|
Типология правопонимания. Школы правопониманияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Там, где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляли однородную массу. Они соответствовали характеру урегулированности общественных отношений данного общества. Основные причины их последующей обособленности: 1.численный рост населения; 2.нарушение социальной однородности людей; 3.увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества; 4. усложнение общественных связей; 5.прогресс общественного развития. Обнаружение совершенно нового явления в общественной жизни настолько поразило воображение людей, что праву стали приписывать божественное происхождение. По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты: - естественно-исторический характер происхождения права; - его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; - нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей; - наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства; - ведущая роль государства в формировании правовых предписаний; - взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом. История происхождения права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений: А) правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти. Б) Уголовное право составляет главное содержание юридических памятников. Причем чем сборник древнее, тем больше места в нем отведено уголовному содержанию. По степени значимости за уголовным правом следуют нормы, определяющие, что должно вносить население в пользу власти - это дань, налоги. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников. И только затем уже следуют нормы гражданского права, которые в последующем стали занимать доминирующее положение в системе права большинства государств. Два подхода к определению соотношения государства и права: 1. Этатически-тоталитарная концепция: государство выше и важнее права. Оно создает право и использует его в качестве инструмента, позволяющего реализовывать свою политику. Эта концепция опирается на марксистское понимание государства и права. Государство либо не считало для себя обязательным наравне с другими субъектами права выполнять правовые предписания, либо устанавливало выгодные, в первую очередь только ему, обязательные для исполнения правила поведения во всех сферах общественной жизни. Право рассматривалось как некий обязательный, но имеющий вспомогательное значение придаток государства. 2. Либеральная концепция: о сновывается на естественно-правовой теории, которая право ставит выше и важнее государства по различным критериям - моменту возникновения, роли в обществе. Великие мыслители считали, что право должно быть теснейшим образом связано со свободой, но в определенных рамках.
Типы правопонимания (типология) – это подходы к определению сущности права. Выделяют три типа и соответствующие школы (теории) правопонимания в их рамках: 1.Легистский (позитивистский) тип правопонимания -отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления. А) юридический позитивизм – основатель Д. Остин, первая половина XIX века. Развивали теорию Кабанту, Бергбом. Формула теории: «право - это повеление суверена». Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона. Источником права является только суверенная власть. Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях. Отвергаются естественно-правовые принципы и обоснования о признании прав личности, негативное отношение к теоретико-правовым конструкциям, допускающим помимо издаваемого государством массива законодательства и некоего идеального (эталонного) права, с наличием которого государству надо считаться ("Лучше капля силы, чем мешок права"). В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: «закон есть закон».
Б) нормативистская теория (позитивистский нормативизм) - Г. Кельзен. Право – это иерархическая система норм. Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми. Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство их может только защитить или обеспечить. Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо "целесообразности" если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон".
В) прагматический позитивизм – реальная школа, «Юриспруденция выработки и принятия решений». Имеются в виду судебные решения – не просто говорение, а делание (в отличие от формальной «юриспруденции понятий»). Естественнонаучный тип правопонимания: А) теория естественного права (юснатурализм) - право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, независимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок. Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права. В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.
Б) психологическая теория права – Петражицкий. П раво как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Представители этой теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида.
В) интегративная теория права -право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости, защиту нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу. Г) социальная теория права - возникла в XVIII веке. Сущность: нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям. В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.
Либертарно-юридический тип правопонимания: А) либертарно-юридическая теория права - выделяет основные характеристики (принципы), которые воспринимаются и марксистской теорией: формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность. Взятые в единстве, они позволяют в более полной степени отразить сущность права в целом - формальное правовое равенство - гарантируемое государством формализованное и упорядоченное право индивидам на единых и общих для всех основаниях иметь реальную возможность пользоваться "услугами права". - Свобода: личная свобода и свобода воли индивида в праве рассматриваются как тождественные понятия. В той или иной интерпретации в праве всегда содержится волевой момент. Он может быть выражен в свободном волеизъявлении индивида посредством вступления в правоотношение определенного вида. - Справедливость (Justitia): в системе социальных норм справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное. Справедливость в праве выполняет роль своеобразного образца (стандарта, эталона качества), на котором проверяется внутренне качество самого закона. - Общеобязательность: в отличие от других видов социальных норм общеобязательность в праве всегда носит официально-властный характер. Это означает, что нормативный правовой акт принимается (издается) от имени государства в установленном законом порядке уполномоченным органом государственного управления или должностным лицом.
Б) Марксистская теория права - п раво и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса. Оперирует категориями (принципами) либертарно-юридической теории.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|