|
К нижнему строению пути, кроме земляного полотна, относятся искусственные сооружения — мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, тоннели, трубы.Наиболее распространенными на железнодорожном транспорте искусственными сооружениями являются мосты и трубы. Они устраиваются при пересечении железными дорогами рек, каналов, ручьев, оврагов. Если дорога проходит через горные хребты, то вместо глубоких выемок экономичнее построить тоннели (рис.2). Рис.1 Тоннель В местах пересечений железных и автомобильных дорог на разных уровнях устраивают Путепроводы (рис.3); Рис.3 Путепровод эстакады, применяемые вместо насыпи на городской территории или на подходах к большим мостам (рис.4); Рис.4 Эстакада виадуки — при пересечении глубоких оврагов, ущелий или суходолов (рис.5); Рис.5 Виадук трубы, укладываемые под насыпями на небольших водотоках и суходолах для пропуска ливневых и снеговых вод (рис.6). Рис.6 Трубы К искусственным сооружениям относятся галереи для защиты пути и поездов от крупных и частых падений камней, обвалов в горных условиях. Для пропуска грязекаменных потоков (селей) с гор устраивают селе спуски (рис.7). Рис.7 Селе спуск ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов, башмакосбрасывателей и других специальных устройств. Верхнее строение пути (далее ВСП) предназначено для восприятия нагрузок от подвижного состава, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения подвижного состава. Назначение рельсов — создать поверхности с наименьшими сопротивлениями для качения колес подвижного состава, непосредственно воспринимать и упруго передавать нагрузки от колес на шпалы и брусья, направлять движение колес подвижного состава, проводить сигнальный и обратный тяговый ток на участках с автоблокировкой и электрической тягой. изготавливают из мартеновской стали с содержанием углерода от 0,71 до 0,82 %. Для увеличения прочности рельсы подвергают термической обработке (объемной закалке). Основные типы рельсов — Р-75, Р-65, Р-50 (рис.8).
Рис.8 Основные размеры рельсов
Буква «Р» обозначает рельс, а число — округленную массу 1 м в кг (табл. 1).
Таблица 1 Характеристики рельсов
На второстепенных линиях, подъездных и станционных путях встречаются рельсы более легких типов, например Р-43. Новые рельсы могут быть стандартной длины 25 м и укороченные на 80 и 160 мм. Кроме того, есть рельсы длиной 12,5 м и укороченные длиной 12,46; 12,42 и 12,38 м.
Укороченные рельсы применяются для укладки по внутренней нити в кривых, т.к. она по длине короче наружной нити. Рельсовые скрепления разделяют на стыковые и промежуточные. Стыковые скрепления прочно соединяют рельсы в непрерывную нить. Места соединения называют рельсовыми стыками.(рис.9) Концы рельсов перекрываются накладками, которые через имеющиеся отверстия стягивают болтами. Под гайки болтов ставят пружинные или тарельчатые шайбы. Рис.9 Рельсовый стык С изменением температуры длина рельсов меняется, поэтому между торцами рельсов в стыках оставляют зазор. Величина зазора зависит от температуры рельса, его длины и климатической зоны. Движение поездов, особенно на двухпутных участках, вызывает угон пут — продольное перемещение рельсов, иногда вместе со шпалами, обычно в направлении движения поездов. Причины угона – волнообразный изгиб рельсов под поездом, трение между колесами и рельсами, удары колес в стыках, торможение поездов. Угон расстраивает путь и может привести к выбросу пути. Наилучшее средство борьбы с угоном — применение промежуточного скрепления, при котором рельс клеммами сильно прижат к каждой шпале. При костыльном скреплении приходится применять противоугоны. Наиболее простыми являются пружинные противоугоны (рис.10). Рис.10 Пружинный противоугон
