|
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯСтр 1 из 5Следующая ⇒ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Формы обучения: очная, заочная
Москва – 2016 Составитель –к-т экон. наук, профессор В.В. Буров
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения». Направление подготовки 38.03.01«Экономика». Квалификация (степень) выпускника – бакалавр / Сост. В.В. Буров – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2016. – 88 с.
Рабочая программа составлена на основании Федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика" (уровень бакалавриата) 2015 года и рассмотрена на заседании кафедры Экономики
«__» ___________________ 20__ г. Протокол № __ Заведующая кафедрой – кандидат экономических наук, проф. Т.А. Борисовская
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методического совета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
«__» ___________________ 20__ г., протокол № __
© Буров В.В., 2016 Раздел 1. Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций на основе формирования у студентов теоретических знаний в области международных экономических отношений, международных финансов и международной экономической интеграции, внешнеэкономической деятельности. При изучении курса перед студентами также стоят задачи овладения современными инструментами анализа внешнеэкономической деятельности экономических субъектов.. Задачами дисциплины являются: - формирование системы научных знаний о предмете «Мировая экономика и международные экономические отношения», изучающей условия, факторы и результаты развития мировой экономики, теоретических знаний и практических навыков анализа сложных явлений в мирохозяйственных связях в условиях глобализации мировой экономики; - формирование у студентов знаний о сущности и структуре современного мирового хозяйства; - изучение закономерностей функционирования и развития рыночной экономики в международном масштабе, - ознакомление с институциональной структурой регулирования международной экономики, принципами ее формирования, тенденциями развития и путями совершенствования; - приобретение навыков системного подхода к анализу тенденций развития российской и мировой экономики; - изучение основ классификации стран по уровню социально-экономического развития. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: – экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности; – финансовые, кредитные и страховые учреждения; – органы государственной и муниципальной власти. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: – расчетно-экономическая; – организационно-управленческая.
Раздел 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине Процесс изучения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» направлен на формирование следующих компетенций (таблица 2.1). Таблица 2.1 Компетентностная карта дисциплины
В результате изучения курса студент должен: знать: – основные категории, используемые в курсе «Мировая экономика и международные экономические отношения», их взаимосвязь с категориями других экономических дисциплин; – основные понятия и категории мировой экономики; – состав основных статистических показателей мировой экономики; – важнейшие теории международной торговли и международных финансов; – основные сферы применения конкретных теорий. уметь: – анализировать статистическую, оперативную и справочную информацию о состоянии и развитии мировой экономики; – использовать полученные знания для оценки тенденций развития международных экономических отношений; – применять теоретический (модельный) аппарат экономической теории к реальным экономическим задачам; – анализировать статистические материалы по основным разделам мировой экономики; – определять сущность и последствия политических решений во внешнеэкономической области; – правильно оценивать тенденции развития мировой экономики для их использования при принятии экономических решений. владеть: – методикой анализа статистической, оперативной и справочной информации о состоянии и развитии международных экономических отношений; – навыками использования полученных знаний для оценки тенденций развития мировой экономики и международных экономических отношений; – методами проведения анализа и принятия адекватных экономических решений на основе информации о состоянии мировой экономики и международных экономических отношений; – навыками оценки тенденций развития отдельных сегментов мирового рынка для их использования при принятии экономических решений.
Раздел 3. Место дисциплины в структуре Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» входит в состав базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки "Экономика". Для изучения учебной дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» необходимы знания, умения и навыки, формируемые такими предшествующими дисциплинами, как «Микроэкономика», «Макроэкономика» и является теоретическим фундаментом других экономических наук. Освоение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» необходимо для изучения таких последующих дисциплин, как «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Менеджмент», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» и др. Указанные связи и содержание дисциплины «Деньги, кредит, банки» дают студентам системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с ФГОС ВО, что обеспечивает соответственный теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения будущей деятельности бакалавра экономики.
Раздел 4. Структура и содержание дисциплины Таблица 4.1 Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы На очной форме обучения
Таблица 4.2 Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы На заочной форме обучения
Таблица 4.3 ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар № 1 Семинар № 2 Семинар № 3 Семинар № 4 Семинар № 5 Семинар № 6 Семинар № 7 Семинар № 8 Семинар № 9 Семинар № 10 Семинар № 11 Семинар № 12 Семинар № 13 Семинар № 14 Семинар № 15 Семинар № 16 Раздел 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа, которая предполагаетизучение теории и практики и рекомендованных литературных источников, изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов, а также решение тестовых и практических заданий, выполнение контрольной работы, подготовку сообщений и т.д. При самостоятельной работе достигается глубокое освоение пройденного материала, развиваются навыки использования теоретических знаний в практике хозяйственной жизни. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными, в то же время она, как правило, включает: изучение монографий, законов Российской Федерации, оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование. Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем.
