Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Народы Восточной и Центральной Азии





Этногенез

Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Наиболее ранние свидетельства пребывания V человека на этой территории относятся к среднему палеолиту. В неолитическое время вся Средняя Азия уже освоена человеком. С V тысячелетия до н. э. в южных районах страны складывается одна из древнейших в мире земледельческих культур.

Следующий этап этнической истории Сред­ней Азии начинается с первой половины I ты­сячелетия до н. э., когда наиболее развитые в хозяйственном отношении земледельческие районы страны входили в державу Ахеменидов и появились первые письменные свиде­тельства о народах, живущих в северных са­трапиях Ирана и в пограничных с ними рай­онах.

Во второй половине I ты­сячелетия до н. э. южные районы Средней Азии были завоеваны греко-македонскими войсками и включены в державу АлександраМакедонского.

На рубеже н. э. большая часть Средней Азии была завоевана юэчжами, пришедшими из пограничных со Средней Азией восточных районов. С северных и северо-восточных границ страны в это же время (приблизительно с V в.) в Среднюю Азию стали проникать тюркоязычные народы. Приток тюркоязычного населения особенно усилился во время тюрк­ского каганата (VI — VII в.).

Начало следующему периоду в этнической истории Средней Азии положило арабское завоевание

Время послеарабского завоевания—ру­беж I и II тысячелетий — примечательно тем, что происходит складывание двух больших хозяйственно-культурных областей, представ­ляющих в то же время органическое единст­во — кочевнической степи и оседлоземле-дельческих оазисов.

Монголы, завоевавшие Среднюю Азию а XIII в. и разорившие ее культурные центры, внесли существенные изменения в этнический состав населения региона.

После монгольского нашествия проникно­вение тюркских языков в оазисы продолжа­лось, и уже к XVII в. тюркские языки побе­дили во всех районах Средней Азии, исклю­чая Таджикистан. Послемонгольский период в истории Средней Азии важен и в том отно­шении, что в это время оформились в отдель­ные народности современные коренные наро­ды Средней Азии — таджики, узбеки, туркме­ны, каракалпаки, казахи, киргизы и уйгуры.

Формирование таджикского народа прохо­дило на основе древнего оседло-земледельческого населения оазисов среднеазиатского междуречья — согдийцев, бактрийцев и ферганцев.

В формировании узбекского народа прини­мали участие два главных компонента — древ­нее оседлоземледельческое ирано- и тюрко-язычное население оазисов современного Уз­бекистана и кочевое тюркоязычное население степной части Средней Азии

Формирование казахов проходило на ог­ромных степных пространствах северной и вос­точной частей Средней Азии

население районов, где проходило формирование казахов, почти не испытало влияние западноиранского (по языку) населения. Этим обстоятельством объ­ясняется большее сохранение у казахов древ­них, восточноиранских (сакских) элементов ма­териальной культуры.

Несколько меньше разработана этническаяистория киргизов.

Скорее всего, киргизов надо рассматривать как часть большого кочевого массива, сложив­шегося на рубеже II тысячелетия н. э. в Средней Азии.

Формирование каракалпаков проходило в послемонгольское время, на основе части тех же кочевых скотоводческих племен, из кото­рых складывались казахский, узбекский и туркменский народы.

 

 

Центральная Азия

Субконтинент Центральная Азия расположен в центре Евроазиатского материка. Определение границ этого региона имеет некоторые сложности. Понятие «Центральная Азия» было впервые введено А. Гумбольдтом в середине XIX в. В своей трехтомной монографии, которая носит это название (1843 г.), он относит к региону все азиатские территории с пустынными ландшафтами, удаленные от океанов и огражденные от их влияния горами. По А. Гумбольдту, в состав субконтинента включаются и вся Средняя Азия, и Тибет. В. А. Обручев называл Центральной Азией пустынные плоскогорья севернее Куньлуня. Автор монографии «Центральная Азия» (1959 г.) В. М. Синицын считает специфическими чертами региона внутриматериковое положение с горными барьерами по окраинам, аридность климата и отсутствие периферического стока. По этим признакам к субконтиненту надо относить все внутренние котловины Центральной и Средней Азии, большую часть Тибета (кроме востока) и Восточный Памир. В учебном пособии «Зарубежная Азия» (1956 г.) автор соответствующего раздела известный исследователь и знаток этого региона Э. М. Мурзаев относит к Центральной Азии все внутренние котловины Азии от государственной границы бывшего СССР на севере до южной окраины Тибета. В районировании Т. В. Власовой приняты примерно такие границы. После распада СССР территория среднеазиатских республик и Казахстана рассматривается в составе Центральноазиатского субконтинента. Таким образом, в Центральную Азию входят следующие физико-географические страны: Центральный Казахстан, равнины Туранской плиты и Прибалхашья, горы и котловины Северо-Западного Китая и Средней Азии, равнины и плоскогорья Южной Монголии и Северного Китая, Северная Монголия, Памир — Гиндукуш — Каракорум, Куньлунь — Алтынтаг — Наньшань, Тибетское нагорье. На севере субконтинент граничит с Западной Сибирью и горами Южной Сибири, на востоке с Восточной, на юге — с Южной Азией, на западе — с Южным Уралом и Мугоджарами, Прикаспием, затем на юго-западе — с Иранским нагорьем.