Промежуточные рельсовые скрепления служат для прочного соединения рельсов со шпалами и брусьями, чтобы исключить поперечное и продольное перемещение и опрокидывание рельсовых нитей колесами подвижного состава. Эти скрепления подразделяются на костыльные и клеммные. Для пути на деревянных шпалах применяют оба вида скреплений. Типовым скреплением является костыльное (смешанное) скрепление ДО с пятью костылями.(рис.11) Рис.10 Промежуточное рельсовое скрепление типа ДО Преимуществом скреплений ДО является малодетальность, небольшой расход металла, простота в изготовлении и эксплуатации. Недостатки таких скреплений — не обладают упругостью, плохо сопротивляются угону пути. Из клеммных скреплений для пути с деревянными шпалами применяются раздельное скрепление КД (рис. 12)
Рис.12 Раздельное рельсовое скрепление типа КД
с жесткими клеммами и пружинное скрепление Д4, в котором сами клеммы являются листовыми пружинами (рис. 13). Рис.13 Пружинное скрепление Д4
В этих скреплениях подкладки надежно прикрепляются к шпалам шурупами, а рельс постоянно прижат клеммами к подкладкам. Преимущество этих креплений — отсутствие большой вибрации подкладок, сопротивление угону рельсов и возможность смены рельсов без вывертывания шурупов. В массовом порядке применяют скрепление КБ, у которого плоская подкладка прикрепляется к шпале закладными болтами. Для уменьшения жесткости на подкладку и под нее кладут упругие прокладки из кордонита или резины. Эти прокладки вместе с втулкой из текстолита служат также электроизоляцией рельсов от шпал при электрической тяге и автоблокировке. Шпалы служат опорами для рельсов. Главное назначение шпал — передавать давление от рельсов на балласт, обеспечивать постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути. Шпалы бывают деревянные и железобетонные. Деревянные шпалы. Их изготовляют из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра и березы, причем, лучшими являются сосновые шпалы. В путь их укладывают только после пропитки масляными антисептиками. По форме поперечного сечения деревянные шпалы подразделяются на три вида: обрезные, полуобрезные и необрезные на (рис.14 а, б, в). Рис.14 Поперечные сечения шпал
Достоинство деревянных шпал: они упруги, легко обрабатываются, неэлектропроводны, устойчивы в балласте. В то же время деревянные шпалы стали очень дефицитными и дорогими, срок службы — небольшой, они выходят из строя из-за износа, трещин и гниения. Железобетонные шпалы имеют одинаковые размеры (рис.15), что положительно сказывается на плавности движения поездов, они не боятся воды, солнца, мороза и не гниют. Рис.15 Устройство железобетонных шпал
Срок их службы предположительно 50 лет. Длина шпалы 2700 мм, масса — 270 кг. Балластный слой (балластная призма) распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути. Материал для балласта должен быть прочным, не дробиться, быть упругим летом и зимой, должен хорошо пропускать воду, не должен пылить, выдуваться ветром, вымываться водой. В качестве балласта применяют щебень из твердых горных пород, из дробленых валунов и гальки — это лучшие балластные материалы. Кроме этих балластов, применяют асбестовый балласт, представляющий собой отходы обогатительных фабрик у месторождений хризотиласбеста. Реже применяют гравийный, гравийно-песчаный, песчаный балласт, ракушку и металлургические шлаки. ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО Путевым хозяйством и всеми его отраслями в пределах страны руководит Департамент пути и сооружений ОАО «РЖД». На дорогах путевым хозяйством руководят службы пути. Непосредственно содержание и ремонт пути осуществляют дистанции пути, которые в своем составе имеют участки, возглавляемые начальниками участков. Участки состоят из линейных участков (околотков), возглавляемых дорожными мастерами, а линейные участки разделяются на линейные (рабочие) отделения во главе с бригадирами пути. Эти подразделения обеспечивают безопасное, бесперебойное и плавное движение поездов с установленными скоростями. Большие объемы капитальных ремонтно-путевых работ выполняют путевые машинные станции (ПМС). Новые и старогодные рельсы сваривают в плети рельсосварочные поезда (РСП). Ремонт искусственных сооружений, строительство мостов и труб производят мостопоезда. Дистанции лесозащитных насаждений выполняют работы по посадке, содержанию и ремонту живых защит вдоль линий железных дорог.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|