Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Состояние вопроса по проблеме исследования





Курсовая работа

«Методика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста»

 

Выполнил:

студент 31 группы

заочного отделения

Е.А. Поздняков

Научный руководитель:

П.И. Костенко

 

 

Челябинск 2016


План: Стр.

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Состояние вопроса по проблеме исследования ………………......5

1.1. Особенности обучения движениям детей…………………….…….5

1.2. Особенности возрастного развития физических качеств……….…7

1.3. Организация и содержание физического воспитания учащихся

младшего школьного возраста……………………………...………10

1.4. Методика развития скоростных способностей у младших

школьников на уроке физической культуры…………………..…..12

1.5. Средства и методы развития быстроты…………………………….15

Выводы по 1 главе ……………………………………………………………...17

Глава 2. Задачи и методы организации исследования ………………….…18

2.1. Задачи исследования……………………………………………...…18

2.2. Методы исследования……………………………………………….19

2.3. Организация исследования………………………………………….21

Выводы по 2 главе …………………………………………………………...…22

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения ……………………...23

3.1. Анализ результатов тестирования учащихся………………….…..23

Выводы по 3 главе ………………………………………….…………………..28

Заключение …………………………………………………..............................29

Список литературы ……………………………………………........................31


Введение

 

Актуальность. Развитие физических качеств – это одна из важных сторон физического воспитания младших школьников. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость.

Среди физических качеств особое место занимает быстрота, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.

Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время весьма актуально изучение особенностей воспитания двигательных качеств младших школьников, так как в этом возрасте все функциональные системы организма наиболее пластичны и обладают значительными резервными возможностями. В целом актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью улучшения здоровья, повышения физической подготовленности и развития интереса у детей к урочным формам физического воспитания и увеличения их двигательной активности.

Цель исследования. Изучить особенности развития скоростных способностей у младших школьников.

Объект исследования. Образовательный процесс по физической культуре на базе МОУ СОШ №68.

Предмет исследования. Процесс развития быстроты у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза. Предполагается, что систематическое использование подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера позволит повысить уровень скоростных способностей учащихся младших классов.

Методы исследования. Изучение и анализ научно-методической литературы, анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, педагогическое наблюдение на уроке физической культуры, тестирование.

 


Глава 1. Состояние вопроса по проблеме исследования

Особенности обучения движениям детей

Обучение новым движениям основывается на естественных возрастных предпосылках проявления элементарных двигательных актов. И.В. Шаповаленко отмечает, что с первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Дети школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к неожиданно возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения [10].

В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет нервная высшая деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития.

Скорость научения ребенка новым движениям зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям.

В процессе индивидуального развития у детей наблюдаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности (критические периоды).

Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6-8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9-11 лет. В период от 8 до 12 лет, могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. Этому способствует интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей двигательной функции.

Только к 7-8 годам созревают физиологические механизмы координации, необходимые для одновременных, симметричных движений. С 8-9 лет происходит интенсивное нарастание скорости бега и плавания, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов. Причем 10-11-летние дети в этом отношении даже превосходят 12-14- летних подростков.


Младшего школьного возраста

Особенности обучения двигательным действиям

В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся.

На занятиях следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Уже в начальных классах с помощью доходчивых образных объяснений нужно органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д.

Большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

Приобретаемые качества должны быть «гибкими», «вариативными», поддающимися изменениям. Особое место отводится методам, позволяющим варьировать двигательные действия и условия их выполнения. Специальные формы речевого воздействия учителя: звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи – сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками.

Особенности развития физических качеств

Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям.

Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма являются всесторонность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

В младшем школьном возрасте при интенсивном росте тела применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективно и поэтому нецелесообразно, так как показатели силовых способностей невелики.

При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).

Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах.


Выводы по 1 главе

Изучена научно-методическая литература по теме «Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры». Выявлено, что в возрастном периоде 7-10 лет происходят кардинальные изменения в физиологии человека, а конкретно, в опорно-двигательном аппарате и центральной нервной системе, но и другие системы тоже подвергаются изменениям. Много изменений происходит и в психологии ребёнка. Всё это в совокупности является сенситивным периодом для развития скоростных способностей.