Общие черты природы субконтинента определяются положением в центральной части материка, в пределах умеренного и субтропического поясов с резко выраженной континентальностью климатов.

Главные природные особенности Центральной Азии:

- «Решетчато-сотовое» строение поверхности. Почти весь регион представляет собой систему котловин, ограниченных более или менее высокими горами и возвышенностями. Центральные части котловин — это жесткие глыбы разного геологического возраста, горные поднятия образованы неотектоническими движениями в пределах разновозрастных подвижных поясов. По этому признаку сходны все физико-географические страны субконтинента, кроме Центрального Казахстана.

- Большие амплитуды высот. Они связаны с активностью неотектонических движений (Турфанская впадина лежит на высоте 154 м ниже уровня моря, г. Чогори в Каракоруме имеет абсолютную высоту 8611 м). Есть данные, что за последние 10 тыс. лет горы Куньлунь, Наньшань и др. поднялись на 1300-1500 м.

- Аридность климата, обусловленная внутриматериковым положением и котловинным рельефом. С этим связаны многие особенности разных компонентов природы.

- Так, эрозионное расчленение горных склонов происходило лишь в плювиальные эпохи; оледенение не развивалось, так как было недостаточно воды; сохранились древние поверхности выравнивания; современная денудация идет медленно, в основном за счет процессов выветривания, осыпей и работы временных потоков; обломочный материал не уносится далеко от склонов, где образовался («горы тонут в собственных обломках»); подземные воды обычно залегают глубоко, часто минерализованы; реки маловодны, иногда никуда не впадают; озера большей частью соленые, нередко с непостоянными очертаниями, а в некоторых случаях «блуждают» из одной мелководной котловины в другую; господствуют пустыни, полупустыни и сухие степи на бурых, серо-бурых и местами каштановых почвах; широко распространены солончаки и солонцы; растения и животные имеют приспособления к жизни в засушливых условиях.

- Дезорганизованный сток (по В. М. Синицыну): преобладают области внутреннего стока и бессточные. Это объясняется как аридностью климата, так и котловинным строением территории.

- Высочайшая степень континентальности климата: годовые амплитуды температур могут достигать 90°С, особенно характерны низкие зимние температуры. Наиболее ярко черты континентальности проявляются в многочисленных больших и малых котловинах, так характерных для рельефа региона.

- Центральная Азия долгое время была малоизученным регионом. Горные барьеры, суровые климатические условия, удаленность от европейских стран мешали проникновению научных экспедиций на центральноазиатскую территорию. Играла роль и политическая изоляция многих частей региона. Лишь в XIX в. состоялись первые экспедиции, и, преодолевая природные препятствия и сопротивление монгольских, тибетских и китайских властей, ученые многих стран исследовали и нанесли на карты эту территорию.

Велик вклад русских ученых и путешественников. С открытием для европейцев, описанием, изучением Центральной Азии связаны экспедиции Н. М. Пржевальского (1870-1885), Г. Н. Потанина (1876-1899), М. В. Певцова (1876-1890), Т. Е. Грум-Гржимайло (1889-1903), В. И. Роборовского (1890-1895), В. А. Обручева (1892-1894), П. К. Козлова (1893-1909), Г. Ц. Цыбикова (1899-1902) и др. Это были комплексные экспедиции, очень трудные и очень результативные. В наше время исследования продолжаются. В 20-30-е гг. XX в. художник с историко-филологическим образованием, археолог, этнограф Н.К. Рерих организовал две длительные экспедиции в Центральную Азию, во время которых был собран обширный материал о природе и населении региона. Более давние контакты были у европейцев с государствами Средней Азии.

