|
Некоторые классификации существующих педагогических технологийСуществуют различные классификации технологий. Например, М.В. Кларин на основе анализа инновационных моделей обучения в зарубежной педагогической практике выделяет четыре модели учебно-воспитательного процесса: § обучение как усвоение заданных образцов; § обучение как дискуссия; § обучение как игра; § обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские. Г.К. Селевко выделил классы педагогических технологий, которые имеют различную концептуальную основу: § личностную ориентацию педагогического процесса; § активизацию и интенсификацию деятельности учащихся; § эффективное управление и организацию учебного процесса; § дидактическое совершенствование и реконструирование материала; а также следующие виды технологий: § технологии современного традиционного обучения; § частнопредметные; § альтернативные; § природосообразные; § развивающего обучения; § авторских школ. В современной образовательной практике выделяются две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: 1) реализация технологического подхода к его проектированию и осуществлению; 2) гуманизация отношений учителя и учащихся (преподавателя и студентов или слушателей). В соответствии с этим Д.Г. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Предметно-ориентированные технологии еще называют знаниевыми или обучения, а личностно-ориентированные – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно назвать несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – преподавание или познание, б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и опыт мышления и деятельности, в) по «продуктам» применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для ответственного выбора и т.д. Вполне очевидно, что в каждой из технологий заключен как знаниевый, так и развивающий потенциалы. Если рассматривать понятие «технология» как деятельностную категорию, как инструментарий упорядочения и повышения эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую деятельность определять как целостную, полифункциональную, полиструктурную, которая в динамике представляется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, то целесообразнее всего вести речь не о педагогических (образовательных) технологиях или технологиях обучения, а о более широком понятии – технологиях профессиональной деятельности педагога. В связи с этим выделяются 3 основания, по которым можно классифицировать технологии педагогической деятельности:
Тогда педагогические (образовательные) технологии – это технологии профессиональной деятельности педагога, представленные на схема 4.
Схема 4 технологии
реализации базовых управления реализации процессов образования деятельностью профессиональных педагога функций педагога
Вопросы и задания для самопроверки
1. Каково происхождение понятия «технология»? Раскройте сущность категории «педагогическая технология». 2. Каковы причины и критерии технологизации образовательного процесса в школе? 3. Раскройте отличительные особенности методики и технологии обучения. 4. Какие Вы знаете классификации педагогических технологий?
* Таблица заимствована из кн.: «Управленческие и дидактические аспекты технологизации образования: Учеб.-метод. пособие; под ред. А.И. Жука. – Минск, 2000.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|