Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности памяти Характерные затруднения





При олигофрении

а) наличие косных стереотипов 1) самостоятельно не могут назвать

объекты, но указывают на них

после

называния взрослым.

б) пассивный словарь 2) запоминают незначительное

преобладает над активным количество единиц (слов, предметов, изображений)

в) малый объем 3) отсутствует преимущество

произвольного запоминания над

непроизвольным

г) низкая произвольность 4) запомнив что-либо неверно,

многократно тиражируют ошибку,

несмотря на замечания взрослого

5) не озвучивают действия

5. Рекомендованные к освоению информационные материалы.

1. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей / под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981. 176 с.

2.Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. М.: Известия АПН РСФСР, 1954. Вып. 57.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Академия, 1999. 208 с.

4.Лурия А. Р. Нейропсихология памяти при локальных поражениях мозга. М., 1974.

5. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. М., 1976.

6. Матасов Ю. Т. Особенности геометрических представлений учащихся младших классов вспомогательной школы // XXIV Герценовские чтения. Психология. Л., 1972.

7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. М.: 1965.

8. Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами // Специальная школа. 1958. Вып. 5.

9. Пинский Б. И. Психологические особенности де­ятельности умственно отсталых школьников. М., 1962. 276 с.

10.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. Пособие, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 92 с.

5. Речь

Речь—особая форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны— говорящий и слушающий. Говорящий—выбирает слова, необходимые для выражения его мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит через органы речи. Слушающий их воспринимает. И у них должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, которая несет смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Семантический (смысловой) характер человеческой речи обусловливает возможность её использования для сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому. Благодаря этому сознание человека обогащается опытом других людей путем усвоения знаний, закрепленных с помощью языка и письмен­ной речи. Язык в этом смысле—есть средство закрепления и передачи в обществе достижений человеческой культуры. Возникновение речи вне общества невозможно, речь— социальный продукт; предназначенная для общения, она и возникает в общении. Притом социальная предназначенность речи определяет не только её происхождение, она отражается и на внутреннем, смысловом содержании речи. Социальный характер речи как средства общения и её обозначающий характер неразрывно связаны между собой. Каждый человек в процессе обуче­ния усваивает знания, приобретенные и исторически накопленные всем человечеством.

Речь выполняет коммуникативную, сигнификативную, обобщающую, регулирующую и контролирующую функции. У умственно отсталых детей речевое недоразвитие носит системный характер. Это приводит к тому, что речь даже к концу дошкольного детства не выполняет у них своих основных функций.

В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Ученики затрудняются ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ, испытывают большие затруднения в передаче речью чувств, отношения к предмету, не могут с помощью речи побудить собеседника к желаемому поведению.

Бедность словаря ограничивают развитие сигнификативной функции, заключающейся в том, что каждое слово обозначает конкретный предмет, признак, действие, состояние. Известно, что речь отражает действительность в сознании человека посредством речевых символов — фонем и графем. Символическое отражение мира становится содержательным в результате осуществления связи слова с предметом, представлением, понятием. Сохранение речевых символов в памяти человека — основа формирования знаний об окружающем мире.

Обобщающая функция речи, заключающаяся в том, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и является носителем существенных признаков, у умственно отсталых детей недоразвита вследствие нарушения операций обобщения и отвлечения. Учащиеся школ VIII-го вида испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, в отражении общих свойств явлений, в формировании понятий.

У умственно отсталых учеников наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением. Им трудно поступать согласно словесной инструкции (устной и письменной), планировать деятельность в речи, использовать речь в целях контроля, дать словесный отчет о проделанной работе. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей регулирующей и контролирующей функции речи.

Выделяют экспрессивную и импрессивную виды речи. Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне. Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих.

Речь в своем развитии предполагает сложное взаимодействие различных ее сторон: фонетической (звуковой), лексической, грамматической. В структуре устной речи умственно отсталых детей отмечается дефекты всех указанных сторон.

Органическое поражение головного мозга привело к слабости замыкательной функции коры, медленной выработке новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном, что обусловило более позд­нее формирование фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Ребенку трудно установить, в каком порядке звуки следуют друг за другом. Из-за слабости фонетического анализа ребенок с недоразвитием интеллекта плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм речи. Фонетические недостатки речи затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости.

У учащихся школ VIII-го вида бедный словарный запас, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, часто происходит лишь механическое накопление слов, но не растет уровень их обобщения, имеют место введение в речь слов, не связанных с реальной ситуацией, отмечается резкое расхождение между активным и пассивным словарем.

Грамматический строй речи умственно отсталых детей недостаточно развит и развернут. В речи чаще употребляются простые предложения, реже — сложноподчинен­ные и сложносочиненные. В предложениях нарушена связь между словами, опускаются предлоги, не учитываются падежные окончания имен существительных, редко вводятся определения, обстоятельства, дополне­ния.

Техникой чтения умственно отсталые дети овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения, допускают неправильное оформление речи, вводят слова-заменители, отмечается угадывающее чтение. Самый значительный дефект при чтении— недостаточное понимание прочитанного.

Речь тесно связана с мышлением, так как речь — это основное средство формирования мысли и форма ее выражения. Мышление же по отношению к речи является содержанием. Ценность слова заключается в точности выражения мысли.

Для исследования фонематической стороны речи учитель может предложить следующие упражнения:

1. «Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того, как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай: ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

2.Перед учащимся на столе раскладывают 5 пар рисунков (рис. 17).

Рис. 17. Парные рисунки и шкала оценивания

Затем учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли нарисованные предметы тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? Я буду называть эти предметы попарно, а ты будешь показывать их на рисунках».
Далее называются следующие пары нарисованных предметов:







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.