ РАЗМЕРОВ, ВХОДЯЩИХ

В РАЗМЕРНЫЕ ЦЕПИ……………………………………………. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 47

Приложение А ………………………………………………………... 48

Приложение Б ……………………………………………………….... 49

Приложение В ………………………………………………………… 51

Приложение Г ………………………………………………………… 58

Приложение Д ………………………………………………………… 61

Приложение Е ………………………………………………………… 63

Приложение Ж ………………………………………………………... 64

Приложение И ………………………………………………………… 65

Приложение К ………………………………………………………… 68

Приложение Л ………………………………………………………… 73

Приложение М …………………………………………………........... 94

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по курсу «Нормирование точности».

Объем курсовой работы (задание состоит из восьми задач):

1) Четыре посадки (используемая литература – [1, 2]).

2) Форма и расположение поверхностей (используемая литература – [1, 2]).

3) Шероховатость поверхности (используемая литература – [1, 2, 3, 4, 5]).

4) Расчет посадок подшипников качения (используемая литература – [1, 2, 6, 7, 8, 9, 10]).

5) Назначение и обоснование посадок шпоночного соединения и его контроль (используемая литература – [1, 2, 6, 7, 10]).

6) Назначение посадок шлицевых соединений и их контроль (используемая литература – [1, 5, 6, 7, 10]).

7) Расчет точности зубчатых колес и их контроль (используемая литература – [1, 2, 5, 6, 7, 10]).

8) Расчет допусков размеров, входящих в размерные цепи (используемая литература – [2, 6, 7, 11]).

Выполненная курсовая работа представляется в виде расчетно-пояснительной записки с титульным листом (образец титульного листа приведен в приложении А), необходимыми расчетами, чертежно-графической частью, схемами и обоснованиями на листах формата А4.

Исходные данные и варианты задач приведены в приложениях Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М (варианты заданий выбираются по двум последним цифрам номера зачетной книжки).

 

 

1. ЧЕТЫРЕ ПОСАДКИ

 

Заданные посадки (в соответствии с вариантом [1, с. 4–6; приложение Б]):

Ø105H7/f7; Ø48H6/n6; Ø6Н6/k5; Ø42P6/h5.

 

1. Посадка Ø105Н7/f7.

1.1. Для посадки Ø105Н7/f7 определяем предельные отклонения для отверстия и вала по [2, с. 89–113] .

Посадка в системе отверстия.

 

Номинальный диаметр отверстия Dн = 105 мм.

Верхнее отклонение отверстия ES = 0,035 мм.

Нижнее отклонение отверстия EI = 0.

Номинальный диаметр вала dн = 105 мм.

Верхнее отклонение вала es = – 0,036 мм.

Нижнее отклонение вала ei = – 0,071 мм.

 

1.2. Определяем наибольшие, наименьшие предельные размеры и допуски размеров деталей, входящих в соединение.

1.2.1. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера отверстия.

Максимальный диаметр отверстия:

Dмакс = Dн + ES = 105 + 0,035 = 105,035 мм.

Минимальный диаметр отверстия:

Dмин = Dн + EI = 105 + 0 = 105 мм.

Допуск размера отверстия (рассчитывается по двум формулам):

TD = Dмакс – Dмин = 105,035 – 105 = 0,035 мм;

TD = ES – EI = 0,035 – 0 = 0,035 мм.

1.2.2. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера вала.

Максимальный диаметр вала:

dмакс = dн + es = 105 + (– 0,036) = 105 – 0,036 = 104,964 мм.

Минимальный диаметр вала:

dмин = dн + ei = 105 + (– 0,071) = 105 – 0,071 = 104,929 мм.

Допуск размера вала (рассчитывается по двум формулам):

Td = dмакс – dмин = 104,964 – 104,929 = 0,035 мм;

Td = es – ei = (– 0,036) – (– 0,071) = – 0,036 + 0,071 = 0,035 мм.

 

1.3. Строим схему расположения полей допусков деталей, входящих в соединение.

 

 

 

 


 

 

1.4. Определяем наибольший, наименьший, средний зазоры и допуск посадки.

1.4.1. Определяем наибольший зазор (по двум формулам):

Sмакс = Dмакс – dмин = 105,035 – 104,929 = 0,106 мм;

Sмакс = ES – ei = 0,035 – (– 0,071) = 0,035 + 0,071 = 0,106 мм.

1.4.2. Определяем наименьший зазор (по двум формулам):

Sмин = Dмин – dмакс = 105 – 104,964 = 0,036 мм;

Sмин = EI – es = 0 – (– 0,036) = 0 + 0,036 = 0,036 мм.

1.4.3. Определяем средний зазор посадки

мм.

1.4.4. Определяем допуск посадки (по двум формулам):

TS = Sмакс – Sмин = 0,106 – 0,036 = 0,07 мм;

TS = TD + Td = 0,035 + 0,035 = 0,07 мм.

 

2. Посадка Ø48H6/n6.

2.1. Для посадки Ø48H6/n6 определяем предельные отклонения для отверстия и вала по [2, с. 89–113] .

Посадка в системе отверстия.

Номинальный диаметр отверстия Dн = 48 мм.

Верхнее отклонение отверстия ES = 0,016 мм.

Нижнее отклонение отверстия EI = 0.

Номинальный диаметр вала dн = 48 мм.

Верхнее отклонение вала es = 0,033 мм.

Нижнее отклонение вала ei = 0,017 мм.

2.2. Определяем наибольшие, наименьшие предельные размеры и допуски размеров деталей, входящих в соединение.

2.2.1. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера отверстия.

Максимальный диаметр отверстия:

Dмакс = Dн + ES = 48 + 0,016 = 48,016 мм.