Основными средствами развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Основным методом являются повторный, игровой и соревновательный.

Методику развития скоростных способностей условно делят на воспитание быстроты двигательной реакции и движений. Формы воспитания скоростных способностей делят на элементарную и комплексную. Основными видами контроля воспитания скоростных способностей у младших школьников являются тесты. Оценка должна иметь два критерия: должна быть справедливой и должна приводить к практически полезным результатам.

 


Задачи исследования

 

Исходя из актуальности, практической значимости проблемы проведено исследование, в ходе которого решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы, касающейся особенности повышения уровня скоростных способностей и физической подготовленности младших школьников по данным специальной литературы и передовой практики;

2. Подобрать упражнения, развивающие быстроту сложной двигательной реакции, с целью их применения для развития быстроты движений у младших школьников;

3. Определить эффективность развития быстроты в условиях педагогического эксперимента.


Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы.

Изучение литературных источников позволило составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить опыт применения скоростно-силовых упражнений в практике физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ. Анализировались данные литературных источников по исследуемому вопросу.

Анализу и обобщению была подвергнута специальная научно-методическая литература и документальные материалы, по рассмотренным в представленной работе вопросам.

2. Анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста.

Проводился анализ передового и личного опыта работы, педагогические наблюдения. Это позволило выяснить степень разработанности рассматриваемой проблемы, определить предпосылки и задачи исследования и на этой основе разработать программу педагогического эксперимента.

3. Педагогические наблюдения на уроках физической культуры.

Наблюдения проводились с целью:

· выявления более эффективных специальных упражнений для развития быстроты;

· применения в дальнейшем данных упражнений на уроках физической культуры.

4. Тестирование.

Цель – определить изменения показателей быстроты движений по сравнению с началом эксперимента, и после применения целенаправленных скоростно-силовых упражнений.

Об эффективности экспериментального содержания и методики судили по уровню и темпам прироста показателей скоростно-силовых способностей и быстроты сложной двигательной реакции, а также по результатам, полученных в ходе двукратного тестирования в начале и в конце эксперимента.


Организация исследования

Были проведены контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей учащихся. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №68. В исследовании принимали участие учащиеся 4-ых классов. Тестирование проводилось в 2015-2016 учебном году, по 4 контрольным упражнениям: 30м., челночный бег 3х10м., прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой (30 сек.) по комплексной программе физического воспитания В.И. Лях [4].

Тестирование двигательных способностей проводилось в стандартных условиях. Каждому ребенку предоставлялась пробная и две последующие попытки. Им предшествовала специальная разминка. При 2-х попытках в обработку включался лучший результат. Далее осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов.

 

 


Выводы по 2 главе

Проводилась экспериментальная работа для определения уровня развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста. В исследовании, проводимом на базе МОУ СОШ №68, принимали участие учащиеся 4-ых классов.

Для оценки уровня развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста были использованы разнообразные методы исследовании (изучение и анализ научно-методической литературы; анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста; педагогическое наблюдение на уроке физической культуры; тестирование), а также 4 вида контрольных упражнений (30м., челночный бег 3х10м., прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой (30 сек.)).

Экспериментальное содержание выбранной методики позволит максимально точно проследить изменения в уровне и темпе развития показателей скоростных способностей и быстроты сложной двигательной реакции у детей младшего школьного возраста.


Выводы по 3 главе

Развитие скоростных способностей учащихся на протяжении всего учебного года путем использования разнообразного комплекса упражнений, позволило получить следующие результаты: прирост за время исследования скоростных способностей по результатам дальности прыжка в длину с места позволил отнести результаты учащихся к более высокому уровню. Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег). Хорошие результаты показали учащиеся в беге на 30 м. и прыжках со скакалкой.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости уделять большое внимание развитию скоростных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Кроме этого, использование на уроках подвижных и спортивных игр, а также разнообразных упражнений, требующих быстрых кратковременных перемещений и локальных движений, частоты движений руками и ногами, быстроты целостного двигательного действия и координации движения – хороший способ формирования у ребенка предпосылок для овладения в будущем рядом профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов.

