Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преемственность как условие повышения качества образования





Одно из условий успешного перехода на новые образовательные стандарты общего образования это развитие преемственности в образовательных учреждениях. Преемственность- система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов в обучении и воспитании с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

С точки зрения социологии преемственность является частью социального развития, включена в его контекст. Преемственность рассматривается на макро- и микросоциологическом уровнях. С позиций макросоциологического подхода преемственность связывается с такими явлениями как изменение, эволюция, прогресс, развитие, становление, традиция, инновация. Под преемственностью понимается последовательная смена стадий развития, которая одновременно обеспечивает стабильность и изменение общества, а также взаимодействие различных социальных структур, систем, институтов друг с другом. В микросоциологии преемственность представлена в процессах и явлениях повседневного мира, в котором слиты воедино прошлое, настоящее и будущее. Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т. к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее.

Таким образом, преемственность как социальная категория предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития природы, общества, личности. (Научная библиотека КиберЛенинка:))

В психолого- педагогической литературе вопросы преемственности рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующими образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Даже соблюдая все цепочки взаимодействия и взаимосвязи в содержании учебно- воспитательного процесса, в формах и методах обучения, мы, к сожалению, практически из года в год при переходе с одной ступени обучения на другую наблюдаем снижение успеваемости, возникновение у некоторой части детей дезадаптации и снижение эмоционального благополучия учащихся и их родителей. А это значит проблема преемственности – не только педагогическая, а в значительной степени и психологическая, суть которой состоит во всестороннем и целенаправленном развитии познавательной деятельности ребенка, поддержания настроя родителей, в выстраивании системы взаимодействия между педагогами, участвующими в процессе обучения и воспитания ребенка. Поэтому под преемственностью следует понимать и внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития ребенка, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой.

Таким образом, преемственность как многогранное понятие характеризуется динамикой развития детей, организацией и осуществления самого педагогического процесса.

К настоящему времени значительная часть исследователей находятся на единых позициях, рассматривая преемственность в обучении как дидактический принцип (С. И. Архангельский, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, В. В. Давыдов, Ю. А. Кустов, А. А. Кыверялг, И. Я. Лернер, А. А. Люблинская и др.). Однако, рассматривая преемственность как дидактический принцип, каждый исследователь раскрывает и описывает разные грани этого явления.

В.В. Давыдов рассматривает преемственность как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения - как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям [6].

Ю. А. Кустов отмечает, что осуществление преемственности позволяет придать учебно-воспитательному процессу динамичный, перспективный характер, активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого, исключающий параллелизм, дублирование и обеспечивающий взаимосвязь содержания образования, методов обучения, приемов и способов осуществления учебно-познавательной деятельности на всех ступенях и этапах, обучения [7].

С. М. Годник рассматривает преемственность с позиций адаптации школьников в новых для них условиях обучения. Он отмечает, что необходимость в преемственности возникает при обстоятельствах, когда произошли события, которые фактически нарушали привычную для учащихся, ситуацию, что порождает противоречия, осложняющие их учебную деятельность. Преемственность также позволяет преодолевать объективные противоречия линейно-дискретного характера процесса обучения. Но преемственность не может рассматриваться только лишь как фактор, призванный устранять противоречия, внешне согласовывать события. Она является важным условием конструктивной деятельности в учебном процессе, выполняя эвристическую функцию, помогая конструировать новые, более эффективные модели образовательного процесса [4].

А. М. Кухта [9] считает, что преемственность в обучении выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального соотношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения. Такой подход к обучению обеспечивает развитие учащихся и их подготовку к усложняющейся учебно-познавательной деятельности. Преемственность проявляется и в предъявлении посильных оптимальных требований к учащимся, и в поступательновосходящем характере всего учебного процесса.

В современной педагогике выделяют три основных направления реализации преемственности: в содержании обучения, в преподавании (деятельности преподавателя) и учении (познавательной деятельности учащихся).

Преемственность в содержании изучаемого материала с позиции преподавания подразумевает:

- членение изучаемого материала на составные части;

- логическое изложение (раскрытие) всех составных элементов (частей) изучаемого материала;

- установление связи изучаемого материала с ранее изученным;

- определение функциональной зависимости между содержанием изучаемого материала и методами преподавания [7].

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы подразумеваем - взаимодействие.

Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является проблема преемственности между преподаванием русского языка в начальной и основной школе.

Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков.

Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, а это, несомненно, меняет состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.

Сохранение преемственности в преподавании русского языка между IV и VI классами, на наш взгляд, должно выражаться, прежде всего, в отборе материала для изучения. Он должен учитывать общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы. Материал должен быть доступным для сознательного усвоения его учащимся.

Значительные трудности представляет осуществление преемственности между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и основной школой. Научной основой для решения проблемы преемственности в начальной школе является реализация принципа доступности обучения. Одно из условий преемственности в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования - соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. Для достижения преемственности в школьной практике, помимо последовательного её осуществления в образовательных программах и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальной и основной школы. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213)

Сущность принципа преемственности и перспективности в обучении русскому языку заключается в том, что:

Во-первых, соблюдение преемственности и перспективности требует единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении родному языку.

Во- вторых, требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.

Объективно существует сложность преемственности на всех стадиях обучения: между дошкольниками и школой, начальной и основной школой, средним и высшим образованием. Этапы этих переходов во многих случаях совпадают не только с изменением статуса ребенка, но и с тем, что сложившаяся методическая традиция членения всех уровней образования всегда была причиной проблемы стыковки содержания и требований к обучению.

Нередко учителя сталкиваются с таким явлением: ученик, успешно окончивший начальную школу, перейдя в пятый класс, постепенно теряет интерес к учебе, возможности реализовать свои способности, и, как следствие, успеваемость его падает. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшей школе и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными? По каким УМК продолжить обучение.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Принцип преемственности осуществляется по целям и содержанию учебных программ, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса. Совместная работа показывает, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери качества знаний приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.

Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между классами должно выражаться:

а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;

б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в предыдущих классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Соблюдение преемственности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам, залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя или школы к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.

Специфика предмета «русский язык» требует для реализации преемственности учета связи изучаемого материала:

1) с предшествующим и последующим этапами его изучения;

2) с другими разделами, где могут реализоваться, совершенствоваться, углубляться знания, умения и навыки по данному материалу параллельно с основным материалом раздела;

3) с теми разделами, где учащиеся получают знания, умения и навыки, которые используются для усвоения данного материала.

Таким образом, по отношению к процессу обучения под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения.

Реализация рассматриваемого принципа в учебном процессе образовательных учреждений предусматривает выполнение следующих правил:

- целесообразное планирование учебной работы (например, изучение нового материала должно опираться на ранее усвоенные знания;

- проведение семинарских, практических и лабораторных занятий необходимо осуществлять только после доведения теоретической составляющей учебной темы);

- педагог не имеет морального права переходить к изложению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий;

- на каждом занятии необходимо создавать теоретические предпосылки для изучения последующей учебной темы;

- постоянное повторение изученного учебного материала.

Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (репродуктивный подход как раз и ориентирует на такое воспроизведение - повторение после обучающего, пересказ прочитанного в учебнике и т. д.). Необходимо, чтобы при повторении изученного ранее учебного материала учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.