Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка уровня информированности молодых семей о мерах социально-экономической поддержки. В Республике Тыва (на примере авторского исследования).





При нынешнем социально-экономическом положении молодой семьи требуется повышение роли государства в создании нормальных условий для достижения уровня благополучия, в обеспечении законодательной и нормативно-правовой базы семейной политики, прежде всего на федеральном (законодательном) уровне. На региональном (исполнительном) уровне государственная поддержка молодой семьи должна включать различные социальные технологии и механизмы, услуги. Очень точно замечает Т.К. Ростовская, что «…поддержка молодой семьи должна носить системный характер, включающий в себя социальные и рыночные механизмы…».

В настоящее время существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов молодых семей. Это отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении молодых семей; недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации; недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления молодых семей, нуждающихся в помощи; и, наконец, недостаточная информированность молодых семей о существующих мерах государственной поддержки, что влечет за собой неисполнение положений социальной политики государства и социальное неблагополучие молодых семей. Последнее обуславливает необходимость научного поиска путей эффективных мер усиления социально-экономического развития современной молодой семьи и укрепления института семьи. Повышение информированности молодой семьи и населения в целом о мерах социальной поддержки призвано улучшить социально-экономическое развитие семьи и в целом социальное положение российских семей.



Для определения информированности молодых семей о льготах, компенсаций и нематериальных мер поддержки для молодых семей было проведении эмпирическое исследование. Базой для исследования послужил «Центр помощи семье и детям города Кызыл». Исследование проводилось методом анкетного опроса, выборочная совокупность составила 20 единиц. При анкетном опросе опрашивались молодых семьи – клиенты Центра социальной помощи семье и детям.

Анкетный опрос – наиболее распространенный метод сбора социологической информации с помощью опросного листа (анкеты), характеризующийся письменной формой ответов респондентов на предлагаемые ему вопросы по указанным правилам.

Особенностью анкетного опроса, является то, что респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает и самостоятельно регистрирует ответ. Преимуществом анкетного опроса, является, то, что респондент свободен в выборе ответа на вопрос. Влияние же исследователя на ход и результат исследования обеспечивает полную анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом.

Анкета представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Основная функция анкеты – предоставить исследователю достоверную информацию о предмете анализа.

Актуальность исследования – большинство молодых семей редко обращается за помощью, на которую они имеют право в соответствии с законодательством и в связи с этим необходимо тщательное информирование молодых семей о мерах социальной поддержки.

Объектом исследования является уровень информированности молодых семей о мерах социально-экономической поддержки в городе Кызыл.

Предметом – современная молодая семья в Республике Тыва.

Цель исследования – определение уровня информированности молодых семей о льготах, компенсаций и нематериальных мер поддержки для молодых семей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить знают ли молодые многодетные семьи о представляемых льготах, компенсациях и нематериальной поддержки.

2. Узнать принимают ли участие молодые семьи в федеральных и региональных социальных программах.

3. Узнать получают ли какую-нибудь помощь молодые семьи;

4. Определить необходимую социальную помощь молодым семьям, которую бы они хотели получить.

5. Узнать насколько удовлетворены и не удовлетворены молодые семьи качеством предоставляемых услуг в системе социальной защиты населения.

При анкетном опросе 50% респондентов ответили, что знают о представляемых льготах, компенсациях и нематериальных мер поддержки для молодых семей и пользуются ими, 30% говорят, что знают, но не пользуются и 20% респондентов не знают о мерах поддержки молодых семей вообще.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знаете ли Вы о предоставляемых льготах, компенсациях и нематериальных поддержках молодых семей?»

На вопрос получают ли информацию молодые семьи распределились следующим образом – 50% из тех, кто осведомлен о льготах и гарантиях для многодетных семей, получают информацию со слов родственников, друзей, знакомых, сведений средств массовой информации, в том числе из сети Интернет, телевидение и газеты. Только двое респондентов отметили, что сведения получили в ходе консультации специалистов Центра социальной помощи семье и детям.

К вопросу о том, какие Вы федеральные и региональные социальные программы знаете, ответили несколько: «Жилище – 30», «Корова-кормилица – 10», «Мат еринский капитал – 35%», «Кыштаг (стоянка) для молодой семьи – 20%» и другие программы – 5%.

 

Рис.2 Распределение ответов на вопрос «Какие Вы федеральные и региональные социальные программы знаете?»