- Центральная Азия заселена неравномерно. Освоены в основном долины рек и межгорные котловины, где есть вода, некоторые северные районы с более благоприятным климатом. Обширные территории в пределах региона вообще лишены постоянного населения. Нехватка воды мешает использованию природных ресурсов Центральной Азии, но благодаря этому в пределах субконтинента большие площади занимают относительно мало измененные природные комплексы. Экстремальные для организмов экологические условия, господствующие в регионе, требуют крайне осторожных и продуманных шагов при его освоении. Неумеренное использование скудных запасов воды уже привело к непоправимым последствиям в некоторых частях субконтинента.

Народы Юго-Восточной Азии

Вопрос 28. Народы Юго-Восточной Азии. Народы Юго-Восточной Азии.

Эта географическая область включает Филиппинские, Зондские острова, Таиланд, Бирму, Лаос, Индонезию. Антропологический тип — австралоиды, монголоиды, переходные типы. Лингвистическая характеристика: много языков, языковые семьи — австроазиатская, автронезийская и др. ХКТ, материальная культура: 1) охотники и собиратели лесов тропического пояса — полукочевой образ жизни, орудие — копье, нож-мачете, трубки. Утварь — плетеные и глиняные корзины, сосуды. Пища весьма разнообразии. Социальная организация — группы с вождями во главе. Религия — примитивная, анемизм, нет жрецов;2) мотыжное земледелие тропиков и субтропиков — террасная форма. Культуры — рис, корнеплоды; примитивное животноводство, рыболовство; 3) плужное орошаемое земледелие. Культуры — рис, пальмовые, гевея (каучук). Животноводство (отгонная, стойловая формы) — крупный и мелкий рогатый скот. Также развито рыболовство. Материальная культура: небольшие каркасно-столбовые бамбуковые жилища на сваях, мебели почти нет. В основе социального устройства — малая семья. Религия — буддизм, позже проникают ислам, католичество.

 

Это островной и полуостровной мир на морских путях из Европы и Ближнего Востока в страны Восточной Азии, поэтому давно разведанный путешественниками и исследователями. Географически к Юго-Восточной Азии относятся п-ов Индокитай с Малаккой, крупнейший в мире Малайский (Индонезийский) архипелаг, Филиппинские о-ва, западная часть о-ва Новая Гвинея (Ириан-Джая).

Существует отчетливо выраженное подразделение на две ИЭО – континентальную – Индокитай и островной мир.

Индокитай. Для полуострова характерен сильно изрезанный ландшафт. На севере простираются в меридиональном направлении высокие горы, которые понижаясь к югу, разбиваются на отдельные отроги и хребты. На юге полуострова в дельтах крупных рек и в межгорных котловинах расположены низменности с плодородными почвами. В горах, а отчасти и в долинах сохраняются массивы высокоствольных лесов – вечнозеленых и тропических листопадных. На п-ове Индокитай расположено пять государств – Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам.

С III тыс. до н.э. на территорию Индокитая началось переселение монголоидов с севера. С этого времени регион считается местом сложения южных монголоидов как результат смешения австралоидного субстрата и континентальных монголоидов. С начала II тыс. до н.э. на Индокитайский п-ов начинают проникать предки таиязычных и монкхмерских народов.

Для Индокитайского п-ова характерна исключительная полиэтничность. Несмотря на то, что народы Индокитая живут в сходных географических условиях и в непосредственной близости друг от друга, имеют много общего в культуре, но говорят на различных языках. Это тибето-бирманская группа синотибетской языковой семьи – на этих языках говорят бирманцы – основное население Мьянмы, а также свыше десятка малых народов региона – карены, чины, качины и др. На языках тайской семьи говорят основные народы Таиланда кхонгаи, или сиамцы и лао Лаоса. Вьеты, основное население Вьетнама, говорят на языке австроазиатской семьи. К австроазиатским языкам относится язык основного населения Камбоджи кхмеров, а также многочисленные группы горных кхмеров.

По вероисповеданию бо́льшая часть населения полуострова являются буддистами, исповедующими буддизм системы тхеравада, близкой индийскому, сохраняются многочисленные пережитки представлений, в основном анимистического плана.

