Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 5. Образовательные технологии





В соответствии с требованиями ФГОС ВО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. В учебном процессе дисциплины «Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. При освоении дисциплины предусмотрено чтение лекций с применением презентаций в Power Point. Предусмотрено также выполнение практических заданий на заданную тему, выдача заданий для выполнения домашних работ, проведение компьютерного тестирования, деловые игры.

Таблица 5.1

Интерактивные образовательные технологии,
используемые на аудиторных практических занятиях

Наименование разделов, тем Используемые образовательные технологии
Тема 1. Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Мировая экономика: сущность, сущность, этапы становления и развития, структура", "Теории мировой экономики", "История развития мировой экономики", "Определяющие факторы развития мировой экономики". При этом занятие проводится в форме дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.
Тема 2. Международное разделение труда Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Демографическая ситуация. Миграция и трудовые ресурсы", "Теоретические предпосылки международного разделения труда", "Основные факторы, влияющие на междуна­родное разделение труда", "Место РФ и стран СНГ в международном разделении труда". Занятие проводится в интерактивной форме с применением презентаций в Power Point. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме – дискуссии - предлагается использование принципа «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.
Тема 3. Глобализация мирового хозяйства: его ресурсы; неравномерность экономического развития стран Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Усиление тенденций глобализации в развитии современной мировой экономики", "Современные глобальные проблемы в мировой экономике: проблемы безопасности и мира как центральная глобальная про­блема; экологическая и энергетическая проблемы; международ­ные экономические аспекты решения продовольственной про­блемы, демографические проблемы". Занятие проводится в форме метода кейс-стади- обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Тема 4. Система современных экономических отношений Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Основные формы использования мировых экономических ресурсов", "Структурные изменения в мировом хозяйстве", "Место и роль современной промышленности в мировом хо­зяйстве, ее отраслевая и территориальная структура", "Структура и тенден­ции развития топливно-энергетического комплекса", "Структура, роль в мировой экономике и тенден­ции развития современного машиностроения", "Структура, роль в мировой экономике и тенден­ции развития агробизнеса", "Роль природных ресурсов в мировой экономике", "Система запасов минерального сырья в различных странах и регионах", "Роль научно-технического потенциала в развитии совре­менного мирового хозяйства". Занятие проводится в форме метода адаптивного обучения.Заявленная цель семинарского занятия может быть достигнута путем выяснения уровня индивидуальной подготовки студентов, выдачи индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам. Здесь каждый студент, получив определенное ролевое задание, активно участвует в учебном процессе. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.
Тема 5. Мировой рынок и его конъюнктура Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Общая характеристика экономики промышленно развитых стран (ПРС)", "Основные модели экономического развития промышленно развитых стран: либеральная, корпоративистская, ли­берально-реформистская", "Анализ основных типов национальных рынков (американский, шведский, рейнский, азиатский)", "Особенности экономического развития и внешнеэкономической стратегии США", "Особенности развития национальной экономики ведущих стран ЕС (Великобритания, Франция, ФРГ, Италия)", "Роль развивающихся стран (PC) в современных мирохозяй­ственных процессах", "Особенности развития национальных экономик развивающихся стран", "Роль и место постсоциалистических стран в мировом хозяй­стве", "Особенности развития стран с переходной экономикой", "Основные направления развития государств СНГ". Занятие проводится в форме деловой игры. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципов: - имитационного моделирования ситуации,который предполагаетразработку: имитационной модели производства; игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда экономиста. - проблемности содержания игры и ее развертывания,означающий, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентами в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации. - ролевого взаимодействия в совместной деятельности, которыйосновывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.
Тема 6. Международная торговля; структура, динамика и ценообразование Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Теорий международной торговли: теории раннего и поздне­го меркантилизма, теория абсолютного преимущества Адама Смита, теория относительных преимуществ Давида Рикардо, теория сравнительных преимуществ", "Основные формы и методы международной торговли", "Организация международных торговых операций". Занятие проводится в форме метода адаптивного обучения.Заявленная цель семинарского занятия может быть достигнута путем выяснения уровня индивидуальной подготовки студентов, выдачи индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.
Тема 7. Государственное регулирование внешней торговли, тарифные и не тарифные методы Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Основные типы внешнеторговой политики государства и их содержание: по­литика свободной торговли (фритредерство), протекционизм", "Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ", "Нетарифные ограничения (барьеры) международной торгов­ли". Занятие проводится в форме метода кейс-стади- обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его. Примечание: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Тема 8. Роль ВТО в регулировании международной торговли Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "ВТО как инструмент либерали­зацииэкспортно-импортных операций", "Международные правила заключения коммерческих сделок", "Международные обязательства стран-участников ВТО в предоставлении режима наибольшего благоприятствования и ограничений на условия свободной торговли". Занятие проводится в интерактивной форме с применением презентаций в Power Point. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме – дискуссии - предлагается использование принципа «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.
