Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ





ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ

Учебно-наглядное пособие

Автор-составитель Н. В. НИЩЕВА

Художник О.Р. ГОФМАН

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»


ББК 74.100.5

Н37

Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 9 картин, 24 с. метод, рек. — (Б-ка журнала «Дошкольная педагогика»).

ISBN 5-89814-343-2

В комплект входят 9 демонстрационных картин, изображающих различные виды деятельности детей в детском саду, и методические рекомендации по обучению дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине. Приведены примерные конспекты занятий, направленных на развитие речи и ознакомление с окружающим.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений общего и коррекционного вида.

ББК 74.100.5

Автор-составитель Наталия Валентиновна НИЩЕВА

Художник Ольга Рафаиловна ГОФМАН

Главный редактор С.Д. Ермолаев

Шеф-редактор Л.Ю. Киреева

Редактор С.А. Насонкина

Дизайн С.А. Козубченко

Верстка А.Л. Сергеенок

Корректор С.А. Румянцева

 

Подписано в печать 15.02.2006. Формат 60x90 1/4 (картины); 1/8 (метод, рек.).

Бумага: картон; офсетная (метод, рек.). Печать офсетная. Гарнитура Таймc.

Печ. л.: 4,5 (картины); 3,0 (метод, рек.). Тираж 3000 экз. Заказ №3972

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

197348, Санкт-Петербург, а/я 45.

Тел. (812) 303-89-58, 542-84-37.

 

www.detstvo-press.ru

E-mail дирекции: detstvo-press@mail.ru

E-mail отдела продаж: zakaz@detstvo-press.ru

E-mail редакции: redactor@detstvo-press.ru

E-mail «Книга отзывов»: forum@detstvo-press.ru

 

Представительство в Москве:

МОО «Разум», 127434, Москва, Ивановская ул., д. 34.

Тел.: (495) 976-65-33

Служба «Книга — почтой»: ООО «Фоликом»,

199053, Санкт-Петербург, В.О., 4-я линия, д. 13.

Тел.: (812) 323-70-04

E-mail: folipost@yandex.ru

Изготовление фотоформ — www.goland.spb.ru

Тираж отпечатан в типографии ООО «Голанд»

 

ISВN 5-89814-343-2 Нищева Н.В., составление, методические рекомендации, 2006

Оформление. Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006


Н.В. Нищева

 

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

(Ознакомление с окружающим)

 

Методические рекомендации

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ

 

Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач стоящих перед дошкольным учреждением. Решение этой задачи предполагает в первую очередь ознакомление малышей с ближайшим окружением.

На протяжении дошкольного детства дети должны хорошо освоить свое ближайшее окружение: получить представление о семье и взаимоотношениях в ней, о профессиях родителей, ближайших родственников и знакомых; познакомиться с детским садом, с занятиями его сотрудников, хорошо ориентироваться в помещении детского сада и на участке своей группы. Ознакомление с окружающим создает почву для расширения, уточнения и активизации словаря дошкольников, позволяет познакомить детей со свойствами и качествами предметов, их назначением, действиями с ними. Серия картин «Наш детский сад» создавалась специально для использования на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим в разных возрастных группах детского сада. Художник Ольга Рафаиловна Гофман учла пожелания педагогов и методистов, изучила закономерности психического развития детей дошкольного возраста, особенности их восприятия. Дети на картинах серии очень разные, их лица и позы выразительны. Художник изображает различные сферы деятельности дошкольников: прогулку, работу в уголке природы, дежурство по столовой, сюжетно-ролевую и театрализованную игры, учебное занятие.

В серию входят следующие картины:

1) «Мы строим дом» (младшая группа, I период обучения);

2) «В песочнице» (младшая группа, III период обучения);

3) «Играем в Айболита» (средняя группа, I период обучения);

4) «В уголке природы» (средняя группа, III период обучения);

5) «Дочки-матери» (старшая группа, I период обучения);

6) «Мы дежурим» (старшая группа, I период обучения);

7) «Мы играем в магазин» (старшая группа, II период обучения);

8) «Мы рисуем» (подготовительная к школе группа, I период обучения);

9) «Играем в театр» (подготовительная к школе группа, III период обучения).