У основных народов региона многие культурные характеристики совпадают – это касается традиционных занятий, материальной культуры, основ мировоззрения. Это, как уже отмечалось, связано с территориальным соседством, общностью экологических условий, в результате чего у бирманцев, лао, сиамцев, кхмеров сложились устойчивые традиции, во многом общие, за исключением вьетов, для всех этих народов.

Основу традиционного хозяйства народов Индокитая составляет орошаемое пашенное земледелие. Основной культурой является рис, для которого имеются необходимые условия – жаркий климат и обилие влаги. Риса насчитывается несколько сотен сортов, в том числе твердого и клейкого (с непрозрачным зерном), плавучего, быстрорастущего. Благодаря экваториальному климату интенсивное хозяйство можно вести круглый год, часто удается выращивать два урожая – основной, более обильный, осенний и весенний. В Таиланде рис является основной экспортной культурой, менее интенсивно земледелие у камбоджийских кхмеров. Рис сажают рассадой, которую выращивают на заранее отведенном, хорошо удобренном участке, а затем переносят на залитое водой основное ноле, которое разделено на "чеки" – клетки, отделенные друг от друга земляными валиками. Поле предварительно вспахивают (обычно неглубоко) и боронуют. Основой рисоводства является ирригация – повсюду можно видеть систему дамб, каналов, запруд. В горах сеют суходольный рис, но и там увеличивается число орошаемых террас, при которых вода поступает с верхних ступеней на нижние, орошая их по очереди.

Большое значение имеет кукуруза (маис) и клубнеплоды – батат, таро, маниок. Другие зерновые (ячмень, просо, пшеница) выращиваются горными народами. Широко распространены бобовые и масличные культуры. Из технических культур на первом месте стоят каучуконосы. По добыче латекса регион занимает одно из первых мест в мире. То же относится к кокосовой пальме, копру производят практически все народы. Культивируются кофе, чай, сахарный тростник, хлопок. Обрабатывают землю с помощью легкого плуга – безотвального и с отвалом, в качестве тягловой силы используют буйволов и быков породы зебу. На плодородных землях долин крупных рек прекрасно растут плодовые – бананы, цитрусовые, ананасы и др.

На втором месте после земледелия у ряда народов (сиамцы, вьеты, бирманцы) стоит рыболовство – морское, речное и озерное. У вьетов широко развито разведение рыбы в прудах и искусственных водоемах, все народы разводят рыб в чеках – залитых водой полях. Развитие скотоводства в равнинных районах, где земля занята под сельскохозяйственные культуры, сдерживается ограниченной естественной кормовой базой. Разводят в основном рабочий скот и свиней, а также домашнюю птицу. В некоторых горных районах держат коз, иногда лошадей. Молочное животноводство не получило развития, так как многие народы традиционно не пьют молока.

У всех народов существуют богатые традиции, в основном домашнего ремесла. Традиционными ремеслами являются плетение, работы по дереву, ткачество, кузнечное дело. Есть и такие специфические виды как изделия из бумаги, резьба по скорлупе кокоса, резьба по драгоценным камням. Многие изделия художественного ремесла идут на экспорт или раскупаются туристами, что приводит к снижению качества изделий. Ручное ремесло все более вытесняется фабричными изделиями, например, распространение искусственного шелка, сохраняются лишь те отрасли, которые пользуются спросом на внешнем рынке, например тонкие шелка у сиамцев.

В материальной культуре проявляется сходство основных ее элементов у большинства народов Индокитая за исключением вьетов, у которых отмечаются многочисленные следы китайского влияния. Поселения у большинства народов преимущественно линейные по рекам и побережьям, у вьетов по трактам, в горных районах встречаются скученные, иные, в зависимости от экологии места и расположения полей. Жилища каркасно-столбового типа, четырехугольные в плане. У бирманцев, лао, сиамцев и кхмеров дома возводятся на сваях. Этот тип жилища экологически обусловлен обитанием вблизи воды, переувлажненностью почвы. Сваи изготовляются из твердого материала (тик и др.), бо́льшая часть других элементов конструкции (пол, стены), из бамбука, который является широко распространенным материалом. Крыши обычно двускатные или четырехскатные, кроются листьями пальмы или соломой. Существует два основных типа свайного жилища – более древний длинный дом азиатско-океанического типа, который поныне сохраняется в основном у ряда горных народов, к нему относят также один из типов кхмерского жилища (птах-рондоль). Характерные признаки такого дома – длина больше ширины, с увеличением числа семей такой дом может расти в длину, общая крыша для всех пристроек. Внутри дом делится на две продольные части – одна разделена на отдельные семейные ячейки, другая представляет собой единый длинный коридор, куда выходят двери семейных комнат. Внешняя стена дома бывает закрыта лишь до половины. В таких домах ранее селилась община (или се часть).

