Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие основ конституционного строя





Понятие Конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам. Каждое государство характеризуется определёнными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией. Совокупность этих черт позволяет говорить об определённой форме, под которой понимается не только организация государства, но и функционирование общественных институтов в целом. В понятие конституционного строя вкладывается больший смысл, чем формальное соблюдение Конституции. Соблюдение − это воздержание государственных органов от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы личности, а также создание условий для их реализации. Необходимо отметить, что в конституционном строительстве советского периода использовался термин «Общественный строй». По поводу равнозначности этих терминов в науке конституционного права существует определённая дискуссия. Мы стоим на позиции равнозначности терминов «Конституционный строй» и «Общественный строй».

Конституционный строй становиться реальностью при условии, если Конституция соблюдается и по содержанию она демократическая. Следовательно, под конституционным строем понимается определенная форма организации государства и общества, закреплённая в его демократической Конституции. В это понятие включаются также гарантии подчинения Конституции государства и его органов.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства и его соотношение с личностью и гражданским обществом. Так, согласно ст. 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.



Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

К принципам конституционного строя Республики Беларусь относятся:

1. народовластие основа государства;

2. многообразие политических институтов, идеологий и мнений;

3. разделение властей основной принцип построения государственных органов Республики Беларусь;

4. верховенство закона;

5. приоритет общепризнанных принципов международного права;

6. сохранность историко-культурного наследия и развитие культуры;

7. миролюбивая внешняя политика Республики Беларусь.

Структурные элементы конституционного строя:

Политические отношения

Экономические отношения

Социальные отношения

Духовно-культурные отношения

Основу конституционного строя, согласно Конституции Республики Беларусь, составляют – демократизм, правовое государство, признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью общества и государства, плюрализм политических мнений, идеологий и взглядов и т.д.

Статья 14 Конституции Республики Беларусь закрепляет важное положение о том, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет положение о том, что религии и вероисповедания равны перед законом.

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки (ст. 17 Конституции).

Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн (ст. 19 Конституции).

Столицей Республики Беларусь в соответствии со ст. 20 Конституции является город Минск, статус которого определяется законом.

Конституционные характеристики Республики Беларусь

Согласно, ст. 1 Конституции Республики Беларусь, «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В этой статье определено название государства – Беларусь и форма правления – республика.

Унитарное государство

Термин «унитарное» латинского происхождения «unitas» (единство), и обозначает единое, простое государство. Унитарное государствоэто простое государство, территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющих статус государственно–правовых образований. Территория унитарного государства делится на административно–территориальные единицы (регионы, графства, округа, муниципалитеты и т.д.) которые не обладают политической самостоятельностью, а их правовой статус определяется центральной властью. При разделении территории государства на части используются различные принципы (примерно равной численности населения, образования единиц вокруг крупных промышленных и географических центров и т.д.). Это во многом облегчает осуществление государственной власти (удобство управления, взимания налогов и т.д.).

Подавляющее большинство государств мира являются унитарными государствами (Великобритания, Голландия, Франция, Италия, Швеция). Унитарной форма характерна для основной массы стран Латинской Америки, Африки, Азии.

Унитарное государство характеризуется определенными отличительными чертами:

1. единые органы власти (законодательная, исполнительная и судебная);

2. единая конституция распространяющая свое действие на всю территории этой страны;

3. единая правовая система, обязательная для всех жителей;

3. единое гражданство;

4. территория унитарного государства делится на административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Существует также такая модель унитарного государства, в котором на ряду, с обычными административно–территориальными единицами, есть единицы с особым статусом – автономные единицы.

С обычным административным делением, в ряде стран имеются специальные единицы (школьные округа, судебные округа, военные округа, избирательные округа). Границы этих специальных округов, как правило, не совпадают с границами административных единиц, а либо включают несколько административных единиц, либо делят эти единицы на несколько частей (Великобритания, Италия, Испания и др.). Например, в соответствии со ст. 5 Конституцией Италии, каждая область должна иметь свой собственный статус.

Есть небольшие страны (Монако, Сан–Марино, и т.д.), которые не имеют административно–территориального деления.

Форма территориально-политического устройства нашего государства – унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц. Государственное устройство определяет внутреннее деление его территории на те, или иные составные части, правовое положение этих частей и регулирование взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В соответствии со ст. 9 Конституции территория Республики Беларусь делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

 

Демократическое государство

 

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при строгом соблюдении и защите прав и свобод личности. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства:

Равноправие всех перед законом

Политический плюрализм

Уважительное отношение к мнению меньшинства

Свобода вероисповедания (в пределах закона).

Демократическое государство характеризуется наличием демократического политического режима.

Под политическим режимом понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти в государстве. Большинство ученых выделяют два вида политических: демократический и недемократический. В науке конституционного права имеет место понятие «Государственный режим». Мы придерживаемся позиции, что понятия «Политический режим» и «Государственный режим» равнозначны.

Демократический режим может иметь место при различных формах правления. В ряде конституций государств имеет место закрепления демократичности. В частности, ст.1 Конституции Италии закрепляет положение о том, что Италия является демократической республикой, основывающаяся на труде. Статья 20 Основного Закона ФРГ определяет Федеративную Республику Германия как демократическое и социальное федеративное государство. Статья 2 Конституции Франции содержит следующее определение: «Франция является неделимой светской, демократической и социальной республикой».

Демократический режим характеризуется определенным набором демократических институтов в обществе конкретного государства.

Признаками демократического режима, являются:

1. наличие многопартийной системы;

2. реальное осуществление свободных выборов;

3. наличие демократического законодательства;

4. Закрепление общепринятых прав и свобод личности в законодательстве, а также наличие эффективного механизма их реализации и защиты;

8. свобода средств массовой информации.

К государствам с демократическим режимов относятся большинство стран Европы, США, Япония, Южная Корея и др.

Социальное государство

 

Социальное государствопризванослужит обществу и стремится создать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является забота о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищённости. В соответствии со ст. 21. Конституции Республики Беларусь, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

 

Правовое государство

Согласно ст. 7 Конституции, в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Основные признаки правового государства:

Верховенство права;

Незыблемость прав и свобод личности и наличие эффективного контроля, за их соблюдением;

Взаимная ответственность государства и гражданина, наличие принципа разделения властей при условии, что власти сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона.

Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.