Таблица 6.1
Темы докладов, эссе 1. Мировая экономика: сущность, сущность, этапы становления и развития, структура. 2. Теории мировой экономики. 3. История развития мировой экономики. 4. Определяющие факторы развития мировой экономики. 5. Мировая экономика: сущность, сущность, этапы становления и развития, структура. 6. Теории мировой экономики. 7. История развития мировой экономики. 8. Определяющие факторы развития мировой экономики. 9. Демографическая ситуация. Миграция и трудовые ресурсы. 10.Теоретические предпосылки международного разделения труда. 11.Основные факторы, влияющие на международное разделение труда. 12.Место РФ и стран СНГ в международном разделении труда. 13.Усиление тенденций глобализации в развитии современной мировой экономики. 14.Современные глобальные проблемы в мировой экономике: проблемы безопасности и мира как центральная глобальная проблема; экологическая и энергетическая проблемы; международные экономические аспекты решения продовольственной проблемы, демографические проблемы. 15.Усиление тенденций глобализации в развитии современной мировой экономики. 16.Основные формы использования мировых экономических ресурсов. 17.Структурные изменения в мировом хозяйстве. 18.Место и роль современной промышленности в мировом хозяйстве, ее отраслевая и территориальная структура. 19.Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса. 20.Структура, роль в мировой экономике и тенденции развития современного машиностроения. 21.Структура, роль в мировой экономике и тенденции развития агробизнеса. 22.Роль природных ресурсов в мировой экономике. 23.Система запасов минерального сырья в различных странах и регионах. 24.Роль научно-технического потенциала в развитии современного мирового хозяйства. 25.Общая характеристика экономики промышленно развитых стран (ПРС). 26.Основные модели экономического развития промышленно развитых стран: либеральная, корпоративистская, либерально-реформистская. 27.Анализ основных типов национальных рынков (американский, шведский, рейнский, азиатский). 28.Особенности экономического развития и внешнеэкономической стратегии США. 29.Особенности развития национальной экономики ведущих стран ЕС (Великобритания, Франция, ФРГ, Италия). 31.Роль развивающихся стран (PC) в современных мирохозяйственных процессах. 32.Особенности развития национальных экономик развивающихся стран. 33.Роль и место постсоциалистических стран в мировом хозяйстве. 34.Особенности развития стран с переходной экономикой. 35.Основные направления развития государств СНГ. 36.Теории международной торговли: теории раннего и позднего меркантилизма, теория абсолютного преимущества Адама Смита, теория относительных преимуществ Давида Рикардо, теория сравнительных преимуществ. 37.Основные формы и методы международной торговли. 38.Организация международных торговых операций. 39.Основные типы внешнеторговой политики государства и их содержание: политика свободной торговли (фритредерство), протекционизм. 40.Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ. 41.Нетарифные ограничения (барьеры) международной торговли. 42.ВТО как инструмент либерализацииэкспортно-импортных операций. 43.Международные правила заключения коммерческих сделок. 44.Международные обязательства стран-участников ВТО в предоставлении режима наибольшего благоприятствования и ограничений на условия свободной торговли. 45.Внешняя и международная торговая политика РФ. 46.Географическая и товарная структура внешней торговли РФ. 47.Особенности тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли РФ. 48.Сфера услуг в современных мирохозяйственных процессах. 49.Транспортный комплекс в мировой экономике. 50.Туризм и его значение в современной мировой экономике. 51.Мировой рынок капиталов: особенности и основные формы. 52.Мировой рынок ссудных капиталов (международный банковский кредит, рынок еврокапиталов и еврокредитов). 53.Иностранные инвестиции в России: отраслевая и географическая структура. 54.Система международных валютно-финансовых и кредитных отношений в современном мире. 55.Структура, основные элементы и эволюция мировой валютной системы. 56.Современная (Ямайская) валютная система и её основные черты. 57.Национальная валютная политика: формы, органы, механизм. 58.Основные инструменты валютного регулирования в современных условиях. 59.Международные финансовые организации и участие России в их деятельности. 60.Содержание платежных и расчетных балансов. 61.Основные принципы составления платежных и расчетных балансов. 62.Человеческие ресурсы мирового хозяйства. 63.Демография и проблема динамики населения мира (рождаемость, естественное воспроизводство населения, коэффициенты естественного воспроизводства). 64.Особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов. 65.Национальное и межнациональное регулирования международной миграции рабочей силы. 66.Проблемы и перспективы эмиграции (миграции) рабочей силы из (в) России. 67.Основные формы интеграционных группировок и их характеристика. 68.Влияние интеграционных группировок на экономическое развитие стран-участниц. 69.Интеграционные группировки и их характеристика: в Европе (Европейский союз, Европейское Экономическое пространство), интеграционные группировки в Америке (Североамериканское соглашение о свободной торговле, Латиноамериканская Ассоциация интеграции и др.), интеграционные группировки в Африке, интеграционные группировки в Азии. 70.Россия в современных интеграционных процессах. 71.СНГ, ЕвраЗЭС, таможенный союз в современных интеграционных процессах. 72.Роль и место России в мировом хозяйстве. 73.Основные направления экономических реформ в РФ: изменение отраслевой структуры, формирование рыночной инфраструктуры (финансовых систем, банковских систем, органов государственного регулирования, бирж и т.д.). 74.Россия в современных мирохозяйственных процессах. 75.Внешнеэкономические связи России в современных условиях. 76.