Другой тип жилища, который преобладает у равнинных народов Индокитая, – платформенный дом с тенденцией развиваться не в длину, а в ширину. Его пристройки, встраиваемые по фасаду, имеют каждая свою отдельную крышу. В таких домах основу конструкции составляет перекрытие пола, общая платформа, откуда и название этого типа жилища. Сваи в таких домах бывают разной величины – более короткие, на которые настилается пол, и ряд высоких, поддерживающих крышу. Крыши обычно двускатные. Исключение составляет кухонная пристройка – у нее сваи обычно более низкие, а крыша односкатная. Пространство под полом, между сваями используется для содержания скота и хранения крупных предметов (сельскохозяйственный инвентарь и пр.). Стены представляют собой плетеные из полос бамбука маты, на доски пола постилают циновки. Кхонтаи часто украшают свои дома резьбой – это голова змеи или дракона. Кхмеры любят покрывать сваи древесным соком, тогда они выглядят, как лакированные. Внутреннее убранство традиционного дома очень скромно, сидят и спят на циновках. Необходимая кухонная утварь обычно изготовляется из глины или бамбука. Около дома бывает небольшой огород, несколько фруктовых деревьев.

От описанных построек, которые в основных чертах сходны у большинства крупных народов Индокитая, отличаются дома вьетов. Застройка у них или вдоль рек и дорог, или кучевая. Жилище представляет собой квадратную в плане усадьбу, окруженную живой изгородью. Дом находится в глубине, вокруг – хозяйственные постройки. Дома у вьетов наземные, четырехугольные в плане. Стены представляют собой бамбуковые решетки, обмазанные глиной, смешанной с соломой, крыши чаще двускатные. Пол земляной, приподнят несколько выше двора. Обязательным элементом традиционного жилища был алтарь предков. Очень разнообразны жилища горных народов, обычно свайные, с самыми причудливыми формами крыш. Именно в горах можно встретить такие типы, которые на равнинах исчезли или исчезают (пример длинного дома). Одежда народов Индокитая очень многообразна по цвету и отделке, но в своей основе имеет много общего. Основная тенденция развития костюма состоит в постепенной смене несшитой распашной одежды сшитым костюмом. Одновременно все глубже проникают европейские влияния, хотя они в бо́льшей степени дают себя знать в городах и среди молодежи. Традиционная несшитая одежда – широкое полотнище ткани, оборачиваемое вокруг бедер и идущее между ног, обычно до колен ("самиот" у кхмеров, "панунг" у кхонтаи). Чаще по праздникам используется "саронг" – то же полотнище ткани, но сшитое в виде цилиндра и из-за ширины уложенное складками у пояса. Поверх саронга многие носят легкие брюки. Лаосцы носят короткие сшитые штаны. Плечевую одежду составляет с полами, соединенными в стык, куртка, голову повязывают шарфом, иногда (лао) такой же шарф носят на поясе. Одежда отличается цветом. У кхмеров преобладает черный цвет или черно-белая клетка, у таи более яркие тона, у вьетов одежда темная и однотонная. У женщин поясная одежда тот же сампот или саронг, грудь прикрывает облегающая кофточка, часто длинная, заправленная в юбку. Теперь женщины часто носят сшитые длинные юбки. Если у кхмеров преобладает черный цвет, то женский костюм лао и таи отличается яркими тонами – голубым, розовым и пр. Лао украшают костюм красочным вышитым узором. Исконность несшитой одежды, диктует в поздней сшитой, наличие распашных кофт. В бирманском женском костюме имеются пришивные рукава, которые надеваются отдельно. Женщины укладывают прически, особенно пышные у бирманок, у которых сохраняется традиция, когда в прическу матери вплетаются волосы сыновей, когда их стригут, согласно буддийской традиции, при начале ученичества. Обычная обувь и мужчин, и женщин – сандалии. Женщины носят ручные и ножные браслеты, ожерелья, серьги. Мужчины кхонтаи и лао украшают костюм серебряными пуговками в виде шариков.