Все это свидетельствует об эффективности работы по развитию скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.


Заключение

Изучение современных подходов к организации физического воспитания младших школьников, направленных на повышение уровня физической подготовленности позволило определить пути решения данной проблемы, а так же по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения. С целью быстрого комплексного улучшения показателей основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) предпочтительно использовать упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовой подготовки, а также общей выносливости.

2. Для развития скоростных качеств, использовать упражнения в быстром и медленном беге. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие с заданным темпом. Упражнения для развития быстроты не должны иметь однообразный характер. Таким образом мы пришли к выводу, что способность к быстроте необходимо развивать с помощью упражнения в быстром и медленном беге, подвижных играх для того чтобы дети в дальнейшем овладели, разными видами спортивных упражнений и спортивных игр.

3. Результаты педагогического эксперимента доказывают, что физическое воспитание с использованием упражнений направленных на скоростно-силовую выносливость, а также использование подвижных игр способствуют более высокому росту физических способностей, а частности такого физического качества как быстрота.

 


Список литературы

1. Байков В.П. А Бегать ты умеешь? // «Физкультура в школе». – 2006. – №6. – с 39.

2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Кузнецов А.В. Баскетбол: развитие скоростных способностей // «Физкультура в школе». – 2008. – №2. – с. 59.

3. Казакова П.Н. Футбол. Учебник [для институтов физической культуры] / М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1978 – 256 с.

4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Пособие для учителя] / М.: Изд-во «АСТ». 2009 – 272 с.

5. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1974 – 232 с.

6. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1980 – 256 с.

7. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры / В.П. Филин. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1987 – 129 с.

8. Фокин Г.Ю. Уроки легкой атлетики в начальной школе // «Физкультура в школе». – 2000. – №4. – с 14-16.

9. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Изд-во «Академия». 2003 – 480 с.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М. Изд-во «Гардарики». 2007 – 352 с.

 

 

 

Курсовая работа

«Методика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста»

 

Выполнил:

студент 31 группы

заочного отделения

Е.А. Поздняков

Научный руководитель:

П.И. Костенко

 

 

Челябинск 2016


План: Стр.

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Состояние вопроса по проблеме исследования ………………......5

1.1. Особенности обучения движениям детей…………………….…….5

1.2. Особенности возрастного развития физических качеств……….…7

1.3. Организация и содержание физического воспитания учащихся

младшего школьного возраста……………………………...………10

1.4. Методика развития скоростных способностей у младших

школьников на уроке физической культуры…………………..…..12

1.5. Средства и методы развития быстроты…………………………….15

Выводы по 1 главе ……………………………………………………………...17

Глава 2. Задачи и методы организации исследования ………………….…18

2.1. Задачи исследования……………………………………………...…18

2.2. Методы исследования……………………………………………….19

2.3. Организация исследования………………………………………….21

Выводы по 2 главе …………………………………………………………...…22

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения ……………………...23

3.1. Анализ результатов тестирования учащихся………………….…..23

Выводы по 3 главе ………………………………………….…………………..28

Заключение …………………………………………………..............................29

Список литературы ……………………………………………........................31


Введение

 

Актуальность. Развитие физических качеств – это одна из важных сторон физического воспитания младших школьников. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость.

Среди физических качеств особое место занимает быстрота, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.

Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время весьма актуально изучение особенностей воспитания двигательных качеств младших школьников, так как в этом возрасте все функциональные системы организма наиболее пластичны и обладают значительными резервными возможностями. В целом актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью улучшения здоровья, повышения физической подготовленности и развития интереса у детей к урочным формам физического воспитания и увеличения их двигательной активности.

Цель исследования. Изучить особенности развития скоростных способностей у младших школьников.

Объект исследования. Образовательный процесс по физической культуре на базе МОУ СОШ №68.

Предмет исследования. Процесс развития быстроты у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза. Предполагается, что систематическое использование подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера позволит повысить уровень скоростных способностей учащихся младших классов.

Методы исследования. Изучение и анализ научно-методической литературы, анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, педагогическое наблюдение на уроке физической культуры, тестирование.

 


Глава 1. Состояние вопроса по проблеме исследования







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.