На вопрос, принимают ли респонденты участие в каких-либо федеральных и региональных социальных программах, только 25% принимают участие, в том числе шестеро респондентов участвуют в федеральной программе «Жилище», республиканской целевой программе по улучшению жилищных условий для молодых специалистов на 2011-2015гг. трое в программе «Корова-кормилица». Остальные 85% не принимают участие в программах.

Рис.3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Принимаете ли вы участие в федеральных и региональных социальных программах?»

Льготой бесплатного проезда на внутригородским и пригородным транспорте пользуются всего лишь 5% опрошенных многодетных молодых родителей, пользуются иногда 10% респондентов, 30% не пользуются льготой, не оформили документы 25% респондентов, 20% не знали о предоставлении этой льготы, у 5% льготу не дают по различным причинам. Скорее всего, такое соотношение ответов связано с низким уровнем информированности многодетных молодых родителей и возникшим затруднениями в оформлении документов для предоставления права на данную льготу (рис.4).

Рис.4 «Пользуетесь ли Вы бесплатным проездом на внутригородском и пригородном транспорте?»

40% молодых семей в вопросе, оказывало ли государство помощь при организации вами крестьянского (фермерского) хозяйства, малого предприятия (выделения земельных участков, льготу по взиманию земельного налога и арендной платы, предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентной ссуды для возмещения расходов и др.) ответили, что у них отсутствует необходимость в крестьянском (фермерском) хозяйстве, малом предприятии, государственная помощь не оказана, так как не хватает документов 15%, не хватает времени 10%, у 20% опрошенных уже частично документы оформлены, и всего лишь у 15% респондентов помощь получена. Сложность в получении помощи государства при организации крестьянского хозяйства, возможно, объясняется наличием юридических нюансов в оформлении документов, системой предоставления необходимых документов в силу низкого уровня правовой грамотности многих категорий населения, в том числе молодых семей.

Рис.5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Оказывало ли Вам государство помощи при организации крестьянского (фермерского)» хозяйства, малого предприятия (выделения земельных участков, льготы по взиманию земельного налога и арендной платы, предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентной ссуды для возмещения расходов и др.)?»

Что касается следующего вопроса, респондентов представилась возможность отметить несколько вариантов ответа, отвечая на вопрос, какие виды социальной помощи, на ваш взгляд, наиболее необходимы молодой семье. Абсолютное большинство опрошенных ответили, что молодой семье больше всего необходима материальная помощь в виде денежных выплат 60%, 10% выступают за льготы и субсидии, 5% считают больше необходимым консультации специалистов (психологов, юристов, педагогов, врачей), 20% респондентов отдали голоса за помощь в трудоустройстве, другие 5% посчитали, что нужнее льготы, субсидии и помощь в натуральном виде (медикаменты, продукты, одежда и пр.) и различные социальные услуги.

Рис.6. Распределение ответов респондентов на вопрос, «Какие виды социальной помощи, на Ваш взгляд, наиболее необходимы молодой семье?»

По поводу пользования со скидкой в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, воды, канализации газа и электроэнергии, 30 % респондентов ответили, что пользуются, 35% вообще не знали о существовании такой льготой, и по 10% ответили, что знают, но не оформлены документы, есть задолженность по квартале и не хватает документов и 5% ответили, что им не хватает времени на оформление такой скидки (см. рис. 7).

На вопрос о получении бесплатных лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет, ответы респондентов распределились следующим образом, по 5 пользуются всегда и пользуются иногда; 15% респондентов о льготе проинформированы и не просят, однако не пользуются, не выписывают 5%; по 10% нет в наличии бесплатных лекарств, нет рецептов, в списке бесплатных лекарств нет нужных. 15% не знали о такой льготе и у 5% нет детей в возрасте 6 лет. Можно сделать вывод, что данная льгота не пользуется популярностью у молодых многодетных родителей (см. рис. 8).


Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Пользуетесь ли Вы скидкой в размере не ниже 30% процентов установлено платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией?»

Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос «Пользуетесь ли Вы бесплатно лекарством, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет?»

На вопрос, содействовало ли вам государство в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентной ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья, 60% сказали, что у них отсутствует необходимость, нет нуждаемости, 30% респондентов оформляют документы, 5% опрошенным молодым многодетным родителям государство содействовало в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья (см. 9)

Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос «Содействовало ли Вам государство в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья?».