Во Вьетнаме костюм отличается от вышеописанных. Повседневная крестьянская одежда очень проста по фасону и покрою и лишена всяких украшений и вышивок. На нее идут хлопчатобумажные ткани темно-синего или темно-коричневого цвета, шьют ее обычно деревенские портные. У мужской и женской одежды общие элементы: штаны и куртка, но в деталях имеются отличия. Женщины под курткой носят лиф-нагрудник, куртка распашная, без подкладки, с двумя накладными карманами, застегивается на правую сторону. Праздничная одежда женщины – платья-халаты с узкими рукавами и воротником-стойкой. У мужчин встречаются куртки типа кителя, с накладными карманами и отложным воротником. В жаркую и дождливую погоду носят соломенные конические шляпы, женщины накрывают голову темными хлопчатобумажными платками. Наиболее распространенная обувь – деревянные сандалии, босоножки. Современная одежда стандартизирована, в городах одеваются по европейскому образцу – шорты и рубахи у мужчин, разноцветные платья, юбки и блузки у женщин.

Основу питания всех народов Индокитая составляет рис, который варят несоленым, иногда – на пару. Едят его с различными приправами – овощными, рыбными, мясными. Многие праздничные блюда делаются из клейкого риса, который особенно распространен у горных народов. Деликатесным является рис, сваренный на костре в бамбуковом колене. На втором месте после риса стоит рыба. На мясо нет ограничений – они касаются только буддийских монахов. Наиболее популярна курятина, у вьетов любимая пища (как и у ханьцев) поджаренная свинина, в горах едят мясо диких животных. Из-за близости южных равнин и лесов, доступными являются различные дикорастущие растения, ароматные травы, которые особенно любимы кхмерами. Излюбленной приправой к рису является острый рыбный соус, изготовленный из ферментированной рыбы и обладающий сильным, непривычным для европейцев, запахом ("нгапи" у бирманцев, "прахок" у кхмеров, "нампла" у сиамцев и др.). Деликатесом считаются такие блюда как гусеницы у вьетов, черепашье мясо, кузнечики, лягушки у кхмеров и некоторые другие. У отдельных народов в меню присутствуют супы; у кхмеров с ароматными травами, чесноком, лимоном, прозрачные у бирманцев. Традиционно большинство народов не пьют молоко. Особо стоят праздничные блюда, где обильно представлены сладости, изделия из клейкого риса. Распространено жевание бетеля. Едят обычно руками, только вьеты палочками.

Социальная организация. Практически у всех крупных народов Индокитая община как основная форма деревенской организации уже не существует. Она сохраняется как административная форма, во многих деревнях можно видеть признаки расселения по родственным группам. Староста следит за сбором налогов, организацией государственных работ, осуществляет суд по нормам обычного права. Кое-где имеются общинные земли (Камбоджа), но они связаны в основном с ритуально-церемониальными функциями. Сохраняются традиции общинной взаимопомощи, но постепенно вытесняются отношениями аренды и найма. У некоторых народов еще можно заметить пережитки архаичных форм: трехродового союза у лао, левирата и сорората у кхонтаи.

Преобладающей формой семьи является малая моногамная. В прошлом была распространена большая семья, но у всех равнинных народов она уступила место малой. Преобладает патрилинейность и патрилокальность, у кхмеров существует билатеральный счет родства. Нередко наблюдаются отступления от обычных норм, связанные с пережитками матрилинейных отношений: матрилокальное поселение новобрачных (временное, при браке отработкой), случаи наследования имущества или его части дочерьми и т.д. Положение женщины в семье достаточно высокое, она пользуется уважением у всех членов семьи. Вьетская семья в еще сравнительно недавнем прошлом, хотя была тоже малой по форме и вела отдельное хозяйство, строилась на неограниченной власти отца. Сыновья могли отделяться только после его смерти или с его согласия, по и после отделения взрослых детей отец распоряжался их имуществом.

Хотя, как правило, браки заключаются по обоюдному согласию молодых, родители принимают деятельное участие в сватовстве и организации свадьбы. Брачные переговоры растягиваются на довольно продолжительное время, нередко жених проходит некий испытательный срок, работая в доме будущего тестя. Церемония бракосочетания, как правило, происходит в доме невесты, празднество совершается по буддийскому ритуалу. Рождение ребенка – всегда радость, принимаются всяческие меры, чтобы обезопасить первые годы его жизни от злых духов. Девочки воспитываются дома, при матери, мальчики же должны проходить строгую дисциплину послушничества в буддийском монастыре.