Тема 9. Внешняя торговля России: динамика, структура, формы государственного регулирования. Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Внешняя и международная торговая политика РФ", "Географическая и товарная структура внешней торговли РФ", "Особенности тарифного и нета­рифного регулирования внешней торговли РФ". Примечание 1: Занятие проводится в форме деловой игры. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Примечание 2. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципов: - имитационного моделирования ситуации,который предполагаетразработку: имитационной модели производства; игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда экономиста. - проблемности содержания игры и ее развертывания,означающий, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентами в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации. - ролевого взаимодействия в совместной деятельности, которыйосновывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.
Тема 10. Международный рынок услуг. Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Сфера услуг в современных мирохозяйственных процессах", "Транспортный комплекс в мировой экономике", "Туризм и его значение в современной мировой экономике". При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. По итогамрассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповыхв форме «представления совместно-индивидуального варианта реализации решения», предусматривающую итог своей деятельности: решения обсуждаются, из них выбираются лучшие.
Тема 11. Международное движение капитала Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Мировой рынок капиталов: особенности и основные формы", "Мировой рынок ссудных капиталов (международный бан­ковский кредит, рынок еврокапиталов и еврокредитов)", "Иностранные инвестиции в России: отраслевая и географическая структура". Занятие проводится в форме деловой игры. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации
Тема 12. Международные валютно-расчетные отношения. Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Система международных валютно-финансовых и кредитных отношений в современном мире", "Структура, основные элементы и эволюция мировой валютной системы", "Современная (Ямайская) ва­лютная система и её основные черты", "Национальная валютная политика: формы, органы, механизм", "Основные инструменты валютного регулирования в современных условиях", "Международные финансовые организации и участие России в их деятельности". Примечание: По итогам анализа проблемы, предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповыхв форме «представления совместно-индивидуального варианта анализа,», предусматривающую итог своей деятельности: - при рассмотрении теоретических и смоделированных вопросов - решения обсуждаются, из них выбираются лучшие; - при решении заданных практических задач, обозначенных в практикуме, каждый из студентов отчитывается о проделанной работе индивидуально.
Тема 13. Платежный и расчетный балансы. Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе "Содержание платежных и расчетных балансов", "Основные принципы составления платежных и расчетных балансов". Занятие проводится в интерактивной форме с применением презентаций в Power Point. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме – дискуссии - предлагается использование принципа «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.
Тема 14. Международный рынок рабочей силы и тенденции его развития. Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе "Человеческие ресурсы мирового хозяйства", "Демография и проблема динамики населе­ния мира (рождаемость, естественное воспроизводство населе­ния, коэффициенты естественного воспроизводства)", "Особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов", "Национальное и межнациональное регулирования международной миграции рабочей силы", "Проблемы и перспективы эмиграции (миграции) рабочей силы из (в) России". Занятие проводится в форме деловой игры. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации.
Тема 15. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе "Основные формы интеграционных группировок и их характеристика", "Влияние интеграционных группировок на экономическое развитие стран-участниц", "Интеграционные группировки и их характеристика: в Европе (Европейский союз, Европейское Эко­номическое пространство), интеграционные группировки в Америке (Североамерикан­ское соглашение о свободной торговле, Латиноамериканская Ассоциация интеграции и др.), интеграционные группировки в Африке, интеграционные группировки в Азии", "Россия в современных интеграционных процессах", "СНГ, ЕвраЗЭС, таможенный союз в современных интеграционных процессах". Примечание 1: Занятие проводится в форме метода адаптивного обучения.Заявленная цель семинарского занятия может быть достигнута путем выяснения уровня индивидуальной подготовки студентов, выдачи индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам. Здесь каждый студент, получив определенное ролевое, активно участвует в учебном процессе. Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.
Тема 16. Россия в системе современных международных отношений. Иностранные инвестиции в России и их регулирование. Семинар - «круглый стол»: обсуждение эссе "Роль и место России в мировом хозяйстве", "Основные направления экономических реформ в РФ: изме­нение отраслевой структуры, формирование рыночной инфраструктуры (финансовых систем, банковских систем, органов государст­венного регулирования, бирж и т.д.)", "Россия в современных мирохозяйственных процессах", "Внешнеэкономические связи России в современных условиях". Примечание: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