Минимальный диаметр отверстия:

Dмин = Dн + EI = 48 + 0 = 48 мм.

Допуск размера отверстия (рассчитывается по двум формулам):

TD = Dмакс – Dмин = 48,016 – 48 = 0,016 мм;

TD = ES – EI = 0,016 – 0 = 0,016 мм.

2.2.2. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера вала.

Максимальный диаметр вала:

dмакс = dн + es = 48 + 0,033 = 48,033 мм.

Минимальный диаметр вала:

dмин = dн + ei = 48 + 0,017 = 48,017 мм.

Допуск размера вала (рассчитывается по двум формулам):

Td = dмакс – dмин = 48,033 – 48,017 = 0,016 мм;

Td = es – ei = 0,033 – 0,017 = 0,016 мм.

 

2.3. Строим схему расположения полей допусков деталей, входящих в соединение.

 
 

 


 

2.4. Определяем наибольший, наименьший, средний натяги и допуск посадки.

2.4.1. Определяем наибольший натяг (по двум формулам):

Nмакс = dмакс – Dмин = 48,033 – 48 = 0,033 мм;

Nмакс = es – EI = 0,033 – 0 = 0,033 мм.

2.4.2. Определяем наименьший натяг (по двум формулам):

Nмин = dмин – Dмакс = 48,017 – 48,016 = 0,001 мм;

Nмин = ei – ES = 0,017 – 0,016 = 0,001 мм.

2.4.3. Определяем средний натяг посадки:

мм.

2.4.4. Определяем допуск посадки (по двум формулам):

TN = Nмакс – Nмин = 0,033 – 0,001 = 0,032 мм;

TN = TD + Td = 0,016 + 0,016 = 0,032 мм.

 

3. Посадка Ø6Н6/k5.

3.1. Для посадки Ø6Н6/k5 определяем предельные отклонения для отверстия и вала по [2, с. 89–113] .

Посадка в системе отверстия.

 

Номинальный диаметр отверстия Dн = 6 мм.

Верхнее отклонение отверстия ES = 0,008 мм.

Нижнее отклонение отверстия EI = 0.

Номинальный диаметр вала dн = 6 мм.

Верхнее отклонение вала es = 0,006 мм.

Нижнее отклонение вала ei = 0,001 мм.

 

3.2. Определяем наибольшие, наименьшие предельные размеры и допуски размеров деталей, входящих в соединение.

3.2.1. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера отверстия.

Максимальный диаметр отверстия:

Dмакс = Dн + ES = 6 + 0,008 = 6,008 мм.

Минимальный диаметр отверстия:

Dмин = Dн + EI = 6 + 0 = 6 мм.

Допуск размера отверстия (рассчитывается по двум формулам):

TD = Dмакс – Dмин = 6,008 – 6 = 0,008 мм;

TD = ES – EI = 0,008 – 0 = 0,008 мм.

3.2.2. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера вала.

Максимальный диаметр вала:

dмакс = dн + es = 6 + 0,006 = 6,006 мм.

Минимальный диаметр вала:

dмин = dн + ei = 6 + 0,001 = 6,001 мм.

Допуск размера вала (рассчитывается по двум формулам):

Td = dмакс – dмин = 6,006 – 6,001 = 0,005 мм;

Td = es – ei = 0,006 – 0,001 = 0,005 мм.

 

3.3. Строим схему расположения полей допусков деталей, входящих в соединение.

 

 
 

 


3.4. Определяем наибольший зазор, наибольший натяг и допуск посадки.

3.4.1. Определяем наибольший зазор (по двум формулам):

Sмакс = Dмакс – dмин = 6,008 – 6,001 = 0,007 мм;

Sмакс = ES – ei = 0,008 – 0,001 = 0,007 мм.

3.4.2. Определяем наибольший натяг (по двум формулам):

Nмакс = dмакс – Dмин = 6,006 – 6 = 0,006 мм;

Nмакс = es – EI = 0,006 – 0 = 0,006 мм.

3.4.3. Определяем допуск посадки:

TN = TS = TD + Td = 0,008+ 0,005 = 0,013 мм.

 

4. Посадка Ø42P6/h5.

4.1. Для посадки Ø42P6/h5 определяем предельные отклонения для отверстия и вала по [2, с. 89–113] .

Посадка в системе вала, т.к. основное отклонение вала равно нулю.

 

Номинальный диаметр отверстия Dн = 42 мм.

Верхнее отклонение отверстия ES = – 0,021 мм.

Нижнее отклонение отверстия EI = – 0,037 мм.

Номинальный диаметр вала dн = 42 мм.

Верхнее отклонение вала es = 0 мм.

Нижнее отклонение вала ei = – 0,011 мм.

 

4.2. Определяем наибольшие, наименьшие предельные размеры и допуски размеров деталей, входящих в соединение.

4.2.1. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера отверстия.

Максимальный диаметр отверстия:

Dмакс = Dн + ES = 42 + (– 0,021) = 42 – 0,021 = 41,979 мм.

Минимальный диаметр отверстия:

Dмин = Dн + EI = 42 + (– 0,037) = 42 – 0,037 = 41,963 мм.

Допуск размера отверстия (рассчитывается по двум формулам):

TD = Dмакс – Dмин = 41,979 – 42,963 = 0,016 мм;

TD = ES – EI = (– 0,021) – (– 0,037) = (– 0,021) + 0,037 = 0,016 мм.

4.2.2. Определяем наибольший, наименьший предельные размеры и допуск размера вала.

Максимальный диаметр вала

dмакс = dн + es = 42 + 0 = 42 мм.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.