Духовная культура. Основная религия большинства народов Индокитая – буддизм системы хинаяна – "малая колесница", который в Индокитае именуется тхеравада. Исключение составляют вьеты, которые, как и ханьцы, исповедуют буддизм махаяну – "большую колесницу". До сих пор религия оказывает большое влияние на общество. Так, в Камбодже насчитывается более 100 тыс. буддийских жрецов и монахов, больше половины из них постоянные священнослужители, остальные, временные ученики. В Лаосе существует почти 2 тыс. монастырей и пагод, около 20 тыс. монахов, в Таиланде – до 200 тыс. храмов и святилищ. Монастыри играют важную роль в жизни, поскольку существует так называемое временное монашество, когда каждый мальчик, во имя спасения души, должен провести некоторое время в монастыре. Период такого послушничества имеет ограниченный срок: три месяца, три года, сезон, или даже несколько дней. Пострижение юноши в ученики заменило древний круг инициационных обрядов. Буддийский храм или монастырь – не только религиозный центр, но и место отдыха, бесед. Здесь имеется учитель, нередко духовная школа для мальчиков, имеется врач, знаток народной медицины, сюда по вечерам собирается молодежь для танцев и старики для бесед. Не прошедший послушничества не считается полноценным мужчиной.

В первых веках нашей эры в регион проник брахманизм, свидетельством которого является величайший храм Ангкор-ват, посвященный шиваитскому культу, покрытый барельефами, рисующими жизнь и героев ангкорской Камбоджи. Некогда господствовавший в Камбодже брахманизм сейчас сохранился только в стенах королевского дворца. Влияние древней индийской культуры дает себя знать и в Таиланде, в мифологии которого живут многие персонажи индийского эпоса. У вьетов в религиозной сфере отчетливо сказывается влияние Китая – не только в махаянском толке буддизма, но и веяниях даосизма и конфуцианства, которые проникали во Вьетнам. Наиболее зримо они сохранились в основном в храмовых постройках, где можно одновременно видеть статую Будды, тут же – Конфуция и его учеников.

Все народы, будучи буддистами, в то же время сохранили многие древние анимистические верования и объекты поклонения. Верят в духов – хранителей и хозяев природы, духов болезней и многих других. Распространена вера в магию. У всех народов имеется множество праздников, и пришедших из древности, и современных. Многие из них связаны с жизнью Будды, традиционны календарные сельскохозяйственные праздники, когда приносят жертвы своим древним духам-покровителям. Очень богато и красочно искусство местных ремесленников, скорее художников – резчиков по камню, ювелиров, мастеров лакового дела и фресковой живописи, изготовителей оружия.

Республика Индонезия, которая возникла как самостоятельное государство 17 августа 1945 г., занимает бо́льшую часть крупнейшего в мире Малайского архипелага. Хотя Индонезию принято называть "страной трех тысяч островов", их насчитывается свыше 13 тыс. Слово "Индонезия" переводится как "Островная Индия", поскольку Индия оказала заметное влияние на культуру своего островного соседа.

Заселены острова крайне неравномерно: на Яве, до 500 чел. на 1 кв. км, на Калимантане – 7–8 чел. Индонезия – одна из областей земного шара, где обитали древнейшие предки человека, в частности, яванские питекантропы. На рубеже новой эры в наиболее развитых районах (Ява, Суматра) предки современных индонезийцев уже имели развитую культуру рисосеяния, были искусными мореходами. Между отдельными островами и соседними странами существовали регулярные морские связи. Роль индийской культуры в древней и средневековой истории Индонезии была очень велика, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней памятники архитектуры. Не менее древними, хотя не столь интенсивными были и связи с Китаем. В I тыс. н.э. на Яве и Суматре появились первые княжества. Правители складывающихся государств были заинтересованы в насаждении новой идеологии, которая узаконила бы наследственность власти, а также атрибутов государственных образований в виде титулов, ритуала, внешней символики и т.д. Все это пришло в Индонезию из Индии. Элементы индийской культуры принесли с собой проповедники брахманизма и буддизма, бежавшие от междоусобиц феодалы, торговцы. В стране, в основном при дворе, утвердились основные религии Индии – брахманизм, затем индуизм, буддизм. В VII в. возвысилось государство Сривиджайя с центром на Восточной Суматре, ставшее мировым центром буддизма. На Яве немного позже ведущие позиции занял шиваизм. От него остался комплекс шиваитских "чанди" (небольших храмов) на плато Диенг. В это же время получил распространение буддизм, о котором свидетельствуют памятники Боробудура. Вершиной государственного развития средневековой Индонезии стало государство Маджапахит, распространившее свое влияние на большую часть островов с центром на Яве (XIII–XIV вв.). В это же время в Индонезию начинает проникать ислам, который в достаточно короткое время стал основной религией индонезийцев.