  "Мировая экономика: сущность, сущность, этапы становления и развития, структура", "Теории мировой экономики", "История развития мировой экономики", "Определяющие факторы развития мировой экономики"."Демографическая ситуация. Миграция и трудовые ресурсы", "Теоретические предпосылки международного разделения труда", "Основные факторы, влияющие на междуна­родное разделение труда", "Место РФ и стран СНГ в международном разделении труда". "Усиление тенденций глобализации в развитии современной мировой экономики", "Современные глобальные проблемы в мировой экономике: проблемы безопасности и мира как центральная глобальная про­блема; экологическая и энергетическая проблемы; международ­ные экономические аспекты решения продовольственной про­блемы, демографические проблемы"."Усиление тенденций глобализации в развитии современной мировой экономики", "Современные глобальные проблемы в мировой экономике: проблемы безопасности и мира как центральная глобальная про­блема; экологическая и энергетическая проблемы; международ­ные экономические аспекты решения продовольственной про­блемы, демографические проблемы". Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Основные формы использования мировых экономических ресурсов", "Структурные изменения в мировом хозяйстве", "Место и роль современной промышленности в мировом хо­зяйстве, ее отраслевая и территориальная структура", "Структура и тенден­ции развития топливно-энергетического комплекса", "Структура, роль в мировой экономике и тенден­ции развития современного машиностроения", "Структура, роль в мировой экономике и тенден­ции развития агробизнеса", "Роль природных ресурсов в мировой экономике", "Система запасов минерального сырья в различных странах и регионах", "Роль научно-технического потенциала в развитии совре­менного мирового хозяйства"."Общая характеристика экономики промышленно развитых стран (ПРС)", "Основные модели экономического развития промышленно развитых стран: либеральная, корпоративистская, ли­берально-реформистская", "Анализ основных типов национальных рынков (американский, шведский, рейнский, азиатский)", "Особенности экономического развития и внешнеэкономической стратегии США", "Особенности развития национальной экономики ведущих стран ЕС (Великобритания, Франция, ФРГ, Италия)", "Роль развивающихся стран (PC) в современных мирохозяй­ственных процессах", "Особенности развития национальных экономик развивающихся стран", "Роль и место постсоциалистических стран в мировом хозяй­стве", "Особенности развития стран с переходной экономикой", "Основные направления развития государств СНГ"."Теорий международной торговли: теории раннего и поздне­го меркантилизма, теория абсолютного преимущества Адама Смита, теория относительных преимуществ Давида Рикардо, теория сравнительных преимуществ", "Основные формы и методы международной торговли", "Организация международных торговых операций". Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: "Основные типы внешнеторговой политики государства и их содержание: по­литика свободной торговли (фритредерство), протекционизм", "Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ", "Нетарифные ограничения (барьеры) международной торгов­ли". "ВТО как инструмент либерали­зацииэкспортно-импортных операций", "Международные правила заключения коммерческих сделок", "Международные обязательства стран-участников ВТО в предоставлении режима наибольшего благоприятствования и ограничений на условия свободной торговли"."Внешняя и международная торговая политика РФ", "Географическая и товарная структура внешней торговли РФ", "Особенности тарифного и нета­рифного регулирования внешней торговли РФ". "Сфера услуг в современных мирохозяйственных процессах", "Транспортный комплекс в мировой экономике", "Туризм и его значение в современной мировой экономике".: "Мировой рынок капиталов: особенности и основные формы", "Мировой рынок ссудных капиталов (международный бан­ковский кредит, рынок еврокапиталов и еврокредитов)", "Иностранные инвестиции в России: отраслевая и географическая структура"."Система международных валютно-финансовых и кредитных отношений в современном мире", "Структура, основные элементы и эволюция мировой валютной системы", "Современная (Ямайская) ва­лютная система и её основные черты", "Национальная валютная политика: формы, органы, механизм", "Основные инструменты валютного регулирования в современных условиях", "Международные финансовые организации и участие России в их деятельности"."Содержание платежных и расчетных балансов", "Основные принципы составления платежных и расчетных балансов"."Человеческие ресурсы мирового хозяйства", "Демография и проблема динамики населе­ния мира (рождаемость, естественное воспроизводство населе­ния, коэффициенты естественного воспроизводства)", "Особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов", "Национальное и межнациональное регулирования международной миграции рабочей силы", "Проблемы и перспективы эмиграции (миграции) рабочей силы из (в) России". "Основные формы интеграционных группировок и их характеристика", "Влияние интеграционных группировок на экономическое развитие стран-участниц", "Интеграционные группировки и их характеристика: в Европе (Европейский союз, Европейское Эко­номическое пространство), интеграционные группировки в Америке (Североамерикан­ское соглашение о свободной торговле, Латиноамериканская Ассоциация интеграции и др.), интеграционные группировки в Африке, интеграционные группировки в Азии", "Россия в современных интеграционных процессах", "СНГ, ЕвраЗЭС, таможенный союз в современных интеграционных процессах". "Роль и место России в мировом хозяйстве", "Основные направления экономических реформ в РФ: изме­нение отраслевой структуры, формирование рыночной инфраструктуры (финансовых систем, банковских систем, органов государст­венного регулирования, бирж и т.д.)", "Россия в современных мирохозяйственных процессах", "Внешнеэкономические связи России в современных условиях".

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ

ЗАНЯТИЙ

 

Семинар № 1







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.