Процессы транснационализации и транснациональные корпорации в национальной и мировой экономике. 77. Либерализация экономики. Открытая и закрытая экономика. 78. Мировой рынок – основа развития мирового хозяйства. 79. Международная экономическая интеграция. 80. Свободные экономические зоны в мировой экономике. 81. Развитые страны рыночной экономики в системе мирового хозяйства. 82. Общие черты и особенности развивающихся стран. 83. Глобальные проблемы мирового хозяйства – экономический аспект. 84. Проблемы перехода к рыночной экономике. Страны Центральной и Восточной Европы в мировом хозяйстве. 85. Демографическая ситуация. Миграция и трудовые ресурсы. 86. Формирование теорий и концепций международных экономических отношений. Сущность современных МЭО. 87. Финансовые ресурсы мировой экономики. 88. Международная миграция капитала как форма международных экономических отношений. 89. Международная торговля товарами. 90. Международная торговля услугами. 91. Предпринимательство. Научные ресурсы мировой экономики. 92. Отраслевая структура мирового хозяйства. 93. Международная валютно-финансовая система как форма МЭО и финансовый механизм регулирования мирохозяйственных процессов. 94. Международное разделение труда и процессы региональной интеграции. 95. Типы и формы международной экономической интеграции. 96. Международные экономические организации как регулирующие органы в мировой экономике. 97. Российская Федерация в современной мировой экономике и МЭО. 98. Международное регулирование мировой торговли. Всемирная торговая организация. 99. Государственное регулирование внешней торговли России. 100. Валютные отношения и мировая валютная система. 101. Международный рынок технологий. Мероприятия, создающие предпосылки и условия для реализации СРС, должны предусматривать обеспечение каждого студента: v методом выполнения теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ; v информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.); v методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.); v контролирующими материалами (тесты); v материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.); v временными ресурсами; v консультациями (преподаватели); v возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, конкурсы). Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий также предполагает: · оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; · широкое внедрение компьютеризированного тестирования; · совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач; · модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач. Отчетность и контроль СРС Виды отчетности: - доработанные конспекты лекций; - выполненные письменные работы, протоколы выполнения тестовых заданий, решенные практические задачи; - картотека по результатам поисковых заданий; - тезисы выступления; - отчет о результатах анализа; - участие в деловой игре и т.п. Требования к контролю: · Контроль за СРС должен быть индивидуальным. · Контроль осуществляется преподавателем в течение всего семестра с выставлением оценки в журнале учебных занятий. · Контроль завершается перед аттестацией учебной работы студента по дисциплине (перед зачетом или экзаменом). Способы контроля: -выборочный устный опрос перед началом ПЗ/СЗ; -выборочная проверка конспектов, тезисов, рефератов и докладов; -проверка контрольных работ; -проверка выполнения задач и тестов. Основная 1. Мировая экономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Б.М. Смитиенко, Н.В. Лукьяновича. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2014. – 583 с. 2. Мировая экономика: учебник для бакалавров / под ред. Б.М. Смитиенко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2013. – 590 с.
Дополнительная 1. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / под ред. Р.К. Щенина – М.: изд-во Юрайт, 2016. – 346 с. 2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Погорлецкого – М.: изд-во Юрайт, 2016. – 499 с. 3. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / под ред. В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова, В.А. Зубенко – М.: изд-во Юрайт, 2016. – 409 с. 4. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров и магистров / под ред. П.Д. Шимко – М.: изд-во Юрайт, 2015. – 392 с. 5. Мировая экономика: учебник для бакалавров / под ред. Р.И. Хасбулатова – М.: изд-во Юрайт, 2015. – 884 с.
Интернет-ресурсы 1. Библиотека материалов по экономической тематике — http://www.libertarium.ru/library 2. Деловая онлайн-библиотека – http://kommersant.org.ua/ 3. Интернет-периодика финансовых журналов – http://dis.ru/static/magaz/fm/index.html 4. Галерея экономистов — http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery 5. Лауреаты Нобелевской премии по экономике: http://www.nobel.se/economics/laureates 6. Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России — http://www.finansy.ru 7. Мониторинг экономических показателей — http://www.budgetrf.ru 8. Интернет-портал Правительства Российской Федерации – оhttp://www.government.ru 9. Официальный сайт Министерства финансов РФ – http://www.minfin.ru/ru 10. Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы) — http://www.cbr.ru 11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – http://www.gks.ru 12. Бюджетная система РФ (Центр информационных исследований) – http://www.budgetrf.ru 13. Фондовая биржа Российская торговая система (РТС) – http://www.rts.ru 14. Интернет-версия системы «Гарант» – http://www.garant.park.ru 15. РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) http://www.rbc.ru 16. www. litres.ru/ 17. www. kniqka.info/ www.biblioclub.ru – электронная библиотека
Раздел 10. Материально-техническое обеспечение Мультимедийный проектор, компьютер, экран. По всем темам учебных занятий всех трех модулей подготовлен авторский комплект презентаций в формате PowerPoint, материалы практических и тестовых заданий.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖ ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|