Картины написаны в ярких, сочных тонах, способствуют созданию радостного настроения, учат детей видеть прекрасное в окружающей действительности.

Занятия по картинам носят интегративный характер. Автор методических рекомендаций (конспектов занятий) ставит задачи формирования, расширения, уточнения и активизации словаря дошкольников, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения. Некоторые задания направлены на уточнение произношения звуков, развитие фонематических представлений, фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Примерные конспекты содержат не только вопросы педагога, но и предполагаемые ответы детей (они даются в скобках курсивом). Хочется предостеречь педагогов от «натаскивания» детей на эти ответы. Ответы детей приведены только для того, чтобы помочь педагогу правильно построить занятие, не допустить методических просчетов; это особенно важно на первых этапах обучения детей.


ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие по картине «Мы строим дом»

В младшей группе

I период обучения (октябрь)

Тема. Рассматривание картины «Мы строим дом».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме, навыка хорового пения.

Развивающие цели. Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование. Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, магнитофон с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа. Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Пение песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

· Педагог приглашает детей в группу, организует приветствие и предлагает спеть знакомую песенку «Строим дом». Если есть возможность, аккомпанирует музыкальный руководитель. Если такой возможности нет, включается запись аккомпанемента.

СТРОИМ ДОМ

Строим дом — ом, ом,

Впятером — ом, ом.

Вот окошко, крыша вот.

От-от-от, от-от-от.

Припев Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.

Дом растет — от, от,

Видит кот — от, от.

Крыша вот, а вот труба.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

Припев

2. Предварительная работа. Игра с кубиками на ковре. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

· Педагог приглашает детей на ковер и вывозит большой грузовик с кубиками.

— Посмотрите, какой грузовик к нам приехал. (Он желтый.)

Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие? (Черные.) Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем. (Одно, два, три, четыре)

Сколько у грузовика колес? (Четыре колеса.)

А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова слова грузовик. (Грузовик привез кубики.) Какие кубики? (Большие. Маленькие.) Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (Красные. Желтые. Зеленые. Синие.)

Давайте построим из кубиков

· Педагог организует конструкторскую игру. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.

— Посмотрите на картинку. Какие взять сначала? (Красные.) Правильно давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.

· Дети ставят в ряд три красных кубика.

— Какие кубики мы поставим (Синие.) Сколько их? (Два.) Верно. Поставьте два синих кубика на красные.

· Дети выполняют задание. Педагог следит за тем, чтобы в работе принимали участие все дети, чтобыони уступали друг другу.

— Какие кубики вы поставите на синие? (Желтые.) Сколько их? (Тоже два.)

Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.

· Дети выполняютзадание. Педагог напоминает, чтобы они выполняли задание аккуратно и не сломали дом.

— Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх? (Красную башенку.} Отлично! Заканчивайте работу.

· Дети завершают работу.

— Что мы сделали? (Построили дом.) Какой дом у нас получился? (Большой. Высокий. Красивый.)

Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!

3. Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

· Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «Мы строим дом».

— А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дам.)

Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой. Красивый. Высокий. Разноцветный.)

Какая крыша у домика? (Синяя.) Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике. (В домике два окна.) Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.

Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Мальчик поднимает синий кубик.)

Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.

Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком. У нее мишка. Она сажает мишку в домик. Мишка будет жить в домике.)

Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в ломик большого коричневого мишку.

А что делает мальчик в красных полосатых браках? (Он везет грузовик. В грузовике кубики.) Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф. В шкафу лежат игры.) А что находится за детьми? (Там окно. На окне цветок.)

Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне — нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

4. Упражнение «Вот какой красивый дом». Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

· Педагог предлагает детям встать со стульчиков, немного отдохнуть и вспомнить упражнение «Вот какой красивый дом!».

Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.
Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим, Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Окна ставим, крышу кроем, Выполняют прыжки на месте.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будет жить мишутка в нем. Приседают.

5. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине.

· Педагог усаживает детей на стульчики, предлагает еще раз посмотреть на картину и послушать рассказ. Можно предложить детям рассказывать вместе со взрослым.

МЫ СТРОИМ ДОМ

Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.

У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.

Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранже­вом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

· Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все получилось. Можно выяснить, детям особенно понравилось на занятии и на картине.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.