Современное население Индонезии складывалось на однородной расовой основе, подавляющее большинство принадлежит к южноазиатской, или южно-монголоидной, расе, которая является результатом смешения монголоидов и австралоидов. Принято выделять два типа в границах этой расы. Более древний, где заметнее австралоидный субстрат, – протомалайский или индонезийский (даяки, ниасцы, тораджи и др.) и так называемый дейтеромалайский, где монголоидные черты преобладают (яванцы, балийцы, минангкабау и др.). Новогвинейские папуасы относятся к особому типу австралоидной расы, так же как и небольшая группа меланезийцев

Новой Гвинеи и Молуккских о-вов. На Малакке, которая тяготеет к островному миру, сохранилась небольшая группа негритосов.

Этнический состав страны отличается большой пестротой. Шестнадцать крупных народов имеют численность свыше миллиона, а многие десятки других относятся к числу малочисленных этносов. Отметим, что общая картина этнического состава сходна с индийской и отлична от индокитайской, где в каждом государстве имеется один преобладающий этнос при обилии племенных групп. На каждом из островов живет по нескольку народов, при этом, как и в расовом отношении, языковая принадлежность их однородна – практически абсолютное большинство говорит на аустронезийских (малайско-полинезийских) языках. Особую группу составляют папуасские языки (неклассифицированные).

Самые крупные народы сосредоточены на о-ве Ява – это яванцы, сунды и мадурцы, основные народы Суматры – минангкабау, батаки, аче, центр Калимантана занимает группа малых народов, которые известны под собирательным названием даяки, точно также собирательным термином являются тораджи, объединяющие группу племен и народностей центральной части Сулавеси. По побережьям Суматры, Сулавеси, Калимантана и более мелких островов живут малайцы, которые обычно именуются по той местности, которую они населяют, оранг-лауты и пр. На о-ве Бали живут балийцы. Полуторамиллионное население Молуккских о-вов состоит из десятков малых этносов (амбонцы и др.). Ириан Джайя населена многочисленными племенами папуасов. В Индонезии много китайцев – они живут преимущественно на Яве и в крупных городах. Преобладающей религией индонезийцев является ислам, на Бали исповедуют так называемый "балийский индуизм". Повсюду сохраняются остатки старых народных верований, на Яве индийских. У ряда народов получило распространение христианство (батаки и др.).

Традиционное хозяйство. Главной отраслью экономики остается сельское хозяйство. В Индонезии различаются две крупные этнокультурные области – Западная и Восточная. Первая включает Большие Зондские о-ва и о-в Бали. Здесь проживают самые крупные и развитые народы страны, и именно в Западной Индонезии сложились те черты "исконной культуры", которые составляют главную ценность Индонезии (высокий уровень рисоводства, свайные жилища, лодки с балансиром, наличие родовой и общинной организации, театр теней, батик, оркестр-гамелан). Восточная область – Малые Зондские, Молукки, Ириан Джая, населяющие их народы принадлежат в основном к восточно-индонезийской и папуасско-меланезийской расовым группам, население выращивает клубнеплоды, добывают саго. Конечно, и в первой области есть народы, для которых характерны черты второй группы. Главная культура – рис, в первую очередь заливной. Заливные рисовые поля – "савахи" покрывают не только равнинные территории, но и в виде террас поднимаются в горы. Издавна выработалась сложная система дамб, запруд, водохранилищ, которая обеспечивает подачу воды на все уровни. Суходольный рис выращивают на ладангах. Вторая по значению крестьянская культура – маниока, из зерновых культур кукуруза. Народы Малых Зондских о-вов в первую очередь зан







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.