По вопросу о том, существует ли необходимость в увеличении или дополнении льгот, компенсаций и других мер поддержки, мнения оказались следующими: необходимо увеличение размеров детских пособий и других денежных выплат – 35%, льготы при трудоустройстве – 30%, выдача компенсации за не предоставлении места в детском саду в размере не менее 5 тыс. руб. каждый месяц 5%, увеличении материальной помощи (продукты, одежда) – 5 %, увеличение перечня лекарств, приобретаемых по рецепту врача бесплатно – 10%, увеличение материнского капитала и возможностей его использования – 15%.

Рис. 11. Распределение ответов респондентов на вопрос «Существует ли необходимость в увеличении или дополнении льгот, компенсаций и других мер поддержки? Если да, то, каких именно и в каком объем?»

В следующем вопросе, респондентов также представилась возможность отметить несколько вариантов ответа, выбирая ответ на вопрос, что именно не удовлетворяет в качестве предоставляемых услуг в системе социально защиты населения. Большинству опрошенным родителям не удовлетворяет отсутствие полной информации о предоставляемых услуг 45%, 25% ответили отсутствие желаемых результатов, на сроки предоставления услуг и расписание работы специалиста жалуются 10%, не удовлетворены системой предоставления услуг и расписание работы специалиста жалуются 10%, не удовлетворены системой предоставления необходимых документов и уровень квалификации специалиста – 5%.

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Что именно не удовлетворяет в качестве предоставляемых услуг в системе социальной помощи населения?»

Характерными вопросами молодых семей являются при обращении в Центр: конфликты молодых родителей из-за финансовой нестабильности, степень готовности молодых родителей к рождении ребенка, а также при его воспитании; материальная помощь. Следует отметить большое количество обращений молодых семей к психологу. Основные проблемы, волнующие родителей – это проблемы воспитания девиантное поведение, трудности в общении. Но больше всего молодых родителей волнуют проблемы, связанные с воспитанием ребенка детей, и это неудивительно, ведь в молодой семье родителям очень тяжело совмещать профессиональную и воспитательную деятельность, находить индивидуальные подходы к каждому ребенку. Однако не всегда высоко оценивается потенциал таких видов помощи как организация детского досуга и оказание психологической помощи, вместе с тем, для некоторых семе данная поддержка является весьма полезной и своевременной.

При оформлении льгот, пособий и других мер поддержки камнем преткновения становится сбор необходимых документов, соблюдение юридических нюансов при оформлении заявлений. Молодых семей безграмотны в вопросах об условиях и порядка оформления жилищных субсидий, предоставления льгот по ЖКУ, детских пособий.

В вопросе о том, какие виды социальной помощи необходимы молодым семьям, эксперты единогласно сошлись во мнении, что высокую актуальность имеет жилищная помощь. Решение жилищных проблем молодой семьи важнейшее по своему значению явление, без которого невозможно решение острейших социальных проблем современного общества, связанных с углубляющейся поляризацией, невозможно достижение стабильного социально-экономического развития на основе социально эффективного использования потенциала молодой семьи. Также необходима финансовая услуга. Чуть менее актуально, хотя также востребовано, является информационная поддержка.

Основным источником получения информации о мерах социально поддержки является телевидение. Несколько менее популярным источником информации о мерах по поддержке социальной незащищенных семе является (газеты, журналы) и рассказы других людей. Сайты сети Интернет также стали более популярным источником информации по рассматриваемой теме. Чуть менее актуальным стали личный опыт, а также наружная информация. Население хорошо информировано о наличии специализированных горячих лини, на которые можно обратиться в трудной жизненной ситуации для получения консультативной помощи. К вопросу об уровне информированности, эксперты считают уровень осведомленности молодых семей удовлетворительной. Существуют определенные проблемы в плане информированности населения о конкретных мероприятиях. Очень большая часть населения не знает о мерах поддержки социально незащищенных семей, которые оказываются государством. Исключение не составляют и молодые семьи. Данный вывод специалисты сделали в результате анализа данных об информированности населения о программах, направленных на поддержку социально незащищенных семей. Только о программе «Молодой семье – доступное жилье» знает большая часть населения города.

Таким образом, проведенное исследование показало, что существует проблема недостаточной информированности молодых семей о мерах социальной поддержки. Низкая информированность касается практически всех сторон государственной поддержки.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.